Конкуренция как элемент рыночного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Тема «Конкуренция как элемент рыночного механизма» является актуальной, так как с проблемами, которые раскрываются в этой теме, мы сталкиваемся довольно часто и понимание конкуренции, и рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли.
Цель работы: понять, при каких условиях возникает конкуренция, какие виды конкуренции и конкурентной борьбы бывают, и как она влияет на рынок товаров и услуг и вообще нужна ли конкуренция.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….- стр.
Глава 1: Понятие, разновидности и функции экономической конкуренции.
1.1. Сущность и функции конкуренции…………………………………..………….- стр.
1.2. Виды и методы конкуренции………………………………………………………- стр.
1.3. Способы ведения конкурентной борьбы…………………………………….- стр.
Глава 2: Состояние конкуренции в рыночной экономике России ………- стр.
2.1. Конкуренция и монополия в России……………………………………………- стр.
2.2. Малый бизнес в рыночном механизме конкуренции………………..- стр.
2.3. Государство как регулятор конкурентных отношений в рыночной экономике России………………………………………………………………………………….- стр.
Список используемой литературы………………………………………………………….- стр.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по микроэкономике.docx

— 68.20 Кб (Скачать)

Выгода от распределения  более всего весит при наличии  общих затрат. Последние возникают, когда фирма - производитель товара А должен иметь мощности для производства товара Б. Примером этого есть пассажирские и грузовые авиаперевозки (в грузовых самолетах по технологической причине  пассажиры заполняют ограниченную площадь самолета - салон, а сдача  пространства отводится для груза). Подъем самолета в воздух требует  значительных затрат, независимо от количества пассажиров на борту. Итак, фирма, которая  соревнуется за рынки пассажирских и грузовых перевозок, может иметь  значительный перевес над компанией, которая ведет конкурентную борьбу лишь на одном рынке. Один и тот  же эффект наблюдается в случае с  процессом производства, кроме основной продукции, побочных продуктов. Фирма-новичок, которая, в отличие от уже существующих фирм, не получает максимальной выручки  от побочных продуктов, может понести  убыток. Типичный пример общих затрат - это способность производственных подразделов компании распределить нематериальные активы, такие как марочные названия и ноу-хау. Затраты на создание нематериального актива одноразовые; потом этот актив можно легко применить в других сферах бизнеса, определенной дополнительной суммы будет требовать, кроме того, его модификация и приспособления к другим условиям. Итак, ситуация, за которой распределяются нематериальные активы, может дать значительную экономию.

Экономия за счет масштабов выступает в роли входного барьера там, где существует экономия за вертикальной интеграцией, то есть операции на последовательных этапах производства или распределения. Чтобы  этот входной барьер сработала, необходимо, лишь бы распределенная операция или  функция давала экономию за счет масштабов, которая бы выходила за пределы любого рынка. Иное сбережение средства путем  распределения может оказаться  иллюзорным. Компания может наблюдать  уменьшения затрат, тем не менее  это поясняется исключительно излишними  мощностями в операции или функции. Такая экономия непродолжительная, и, когда производственные мощности полностью загруженные, фактические  затраты распределенной операции станут очевидными. [15, с. 210]В этом случае фирма  новичок должна интегрироваться  или же она несет убытки и, возможно, утратит право на пользование  ресурсами или рынком сбыта, если большинство укорененных конкурентов  есть интегрированными. Потеря права  в таких ситуациях обосновывается тем, что большинство потребителей покупают продукцию у подразделов  собственной фирмы и так же большинство поставщиков "торгуют" в границах собственной компании. Независимой фирме тяжело поддерживать сравнительно одинаковые с конкурентами цены, и ее могут "раздавить", если интегрированные конкуренты будут  предлагать ей другие условия, чем своим  подразделам. Требование интегрироваться  на входе может увеличить риск отпора со стороны конкурентов и  соорудить другие входные барьеры.

Входной барьер создается  наличием переходных затрат, то есть разовых  затрат фирмы-покупателя на переход  от товара одного поставщика к товару другого. В переходные затраты могут входить стоимость переподготовки персонала и нового вспомогательного оборудования, затраты времени и денег на проверку надежности нового поставщика, потребность в технической помощи со стороны нового продавца, создания нового дизайна товара ли даже материальные затраты на разрыв отношений4. Если эти переходные затраты являются значительными, новички должны радикально уменьшить затраты ли улучшить качество товара, чтобы покупатели переключились на потребление их продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы:

Список литературы

Мкконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. “Экономикс”, М., Республика, 1993г.

Зубко Н.М., “Экономическая теория”, 2-е изд., Минск, НТЦ “АПИ”,1999г.

“Маркетинг”, под  ред. Романова А.Н., М., ИО “Юнити”, 1996г.

Заключение

В данной работе я  произвела обзор видов рыночных структур, виды и свойства конкуренции, структурный анализ и стратегию  конкуренции, материалов связанных  с деятельностью правительства  как фактора отраслевой конкуренции, суть входных барьеров. Из выше перечисленного материала, следует, что: конкуренция  является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое  явление имеет свои плюсы и  минусы. К положительным чертам можно  отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к  спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом  оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны  государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных  ресурсов, экологические нарушения  и др.

Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти  два явления связаны между  собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.В целом же, я считаю, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма  в экономике, и в условиях конкуренции  создается большее национальное богатство при меньшей стоимости  каждого вида продукции по сравнению  с монополией и плановой экономикой.Без  повышения уровня конкуренции невозможно осуществлять ни структурные преобразования в экономике на основе научно-технического прогресса, ни переход к новому качеству экономического роста. Конкуренцию  следует оценивать не столько  как функцию некоторых рыночных структур, сколько с точки зрения ее результатов. Конкуренция может  быть ограниченной вследствие немногочисленности фирм, их размеров, степени концентрации производства. Но важнее знать, насколько  подходят потребителю цены, качество товаров. Конкуренция должна быть прежде всего действенной и эффективной.

Проблемы, связанные  с развитием различных форм конкуренции  неоднозначны, так как реальная жизнь  очень динамична и в ней  существуют не только критерии экономической  эффективности, но действуют и политические или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок. Таким образом, нельзя дать ответ - какая рыночная ситуация "лучше" позволяет обеспечить оптимальные пропорции распределения ресурсов, обеспечить равновесие на рынке, здесь нужно учитывать не только макро- но и микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие экономической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай требует особого подхода.

Решающую роль в  создании на рынке благоприятной  конкурентной среды играют антимонопольное  законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых  способствует стабилизации всей экономики  в целом. Список используемой литературы

1. Азоев Г.Л. Конкуренция:  анализ, стратегия и практика./ Г.Л.  Азоев - М.: Центр экономики и  маркетинга, 1996. - 348 с.2. Долан Э.Дж. Рынок./ Э.Дж.Долан - М.: Третий Рим, 2000. - 297 с.

3. Рузавин Г.И.  Основы рыночной экономики./ Г.И.  Рузавин - М.: Логос, 1998. - 305 с.

4. Иванов И.Д. Современные  монополии и конкуренции: формы  и методы монополистической практики./ И.Д. Иванов - М.: Третий Рим, 1995. - 389 с.

5. Романов А.Н.  Маркетинг./ А.Н. Романов - Мн.: Мир, 1999. - 250 с.

6. Олехнович Г.И.  Конкурентные стратегии на мировых  рынках./ Г.И. Олехнович - Мн.: Высшая  школа, 1999. - 389 с.

7. Новикова И.В.  Глобализация и рынок: поиски  стратегии экономического развития  в XXI веке./ И.В. Новикова - Мн.: Акад. упр. при Президенте Республики  Беларусь, 2001. - 496 с.

8. Портер М. Международная  конкуренция. Международные отношения./ М. Портер - М.: Мир, 1993. - 480 с.

9. Цыганова А.Г.  Конкуренция и антимонопольное  регулирование./ А.Г. Цыганова - М.: Логос, 1999. - 305 с.

10. Салько Г.Г. Монополия  и конкуренция./ Г.Г. Салько - Мн.: БГЭУ, 1999. - 302 с.11. Львов Ю.А. Основы экономики  и организации бизнеса./ Ю.А. Львов  - С-П.; Формика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т-2. - Мн.: Республика, 1992. - 400 с.

12. Нуреев Р.М. Курс  микроэкономики: Учеб. для вузов  по экон. спец. / Р.М. Нуреев. - 2-е  изд., изм. - М.: НОРМА-ИНФА-М, 2001. - 405 с.

13. Макконнелл К.  Экономикс: принципы, проблемы и  политика: Учеб. для экон. вузов./ К.  Макконнелл, С. Брю Пер. - С англ.: В 2 т. - М.: ИНФА-М, 2000. - 1500 с.

14. Самуэльсон П.Э.  Экономика: Учеб. пособие. / П.Э. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус - Пер. с англ. 16-е  изд., перераб. и доп. - М.: Издат.  Дом «Вильямс», 2000. - 678 с.

15. Национальная экономика  Беларуси : Учеб. пособие/ Под ред.  В.Н. Шимова - Мн.: БГЭУ, 2005. - 600 с. 

Введение

 Конкуренция в  переводе с латинского языка  значит "сталкиваться" и может  быть определена, как соперничество  между отдельными лицами и  хозяйствующими единицами, заинтересованными  в достижении одной и той  же цели. Если эту цель конкретизировать  с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется  борьба фирм за ограниченный  объем платежеспособного спроса  потребителей, ведущаяся фирмами  на доступных им сегментах  рынка.

Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и  продавца. Механизм рынка действует  через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность  цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция  – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

 Конкуренция одновременно  имеет и положительные и отрицательные  стороны:

1) она способствует  развитию научно-технического прогресса,  постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  ее вымываются экономически неэффективные  производства, устаревшая техника,  некачественные товары;

2) она чутко реагирует  на изменение спроса, ведет к  удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде  случаев к их снижению;

3) в известной  мере выравнивает норму прибыли  на капитал и уровень заработной  платы во всех отраслях национальной  экономики.

 К числу негативных  сторон можно отнести:

1) придает бизнесу  определенную нестабильность, создает  условия для безработицы, инфляции  и банкротства;

2) ведет к дифференциации  доходов и создает условия  для их несправедливого распределения;

3) ее следствием  может быть перепроизводство  товаров и не догрузка мощностей  в периоды производственных спадов.

Конкуренция предполагает свободу вступления экономических  единиц в любую конкретную отрасль  и свободу выхода и нее. Эта  свобода необходима для того, чтобы  экономика могла надлежащим образом  адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения  ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в  ее постоянном стимулировании эффективности  производства. 

 В годы плановой  экономики в нашей стране конкуренция  не играла той роли, которая  ей отводится при рыночных  методах хозяйствования.

 Справочники,  словари и учебные пособия  по политэкономии социализма  регулярно оповещали о полном  устранении конкуренции и замене  ее бесконфликтным (или малоконфликтным  - с победителями и без побежденных)  соцсоревнованием. Благодаря этому  российская экономика превратилась  не только в систему высокомонополизированных  производств, но буквально в  сумму гигантских промышленных  натуральных хозяйств, самостоятельно  обеспечивающих себя всем необходимым:  от вспомогательного производства  до социальной сферы. В конечном  счете, всё это привело к  низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

С точки зрения организации  плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса  и кризисов перепроизводства.

 Сегодня мы  понимаем, что чем ожесточеннее  конкуренция на внутреннем рынке,  тем лучше национальные фирмы  оказываются подготовленными к  борьбе за рынки за рубежом,  и тем в более выгодном положении  оказываются потребители на внутреннем  рынке и по уровню цен, и  по качеству продукции. Ведь  конкурентоспособная продукция  должна иметь такие потребительские  свойства, которыми бы она выгодно  отличалась от сходной продукции  других конкурентов.

Информация о работе Конкуренция как элемент рыночного механизма