Конкуренция и корпорации в современных рыночных экономиках

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

По мере ослабления межгосударственных барьеров на пути движения товаров, услуг и факторов производства и распространения частнопредпринимательских принципов организации хозяйственной деятельности в мировом пространстве все более актуальным и важным фактором развития компаний становится конкуренция.
Проблема конкуренции, как никогда, является болезненным вопросом который важен не только для отдельных фирм, но и для экономик стран в целом. Разви

Содержание

Введение………………………………………………………………..….3
1.1. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке……....…5
1.2.Конкуренция и методы её регулирования в современных рыночных экономиках…………..…………………………………….……………..10
1.3. Предпосылки и этапы становления ТНК…….………………….....15
2.1 Основные формы организации международной
деятельности ТНК ……………………………….………………….…...20
2.2. Проблемы и перспективы развития ТНК в РБ.…………………....28
3.1. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства
Республики Беларусь …………………………………………………...33
3.2. МТС как представитель ТНК в РБ……………………………….....38
3.3. ФПГ как альтернатива ТНК в РБ.…………...……………….…......42

Заключение …………………….………………………………………...47
Список используемой литературы ……………………

Работа содержит 1 файл

Белорусская экономика.doc

— 458.50 Кб (Скачать)

 

квартал
2002 г.
млн долл. США

квартал
2001 г.
млн долл. США

Изменение

За 2002 г.
млн долл. США

За 2001 г.
млн долл. США

Изменение

Чистая выручка

$409,3

$258,5

58,3%

$1361,8

$893,2

52,5%

Операционная прибыль

$123,7

$85,7

44,3%

$464,4

$324,1

43,3%

Чистая прибыль

$85,2

$61,2

$39,2

$277,1

$205,8

$34,6%

Прибыль до уплаты налогов, расчетов по процентам и амортизационных отчислений (EBITDA)

$182,7

$125,5

45,6%

$674,1

$457,4

47,4%

Процент прибыли (EBITDA margin)

44,6%

48,5%

49,5%

51,2%

 

По состоянию на 19 мая 2003 года общая абонентская база МТС составила 10,42 миллиона абонентов, из которых 8,54 миллиона проживают в России, а 1,88 миллионов — на Украине. Кроме того, СООО «Мобильные ТелеСистемы» обслуживало на эту дату 125 тысяч абонентов в Беларуси.

Главным результатом 2 лет деятельности МТС в Беларуси стала либерализация рынка услуг мобильной связи. Благодаря началу конкуренции сотовых операторов, вызванной приходом на рынок «Мобильных ТелеСистем», всего за год уровень проникновения мобильной связи в стране вырос более чем в 3 раза, но все же остается низким по сравнению со странами своего региона и мира в целом. На сегодняшний день он составляет около 5%. По сравнению, например, с Россией (15%) и Чехией (80%) относительно низкое проникновение сотовой связи предполагает большой потенциал роста рынка.

( в тыс. абонентов)

Связь стандарта GSM до появления на белорусском рынке МТС была монополизирована, а любая монополия — это завышенные цены и медленное развитие рынка. На момент начала работы МТС в Беларуси проникновение мобильной связи в стране было чуть выше 2 % — один из самых низких показателей в Европе. Поэтому с самого начала были предприняты усилия по развитию сети и установлена тарифная политика демпинга, направленные на то, чтобы сделать сотовую связь услугой массового спроса. В МТС смогли задать импульс развитию этого рынка, и все больше жителей Беларуси теперь становятся абонентами уже год как многонационального оператора.

Сегодня СООО «Мобильные ТелеСистемы» обслуживает в РБ более 1миллиона активных абонентов в Беларуси и 225,8 миллиона человек в целом, что выше запланированных показателей. В течение трех последних месяцев МТС лидирует среди белорусских сотовых операторов по количеству новых подключений. Рыночная доля «Мобильных ТелеСистем» за год работы в Беларуси составила 25 % рынка7 и ежемесячно увеличивается на 2-3 процента. Компания не отступает от своей концепции региональной экспансии, воплощенной в жизнь в России: около трети от общего числа белорусских абонентов МТС составляют жители регионов; по планам компании, ближайшее время во всех областных центрах Беларуси появятся собственные центры продаж и обслуживания МТС.
 

(в тыс. абонентов)

              Как видно, деятельность компании в стране, ставшей для нее первым выходом на международный уровень, дает результаты, превосходящие ожидания менеджеров МТС, что может объясниться проведением успешной политики, уже опробованной в России. Здесь же надо отметить, что в условиях олигополии на белорусском рынке обе компании-оператора не дают полного доступа к их статистической информации — полупрозрачное ведение их деятельности не предусматривает обнародование реальных показателей  EBITDA, ARPU или MOU.

Конкретный пример компании МТС как молодой ТНК показал, что феномен такой организации, к тому же работающей в сфере услуг, может успешно развиваться в странах региона Восточной Европы, причем деятельность ТНК дает здесь положительные и, порой, рекордные результаты.

1

 



3.3. ФПГ как альтернатива ТНК в РБ

 

Одной из альтернативных форм ТНК и наиболее приемлемых на данный момент нам, является финансово-промышлен­ная группа. Согласно законодательству Республики Беларусь финансово-промышлен­ная группа — это объединение юридических лиц (участников группы), осуществляющих хозяй­ственную деятельность на основе договора о со­здании финансово-промышленной группы. Фи­нансово-промышленная группа сама по себе не является юридическим лицом.

Субъекты хозяйствования Беларуси стремят­ся вступить в ФПГ по ряду причин, который      включает в себя и необходимость решения перечня экономических проблем. Среди них дефицит оборотных средств «вследствие инфляции и неплатежей»; свертывание бюджетного финансирования; сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественных предприятий на вешний рынок, так как там ощущается прессинг со стороны мощных конкурентов; неспособность управлять развитием технологически связанных предприятий; наличие структурного и финансово- инвестиционного кризиса промышленности, особенно в сфере НИОКР и высоких технологий; необходимость укрепления и кооперирования связей по производству конкурентоспособной продукции. В ряде случаев в составе ФПГ создается холдинг, который осуществляет взаимодей­ствие с банками, которые прямо в него не входят. Для белорусских участников такое сотрудничество имеет большое значение.

Bo-пeрвых,  в целях оживления республиканской обрабатывающей промышленности целесообразно по возможности восстановить кооперацию белорусских предприятий с их прежними российскими смежниками.

Во-вторых, для защиты интересов белорус­ских участников передачу контроля над ними российской центральной компании можно сопровождать заключением долго­срочного соглашения с руководством ТФПГ,  в котором особо оговариваются права и обязанности каждой стороны.

В-третьих, транснациональная финансо­во-промышленная группа представляет со­бой целостную систему, состоящую из вза­имодополняющих элементов. Ее руковод­ство заинтересовано в эффективной работе всех участников. В целом сама идея формирования финансово-промышленных групп является положительным фактором для всей белорусской экономики, дающим отечестве предприятиям возможность полной участвовать в мировой экономической операции и интеграции.

Анализ первых шагов становления ФПГ с участием белорусских предприятий позволяет сделать следующие выводы:

1.   Участие предприятий Беларуси в международных ФПГ осуществляется в основном в  группах, действующих в рамках  СНГ. Учитывая зависимость экономики Республики Беларусь от топливно-энергетических ресурсов и преимущественную ориентацию на российский рынок, в первую очередь получают развитие транснациональные ФПГ с Российской Федерацией,

2.   По причине слабости национального банковского капитала участие в международных ФПГ со стороны республики осуществляется преимущественно в форме промышленного капитала, что в перспективе может повлечь ограничение контроля над финансово-промышленными группами и создать определенную зависимость.

3.   Наибольшее развитие получат международные ФПГ в топливно-энергетическом комплексе, автомобиле- и тракторостроение, телевизионном производстве и других электронных отраслях, машино- и приборостроении, в военно-промышленном комплексе.

4.              Головные (центральные) компании большинства международных ФПГ располагаются преимущественно на территории РФ с сохранением контрольного пакета за российской стороной (так, доля белорусской стороны в ФПГ «Нижегородские моторы» составляют 0,55%, в ФПГ «Точность» — 2%, в «Славнефти» — 20% и т.д.). Практически все ФПГ по этому признаку можно назвать российско-белорусскими.

5. Еще одна проблема, с которой может столкнуться Бела­русь при массовом притоке крупных ТНК, — это система трансфертных цен. В этом случае налоговые поступления от новых предприя­тий не только не увеличатся, но и уменьшат­ся. Торгуя друг с другом полуфабрикатами, услугами или даже просто лицензиями зару­бежные филиалы и отделения ТНК могут указывать в ведомостях взаиморасчетов вы­сокие цены. При этом расходы активных международных компаний всегда наиболь­шие там, где максимальны налоговые став­ки, тогда как филиалы, действующие в офф­шорных зонах или регионах с низким уров­нем налогообложения, всегда извлекают огромные прибыли, даже имея единственный офис с факсом и парой сотрудников. У го­сударства фактически нет никакой возмож­ности контролировать эту практику. Часто просто невозможно проверить, завышены или нет цены в торговле между фирмами, т.к. по множеству предметов не удается об­наружить сопоставимые рыночные цены.

Помимо потенциального ухода от налогов, ФПГ также рассчитывают на расходную часть бюджета принимающей их страны. Привлекая ТНК в государство власти обычно включают в обязательный минимум бесплатное предоставление земли, в т.ч. авто­страды, железные дороги, электро- и водо­снабжение. Где бы та или иная корпорация ни задумала строить завод, те, кто планирует расходы, могут рассчитывать на обще­ственные пожертвования и государственные субсидии.

К сведению. Корейский гигант Samsung при строительстве нового завода по производству электроники на севере Англии при размере кап­вложений в 1 млрд. долларов сумел привлечь 100 млн. долларов из британского казначейства. Кроме того, налогоплательщики Франции и ЕС уже вовлечены в прямое субсидирование четверти стоимости нового завода Mercedes в Лотарингии, который будет производить малолитражные автомобили. Так, в 1993 г. компания Mercedes-Benz внесла только 55% стоимости выполнения пуско-наладочных работ для нового завода в сравнительно бедном штате Алабама. Практически идентичная ситуация складывалась и с Ford в Республике Беларусь.

В национальной программе развития экспорта на 2000 - 2005 годы сказано: "Ведущие отрасли белорусской промышленности без коренной модернизации и мощного притока инвестиций могут полностью утратить свои конкурентные позиции и традиционные рынки". Чтобы спасти положение, планировалось каждые 6 лет вкладывать по 2 млрд. долларов США ежегодно. Но к сожалению была выплачена далеко не вся сумма по 2000-2004 годам. Даже если верить, что мы найдем такие деньги, надо иметь в виду, что любая транснациональная корпорация инвестирует во много раз больше. Например, такие корпорации, как "Майкрософт", превзошли даже Канаду и по размеру ежегодных инвестиций, и по их общей сумме.

Каждая корпорация всю свою мощь и мастерство сосредоточила на производстве нескольких видов товаров. А наше производство раздроблено по отраслям и предприятиям, темпы его роста даже не приближались к темпам роста корпораций. При таких условиях транснациональные корпорации довольно легко раздавят белорусских конкурентов одного за другим, а заодно и наши надежды на счастливое будущее. Не станет лелеять белорусов ни одна корпорация, у которой на родине миллионы безработных. Но даже если мы создадим самое передовое производство, этого мало. Для успеха на внешнем рынке надо уметь продавать и покупать с выгодой для себя. С каждым годом международная торговля становится все выгоднее для лидеров и все разорительнее для отстающих, которые вынуждены за каждый импортный товар отдавать все больше своих товаров. Ведущие мировые производители только на рекламу тратят более 30% от себестоимости товара. Еще дороже содержание реализационной сети. В любом случае их расходы на маркетинг составляют более половины себестоимости товара. Но в результате мощной маркетинговой поддержки товары в сравнении с товарами конкурентов дорожают и объемы их реализации растут, а без такой поддержки - все наоборот. Смешно надеяться, что белорусские предприятия, выйдя на внешний рынок, устоят перед натиском ТНК, тратящих миллиарды на реализацию своих товаров. Чем мельче конкуренты, тем легче транснациональным корпорациям превратить каждого из них в дешевую рабочую силу, покорную воле иностранного господина. Только силы всей Беларуси сопоставимы с силой современной маркетинговой компании.

Информация о работе Конкуренция и корпорации в современных рыночных экономиках