Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:55, курсовая работа
По мере ослабления межгосударственных барьеров на пути движения товаров, услуг и факторов производства и распространения частнопредпринимательских принципов организации хозяйственной деятельности в мировом пространстве все более актуальным и важным фактором развития компаний становится конкуренция.
Проблема конкуренции, как никогда, является болезненным вопросом который важен не только для отдельных фирм, но и для экономик стран в целом. Разви
Введение………………………………………………………………..….3
1.1. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке……....…5
1.2.Конкуренция и методы её регулирования в современных рыночных экономиках…………..…………………………………….……………..10
1.3. Предпосылки и этапы становления ТНК…….………………….....15
2.1 Основные формы организации международной
деятельности ТНК ……………………………….………………….…...20
2.2. Проблемы и перспективы развития ТНК в РБ.…………………....28
3.1. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства
Республики Беларусь …………………………………………………...33
3.2. МТС как представитель ТНК в РБ……………………………….....38
3.3. ФПГ как альтернатива ТНК в РБ.…………...……………….…......42
Заключение …………………….………………………………………...47
Список используемой литературы ……………………
Нормативно-процессуальные механизмы. Важным моментом в становлении и развитии ТНК является процедура регистрации их на территории Беларуси, правила которой закреплены в основных законодательных актах, уточнены в подзаконных актах, а также в Инвестиционном кодексе. Однако чрезмерный формализм при ее осуществлении дает государству и другим органам повод для необоснованного вмешательства.
Так, поводами к отказу в регистрации и выдаче лицензии должны быть лишь угроза безопасности и обороноспособности государства, охрана государственной тайны и пр. Другие методы противодействия должны носить сугубо экономический характер.
Целесообразно также принять такие нормативные акты, как «Кодекс поведения ТНК в Республике Беларусь» и «Кодекс поведения в области передачи технологий». Наличие их будет способствовать соблюдению корпорациями национальных интересов принимающих их государств, эффективному сотрудничеству с отечественными предприятиями и в итоге положительному влиянию ТНК на экономику.
Такие кодексы должны содействовать реализации дочерними предприятиями ТНК поставленных государством задач по обеспечению местного участия в производстве товаров, например: обязывать их при найме и продвижении на все посты хозяйственного управления отдавать приоритет национальным кадрам; при реализации новой технологии более полно использовать доступные местные ресурсы рабочей силы, материалы, комплектующие и т.п.;
Международное сотрудничество. Опыт сотрудничества ТНК с государствами показывает, что на инвестиционную привлекательность страны значительно влияет ее участие в международных организациях и интеграционных группировках. Оно оказывает благоприятное влияние на формирование торговой политики между странами, беспрепятственно перевозить капиталы и товары. Наиболее важным направлением государственной политики является вступление в ВТО.
Следует активизировать деятельность по налаживанию отношений с международными инвестиционными и финансовыми агентствами, среди которых можно выделить Мировой и Европейский банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию, Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Конференцию ООН по транснациональным корпорациям и инвестициям (UNCTAD). Присоединение к таким агентствам или участие в них принесет Беларуси в стратегическом плане дополнительные плюсы.
В промышленно развитых странах основу национальной экономики составляют отечественные ТНК. В Республике Беларусь структурообразующую основу экономики составляли и будут составлять крупные предприятия. Однако, являясь монополистами в национальной экономике такие предприятия в финансовом, экономическом и организационном отношении слабы на мировых рынках.
Необходимо также: отменить таможенные пошлины и НДС на ввозимое сырье, материалы и оборудование, не производимые в Беларуси, но необходимые для нужд ее предприятий; предоставить льготы по налогу на доходы иностранных ТНК за услуги, оказываемые ими предприятиям республики при проведении выставок, и на доходы от рекламной деятельности, других мероприятий, способствующих продвижению белорусских идей и продукции на зарубежные рынки; уменьшить или освободить от налога на прибыль продукцию предприятий, входящих в состав ТНК, но произведенную только для нужд ТНК; стимулировать предприятия к получению сертификата качества ИСО 9000 и проведению работ по выходу на ИСО 9001 и ИСО 14000.
Важным в становлении и развитии ТНК должна стать поддержка их специальными финансовыми структурами и законодательными базами. В Республике Беларусь для поддержки экспортеров был создан Инвестиционный банк, позже преобразованный в Белэксимбанк, приняты определенные законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ТНК и их инвестиции, которые требует четкого представления интересов ТНК и республики.
В противном случае может возникнуть чрезмерное влияние транснациональных корпораций на экономику или - при жестких и неравноправных условиях хозяйствования со стороны государства — уменьшение и даже прекращение прихода ТНК и их инвестиций.
Важно отметить, каким образом государство пытается урегулировать нормативно-правовые сложности и выйти на новый уровень отношений.
1
3.2.Специфика и эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь
Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из:
Конституции Республики Беларусь (статья 13);
Норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК)1 ,
Закона от 10 декабря 1992 года № 2034—XII (в редакции Законов Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 364—З, от 2 декабря 2002 года № 154—З) «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»2 (далее — Закон «О противодействии монополистической деятельности»);
Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года № 162—З «О естественных монополиях»3 (далее — Закон «О естественных монополиях») и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.
Акты антимонопольного законодательства Республики Беларусь действуют в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
Первое место в этой иерархии занимает Конституция Республики Беларусь, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Беларуси.
Конституционные основы антимонопольного регулирования образуют нормы раздела I и II Конституции Республики Беларусь. Это наиболее стабильная часть антимонопольного законодательства, поскольку в Основной Закон государства не могут вноситься частые изменения и дополнения.
Эти гарантии тесным образом связаны с основополагающими конституционными правами и свободами. Государство обязано не только провозгласить их («все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов») (статья 22), но и обеспечить условия для их практической реализации в частноправовых и публичных отношениях.
Таким образом, Конституция Республики Беларусь ориентирует законодателя, что законом может быть запрещена социально опасная деятельность, в том числе экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Но этот общий конституционный принцип здесь не конкретизирован.
Другое законодательство Республики Беларусь содержит запрет конкретной экономической деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В частности, указанный запрет материализован в части 2 пункта 1 статьи 9 ГК, которая не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления своим доминирующим положением на рынке.
Правила Закона «О противодействии монополистической деятельности» применяются к отношениям, связанным с монополистической деятельностью на товарных рынках, где товары имеют ограниченную гражданскую оборотоспособность лишь постольку, поскольку иное не установлено законодательными актами, содержащими правовые нормы об обращении этих видов товаров, а также если иное не определено соответствующими нормами международного права.
Актами законодательства в соответствии с нормами международного права могут устанавливаться изъятия по отнесению иностранных государств, международных организаций, физических и юридических лиц, лиц без гражданства и других субъектов права к числу потребителей.
Следующими в иерархии нашего национального антимонопольного законодательства стоят названные выше законы (Закон «О противодействии монополистической деятельности» и Закон «О естественных монополиях»).
Ключевое место среди них занимает Закон «О противодействии монополистической деятельности», который является первым белорусским антимонопольным законодательным актом (первая его редакция была принята в декабре 1992 года). В нем содержится понятийный аппарат антимонопольного законодательства, положения о функциях и компетенции антимонопольных органов, характеризуются основные виды монополистической деятельности и признаки составов нарушений антимонопольного законодательства, приводится система предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также положения о принятии, обжаловании и исполнении решений и предписаний антимонопольных органов.
Не совсем понятен и механизм признания недействительными соглашений и других актов государственных органов и хозяйствующих субъектов, предусмотренных в статье 15 названного Закона и других его нормах. Представляется, что здесь также должно быть обращение в хозяйственный суд.
Следовательно, запреты Закона «О противодействии монополистической деятельности» и его санкции могут применяться и к субъектам естественных монополий, если последние нарушают антимонопольное законодательство Республики Беларусь. Параллельно с этим деятельность субъектов естественной монополии подвергается регулированию и в соответствии с Законом «О естественных монополиях». Можно отметить и определенную общность форм и методов правового регулирования в этих Законах.
Нужно помнить и о сфере действия Закона «О естественных монополиях». В статье 2 этого Закона отмечено, что «регулирование деятельности субъектов естественных монополий, предусмотренное настоящим Законом, не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, если иное не установлено законодательством». Тем более что сферы деятельности субъектов естественных монополий строго очерчены указанным Законом и расширительному толкованию не подлежат. Это — транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; и т.д. (статья 3).
Нельзя не заметить и такого достоинства Закона «О естественных монополиях», как установление судебного разрешения конфликтов между антимонопольным государственным органом и субъектами естественных монополий.
Среди других актов антимонопольного законодательства нужно назвать следующие:
Положение о государственном реестре субъектов естественных монополий, утвержденное постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 29 апреля 2003 года № 984 ;
Инструкцию по выявлению монопольных цен, утвержденную постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций от 28 апреля 2000 года № 10 (в редакции постановления Минэкономики от 4 декабря 2002 года № 262)5 ;
Инструкцию по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах, утвержденную постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций от 28 апреля 2000 года № 9 (в редакции постановления Минэкономики от 5 июня 2000 года № 116)6 ;
Инструкцию по организации и проведению проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках, утвержденную постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций от 31 июня 2000 года № 14 (в редакции постановления Минэкономики от 4 декабря 2002 года № 261)7 ;
Правила проведения государственного антимонопольного контроля за соблюдением требований статьи 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», утвержденные постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций от 15 января 2001 года № 1 (в редакции постановления Минэкономики от 4 декабря 2002 года № 263)8 ;
Положение о порядке согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества, утвержденное постановлением Минэкономики от 25 июля 2002 годя № 1619 ;
Из международных договоров Республики Беларусь, регулирующих антимонопольную политику, выделяются Соглашение стран СНГ о согласовании антимонопольной политики от 12 марта 1993 года и межправительственный договор стран СНГ «О проведении согласованной антимонопольной политики» от 23 декабря 1993 года (эти договоры не публиковались и нуждаются в дополнительном исследовании).
Не приведены в систему, не актуализированы отдельные акты национального антимонопольного законодательства. Например, приказ Министра предпринимательства и инвестиций от 5 октября 1999 года № 120 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке проведения антимонопольными органами экспертизы проектов создания холдингов, в том числе в процессе разгосударствления и приватизации собственности»12 и некоторые другие.
Все это говорит о том, что антимонопольное законодательство в Республике Беларусь систематизировано, но не соответствует международным стандартам и при дальнейшем его совершенствовании позволит эффективно регулировать соответствующие правоотношения.
Т.е. в РБ еще не сложилась база для активной деятельности ТНК, но зато первые ростки уже начинают пробиваться на наш рынок и отдельные компании готовы несмотря на правовые сложности завоёвывать белорусский рынок. Одной из представительниц таких ТНК является МТС и именно её влияние я хотела бы рассмотреть в следующей главе.
1
3.3. МТС как представитель ТНК в РБ
Компания «Мобильные ТелеСистемы» была учреждена Московской Городской Телефонной Сетью (МГТС), концерном Deutsсhe Telecom через свою дочернюю компанию DeTeMobil, компанией Siemens и еще несколькими акционерами в виде закрытого акционерного общества в октябре 1993 года. Четыре российских компании владели 53% акций, две немецкие компании — 47%. (В начале 1995 года АФК «Система» приобрела пакет у российских держателей акций, а DeTeMobil выкупил акции компании Siemens.) Стратегические акционеры МТС— российский диверсифицированный холдинг АФК «Система» и немецкий оператор связи T-Mobile — имеют по 51% и 25% акций компании соответственно. Уникальное сочетание опыта и возможностей двух стратегических акционеров компании — один из важных факторов успеха МТС. Финансовым инвесторам — западным инвестиционным фондам — в МТС принадлежит 22,3% акций компании. Уважение прав всех акционеров компании и последовательная политика по раскрытию информации о деятельности МТС — важные приоритеты работы руководства компании. В 2000 году был завершен процесс размещения акций компании на мировых фондовых рынках. Отныне акции МТС котируются на Нью-Йоркской Фондовой Бирже (в виде американских депозитарных расписок) под символом MBT. Мобильная связь — самая динамичная отрасль российских телекоммуникаций, а для быстроразвивающегося бизнеса привлечение инвестиций жизненно необходимо, что также значительно усиливает имидж компании (МТС числится в списке Нью-Йоркской фондовой биржи). Рыночная капитализация МТС — более 5-ти млрд. долларов.ОАО «Моби-льные ТелеСистемы» является крупнейшим оператором сотовой связи в Восточной и Центральной Европе. Компания имеет лицензии на предоставление услуг мобильной связи стандарта GSM 900/1800 в 58 регионах России, где проживают 106,4 миллионов человек или 74,3% населения страны, и активно работает в 49-и российских регионах, Беларуси и Украине. Клиентами МТС, помимо прочих, являются МВД России, Главное управление внутренних дел г. Москвы, компании Philip Morris, «Росвооружение», Внешэкономбанк, Посольство США в РФ.
Информация о работе Конкуренция и корпорации в современных рыночных экономиках