Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:55, курсовая работа
По мере ослабления межгосударственных барьеров на пути движения товаров, услуг и факторов производства и распространения частнопредпринимательских принципов организации хозяйственной деятельности в мировом пространстве все более актуальным и важным фактором развития компаний становится конкуренция.
Проблема конкуренции, как никогда, является болезненным вопросом который важен не только для отдельных фирм, но и для экономик стран в целом. Разви
Введение………………………………………………………………..….3
1.1. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке……....…5
1.2.Конкуренция и методы её регулирования в современных рыночных экономиках…………..…………………………………….……………..10
1.3. Предпосылки и этапы становления ТНК…….………………….....15
2.1 Основные формы организации международной
деятельности ТНК ……………………………….………………….…...20
2.2. Проблемы и перспективы развития ТНК в РБ.…………………....28
3.1. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства
Республики Беларусь …………………………………………………...33
3.2. МТС как представитель ТНК в РБ……………………………….....38
3.3. ФПГ как альтернатива ТНК в РБ.…………...……………….…......42
Заключение …………………….………………………………………...47
Список используемой литературы ……………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРИСТЕТ
Кафедра Экономической теории и
истории экономических учений
Курсовая работа
на тему:
«Конкуренция и корпорации в современных рыночных экономиках»
Студентка
ФМЭО, 2 курс Увэд-3 ( ) Маляревич Т.В. ( )
Руководитель ( ) Бакунчик В.Н.
( )
МИНСК 2004
Введение…………………………………………………………
1.1. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке……....…5
1.2.Конкуренция и методы её регулирования в современных рыночных экономиках…………..……………………………………
1.3. Предпосылки и этапы становления ТНК…….………………….....15
2.1 Основные формы организации международной
деятельности ТНК ……………………………….………………….…...20
3.2. МТС как представитель ТНК в РБ……………………………….....38
Заключение …………………….………………………………………...47
Список используемой литературы ……………………………………..49
1
Введение
По мере ослабления межгосударственных барьеров на пути движения товаров, услуг и факторов производства и распространения частнопредпринимательских принципов организации хозяйственной деятельности в мировом пространстве все более актуальным и важным фактором развития компаний становится конкуренция.
Проблема конкуренции, как никогда, является болезненным вопросом который важен не только для отдельных фирм, но и для экономик стран в целом. Развитие конкуренции прошло длительный и сложный путь и на сегодняшний день конкуренция – неотъемлемый элемент жизни, который существенно трансформировался с периода его зарождения.
Если раньше фирмы конкурировали между собой, чтобы захватить рынок, то теперь они поставлены в настолько жесткие условия, что конкуренция поодиночке не представляется возможной, лишь кооперация может привести к нужному результату.
Быстрый рост прямых иностранных инвестиций, выход технологического разделения труда за пределы фирм, отраслей и национальных границ сопровождается появлением гигантских международных научно-производственных комплексов с филиалами в разных странах и на разных континентах.
Небольшой внутренний рынок и глобализация современной мировой экономики заставляет фирмы кооперироваться, образовывая ФПГ, открывать свои филиалы в зарубежных странах, превращаясь в ТНК, заключать международные альянсы между собой.
Транснациональные корпорации превращают мировую экономику в международное производство, обеспечивая ускорение научно-технического прогресса во всех его направлениях - технический уровень и качество продукции, эффективность производства, совершенствование форм менеджмента, управления предприятиями.
Актуальность выбранной темы обусловлена постоянно возрастающей ролью транснациональных корпораций в процессе мирового воспроизводства. Однако, в данной теме, как в общественных науках вообще, не существует однозначных определений и принципов — это связано с разнообразием национальных особенностей рынков, культур, характеров.
Выбирая тему курсовой работы, я, наверное, до конца не осознавала её глубину и сложность. В названии темы ставиться очень широкая задача – рассмотреть конкуренцию и корпорации в современных рыночных экономиках. Поработав с источниками, я убедилась, что для дальнейшей работы над темой в данном формате (курсовая работа) целесообразно выбрать более достижимые высоты. И я поставила перед собой задачу - понять какую выгоду приносят конкуренция, ТНК и ФПГ государствам, и какой ущерб они могут нанести экономическому положению страны. Мне было особенно интересно побольше узнать про функционирование ТНК, так как в будущем мне понадобятся эти знания в моей профессиональной сфере деятельности.
Опираясь на результаты научных исследований и мнения ученых-экономистов, я попробовала в настоящей работе осветить основные моменты деятельности транснациональных корпораций, влияния конкуренции на поведение субъектов рынка товаров и услуг, а затем проиллюстрировать деятельность ТНК на конкретном примере восточноевропейского оператора сотовой связи ОАО «МТС».
Важность данной тематики для нашей страны подтверждена и тем, что и в ежегодном послании Президента Республики Беларусь А.Г.Лукошенко было сказано, что : «Основным смыслом развития страны, главной идеей нашего вхождения должно стать повышение конкурентоспособности белорусской экономики. Все действия Президента, Правительства, каждого министерства и ведомства, каждого политика должны оцениваться не с точки зрения соответствия либеральным или антилиберальным взглядам, а по единственному критерию — способствуют ли эти действия укреплению или ослаблению конкурентоспособности страны».
1
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом.
«Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».
Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.
Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Неоклассики возводили конкуренцию в абсолют. Однако они связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.
Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной».
Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.
Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий «конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин «конкуренция» в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.
Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».
Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.
Другой австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции «открывает», какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.
Концепции конкуренции в ее современном понимании до 1880 года не существовало. Согласно ранним представлениям, конкурировать – значит добиваться подавления или поглощения соперника, но никак не соперничать с ним на рынке на равных правах.
На данном этапе развития предпринимательства примитивно понимаемая конкуренция – разорить соперника – уступает место новой логике. В современных условиях выигрывают те, кому удается наладить эффективные кооперативные связи.
«Социалистическое соревнование и конкуренция – два совершенно различных принципа – утверждал в 1929г. Сталин – конкуренция говорит: добивай отставших, чтобы утверждать свое господство. Социалистическое соревнование говорит: одни работают плохо, другие хорошо, третьи лучше, - догоняй лучших и добейся общего подъема» ( Сталин. – Соч.-Т 12.С.110)
Различают понятия ценовой и неценовой конкуренции. Под ценовой конкуренцией понимают такие действия со стороны продавцов как:
► Снижение цены товара без ущерба для уровня прибыли, которую создают более низкие издержки производства
► Всевозможные скидки на внешнеторговых сделках: оптовым покупателям, на большую партию товара, на наличный расчет, бонусные ( для тех, кто производит крупные закупки в течение длительного периода), дилерские (верность компании), специальные ( когда в продажу поступает пробная партия товара), на внесезонную покупку
► Демпинг – снижение цены до уровня, который даже не покрывает издержек производства. Цель демпинговой политики: помешать развитию производства соответствующей продукции в данной стране
В неценовой конкуренции Определяющую роль играют :
Качество товара
Техническое обслуживание, которое по расчетам в два раза превышает по прибыльности само производство товара
Факторинг ( кредитование экспорта в конкурентной борьбе)
Интересно, что исследования многих товарных рынков показали, что конечное решение о покупке лишь на 1/3 связано с показателями качества, а остальные 2/3 – со значительными и весомыми для потребителей условиями приобретения и будущего использования. К наиболее значимым факторам, оказывающим влияние на приобретение товара относятся:
Интеллектуальный уровень потенциальных потребителей (чем он выше, тем труднее продавцам сбыть сравнительно некачественный товар)
Сформировавшееся мнение (ряд американских исследователей говорит о том, что Япония быстрее сформировала путем умелой пропаганды мнение о высоком качестве своих товаров, нежели действительно показывает это на практике, то есть «имидж» страны дает ощутимую прибавку в конкурентоспособности ее товаров)
Информация о работе Конкуренция и корпорации в современных рыночных экономиках