Конкуренция и корпорации в современных рыночных экономиках

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

По мере ослабления межгосударственных барьеров на пути движения товаров, услуг и факторов производства и распространения частнопредпринимательских принципов организации хозяйственной деятельности в мировом пространстве все более актуальным и важным фактором развития компаний становится конкуренция.
Проблема конкуренции, как никогда, является болезненным вопросом который важен не только для отдельных фирм, но и для экономик стран в целом. Разви

Содержание

Введение………………………………………………………………..….3
1.1. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке……....…5
1.2.Конкуренция и методы её регулирования в современных рыночных экономиках…………..…………………………………….……………..10
1.3. Предпосылки и этапы становления ТНК…….………………….....15
2.1 Основные формы организации международной
деятельности ТНК ……………………………….………………….…...20
2.2. Проблемы и перспективы развития ТНК в РБ.…………………....28
3.1. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства
Республики Беларусь …………………………………………………...33
3.2. МТС как представитель ТНК в РБ……………………………….....38
3.3. ФПГ как альтернатива ТНК в РБ.…………...……………….…......42

Заключение …………………….………………………………………...47
Список используемой литературы ……………………

Работа содержит 1 файл

Белорусская экономика.doc

— 458.50 Кб (Скачать)

* Данные по обороту банков и финансовых компаний не приведены, потому что из-за специфики их бизнеса сравнивать их по этому показателю с компаниями других секторов, таких как производство и услуги, не совсем корректно.

Десятка лидеров среди компаний Западной Европы:

Место в 2004 г.

Место в 2003 г.

Компания

Страна

Рыночная капитализация, $ млн

Сектор

Оборот*, $ млн.

Цена акции, $

Отношение капитализации к прибыли

Дивидандная доходность

Конец финансового года

1

2

BP

Британия

174 648,3

Нефть и газ

232 571,0

7,9

15,4

4,1

31.12.2003

2

6

HSBC Holdings

Британия

163 573,8

Банки

 

14,9

15,9

5,0

31.12.2003

3

3

Vodafone Group

Британия

159 192,2

Услуги связи

55 041,1

2,4

 

1,4

31.03.2003

4

1

Royal Dutch/Shell

Нидерл./Британия

158 813,1

Нефть и газ

201 932,0

46,2

11,7

2,8

31.12.2003

5

5

Novartis

Швейцария

115 787,0

Фармацевтика и биотехнологии

24 864,0

43,0

20,6

1,9

31.12.2003

6

4

GlaxoSmithKline

Британия

115 493,1

Фармацевтика и биотехнологии

38 852,2

19,5

13,9

4,2

31.12.2003

7

7

Total

Франция

115 379,1

Нефть и газ

127 408,4

177,7

 

 

31.12.2003

8

8

Nestle

Швейцария

101 034,4

Производство и обработка пищи

69 055,4

250,4

20,2

 

31.12.2003

9

9

Nokia

Финляндия

96 405,8

Компьютеры, ИТ-оборудование

35 859,9

20,1

22,0

1,8

31.12.2003

10

13

Roche

Швейцария

89 628,3

Фармацевтика и биотехнологии

24 504,5

96,7

33,7

1,3

31.12.2003

 

Для более детального рассмотрения данного вопроса, я хочу обратить внимание на такой важный аспект, как этапы  развития ТНК:

I этап (конец XIX — начало XX века) возникно­вения международных корпораций связан с транснаци­ональной деятельностью промышленных монополий метрополий, которые вовлекли в орбиту своих экономи­ческих интересов сырьевую базу колоний, дополнили отношения политической зависимости колоний их эко­номической зависимостью, объединили своими связями многие страны и привели в конечном счете к созданию мирового капиталистического хозяйства.

II этап (период между двумя мировыми войнами) характеризовался тем, что подготовка ко второй мировой войне, рост государственных расходов на военные цели предопределили развитие международных корпораций в форме военно-промышленных трансна­циональных компаний, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию. Они сохранили свою мощь и в настоящее время.

На III этапе (50-е годы) интенсивно развиваются международные компании интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (мно­гонациональные компании, что особенно характерно для стран Западной Европы), так и по сфере деятель­ности. Завоевание рынка, производство товаров массово­го спроса для потребителей с высоким жизненным стан­дартом в промышленно развитых странах и перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны становятся стратегическими целями развития международных корпораций в форме транснациональ­ных и многонациональных компаний.

На IV этапе (60-е - 70-е годы XX века) между­народные корпорации, используя достижения НТР, преимущества межстрановой кооперации производства и поддержку правительств своих стран все в большей степени ориентировались на внешнеэкономическую сферу своей деятельности, которая становилась для них основным источником их прибыли. В этот период за­рубежные филиалы и предприятия международных корпораций, работая по единым стандартам и принци­пам с материнской компанией в сфере производства, сбыта, менеджмента стремятся преодолеть сложивше­еся негативное отношение в принимающих странах (приведшее к национализации многих из них) и стать органичной частью их национальных экономик.

На этом этапе международные корпорации приобретают качественно новые черты:

                происходит отказ от четкой отраслевой ориентации;

                промышленный капитал все теснее переплетается с финансовым и торговым, наукой;

                активизируются процессы унификации и стандартизации производства, НИОКР. На этой базе они превращаются в комплекс международного производства, науки, капитала, новых форм маркетинга и менеджмента.

На современном, V этапе  (начавшемся в 80-е годы и продолжающемся в настоящее время) появляется новая форма международных корпораций — глобальные, качественные отличия которых от ранее рассмотренных проявляются в следующем: во-первых, они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацеленной на завоевание уже не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций; во-вторых, они используют глобальные факторы (380 крупнейших корпораций сосредоточили сегодня в своих руках 40% глобального потенциала и 80% технологических нововведений); в-третьих, они создали систему глобального международного производства, размещенного в большинстве стран мира.

Современный этап развития международных корпораций характеризуется не только появлени­ем глобальных корпораций, но и качественным из­менением организации деятельности:

—  в условиях НТП и жесткой конкуренции главной целью их деятельности является получение не максимальной прибыли  (этот показатель зани­мает сейчас 5-6 место), а обеспечение финансовой устойчивости и «максимизация рынка»;

—  создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии компа­нии; международные корпорации стремятся специали­зировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно;

—   расширение масштабов международного разделе­ния труда в рамках  международных корпораций базируется на горизонтальной и вертикальной интеграции производственной, исследователь­ской, сбытовой и т.п. деятельности разбросан­ных по разным частям мира подразделений ком­пании;

—   международное производство, создаваемое ими,— не только материальное, но и нематериальное; в последнее десятилетие интенсивно растут ПИИ международных компаний в сферу услуг, в том числе в информационные, рекламные, консалтин­говые и т.п. виды услуг, развитие науки;

Почему ТНК удается получать капитал из-за границы:

•     различие вкусов у потребителей создает стимулы к их удов­летворению предприятиями той страны, у которой для этого существуют большие возможности;

•     наличие  технологических  преимуществ  у   фирмы   данной страны перед аналогичными производствами других стран позволяет перевести производства устаревших на внутреннем рынке изделий за рубеж, туда, где они еще сохра­няют свою новизну;

•     действие положительного эффекта от масштаба опреде­ляет более крупные, чем позволяет емкость внутреннего рынка, размеры предприятия и необходимость его разме­щения за пределами страны;

•     рост протекционизма в сфере традиционной международной торговли  сопровождается   возведением   многочисленных торговых и политических барьеров. Это вынуждает конкурировать на основе вывоза не товаров, а капитала;

•     разнообразие приоритетов в экономической политике разных стран обеспечивает разницу в амортизационной полити­ке, антимонопольном и трудовом законодательстве, уровне налогообложения, экологических стандартах, стабильности национальной валюты и т.д.;

•     наличие разной экономической ситуации в странах разме­щения  ТНК позволяет  маневрировать загрузкой  произ­водственных мощностей и приспосабливать свои произ­водственные программы к меняющимся условиям текущей  конъюнктуры. Реализовать все эти условия транснациональные корпора­ции могут благодаря своей гибкой организационной структуре. Она позволяет диверсифицировать деятельность, децентрализовать часть функций управления, консолидировать финансовую отчетность, перераспределять прибыль между ком­паниями, монополизировать рынок, добиться на нем лидер­ства. Новая техника делает возможным объединение в одну корпорацию предприятий, специализирующихся на выпуске различных видов продукции, но связанных между собой узами производственной кооперации. Уровень информационного обеспечения позволяет управлять из одного центра предпри­ятиями, находящимися в разных странах. В соответствии с меняющимися требованиями со стороны научно-технического прогресса происходят изменения в организационной структуре ТНК. В настоящее время принято делить ТНК на интернациональные, многонациональные и глобальные.

Интернациональные ТНК являются начальной и наиболее простой формой. Они представляют собой национальные ком­пании с зарубежными активами.

Многонациональные ТНК - это международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Филиалы та­ких компаний, как правило, автономны, а зарубежные рынки имеют равноценное или приоритетное значение по сравнению с внутренними рынками.

Глобальные ТНК - компании, создаваемые на основе интеграции хозяйственной деятельности, осуществляемой в раз­ных странах. Возникшие в 80-е годы, именно они определяют будущее развитие мировой экономики. Эти ТНК представля­ют собой объединение децентрализованных филиалов, для которых сферой деятельности является весь мир. А главной формой их организации является внешнеэкономическая деятельность.

2.2. Основные формы организации международной деятельности ТНК

Можно выделить семь форм организации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) ТНК с точки зрения постепенности проникновения компаний на зарубежные рынки и с учетом особенностей налогообложения корпораций как одного из основных факторов при определении стратегии ВЭД.

1. Экспорт товаров и услуг без пересечения экспортером нацио­нальной границы, т.е. без физического присутствия за рубежом.

При экспорте товаров все сделки заключаются компанией в собственном офисе в юрисдикции ее инкорпорации. Отгрузка то­варов в простейшем случае осуществляется, как правило, на усло­виях ФОБ (FOB), и все расходы, связанные с доставкой товара от национальной границы, берет на себя иностранный партнер. В ря­де случаев допускается пересылка документов и согласование условий контракта за границу, но при этом корпорация пользуется за рубежом услугами своего независимого агента, что также не приводит к образованию постоянного представительства.

При экспорте услуг данная форма деятельности имеет опреде­ленное своеобразие. К примеру, таким образом можно оказывать услуги нематериального характера — финансово-консультацион­ные, юридические. Однако при предоставлении материализован­ных услуг (строительные работы, лизинг), как правило, требуется физическое присутствие в иностранном государстве.

Преимущества данной формы ВЭД ТНК заключаются в том, что, экспортируя без пересечения границы, корпорация избегает все иностранные налоги на свои экспортные доходы (налог на прибыль, таможенные сборы, акцизы, прочие прямые и косвенные налоги). Всю налоговую ответственность по уплате налога на при­быль от продаж поставленного из-за границы товара, НДС и т.п. в иностранной юрисдикции берет на себя компания-импортер, ре­зидент данного иностранного государства.

2. Ограниченное присутствие за границей без образования посто­янного представительства корпорации в иностранной юрисдикции.

Эта форма ВЭД предполагает непосредственный выход на ры­нок иностранного государства, и все искусство налогового плани­рования в данном случае сводится к недопущению образования на территории данного государства постоянного представительства корпорации. Границы пере­хода от ведения бизнеса со страной к ведению бизнеса в стране за­висят от внутреннего налогового законодательства иностранного государства, его интерпретаций, а также от двусторонних налого­вых конвенций.

В ряде случаев под критерий «постоянное представительство» не подпадают складские помещения, демонстрационные залы, представительства компании, занимающиеся сервисным обслужи­ванием клиентов, сбором информации о рынке, рекламные и маркетинговые бюро.

Если компания не создает зарубежное постоянное представи­тельство, то она и не создает налогооблагаемого присутствия в за­рубежной юрисдикции. Стоит отметить, что любая заграничная активность, даже в тех случаях, когда постоянного представительства не образуется, мо­жет повлечь за собой взимание НДС в иностранной юрисдикции. Особенно это касается предоставления из зарубежного офиса кор­порации различных услуг.

Информация о работе Конкуренция и корпорации в современных рыночных экономиках