Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:55, курсовая работа
По мере ослабления межгосударственных барьеров на пути движения товаров, услуг и факторов производства и распространения частнопредпринимательских принципов организации хозяйственной деятельности в мировом пространстве все более актуальным и важным фактором развития компаний становится конкуренция.
Проблема конкуренции, как никогда, является болезненным вопросом который важен не только для отдельных фирм, но и для экономик стран в целом. Разви
Введение………………………………………………………………..….3
1.1. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке……....…5
1.2.Конкуренция и методы её регулирования в современных рыночных экономиках…………..…………………………………….……………..10
1.3. Предпосылки и этапы становления ТНК…….………………….....15
2.1 Основные формы организации международной
деятельности ТНК ……………………………….………………….…...20
2.2. Проблемы и перспективы развития ТНК в РБ.…………………....28
3.1. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства
Республики Беларусь …………………………………………………...33
3.2. МТС как представитель ТНК в РБ……………………………….....38
3.3. ФПГ как альтернатива ТНК в РБ.…………...……………….…......42
Заключение …………………….………………………………………...47
Список используемой литературы ……………………
* Данные по обороту банков и финансовых компаний не приведены, потому что из-за специфики их бизнеса сравнивать их по этому показателю с компаниями других секторов, таких как производство и услуги, не совсем корректно.
Десятка лидеров среди компаний Западной Европы:
Место в 2004 г. | Место в 2003 г. | Компания | Страна | Рыночная капитализация, $ млн | Сектор | Оборот*, $ млн. | Цена акции, $ | Отношение капитализации к прибыли | Дивидандная доходность | Конец финансового года |
1 | 2 | BP | Британия | 174 648,3 | Нефть и газ | 232 571,0 | 7,9 | 15,4 | 4,1 | 31.12.2003 |
2 | 6 | HSBC Holdings | Британия | 163 573,8 | Банки |
| 14,9 | 15,9 | 5,0 | 31.12.2003 |
3 | 3 | Vodafone Group | Британия | 159 192,2 | Услуги связи | 55 041,1 | 2,4 |
| 1,4 | 31.03.2003 |
4 | 1 | Royal Dutch/Shell | Нидерл./Британия | 158 813,1 | Нефть и газ | 201 932,0 | 46,2 | 11,7 | 2,8 | 31.12.2003 |
5 | 5 | Novartis | Швейцария | 115 787,0 | Фармацевтика и биотехнологии | 24 864,0 | 43,0 | 20,6 | 1,9 | 31.12.2003 |
6 | 4 | GlaxoSmithKline | Британия | 115 493,1 | Фармацевтика и биотехнологии | 38 852,2 | 19,5 | 13,9 | 4,2 | 31.12.2003 |
7 | 7 | Total | Франция | 115 379,1 | Нефть и газ | 127 408,4 | 177,7 |
|
| 31.12.2003 |
8 | 8 | Nestle | Швейцария | 101 034,4 | Производство и обработка пищи | 69 055,4 | 250,4 | 20,2 |
| 31.12.2003 |
9 | 9 | Nokia | Финляндия | 96 405,8 | Компьютеры, ИТ-оборудование | 35 859,9 | 20,1 | 22,0 | 1,8 | 31.12.2003 |
10 | 13 | Roche | Швейцария | 89 628,3 | Фармацевтика и биотехнологии | 24 504,5 | 96,7 | 33,7 | 1,3 | 31.12.2003 |
Для более детального рассмотрения данного вопроса, я хочу обратить внимание на такой важный аспект, как этапы развития ТНК:
I этап (конец XIX — начало XX века) возникновения международных корпораций связан с транснациональной деятельностью промышленных монополий метрополий, которые вовлекли в орбиту своих экономических интересов сырьевую базу колоний, дополнили отношения политической зависимости колоний их экономической зависимостью, объединили своими связями многие страны и привели в конечном счете к созданию мирового капиталистического хозяйства.
II этап (период между двумя мировыми войнами) характеризовался тем, что подготовка ко второй мировой войне, рост государственных расходов на военные цели предопределили развитие международных корпораций в форме военно-промышленных транснациональных компаний, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию. Они сохранили свою мощь и в настоящее время.
На III этапе (50-е годы) интенсивно развиваются международные компании интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (многонациональные компании, что особенно характерно для стран Западной Европы), так и по сфере деятельности. Завоевание рынка, производство товаров массового спроса для потребителей с высоким жизненным стандартом в промышленно развитых странах и перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны становятся стратегическими целями развития международных корпораций в форме транснациональных и многонациональных компаний.
На IV этапе (60-е - 70-е годы XX века) международные корпорации, используя достижения НТР, преимущества межстрановой кооперации производства и поддержку правительств своих стран все в большей степени ориентировались на внешнеэкономическую сферу своей деятельности, которая становилась для них основным источником их прибыли. В этот период зарубежные филиалы и предприятия международных корпораций, работая по единым стандартам и принципам с материнской компанией в сфере производства, сбыта, менеджмента стремятся преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах (приведшее к национализации многих из них) и стать органичной частью их национальных экономик.
На этом этапе международные корпорации приобретают качественно новые черты:
происходит отказ от четкой отраслевой ориентации;
промышленный капитал все теснее переплетается с финансовым и торговым, наукой;
активизируются процессы унификации и стандартизации производства, НИОКР. На этой базе они превращаются в комплекс международного производства, науки, капитала, новых форм маркетинга и менеджмента.
На современном, V этапе (начавшемся в 80-е годы и продолжающемся в настоящее время) появляется новая форма международных корпораций — глобальные, качественные отличия которых от ранее рассмотренных проявляются в следующем: во-первых, они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацеленной на завоевание уже не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций; во-вторых, они используют глобальные факторы (380 крупнейших корпораций сосредоточили сегодня в своих руках 40% глобального потенциала и 80% технологических нововведений); в-третьих, они создали систему глобального международного производства, размещенного в большинстве стран мира.
Современный этап развития международных корпораций характеризуется не только появлением глобальных корпораций, но и качественным изменением организации деятельности:
— в условиях НТП и жесткой конкуренции главной целью их деятельности является получение не максимальной прибыли (этот показатель занимает сейчас 5-6 место), а обеспечение финансовой устойчивости и «максимизация рынка»;
— создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии компании; международные корпорации стремятся специализировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно;
— расширение масштабов международного разделения труда в рамках международных корпораций базируется на горизонтальной и вертикальной интеграции производственной, исследовательской, сбытовой и т.п. деятельности разбросанных по разным частям мира подразделений компании;
— международное производство, создаваемое ими,— не только материальное, но и нематериальное; в последнее десятилетие интенсивно растут ПИИ международных компаний в сферу услуг, в том числе в информационные, рекламные, консалтинговые и т.п. виды услуг, развитие науки;
Почему ТНК удается получать капитал из-за границы:
• различие вкусов у потребителей создает стимулы к их удовлетворению предприятиями той страны, у которой для этого существуют большие возможности;
• наличие технологических преимуществ у фирмы данной страны перед аналогичными производствами других стран позволяет перевести производства устаревших на внутреннем рынке изделий за рубеж, туда, где они еще сохраняют свою новизну;
• действие положительного эффекта от масштаба определяет более крупные, чем позволяет емкость внутреннего рынка, размеры предприятия и необходимость его размещения за пределами страны;
• рост протекционизма в сфере традиционной международной торговли сопровождается возведением многочисленных торговых и политических барьеров. Это вынуждает конкурировать на основе вывоза не товаров, а капитала;
• разнообразие приоритетов в экономической политике разных стран обеспечивает разницу в амортизационной политике, антимонопольном и трудовом законодательстве, уровне налогообложения, экологических стандартах, стабильности национальной валюты и т.д.;
• наличие разной экономической ситуации в странах размещения ТНК позволяет маневрировать загрузкой производственных мощностей и приспосабливать свои производственные программы к меняющимся условиям текущей конъюнктуры. Реализовать все эти условия транснациональные корпорации могут благодаря своей гибкой организационной структуре. Она позволяет диверсифицировать деятельность, децентрализовать часть функций управления, консолидировать финансовую отчетность, перераспределять прибыль между компаниями, монополизировать рынок, добиться на нем лидерства. Новая техника делает возможным объединение в одну корпорацию предприятий, специализирующихся на выпуске различных видов продукции, но связанных между собой узами производственной кооперации. Уровень информационного обеспечения позволяет управлять из одного центра предприятиями, находящимися в разных странах. В соответствии с меняющимися требованиями со стороны научно-технического прогресса происходят изменения в организационной структуре ТНК. В настоящее время принято делить ТНК на интернациональные, многонациональные и глобальные.
Интернациональные ТНК являются начальной и наиболее простой формой. Они представляют собой национальные компании с зарубежными активами.
Многонациональные ТНК - это международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Филиалы таких компаний, как правило, автономны, а зарубежные рынки имеют равноценное или приоритетное значение по сравнению с внутренними рынками.
Глобальные ТНК - компании, создаваемые на основе интеграции хозяйственной деятельности, осуществляемой в разных странах. Возникшие в 80-е годы, именно они определяют будущее развитие мировой экономики. Эти ТНК представляют собой объединение децентрализованных филиалов, для которых сферой деятельности является весь мир. А главной формой их организации является внешнеэкономическая деятельность.
2.2. Основные формы организации международной деятельности ТНК
Можно выделить семь форм организации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) ТНК с точки зрения постепенности проникновения компаний на зарубежные рынки и с учетом особенностей налогообложения корпораций как одного из основных факторов при определении стратегии ВЭД.
1. Экспорт товаров и услуг без пересечения экспортером национальной границы, т.е. без физического присутствия за рубежом.
При экспорте товаров все сделки заключаются компанией в собственном офисе в юрисдикции ее инкорпорации. Отгрузка товаров в простейшем случае осуществляется, как правило, на условиях ФОБ (FOB), и все расходы, связанные с доставкой товара от национальной границы, берет на себя иностранный партнер. В ряде случаев допускается пересылка документов и согласование условий контракта за границу, но при этом корпорация пользуется за рубежом услугами своего независимого агента, что также не приводит к образованию постоянного представительства.
При экспорте услуг данная форма деятельности имеет определенное своеобразие. К примеру, таким образом можно оказывать услуги нематериального характера — финансово-консультационные, юридические. Однако при предоставлении материализованных услуг (строительные работы, лизинг), как правило, требуется физическое присутствие в иностранном государстве.
Преимущества данной формы ВЭД ТНК заключаются в том, что, экспортируя без пересечения границы, корпорация избегает все иностранные налоги на свои экспортные доходы (налог на прибыль, таможенные сборы, акцизы, прочие прямые и косвенные налоги). Всю налоговую ответственность по уплате налога на прибыль от продаж поставленного из-за границы товара, НДС и т.п. в иностранной юрисдикции берет на себя компания-импортер, резидент данного иностранного государства.
2. Ограниченное присутствие за границей без образования постоянного представительства корпорации в иностранной юрисдикции.
Эта форма ВЭД предполагает непосредственный выход на рынок иностранного государства, и все искусство налогового планирования в данном случае сводится к недопущению образования на территории данного государства постоянного представительства корпорации. Границы перехода от ведения бизнеса со страной к ведению бизнеса в стране зависят от внутреннего налогового законодательства иностранного государства, его интерпретаций, а также от двусторонних налоговых конвенций.
В ряде случаев под критерий «постоянное представительство» не подпадают складские помещения, демонстрационные залы, представительства компании, занимающиеся сервисным обслуживанием клиентов, сбором информации о рынке, рекламные и маркетинговые бюро.
Если компания не создает зарубежное постоянное представительство, то она и не создает налогооблагаемого присутствия в зарубежной юрисдикции. Стоит отметить, что любая заграничная активность, даже в тех случаях, когда постоянного представительства не образуется, может повлечь за собой взимание НДС в иностранной юрисдикции. Особенно это касается предоставления из зарубежного офиса корпорации различных услуг.
Информация о работе Конкуренция и корпорации в современных рыночных экономиках