Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие понятия «конкуренция» и рассмотрение ее видов.
Задачами работы является раскрытие понятия конкуренции, определение ее влияния на поведение фирмы и на экономику в целом, показать роль государства в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде и обществе.
Введение……………………………………………………………….………….…….3
1. Экономическая сущность конкуренции……………………….…..……………….6
2. Виды и типы конкуренции…………………………………………………….…..15
3. Развитие конкурентной среды в России………………………………….…….....27
Заключение……………………………………………………..……………….……..35
Список использованной литературы
Конкуренция принесла множество положительных моментов в Российскую экономику. Теория совершенной конкуренции не настолько далека от нашей страны, как можно подумать. Этому способствует развитие малого и среднего бизнеса в России, который стремительно набирает обороты, вопреки имеющимся проблемам.
Дело в том, что большинство российских предпринимателей начинало свой бизнес буквально с нуля: крупных капиталов в СССР не было. Поэтому мелкий бизнес охватил даже те сферы, которые в зарубежных странах обычно контролируются крупным капиталом. Нигде в мире мелкие организации не имеют такой заметной роли в экспортно-импортных операциях. В России большинство потребительских товаров завозятся обычно миллионами челноков, т.е. даже не просто мелкими, а мельчайшими фирмами. Только в нашей стране строительством для частных лиц и ремонтом квартир активно занимаются мельчайшие фирмы, называемыми бригадами. Особенностью русской экономики является как раз мелкооптовая торговля.
Во многих странах именно малый бизнес является основой конкурентной среды, полем для испытания технических и экономических новинок. У него больше возможностей манипулировать капиталом, занимаясь то одним видом деятельности то другим, у работников выше развито чувство причастности к делам предприятия и заинтересованность в его успехе, в условиях большого риска малые фирмы охотно берутся за новации.
Как показывает опыт зарубежных стран, чем выше доход малых фирм в общем числе хозяйствующих субъектов, тем меньше уровень безработицы и выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа данных фирм замедлились.
Совершенно другая картина наблюдается в отраслях, где преобладают приватизированные предприятия. Эти отрасли экономики, обычно, высоко монополизированы.
Высокий уровень монополизации и его отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в России антимонопольной политики. Кроме того, наша страна нуждается в демонополизации, т.е. резком сокращении числа сфер экономики, где установилась монополия.
Существуют два пути демонополизации:
- иностранная конкуренция – этот способ обычно является самым действенным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится гораздо превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, многие монополистические злоупотребления вовсе становятся невозможными. Монополисту уже необходимо думать о том, как вообще не оказаться вне рынка.
Но проблема состоит в том, что из-за непродуманной и несбалансированной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в некоторых случаях оказалась очень сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления монополий она попросту уничтожила целые отрасли промышленности.
Отсюда следует, что использование данного сильнодействующего метода должно быть очень продуманным. Импортные товары, конечно, должны присутствовать на нашем рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, а не должны превращаться в причину общей ликвидации отечественных фирм.
Создание новых фирм, которые конкурируют с монополистами, намного предпочтительнее во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие, при этом новые фирмы – а это всегда рост производства и новые рабочие места.
Проблемой является то, что в настоящих условиях он тяжелоосуществим. Из-за экономического и финансового кризиса в нашей стране находится очень мало компаний, как отечественных или иностранных, готовых вкладывать капитал в создание новых фирм. Но все-таки определенные сдвиги в этом отношении даже при кризисе может осуществить государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов2.
Исследовав особенности конкуренции в нашей стране можно следующие выводы:
- отсутствие реально действующей и продуманной государственной политики в области конкуренции, а также повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке;
- жесткая протекционистская политика правительства по отношению к импортным товарам, с целью понижения их конкурентоспособности на внутреннем рынке с отечественными производителями, путем введения высоких пошлин;
-
сырьевая экспортная
-
отставание технологий в
- экономически
невыгодный уровень
Заключение
В заключение необходимо сказать, конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей). Она может быть ценовой и неценовой. Ценовая конкуренция подразумевает под собой продажу товаров и услуг по ценам, ниже, чем у конкурентов. Снизить цену можно только либо снизив затраты или путем уменьшения прибыли, но это могут позволить себе лишь крупные производители.
Неценовая
конкуренция базируется на продаже
продуктов более высокого качества, которое
достигается путем технического превосходства.
В зависимости от того, каким образом конкурируют
между собой участники рыночных отношений,
выделяют совершенную и несовершенную
конкуренцию, а также соответствующие
им рынки. Это рынок совершенной и несовершенной
конкуренции, чем незаметнее воздействие
отдельного производителя на цену товара,
тем более конкурентным считается рынок.
Рынок свободной конкуренции описывает
собой идеализированный образ конкуренции,
когда на рынке независимо существует
большое количество производителей и
покупателей с равными возможностями
и правами. Фундаментальная черта совершенной
конкуренции заключается в том, что ни
одно предприятие не влияет на равновесную
цену, потому что доля каждого предприятия
в общем выпуске продукции незначительна.
Совершенная конкуренция в полном объеме
недостижима. К ней можно только приближаться.
С известной долей условности свободной
можно считать конкуренцию, существовавшую
примерно до середины XIXв.
Со второй половины XIX в. вследствие научно
технического процесса активизируется
очень бурный процесс концентрации производства,
который и приводит к образованию. монополий.
Монополия (греч.: monos - один, poleo - продаю)
зарождается, когда некая фирма занимает
доминирующее положение на рынке и полностью
контролирует его. Цель монополии есть
получение максимального дохода с помощью
контролирования цены и объема производства.
Такие производители достигают поставленные
цели при помощи монопольной цены, которая
и обеспечивает сверхприбыль. Именно появление
монополий делает конкуренцию несовершенной.
Под несовершенной конкуренцией понимается
тот рынок, на котором не выполняются
условия свободной конкуренции.
Несовершенную конкуренцию можно разделить на 3 вида: монополистическую конкуренцию, олигополию, чистую монополию.
1) Даже при монополистической конкуренции на рынке существует достаточное большое количество производителей и потребителей, но теперь возникает достаточная дифференциация продукта, это означает наличие таких свойств, которые отличают его продукт от товаров других производителей. Данными свойствами обычно бывают как высокое качество продукта, популярная упаковка, выгодные условия продажи, так и удобное месторасположение магазинов, высокий уровень сервиса, имея перечисленные преимущества, владелец этого дифференцированного товара в некоторой степени становится монополистом и может повлиять на цену. Все равно объем продаж каждого производителя невелик и фирм-монополистов не так мало и каждая из них все-таки имеет достаточно ограниченный контроль над ценой - в этом и есть отличительная черта монополистической конкуренции.
2)
Олигополистическая конкуренция представлена
таким рынком, на котором доминирует несколько
фирм (греч. oligos - немногий, poleo - продать).
Для нее характерно наличие либо однородной,
либо дифференцированной продукции, а
главная черта - установление цен по принципу
лидерства.
Этот принцип предполагает, что большинство
фирм стремится установить примерно такую
же цену, как наиболее сильная на этом
рынке фирма.
Явлением, обратным олигополии, является
олигопсония, когда на рынке действует
несколько не продавцов, а покупателей.
3) Чистая монополия
существует на рынке в том случае, если
на нем действует только один продавец,
у которого нет конкурентов. Ее особенность
в том, что продавец может изменить цену
в очень больших пределах, а максимально
высокая цена может ограничиваться только
платежеспособным спросом.
Случается, что на рынке существует только
один покупатель. Такое явление называется
монопсонией (один покупаю). Роль монополии
в экономике двойственна. Положительная
сторона в том, что продукция монополистических
компаний отличается, как правило, высоким
качеством, а крупные масштабы производства
позволяют снижать издержки и экономить
ресурсы. Отрицательный эффект состоит
в том, что монополия, господствуя на рынке
и имея большие прибыли благодаря монопольно
высокой цене, ограничивает выпуск продукции.
Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции,
монополия теряет стимул для повышения
эффективности за счет технического прогресса.
Учитывая это, государство старается противостоять
монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим
средством для этого служит антимонопольное
законодательство, т.е. пакет законов,
который является средством поддержания
государством равновесия между конкуренцией
и моно
Список
использованной литературы: