Конкуренция и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие понятия «конкуренция» и рассмотрение ее видов.
Задачами работы является раскрытие понятия конкуренции, определение ее влияния на поведение фирмы и на экономику в целом, показать роль государства в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде и обществе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………….…….3
1. Экономическая сущность конкуренции……………………….…..……………….6
2. Виды и типы конкуренции…………………………………………………….…..15
3. Развитие конкурентной среды в России………………………………….…….....27
Заключение……………………………………………………..……………….……..35
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая микро.docx

— 98.28 Кб (Скачать)

     При наличии конкуренции на рынке  предприниматели с целью получения большей прибыли стремятся снизить затраты производства на единицу продукции. В результате чего создается возможность снижения цены и увеличивается объем продаж у производителя и его доход. Самым действенным способом достижения этого является внедрение научно-технических усовершенствований и новинок в сфере производстве. Использование научно-технических достижений и новинок позволяет увеличить производительность труда, что и ведет к снижению цены, и как следствие фирме - новатору больший доход.

     Конкуренция формирует у производителей стимулы к постоянному увеличению разнообразия предлагаемых товаров и услуг для захвата рынка. Расширение спектра ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит из-за создания совершенно новых товаров и услуг, так и из-за дифференциации отдельного продукта. Предприниматели ведут постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом этой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всеохватывающее изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара или услуги. Все это с одной стороны, увеличивает прибыли производителя, а с другой, удовлетворяет все потребности потребителя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом. Теория абсолютно-конкурентного рынка может без всяких преобразований применяться для отдельных реально существующих отраслей, либо быть основой выявления закономерностей, имманентных другим рыночным структурам. При рассмотрении поведения предприятия в условиях совершенной конкуренции мы должны исходить из двух основополагающих предположений:

     1) объемы производства отдельно  взятой фирмы столь незначительны в сравнении с выпуском всей отрасли, что эти изменения не оказывают сильного влияния на цену продаваемого ею товара;

     2) отрасль, где действует рассматриваемая нами фирма, является свободной для входа и выхода. Это значит, что любая фирма, может начать производство данного товара и войти в данную отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из данной отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на данные решения. Из первого предположения вытекает, что кривая спроса отдельно взятой фирмы горизонтальна, то есть спрос на продукцию отдельной фирмы абсолютно эластичен. Данный вид кривой спроса не означает, что фирма может продавать бесконечное количество товара при данной цене. Абсолютную эластичность спроса надо понимать в том смысле, что в рамках возможного увеличения производства фирма не окажет влияния на цену товара. 
          Поскольку предельный доход определяется как сумма, полученная от реализации одной дополнительной единицы товара, то можно сделать такой вывод, что в условиях совершенно конкурентного рынка предельный доход также будет равняется цене товара. Из этого следует: если поведение отдельного производителя не оказывает влияния на цену реализуемого ею товара, то для этого производителя кривая спроса, кривая среднего дохода и кривая предельного дохода совпадут. Они будут представлять собой одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне, который соответствует цене произведенного товара. Если в условиях совершенной конкуренции цена будет равняется предельному доходу, то для фирмы, которая стремится максимизировать цена должна равняться предельным затратам. 

     Монополия - это абсолютное доминирование в экономике единоличного производителя или продавца продукции. Данное преобладание обеспечивает предпринимательской фирме или другим субъектам хозяйствования, достигших уровня монополии, т. е. монополистам. Монополия обладает исключительными правами на распоряжения ресурсами, возможностью давления на конкурентов, и даже на потребителей и все общество в целом, имеет возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникнуть как продукт естественного или искусственного монополизма.

     В литературе термин "монополия" охватывает, как правило, очень широкий круг экономических структур, для обозначения которых в работах многих зарубежных экономистов используются наряду с понятием "монополия" термины "олигополия", "двусторонняя монополия". Двусторонняя монополия - это взаимодействие единого поставщика или объединенного покупателя (такая ситуация возможна в системах транспорта, энергоснабжения, водоснабжения, газоснабжения и других общественно важных системах жизнеобеспечения). Олигополия - это наличие на рынке небольшого количества поставщиков, число которых может колебаться от 2 ("дуополия") и до 7-8.

     "Монополия" – сама по себе явление достаточно редкое, если не сказать уникальное. Обычным же явлением для рыночной экономики стран Запада является синтез олигополии и мелкого предпринимательства, причем за два последних десятилетия это сочетание оказалось лучшей формой выражения отношений во многих отраслях тяжелой промышленности, прежде всего это машиностроение. 
 Олигополии и монополии имеют разные количественные параметры. Но, обычно, они базируются на концентрации капитала и ресурсов, поэтому такую роль, как правило, исполняют большие, крупные корпорации. 
   Возможность перехода от олигополии или какой-нибудь другой немонопольной структуры к монополии существует всегда, что обусловлено закономерностями естественного монополизма. Данная возможность реализуется при помощи монополистической практики и при монополизации экономки.              Однако во многих странах с развитой рыночной экономикой такие попытки   пресекаются разными актами государства, в числе которых можно выделить   законодательство о конкуренции.         История эволюции рыночной экономики за рубежом свидетельствует о том, что возможность появления монополий, как правило, не реализуется. В США, к примеру, крупные олигополистические структуры охватывают немногим более 50% валового национального продукта. Данная картина наблюдается и в западноевропейских странах. Такое положение характерно для современного научно-технического развития данных государств. Гибким и мобильным производителям удается порой быстрее и даже с меньшими потерями и издержками приспосабливаться к изменениям хозяйственной конъюнктуры. Эффект гибкости производства к использованию которого лучше приспособлены мелкие и средние фирмы часто обеспечивает больший выигрыш, чем эффект масштабности ресурсов и концентрации их. К тому же, мелкие фирмы обычно проще и охотнее идут на риск. Наряду с этим просматривается и тенденция симбиоза непосредственных горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между олигополиями и мелкими фирмами. Горизонтальными являются связи между крупными корпорациями и относительно небольшими компаниями в форме кооперации фирм, выпускающих единообразные товары, или в форме взаимодействия производителей, находящихся на одной стадии производственного процесса и исполняющих разные функции по изготовлению основного продукта. Например, субконтрактная взаимосвязь крупных корпораций с небольшими фирмами, выпускающими отдельные части изделий, сбор которых происходит на заводе главной корпорации. Вертикальными являются связи между довольно крупными корпорациями и мелкими компаниями, находящимися на разных стадиях производственного процесса.    Явным примером таких взаимосвязей являются отношения крупных корпораций, которые занимаются переработкой сырья, и довольно мелкими фирмами, исполняющими поставку данного сырья, последующую обработку основной и дополнительной продукции корпораций, последующую утилизацию отходов, различные вспомогательные работы, реализацию продукции. В качестве одной из наиболее современных и многочисленных форм вертикальных взаимосвязей выступает система "франчайзинг" – это заключение договора, по которому корпорации передают право продажи своих логотипных, брендовых товаров мелким самостоятельным фирмам. Этой системой в США связано более полумиллиона различных предприятий, с общим объемом продаж на сумму свыше 200 млрд. долларов.

     Монополистическая конкуренция включает взаимосвязь  двух моделей: совершенной конкуренции и чистой монополии. Как в совершенной конкуренции, предполагается, что в определенной отрасли действует большое количество фирм и имеется свободный вход и выход на рынок. Но почти все фирмы отрасли обладают некими возможностями пересматривать цену производимого ими товара, потому что каждая фирма продает товар, который имеющий существенное отличие от товаров, выпускаемых конкурентами. Казалось бы, что все предприятия готового платья выпускают тот же товар - мужские костюмы.  Однако это не так - отдельная фирма производит свой товар, который отличается от других фирм, например фасоном, качеством отделки, лейблом, примененной тканью, и т. д. Дифференциация товара предполагает, что каждое предприятие обладает в некой монопольной властью над своим товаром, например, она может повышать или понижать цену, вне зависимости от действий конкурентов. Но данная власть ограничивается, конечно, как наличием производителей типичных товаров, так и большой свободой входа в отрасль. Это и приводит к тому, что кривая спроса отдельного производителя в условиях несовершенной конкуренции имеет снисходящий характер, но он более плавный, чем, например, кривая спроса той же отрасли. Различие товаров, означает то, что производители данной отрасли производят товары относительно схожие, чтобы их считать тем же товаром, но и достаточно разнообразные, чтобы фирма каждого товара имела бы возможность менять цену своего товара. Анализируя вышесказанное, можно заметить, что теория монополистической конкуренции основывается на трех принципах:

     1) Кривая спроса отдельно взятого производителя имеет снисходящий характер; при этом ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса, потому что на данном рынке продаются товары-субституты, производимые другими производителями. Нисходящий характер кривой спроса позволяет фирме получать монополистическую прибыль в краткосрочном периоде;

     2) Реализуется свобода входа в определенную отрасль и выхода из нее. Это обычно приводит к тому, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех производителей отрасли становится равной нулю. Если производитель начинает получать монополистическую экономическую прибыль, то в отрасли начинается эксплуатация капитала. Возникновение каждого нового производителя будет приводить к тому, что рыночный спрос потребителей на некоторый товар начнет дифференцироваться на все большее количество производителей, и кривая спроса отдельного производителя переместиться влево. В определенное время, наступит тот момент, когда экономическая прибыль производителя станет равной нулю, и вхождения новых производителей в отрасль прекратится. Отсюда следует, что в условиях монополистической конкуренции равновесие отдельного предприятия в долгосрочном периоде наступает только тогда, когда цена выпускаемого товара будет равна величине средних суммарных издержек;

     3)  В отрасль входит достаточное большое количество конкурирующих между собой предприятий, так что каждое предприятие проводит собственную ценовую политику, не озираясь на реакцию конкурентов.

     Практика показывает нам, что третье условие монополистической конкуренции часто не выполняется. В большинстве отраслях США, имеется относительное небольшое число фирм-доминаторов, которые и определяют политику цен. Но все-таки в отрасли присутствует относительно достаточное количество конкурентов, поэтому кривая общего спроса доминирующих фирм не может оцениваться как кривая спроса отрасли. Данная рыночная организация носит название "олигополии".

     Олигополия  есть доминирующая форма современной рыночной структуры. Понятие "олигополия" используется в экономике для определения рынка, в котором существуют несколько производителей, некоторые из которых контролируют крупную долю рынка. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных производителей, обычно 3- 5, и вход на этот рынок новых фирм очень затруднено. Продукция, производимая данными фирмами, может быть как однородной, так и различаться. Однородность продукции преобладает обычно на рынках сырья и полуфабрикатов: нефти, газа, стали, цемента; дифференциация - на рынках это, например, дифференциация автомобилей.

     Наличие олигополии связано, прежде всего, с наличием ограничений на вход на данный рынок. Это связано, прежде всего, с необходимостью крупных капиталовложений для создания фирмы в связи с глобальным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может считаться то предприятие, которое производит не менее 500 тыс. легковых автомобилей в год, или выплавляет не менее 2,5 млн. т. стали, и т.п. Ограниченное количество фирм на олигополистическом рынке, заставляет эти самые фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, потому что она в этих условиях является наиболее эффективной. Предприниматели знают, что если они будут понижать цены, то их конкуренты так же понизят их, что в свою только очередь приведет к падению доходов. Вследствие этого вместо ценовой конкуренции, которая наиболее полезна в условиях совершенной конкуренции, производители начинают охотнее используют неценовые методы борьбы: технические новинки, показатели качества изделия, методы сбыта товара, определенный характер гарантий, изменения условий оплаты, рекламирование товара, и др. Явная особенность олигополистического рынка заключается в зависимости поведения одного производителя от действий его конкурентов. Большие размеры и крупный объем капитала фирм характеризует их на рынке крайне немобильными, и в данных условиях большие доходы гарантирует сговор между олигополистическими производителями в целях поддержания цен и увеличения прибыли. Производители обычно договариваются о сотрудничестве и заключают соглашение о разделе рынка. Картель представляет собой соглашение нескольких фирм, определяющее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, дифференциацию рынков сбыта и квоту каждого участника в общем объеме производства и сбыта товаров. Целью сговора является увеличение цены, но не ограничение производственной и сбытовой деятельности фирм.

     На  беглый взгляд, сходство картеля с монополией явно. Но картель весьма редко, в отличие от монополии, захватывает весь рынок, так как он вынужден учитывать политику и обычных предприятий. Также, члены картеля имеют довольно большой соблазн обмануть своих партнеров, например, снизив цену или активно рекламируя свой товар, чем может, создать условия для захвата некоторой части рынка. Вследствие чего многие картели представляют собой обычно временную структуру рынка и встречаются не так редко. Также законодательство большинства стран считает картельный сговор незаконным и противодействует ей различными методами.

       Классическим примером картельного сговора является, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в определенные периоды своей истории контролировала от 25% до 60% производства нефти стран. Невозможность использования картелей для взаимодействия в течение длительного времени, заставляет олигополистических производителей вести тайную экономическую политику в сфере изменения цен и разграничения сфер влияния. Данное сговор может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических производителей в виде прямого контроля цен, так и через специальные организации по типу  консорциумов. Жесткостью цен называется практика действий олигополистических предприятий, когда,  при изменении затрат производства или спроса, определенная фирма не склонна к изменению цены. Она включает себя то, что если она попытается поднять цену, то другие фирмы последуют за ней, что обязательно приведет к утрате части рынка. Таким образом, производители сдерживают себя по вопросам изменения цен из-за страха развязать ценовую войну. Лидерство в ценах означает практику, когда при формировании цены на свой товар производитель ориентируется на цены, установленные лидером – обычно доминирующей в данной фирмы. Это представляет своеобразный скрытый сговор, хотя его трудно доказать.

     Патентном пулом является соглашение о специализации и кооперации производства. Консорциум – это объединение производителей с целью проведения совместных научных исследований, общему строительству крупных инвестиционных объектов. Обе рассмотренные организации выполняют картельные функции и являются основой для сговора о дележе рынка.

     Для олигополии характерны такие признаки:

  • в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что рынок не монополизируется; кривая спроса каждого производителя имеет нисходящий характер, поэтому в отрасли правила  свободной конкуренции не действуют;
  • в отрасли функционируют,  крупные производители, действие которых вызывает незамедлительную ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли существует монополистическая конкуренция.

Информация о работе Конкуренция и ее виды