Конкуренция и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие понятия «конкуренция» и рассмотрение ее видов.
Задачами работы является раскрытие понятия конкуренции, определение ее влияния на поведение фирмы и на экономику в целом, показать роль государства в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде и обществе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………….…….3
1. Экономическая сущность конкуренции……………………….…..……………….6
2. Виды и типы конкуренции…………………………………………………….…..15
3. Развитие конкурентной среды в России………………………………….…….....27
Заключение……………………………………………………..……………….……..35
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая микро.docx

— 98.28 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ» 
 

     Кафедра микроэкономики

 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по дисциплине микроэкономика

     Тема: «Конкуренция и ее виды»

 
 
 
 
 

   Автор курсовой работы                                                                      Нургатин Р.Р.

    Группа                                                                                                                 131

    Научный руководитель                                                                        Орлова.О.А.

     «__» _________2010г 
 
 

 
 

     Казань 2010

Содержание   

Введение……………………………………………………………….………….…….3

1. Экономическая  сущность конкуренции……………………….…..……………….6

2. Виды  и типы конкуренции…………………………………………………….…..15

3. Развитие  конкурентной среды в России………………………………….…….....27

Заключение……………………………………………………..……………….……..35

Список  использованной литературы………………………………………...……...38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Введение 

     Фундаментальной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель свободен в приобретении товара, работник свободен в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не гарантирует экономического успеха автоматически. Он достигается в конкурентной борьбе.

     Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она проявляется в различных формах и осуществляется разными способами. 
Как свидетельствуют общие и специальные энциклопедические словари и справочники, конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

     Основы конкуренции заключаются в необходимости ведения постоянной борьбы за существование, за лучшие условия жизни, крайней формой которой  можно считать борьбу за выживание. История человечества, экономическая или иная, это и история конкурентной борьбы, история изменения ее форм и методов сообразно меняющимся условиям общественного бытия. Возникновение древнейших средневековых империй, хлебные бунты, столетняя, семилетняя и иные войны, экспедиции Колумба, геноцид и татаро-монгольское иго, все эти события при, кажущихся, существенных различиях между друг - другом, так или иначе порождались стремлением людей вести борьбу за существование, т. е. конкуренцией. Конкуренции на фундаменте коллективизма и планомерности, не бывает. Конкуренция не может быть ни капиталистической, ни социалистической, ни феодальной, ни рабовладельческой, ни первобытнообщинной. Она не может быть плохой или хорошей. Надо быть готовыми к разнообразным методам рыночного соперничества, в том числе и к банкротствам предприятий, которое неизбежно влекут за собой и безработицу. Надо иметь в виду и возможность социального расслоения мира, доходящего до его поляризации.

     В предоставленной курсовой работе применен универсальный подход к пониманию теории конкуренции. Ее видов и ее особом месте в функционировании смешанной экономики. Известно, что в реальности экономика любого государства является смешанной, поскольку теоретические модели рыночного хозяйства описывают экономику какой-нибудь достаточно узкой, локальной области, а на практике (в масштабах государств) действуют одновременно законы разных моделей экономики.

     Таким образом, конкуренция занимает главенствующее положение в экономике любого государства, и имеет самые различные формы. Значение конкуренции в экономике государства определяется также уровнем экономического развития страны, ее положением и авторитетом в международной сфере рыночных отношений. В нашей стране за годы бурных экономических преобразований сложилась своеобразная, непонятная для всего мира система экономического хозяйствования. В соответствии с этим явлением действие конкурентных закономерностей имеет свои особенности. Изучать конкурентное поведение российских предприятий на данном этапе не имеет большого смысла, поскольку оно не укладывается ни в одну из существующих общемировых теорий.

     Итак, рассмотрение экономической категории конкуренция имеет большой интерес, прежде всего потому, что само отношение содержанию к этому понятию в нашей экономике совсем недавно претерпело кардинальные изменения. Конкуренция и непосредственно процессы, связанные с ней (демонополизация) новые для нашей страны и поэтому их изучение очень важно и особенно актуально.

     Целью курсовой работы является раскрытие понятия «конкуренция» и рассмотрение ее видов.

     Задачами  работы является раскрытие понятия конкуренции, определение ее влияния на поведение фирмы и на экономику в целом, показать роль государства в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде и обществе.

     Согласно  поставленной цели и задачам, в первой главе рассматривается понятие экономической категории «конкуренция», различные подходы к ее пониманию, основные условия ее возникновения.

     Во  второй главе я рассмотрел виды конкуренции и их основные признаки.

     В третьей главе пойдет речь о развитии конкурентной среды в России, а также действующее законодательство и программы развития конкуренции в Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Экономическая сущность конкуренции
 

     Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, а также между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство на рынке, т.е. конкурирование за “кошелек” потребителя. Ее основа сама предполагает борьбу производителей и поставщиков за более выгодные условия производства, сферы применения капитала, сырьевые ресурсы, рынки сбыта.

     Эволюция понятия конкуренция в экономической науке прошла несколько стадий. В классической экономической теории был характерен поведенческий подход, например, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Отсюда следует что, акцент делается на таком поведении покупателя  и, продавца когда конкуренция характеризовалась честным, без сговора соперничеством за наиболее выгодные условия продажи или приобретения товаров. При этом главным объектом конкурентной борьбы считались цены.

     Поведенческая трактовка термина конкуренции была также характерна и для неоклассической политической экономии, но неоклассики связывали конкуренцию, прежде всего с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в понимании неоклассиков, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с безграничными потребностями людей.

     Наряду  с поведенческой трактовкой конкуренции с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать, структурная концепция конкуренции, вышедшая позже на первое место. Ее авторами  были   Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции данных ученых в современной западной экономической науке очень сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего понимается в структурном понимании. Рынок называется конкурентным тогда, когда число фирм, продающих однообразный продукт, настолько велико, и доля конкретной фирмы на рынке мала настолько, что никакая фирма не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема производства.

     Отсюда  следует что, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом к анализированию структуры рынка, изучению условий господствующих в нем. Как подчеркивает А.Юданов, “в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной”.1

     Данная  трактовка конкуренции, безусловно, значительно отличается  от ее понимания в классической теории, не учитывающей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, рассуждая о конкуренции, абстрагируются, имея в виду лишь совершенную конкуренцию, в которой взаимозависимость продавцов очень мала, что ей можно пренебрегать. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга так, что действия одной фирмы не оказывают какого-нибудь значительного влияния на поведение других фирм. При данном конкурентном соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть стать монополией.

     Позже многообразие рыночных структур, анализируемых экономистами, было расширено, и появилась необходимость разграничивать термины “конкуренция” и “соперничество”. В современном понимании понятие “соперничество” относится к реальному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание главенствующего (отличного от других) положения на рынке. Так же термин используется для характеристики сферы деятельности предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка.  

     В свою очередь, термин “конкуренция”,- используется для характеристики строения рынка, его модели.

     Также кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует функциональный подход к конкуренции и еще понимание конкуренции как “процедуры открытия”.

     Функциональный  подход к определению термина конкуренции связан, в основном, с именем австрийского экономиста Й. Шумпетера. В своей теории экономического развития он понимал конкуренцию как борьбу нового со старым. Эту борьбу ведут бизнесмены и предприниматели - организаторы производства, люди, прокладывающие новые пути, составляющие новые комбинации ресурсов. По Шумпетеру, главная задача предпринимателей — быть новатором, то есть осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать того, что делают другие, стать “созидающим разрушителем”. Только тогда он сможет выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка предпринимателей, пользующихся устаревшей техникой или технологией.

     Другой  австрийский экономист- Ф. Фон Хайек определял конкуренцию еще шире, понимая ее как “процедуру открытия”. По его мнению, предпринимателю очень важно, ориентироваться на цены ресурсов и производимые с их помощью блага. Анализировать, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным, то есть только “процедура” конкуренции показывает какие ресурсы, и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.

     Таким образом, конкуренция как бы является некой “невидимой рукой”, которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция также служит одним из важнейших методов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и отдельных ее частей. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это лучший способ постоянного стимулирования производителей и работников. Благодаря экономической свободе и сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика гораздо превосходит командно-административную, в которой конкуренция не имеет места.

     Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.

     Рассматривая  конкуренцию нужно показать ее положительные стороны, так и отрицательные.

     Положительные стороны конкуренции:

Информация о работе Конкуренция и ее виды