Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие понятия «конкуренция» и рассмотрение ее видов.
Задачами работы является раскрытие понятия конкуренции, определение ее влияния на поведение фирмы и на экономику в целом, показать роль государства в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде и обществе.
Введение……………………………………………………………….………….…….3
1. Экономическая сущность конкуренции……………………….…..……………….6
2. Виды и типы конкуренции…………………………………………………….…..15
3. Развитие конкурентной среды в России………………………………….…….....27
Заключение……………………………………………………..……………….……..35
Список использованной литературы
Отрицательные стороны конкуренции:
Любой
товар или услуга в большей
или меньшей степени
б) при его потреблении:
При
наличии конкуренции
Основные
условия возникновения
В совокупности с вышеперечисленными условиями возникновения конкуренции можно выделить признаки конкуренции:
1) субъектность (наличие субъектов конкурентного взаимодействия);
2) активность субъектов, направленная на достижение успеха в конкурентной борьбе;
3) результат, определяющий позиции победителя и побежденного;
4) мотивированность (наличие конкурентных мотивов, таких как: достижение успеха, стремление получить большую прибыль, лидерских позиций и других);
5) ситуативность, раскрывающаяся ситуацией соревновательности, например, ситуация выявления лучшего производителя своего дела;
6) объективность - как условие рыночной экономики.
Отсюда следует, что продавцы и покупатели постоянно конкурируют между собой, чтобы добиться своей цели (продавцы – стремятся к более высокой прибыли; покупатели – к наивысшей полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы покупателей и продавцов, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынках заключаются и расторгаются сделки, изменяются доли участия в рыночной сфере.
При рассмотрении термина конкуренция необходимо рассмотреть стратегии, приводящие к получению прибыли:
1) Предприятие может завоевать рынок прямым путем сбыта большого количества товаров, производя их с минимальными издержками и продавая по низким ценам.
2) Изделия предприятия могут отличаются от других конкурентов специальными свойствами, за которые потребители готовы платить. Это может относительно лучший внешний вид, более современное функционирование, улучшенный сервис и т.д. Такие особенности называют USP (Unique Sales Proposition) .Они гарантируют изделию хорошие перспективы в реализации. Такого рода USP могли бы, возникнуть, если бы фирма, в отличие от своих конкурентов, предоставила на свою продукцию шестилетнюю гарантию.
3) Для малых и средних производителей в качестве стратегии рекомендуется селективная обработка рынка. То есть достижение лидерства по ценам в отдельных рыночных сегментах или предложением средств решения данных проблем потребителей в таких нишах. Это значит, что производитель предлагает решение проблем, которые возникают у малочисленных специфических групп потребителей, но также следует понимать, что при малом объеме продаж и отсюда следует при высоких ценах, конкуренция с производителями массовых товаров бесперспективна.
Следует также знать, что конкуренция в рыночной экономике выполняет такие функции:
1) Функция размещения - перенаправляет ограниченные ресурсы в отрасли в которых имеется больший спрос.
2) Инновационная функция - стимулирует внедрение последних достижений науки и техники, выпуск новейших видов товаров, принципиально других новых технологий, улучшение качества продуктов и услуг, и т.д.
3) Распределительная функция - создает условия для получения доходов и прибылей для более экономически-успешных предприятий и приводит к банкротству предприятия, чьи товары остаются невостребованными.
4) Контрольная функция - это инструмент, который препятствует возникновению на рынке устойчивой монополии. Например, монополист сам может назначать цену, в то же время конкуренция предоставляет потребителю право выбора среди нескольких продавцов. Чем конкуренция совершеннее, тем цена справедливее.
Конкуренция способствует установлению на рынке равновесной цены, которая уравновешивает спрос и предложение. На конкурентном рынке отдельные производители имеют относительно небольшой контроль над ценой товара и настолько малую часть от всего объёма производства, что изменение выпуска товара не будет оказывать явного влияния на цену товара. Производитель, также как потребитель, всегда обязан ориентироваться на рыночную цену. Отсюда следует, что конкуренция способствует возникновению компромисса между производителями и потребителями. Также можно заметить и то, что конкуренция удовлетворяет множество частных и общественных интересов. Предприятия и поставщики ресурсов, стремящиеся к увеличению своей выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как будто управляемые “невидимой рукой”- способствуют полному удовлетворению государственных и общественно-социальных интересов.
Конкуренция поддерживает оптимальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как будто подсказывает производителям, сколько капитала надо вложить в производство того или другого товара. Предположим, например, что один производитель затратил на производство товара средств гораздо больше, чем другой. В данной ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный товар, большую прибыль будет иметь тот продавец, у которого издержки были ниже, а при избытке данного вида товара произойдёт, резкое снижение цен, и производитель, затративший на производство больше средств, понесёт убытки. Отсюда следует, что конкуренция поддерживает оптимальные для общества темпы и объемы производства. Макконнелл отмечает, что “ в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли, предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Отсюда можно сделать такой вывод, что при конкуренции ограниченные ресурсы распределяются наиболее эффективно.
Конкуренция подстегивает научно-технический прогресс и уровень эффективность производства. Из-за того, что конкуренция служит уравновешивающей цен, то можно будет сделать такой вывод, что при рыночной конкуренции лидером будет тот, кто имеет товары более лучшего качества и наиболее низкой себестоимостью. Но для этого просто необходимо постоянно улучшать и обновлять условия производства, затрачивать огромные средства на совершенствование техники и технологии. Сегодня встречается все больше находчивых производителей, готовых пойти на большой риск при производстве товаров с применением новейшей технологии. Отсюда следует, что при развитии конкуренции с каждым днем повышается и эффективность производства.
Но
при конкурировании производителей на
рынке увеличивается их социально-экономическое
расслоение. В конкуренции принимает участие
большое количество мелких производителей,
только начавших вести свою экономическую
деятельность. Большинство из них, не имея
необходимого количества средств, современных
технологий, не выдерживают данной конкуренции
и через определенное время терпят убытки
или вообще разоряются. И только меньшая
часть из них увеличивают свою производственную
мощь, тем самым увеличивают собственные
предприятия и становятся полноправными
и экономически значимыми субъектами
рынка.
2.
Виды и типы конкуренции
Совершенная конкуренция действительна в тех сферах деятельности, где существует достаточно большое количество мелких производителей и потребителей идентичного товара и в связи с этим никто не в состоянии воздействовать на цену товара. Цена обусловливается свободным спросом и предложением в соответствии с рыночными законами функционирования. Данный тип рынка называется рынком свободной конкуренции. Наличие большого количества покупателей и производителей объясняется тем, что никто из них не обладает информацией о рынке большей, чем у других. Продавец, входя на рынок, застигает уже сформировавшуюся цену, изменить которую он не в силах, ведь рынок сам определяет цену в любой момент времени. Данная ситуация позволяет новым производителям на равных условиях цены, технологи начать производство продукции конкурируя с уже существующими продавцами. С другой стороны, продавцы могут свободно оставить рынок. Свобода входа и выхода в рынок создает условия для изменения количества производителей на рынке. Но все равно у оставшихся производителей отсутствует возможность контролировать рынок, так как они занимаются мелким производством и их также крайне много.
Основные характеристики рынка совершенной конкуренции:
- огромное количество мелких производителей и покупателей;
-
производимый продукт
- невозможность воздействия на цены рождает условия постоянного колебания купли-продажи под влиянием изменения рыночной конъюнктуры;
- полная свобода "входа" и "выхода" в рынок.
В экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом абстрактном, теоретическом значении почти не встречается. Он представляет собой идеализированную структуру, подразумевая в себе, что свободная конкуренция существует скорее как теория, к которой действительно существующие рынки могут лишь стремиться в большей или меньшей степени. Но, тем не менее, в экономической практике имеются рынки определенных товаров, которые больше всего подходят под описания этой рыночной структуры, к ним относится рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции. Тут количество продавцов и покупателей очень велико и они достаточно "малы" что никто не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или в сельскохозяйственной продукции. Причем товары на данных рынках у всех производителей практически полностью идентичны и они владеют полной информацией об изменениях на данном рынке. Все это подтверждается использованием для данного рынка особой - биржевой формы организации.