Конкуренция и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие понятия «конкуренция» и рассмотрение ее видов.
Задачами работы является раскрытие понятия конкуренции, определение ее влияния на поведение фирмы и на экономику в целом, показать роль государства в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде и обществе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………….…….3
1. Экономическая сущность конкуренции……………………….…..……………….6
2. Виды и типы конкуренции…………………………………………………….…..15
3. Развитие конкурентной среды в России………………………………….…….....27
Заключение……………………………………………………..……………….……..35
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая микро.docx

— 98.28 Кб (Скачать)

     Главное отличие абсолютного конкурентного рынка от олигополистического состоит в изменении цен. Если в конкурентном рынке цены изменяются постоянно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии цены меняются, как правило, через определенные промежутки времени и на значительную величину. Такая "неподвижность" цен, как правило, бывает, когда фирмы сталкиваются с циклическими или сезонными изменениями спроса. Данные колебания спроса обычно заранее учитываются производителями-олигополистами, которые не хотят изменять цену товара, а реагировать на изменения увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Как правило, производителю выгодно в случае флуктуаций спроса менять объем производства, но не цену. Изменение цены, обычно, связано со значительными затратами - нужно менять и печатать новые прейскуранты, тратить деньги на оповещение потребителей, не говоря уже о потере доверия постоянных клиентов. Замораживание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долгосрочного периода это неэффективно.

     Способность удерживать цены в краткосрочном  периоде заложена в самой организации олигополистов: планируя производство, они заранее подготавливают его к возможным колебаниям спроса. Как же ведет себя олигополист в краткосрочном периоде? Как правило, на основе изучения рынка производители определяют свою оптимальную кривую спроса, которая показывает, какой объем товара в среднем они могут реализовать на рынке и при какой цене. Зная потенциальный спрос, они устанавливают или настраивают оборудование с учетом его ожидаемого плана. Оптимальная кривая спроса используется для определения первоначальной цены товара

     Конкуренция является самым эффективным средством для достижения целей рыночной экономики и интересов всех потребителей. Когда же производители заключают между собой соглашения о разделе рынка или уровне цены, то покупатели будут вынуждены платить большую цену за товар или сокращать объем потребления. Цены в данном случае становятся искусственно-завышенными и не все покупатели смогут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Потребители несут экономические убытки от раздела рынка, т.е. подавления конкуренции. Важно и то, что подавление конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что конечно приводит к нерациональному использованию ограниченных производственных ресурсов. Чтобы избежать данных негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя в этих целях антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство. Административный контроль монополизированных рынков включает в себя способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, например, финансовые санкции, которые применяются в случае нарушения антимонопольного законодательства. Были случаи, когда производитель, уличенный в систематическом использовании методов нечестной конкуренции, подвергается прямому расформированию. Организационный механизм имеет задачи проводить антимонопольную профилактику при помощи последовательной либерализации рынков. Не затрагивая при этом монополию как форму производства, методы данной политики государства нацелены на то, чтобы монополистическое поведение для крупного бизнеса на рынке было невыгодным. К этому можно отнести снижение таможенных пошлин, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, товары которого смогут конкурировать с товарами монополий. 
Наиболее полезной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель - регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика все же не запрещает возможность слияния компаний на "горизонтальной" и "вертикальной" основе.

     В хозяйственной практике российской экономики важным понятием является "доминирующее положение на рынке" хозяйствующего субъекта. Согласно определению, хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара превышает ежегодно устанавливаемую величину (которая на может быть ниже 35%), оценивается как занимающий доминирующее положение. Данную величину устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП). Для слияния больших фирмы, должно быть разрешение ГКАП ("крупным слиянием" признается такое, при котором приобретаются контрольный пакет акций или более 35°/о акций). Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур  может принимать решения и о принудительном разделении фирм и взыскивать штрафы за нарушение закона. В 1991 году был утвержден "Государственный реестр Российской Федерации объединений и предприятий монополистов", в который включены предприятия, производящие более 35°/о продукции на каком-либо товарном рынке. Для данных фирм установлена необходимость обязательного декларирования предстоящего изменения цен и также обязательно предоставление статистической отчетности по объему производства. 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Развитие конкурентной среды  в России 

     Конкурентная  среда в нашей стране находится в стадии формирования, поэтому управление данным процессом является одной из самых актуальных проблем развития России.

     Проблема  конкурентоспособности российских товаров всегда являлась очень важной и острой проблемой, поэтому необходима продуманная, а также грамотная политика государства, направленная на контроль над импортом товаров и содействие отечественному производителю.

     Главная цель, стоящая перед управлением процессом формирования конкурентной среды в России, - повышение эффективности  всей системы экономики, а также каждого отдельного ее субъекта на основе конкуренции. Основа управления процессом возникновения конкурентной среды в России состоит в обеспечении механизма конкуренции в экономике, как основы координации деятельности субъектов рынка.

     Необходимо  так же отметить, что конкурентной средой на отдельном рынке является сумма факторов, которые определяют возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли.  К наиболее главным факторам относятся уровень административных барьеров для входа в определенную сферу рынка и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.

     Как нам представляется, понятие «конкурентная  среда» - это институциональные условия координации деятельности субъектов рыночных отношений, побуждающие этих субъектов добиваться конкурентоспособности с учетом действующих норм и правил, устанавливаемых государством в зависимости от цели развития.[22, с. 52-53]

     Состояние конкурентной среды в нашей стране характеризуется высоким уровень административных барьеров, таможенных тарифов, которые часто действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Также большим барьером является несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры, потребностям бизнеса, в том числе к этому относится дефицит мощностей естественных монополий. Слабое развитие конкурентной среды отражается в первую очередь на конкурентоспособности российских компаний, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Иностранные фирмы, имеющие доступ к гораздо лучше развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, имеют значительные преимущества по сравнению с российскими фирмами на некоторых рынках. Потенциальной угрозой для конкуренции является создание и деятельность государственных корпораций в сегментах рынка, где существуют условия конкуренции с другими хозяйствующими субъектами. Деятельность данных субъектов в силу их особого положения и возможностей использования административного и политического ресурса должна быть абсолютно прозрачной. Но при всем этом, в случае установления некоторых требований, например, к закупочной политике, государственные предприятия могут стать фактором развития конкурентной среды.

     Развитая  конкурентная среда, в которой преобладают положительные факторы, гарантирует возникновение конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, кроме того обеспечивающих, долгосрочную финансовую устойчивость наиболее эффективных предприятий.  В развитой конкурентной среде даже один единственный предприниматель на рынке должен учитывать при осуществлении ценовой политики появление возможных конкурентов.

     В случае неразвитости конкурентной среды у производителей появляются возможность и стимулы к сознательному, устойчивому ограничению производства и торговли. Обычно данная возможность больше, когда концентрация на данном рынке большая. В данных ситуациях появляется необходимость использовать как защитные меры (антимонопольное регулирование), так и меры развивающие конкурентную среду.

     В наше время прослеживается устойчивая тенденция к повышению концентрации производства почти во всех сегментах мирового рынка.  Это способствует слияниям и укрупнениям российских компаний. Однако высокий уровень концентрации не означает однозначно низкого уровня конкуренции на рынке, наоборот, для некоторых  отраслей высокий уровень концентрации является необходимым условием эффективности. 

     Ключевым  инструментом достижения целей социально-экономической  развития является конкурентная политика.

     Конкурентная политика направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности российской экономики в целом, а также модернизацию предприятий и, тем самым, на создание условий для удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации в товарах и услугах экономически эффективным образом.

     Она является инструментом для осуществления следующих направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации: формирование институциональной среды инновационного развития, а также снижение инфляции, в-третьих, создание условий для повышения качества и уровня жизни населения, в-четвертых, развития национальной конкурентоспособности.

     Достижение  цели конкурентной политики предполагает решение следующих проблем:

      1) Общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров и создания механизмов предотвращения излишнего регулирования, развития: транспортной, информационной, финансовой и энергетической инфраструктуры  и обеспечения ее доступности для всех субъектов рынка.

     2)   Повышение эффективности защиты конкуренции от действий органов власти и хозяйствующих субъектов при помощи совершенствования антимонопольного регулирования.

     3) Осуществление специальных действий для развития конкуренции в отдельных отраслях путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.

     Председатель  правительства РФ Владимир Путин  распоряжением N691-р от 19 мая утвердил программу развития конкуренции  в РФ и план мероприятий по реализации программы развития конкуренции  в РФ на 2009-2012 гг.

     Согласно  этой программе, спектр поставленных задач включает такие направления, как снижение административных барьеров, борьба с незаконным вмешательством органов власти в бизнес и предоставлением преференций отдельным компаниям, вопросы доступа к инфраструктуре и таможенно-тарифное регулирование.

     В России развитие приоритетных отраслей (энергетическое машиностроение, авиа – и космические системы, ВМП, тяжелое машиностроение, телекоммуникации, компьютерная индустрия, программное обеспечение, биотехнология, источники энергии) сейчас осуществляется в соответствии с утвержденными программами их развития с выделением бюджетных средств.      [22, с.56]

     Например, в целях улучшения эффективности таможенно-тарифного регулирования обязательно необходимо проанализировать действующие импортные и экспортные пошлины с точки зрения их влияния на конкуренцию. По результатам данной работы могут быть сокращены количество и размер пошлин, фискальное или управленческое значение которых еще не подтверждено, могут быть определены временные границы действия, а также динамика изменения пошлин в целях усиления их регулятивного воздействия на экономику.

     В целях создания наиболее лучших условий для ведения малого и среднего бизнеса необходима реализация действий, которые должны быть направлены на снижение административного давления. Больше всего, это касается необходимости усиления защиты прав предпринимателей при проведении различных проверок, исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел в отношении предпринимателей, упрощения порядка выдачи и продления лицензии и замены ряда видов деятельности страхованием гражданской ответственности, сокращения наименований продукции, которая подлежит обязательной сертификации.

     Уровень развития и состояния конкурентной среды колеблется в зависимости от отрасли или рынка, что связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития отрасли, ценовой ситуацией, ее изменениями и множеством других значимых факторов. Это требует создания специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях.

     В целях развития конкуренции необходимо значительно увеличить объемы реализации нефтепродуктов на открытых торгах, обеспечить свободный и равный доступ всех субъектов рынка, к купле-продаже произведенных нефтяными компаниями продуктов на всех сферах рынка.

     Для этого необходимо принять федеральный  закон, который включает в себя такие положения:

  • стимулирование нефтяных компаний к реализации части нефтепродуктов на открытых торгах, при помощи биржевых технологий, в целях вовлечения в оборот дополнительных объемов нефтепродуктов и обеспечения доступа к ним всех участников рынка на основе прозрачных рыночных процедур;
  • методология расчета внутренних индексов цен на нефтепродукты и процедур их использования федеральными органами исполнительной власти;
  • создание перечня показателей состояния рынков и информации о деятельности нефтяных фирм, включая их планы, фактический выпуск нефтепродуктов, наличие свободных мощностей по переработке нефти и хранению нефтепродуктов или другую информацию, необходимую для формирования ожиданий и принятия деловых решений участниками рынка, и еще определение порядка ее опубликования специальными уполномоченными организациями;
  • создание условий для увеличения количества компаний занимающихся добычей нефти, за счет стимулирования развития независимых от нефтяных компаний перерабатывающих мощностей, определения порядка равномерного доступа к транспортной инфраструктуре в целях внедрения в разработку дополнительных объемов запасов сырья;
  • проведение анализа и исключение ненужных административных барьеров при выполнении работ по разведке, добыче, хранению или транспортировке нефти, при получении лицензий на строительство автозаправочных станций или выделении участков под такое строительство.

Информация о работе Конкуренция и ее виды