Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:39, курсовая работа
Целью данной работы является изучение возникновения, развития и разрешения конфликта при помощи системного подхода и анализа на примере частных предприятий.
Предметом исследования курсовой работы есть межличностные отношения, в частности конфликты и их составляющие элементы, такие как конфликтная ситуация и инциденты.
В основе методологии проблемы исследования и разрешения конфликтов положен принцип системного подхода. Он включают в себя сочетание эмпирической и теоретической составляющей.
Введение……………………………………………………………………………
1.Общие основы конфликтологии………………………………………………..
1.1. Понятие конфликта………………………………………………………...
1.2. Причины конфликта………………………………………………………..
1.3. Развитие и завершение конфликта и послеконфликтный период………
2.Конфликты на предприятии…………………………………………………….
2.1.Конфликт между руководителем и подчиненными………………………
2.2.Стратегии поведения руководителя в ходе конфликта…………………..
3.Разрешение конфликтных ситуаций……………………………………………
3.1. Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов в организациях…………………………………………………………………………..
3.2. Условия успешного разрешения конфликтов…………………………….
Заключение……………………………………………………
Выбор сотрудничества оправдан, когда: предмет спора явно сложен и требует детального обсуждения и выработки компромиссного решения; обе стороны готовы потратить время на выбор скрытых нужд и интересов; для обеих сторон их интересы очень важны и компромисс для них неприемлем; стороны доброжелательно относятся друг к другу, готовы выслушать и с уважением отнестись к противоположной точке зрения; обе стороны хотят добиться долгосрочного соглашения, а не временного и не хотят откладывать его.
Но ситуация «выигрыш” - “выигрыш» не единственная возможная ситуация выхода из конфликта. Попытаемся дать характеристику типов исхода из конф-ликтной ситуациях.
Первый тип - уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено обвинение, пе-реводит тему разговора в другое русло. При этом обвиняемый ссылается на недостаток времени, несвоевременность спора, и оставляет поле брани.
Уход как вариант исхода конфликта более всего свойстве-нен для «мыслителя», который не всегда сразу готов к разре-шению сложной ситуации. Ему необходимо время для продумыва-ния причин и способов решения конфликтной задачи. Такой тип разрешения использует и «практик», добавляя при этом элемент взаимности обвинения. Но в общем «практику» более свойствен-на активность позиции, поэтому она чаще всего избирается в межличностных противоречиях.
Тактика ухода нередко обнаруживается у «собеседника», что объясняется основным его свойством - сотрудничество при любых обстоятельствах. «Собеседник» лучше других понимает ситуацию взаимодействия. Он также более податлив в отношени-ях и общении, предпочитает уход от конфликта, нежели конф-ронтацию, и тем более принуждение.
Второй вариант исхода - сглаживание, когда одна из сто-рон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.
Этот прием чаще всего использует «собеседник», так как для него предпочтителен любой, даже самый плохой, неустойчи-вый мир, чем самая хорошая война. Конечно, это не означа-ет, что он не может использовать прием принуждения ради сох-ранения взаимоотношений, но с целью устранения, а не усугуб-ления противоречий.
Третий тип - компромисс. Под ним понимается открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обоих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к одному воз-можному варианту. Преимущество этого исхода - во взаимности равности прав и обязанностей и легализации (открытости) пре-тензий. Компромисс при соблюдении правил поведения в конф-ликте действительно снимает напряженность или помогает найти оптимальное решение.
Четвертый
вариант - неблагоприятный и
Пятый вариант - самый неблагоприятный - принуждение. Это тактика прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает его инициатора. Например, начальник отдела, пользуясь своим административным правом, запрещает разговаривать по телефону по личным вопросам. Он будто бы и прав, но так ли уж универсально его право? Чаще всего к принуждению прибегает «практик» уверенный в своем абсолютном влиянии и власти над партнером. Конечно, такой вариант возможен между «собеседником» и «мыслителем», но со-вершенно исключается в отношениях двух «практиков». Обвиняе-мый «практик» скорее всего, использует в этом случае конфрон-тацию и только в крайнем случае уход, но только для того, чтобы взять реванш в другой раз.
Этот исход конфликта в некотором смысле действительно быстро решает и решительно устраняет причины недовольства инициатора. Но он самый неблагоприятный для сохранения отно-шений. И если в экстремальных условиях, в официальных отно-шениях военнослужащих, регламентированных четкой системой прав и обязанностей, он отчасти оправдан, то в системе сов-ременных личных, родственных, супружеских отношений он все больше изживает себя.
Предопределение
типа выхода из конфликта необходимо
начинать с рассмотрения конфликтов
и определения их. Затем необходимо
рассмотреть причины конфликтов
и заострить внимание на источнике
напряжения. Например, некоторые конфликты
вызваны обстоятельствами; некоторые
связаны с особенностями
Полезно
иметь представление о
После обнаружения скрытых причин и источников конфликта следующим шагом является коррекция проблемы путем проходящей реакции. Например, если конфликт вызван недостаточным общением или его отсутствием, очевидная реакция состоит в поиске путей налаживания общения. Если конфликт связан с различием в жизненных планах, реакция будет заключаться в одном из компромиссов, выработанных в результате переговоров и поиска решений, при которых в выигрыше остается каждый участник конфликта. Если же помехой является собственные страхи и нерешительность, то решение заключается в выработке методов преодоления этих препятствий на пути.
При соответствующем опыте действия в конфликтных ситуаций потенциальные конфликты могут быть вообще предотвращены, или разрешены и даже использованы в качестве источника улучшения отношений с другими людьми и самосовершенствования. Задача состоит не в том, чтобы уйти от конфликта, который потенциально возможен во всех общественных отношениях и ситуациях внутреннего выбора, а в распознавании конфликта и контроле над ним с целью получения наилучшего итога.
Идеальным с этой точки зрения является рационально - интуитивный метод разрешения конфликтов, разработанный американским ученым Джини Грехем Скотт. С самого начала этот метод вовлекает в работу сознание и интуицию при осуществлении выбора образа действия в конфликтной ситуации. Этот подход основывается на оценке обстоятельств, характеров, интересов и нужд вовлеченных в конфликт людей, а так же собственных целей, интересов, нужд.
В серьезные конфликты всегда вовлечены эмоции участников. Таким образом, одним из первых шагов к разрешению конфликта является подавление рождаемых им отрицательных эмоций - собственных и эмоций других людей.
После подавления эмоций появляется возможность использовать соответственно разум или интуицию для того, чтобы сформулировать возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон.
Основной способ применения рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит в том, чтобы рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему или потенциальную проблему, которая ждет своего решения. Затем подбирается подходящий метод решения проблем, пользуясь арсеналом возможных стратегических мер контроля конфликтных ситуаций. Выбираемая стратегия будет зависеть от того, на какой стадии находится конфликт (потенциальный конфликт, развивающийся конфликт, открытый конфликт), от важности конкретного решения, от оценки нужд и желаний других людей, а также от характера эмоций, проявляемых в конфликте. После выбора подходящего метода определяется наилучший способ его применения.
Для более успешного разрешения конфликта эффективно составление карты конфликта, разработанной Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Суть ее в следующем:
· определение проблемы конфликта в общих чертах;
· определение сторон, вовлеченных в конфликт;
· определение потребностей и опасений каждого из главных участников конфликта.
Составление
такой карты позволит: ограничить
дискуссию определенными
Таким
образом, становится понятно, что конфликтным
процессом в организации вполне
можно управлять. Соответственно и
стратегию управления конфликтом руководитель
должен выбирать с точки зрения оптимального
баланса последствий
Рассматривая
основные методы разрешения конфликтных
ситуаций, можно сказать, что они
делятся на две группы: негативные,
включающие в себя все виды борьбы,
преследующие цель достижения победы
одной стороны над другой; позитивные,
при использовании их предполагается
сохранение основы взаимосвязи между
субъектами конфликта - разнообразные
виды переговоров и конструктивного
соперничества. Различие негативных и
позитивных методов условно, они
нередко дополняют друг друга. Выбор
методов разрешения конфликтной
ситуации определяет стратегию поведения
в конфликте. Руководитель может
избрать тактику ухода от конфликта,
сглаживания его, компромиссного решения,
принуждения или неприятия
3.2. Условия успешного разрешения конфликтов.
Заключение