Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:39, курсовая работа
Целью данной работы является изучение возникновения, развития и разрешения конфликта при помощи системного подхода и анализа на примере частных предприятий.
Предметом исследования курсовой работы есть межличностные отношения, в частности конфликты и их составляющие элементы, такие как конфликтная ситуация и инциденты.
В основе методологии проблемы исследования и разрешения конфликтов положен принцип системного подхода. Он включают в себя сочетание эмпирической и теоретической составляющей.
Введение……………………………………………………………………………
1.Общие основы конфликтологии………………………………………………..
1.1. Понятие конфликта………………………………………………………...
1.2. Причины конфликта………………………………………………………..
1.3. Развитие и завершение конфликта и послеконфликтный период………
2.Конфликты на предприятии…………………………………………………….
2.1.Конфликт между руководителем и подчиненными………………………
2.2.Стратегии поведения руководителя в ходе конфликта…………………..
3.Разрешение конфликтных ситуаций……………………………………………
3.1. Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов в организациях…………………………………………………………………………..
3.2. Условия успешного разрешения конфликтов…………………………….
Заключение……………………………………………………
Как поступить в той или иной ситуации, часто бывает не ясно.
Характерной
особенностью любого конфликта является
то, что ни одна из участвующих сторон
не знает заранее точно и
Возможность
конфликтов заложена в существе самой
человеческой жизни.
1.2. Причины конфликта
Причина конфликта - это то явление, благодаря которому возникает конфликт. Причины конфликта тесно связанны с потребностями людей.
Потребность - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для комфортного существования и деятельности индивида. Причиной конфликта может стать только осознанная потребность, выражающаяся как интерес.
Выделяют такие противоречия интересов:
- внутренние и внешние;
-
антагонистические и
- основные и неосновные;
- объективные и субъективные.
Внутренние противоречия - противоборство в группе, организации, общности или обществе вместе взятом.
Внешние противоречия - между двумя или несколькими относительно самостоятельными группами.
Антагонистические противоречия -- противоречия участников с кардинально несовпадающими, враждебными интересами и устремлениями. Мерой разрешения такого конфликта является полное уничтожение одной или нескольких сторон конфликта, ликвидация основных структур группы, лишение ее возможности функционировать в прежнем качестве.
Неантагонистические противоречия - имеют место в конфликтах, участники которых способны к примирению, компромисса. Подобные конфликты наиболее распространены во всех организациях. С ними часто сталкиваются менеджеры.
Источник
неантагонистических
Основные
противоречия - возникают при взаимодействии
основных участников конфликта, имеют
ключевое значение. А неосновные противоречия
только дополняют конфликт. Иногда
относятся к косвенным
Объективные противоречия - независимы от личностных качеств людей и их характеристик. Они неизбежны и многолики, единственный способ устранит их - найти коренную причину конфликта. Часто эта причина и сама имеет объективный, независящий от воли и сознания людей характер.
Субъективные противоречия - несовпадения личностных качеств, ориентаций и ценностей индивидов.
Причины конфликтов коренятся в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать, прежде всего, социально-экономические, политические и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. На возникновение конфликтов оказывают влияние психофизические и биологические особенности людей.
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
Достаточно
часто в основе конфликтной ситуации
лежат объективные
Для перерастания возникшего противоречия в конфликтной ситуации необходимы следующие условия: значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия; препятствие со стороны одного из оппонентов к достижению целей другим участником (даже если это субъективное, далекое от реальности восприятие одним из участников); превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.
Конфликтная
ситуация -- понятие достаточно подвижное,
неустойчивое, оно легко может
измениться при изменении любого
из ее элементов, взглядов оппонентов,
отношений «объект-- оппонент», подмены
объекта конфликта, появления условий,
затрудняющих или исключающих взаимодействие
оппонентов, отказа одного из субъектов
от дальнейшего взаимодействия и др.
1.3. Развитие и завершение конфликта
Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, - непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.
Из исследований известно, что высокоэффективные компании в конфликтных ситуациях пользовались стилем решения проблем больше, чем малоэффективные компании. В этих высокоэффективных организациях руководители открыто обсуждали свои расхождения во взглядах, не подчеркивая разногласий, но и не делая вида, что их вовсе не существует.
Имеется
пять стилей разрешения конфликтной
ситуации: 1) уклонение - уход от конфликта;
2) сглаживание - такое поведение, как
будто нет необходимости
Некоторые предложения по разрешению конфликта:
1.
Определите проблему в
2.
После того, как проблема определена,
определите решения, которые
3.
Сосредоточьте внимание на
4.
Создайте атмосферу доверия,
5. Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявление гнева и угроз.
Профилактика
конфликтов - работа с еще не начавшимися,
а лишь возможными конфликтами. Она
предполагает их прогнозирование при
постоянном информационно - аналитическом
сопровождении. Это требует мониторинга
конфликтных ситуаций менеджером в
своей организации и в
2.Конфликты
на предприятии
2.1.Конфликт между руководителем и подчиненными
Среди множества причин, порождающих конфликтную ситуацию в коллективе, значительную долю составляют причины, связанные с деятельностью и личностью самого руководителя (менеджера) нередко конфликты у него с сотрудниками возникают, например, по вопросам оплаты труда, увольнения или перевода на другую работу.
Конфликт при оплате за выполненную работу чаще всего возникает из-за нечеткого определения в трудовом договоре (контракте) порядка, условий и форм оплаты труда, а при увольнении или переводе сотрудников на другую работу – вследствие нарушения текущего трудового законодательства. Причинами конфликтов руководителя (менеджера) с подчиненными могут быть также неправильный стиль его руководства, черты характера, ошибочные оценки окружающих, неумение действовать в той или иной конкретной ситуации и др.
Руководитель
(менеджер) в большинстве случаев
виновниками конфликтов считает
своих подчиненных или других
людей, но не себя. Это лишь углубляет
конфликт. Одной из причин возникновения
конфликта может стать и слабая
осведомленность руководителя (менеджера)
об особенностях личной жизни некоторых
подчиненных. Понятно, что к подчиненным
нужно предъявлять одинаковые нравственные
и дисциплинарные требования, но особенности
их личной жизни и психологическое состояние
также нельзя не учитывать. В данном случае
имеются в виду женщины-вдовы, матери-одиночки,
работники с ярко выраженными физическими
недостатками и т.д.
Проведенные исследования свидетельствуют,
что из общего количества конфликтов,
возникающих в коллективах, 52% возникает
по вине руководителя, 33%-из-за психологической
несовместимости работников и 15%-из-за
неправильного комплектования коллективов.