Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение эластичности спроса и предложения.
Задачами являются:
Поиск тех самых факторов, которые влияют на эластичность товара или услуги;
Определение степени влияния изменения цены товара на величину спроса и предложения, а также на объем продаж;
Поиск зависимости между изменением цены одного товара и изменением величины спроса и предложения другого товара;
Определение влияния величины дохода потребителей на изменения величины спроса и предложения на какой-либо товар;
Формулировка самой концепции эластичности и поиск ее роли в экономическом анализе.
Введение 3
1. Эластичность спроса 6
1.1. Измерение эластичности спроса 8
1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса 10
1.3. Перекрестная эластичность спроса 12
1.4. Эластичность спроса по доходу 13
1.5. Эластичность предложения 16
2. Применение теории эластичности 19
Заключение 24
Список использованных источников 26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Концепция эластичности и её роль в экономическом анализе
Студентки 1 курса __________________ Ю.М. Швед
дневного отделения «___»____
«Международный менеджмент»
Научный руководитель
старший преподаватель _______________
«___»___________201_г.
Минск, 2012
Содержание 2
Введение 3
1. Эластичность спроса 6
1.1. Измерение эластичности спроса 8
1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса 10
1.3. Перекрестная эластичность спроса 12
1.4. Эластичность спроса по доходу 13
1.5. Эластичность предложения 16
2. Применение теории эластичности 19
Заключение 24
Список использованных источников 26
Каждый из нас, независимо от рода
нашей деятельности, ежедневно сталкивается
с различными экономическими явлениями.
Все мы трудимся: производим различные
экономические товары или услуги,
получаем доход, являемся потребителями,
следим за ценами, валютным курсом и
экономической ситуацией в
Экономическая наука изучает оптимальное распределение ресурсов в условии их ограниченности. Такими ресурсами являются природные богатства, капитал и трудовые резервы. Подобно всем другим отраслям знаний, экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. Экономика даже в самом узком смысле не может быть национальной, так как цены на товары и услуги по всему миру определяются по законам спроса и предложения, а с ростом дохода происходит уменьшение потребляемой его части и увеличение накопляемой. Однако в экономике есть одна специфическая особенность, отличающая ее от точных и естественных наук: инструментарий экономиста имеет свою национальную специфику. Экономика рассматривает не отдельного человека, проживающего на необитаемом острове, а члена общества, поведение которого подвержено влиянием традиций общества, национального менталитета и политических институтов.
Экономика формируется подобно строительству здания. В основу экономике великие экономисты прошлого времени заложили фундамент, название которого – микроэкономика. Микроэкономика изучает отношения между различными предпринимателями (конкуренция), предпринимателями и наемными работниками, продавцами и покупателями. Она также формулирует различные законы, по которым функционирует рынок, например, такие законы, как закон спроса и предложения, закон убывающей доходности, закон предельной производительности труда или капитала. Основным пунктом анализа микроэкономики является хозяйство предпринимателя или фермера. Микроэкономика тесно связана с предпринимательской деятельностью, поэтому сама является руководством по организации и ведению бизнеса.
В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Но нас интересует не только направление кривых, но и размеры изменения величины спроса и предложения при изменении цены конкретного товара. По этой причине мы выясняем, почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а также, почему они пересекаются в одной точке.
Эластичность – одно из важнейших понятий в экономике. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой процентное отношение ответного изменения одной переменной на изменение другой переменной. Эластичность позволяет нам выяснить, каким образом происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Люди, которые не разбираются в экономике, ошибочно предполагают, что повышение цены на соответствующий товар приведет к увеличению общего дохода фирмы. Но те, кто знаком с такими понятиями, как спрос и предложение, знают, что чрезмерное повышение цены может привести к абсолютно другим последствиям: доход может значительно снизиться и возникнет излишек товаров.
По этой причине понятие эластичности имеет огромное значение для руководителей фирмы, производящей конкретные товары или услуги. Эластичность помогает нам определить, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
Важнейшей задачей фирмы в условиях
конкуренции является изучение спроса
потребителей, а также мотивов, которыми
они руководствуются, совершая покупки.
При наличии данной информации фирма
может более успешно
В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, а также перекрестная эластичность. Это позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос.
Для фирмы очень важно знать, какие показатели влияют на спрос продукции, которую они производят. Величина спроса зависит прежде всего от цены товара, а также от доходов потенциальных потребителей. Немаловажным фактором является наличие товаров-субститутов, а также стоимость этих товаров. На спрос влияет также такое понятие, как взаимодополняющие товары, например такие, как автомобиль и бензин. На спрос влияют также такие факторы, как незаметное для покупателя изменение уровня цен, консерватизм покупателей во вкусах, фактор времени. Время тоже влияет на эластичность спроса. Действительно, чем больше у потенциального покупателя времени на обдумывание, тем выше эластичность товара. На эластичность влияет также удельный вес товара в расходах потребителя: чем выше доля цены товара в расходах покупателя, тем выше эластичность.
Повышая цены на свои товары или услуги,
фирма может столкнуться со снижением
спроса. Спрос снижается также
при активной деятельности конкурентных
фирм, которые производят товары-субституты
и продают их по более низким ценам.
Однако, фирма может рассчитывать
на увеличение спроса и, соответственно,
увеличение сбыта продукции, если доходы
населения значительно
Но нас интересует не изменение спроса, а изменение величины спроса при изменении цены. Производители, повышая цену на свои товары и услуги, хотят увеличить свою прибыль, однако, как мы уже выяснили, такие действия могут дать обратный результат. По этой причине очень важно знать такое понятие, как эластичность спроса, чтобы можно было понять, увеличится ли доход фирмы при повышении цены товара на какую-либо конкретную сумму.
Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение эластичности спроса и предложения.
Задачами являются:
На мой взгляд, тема эластичности
и ее места в экономике
Эластичность – это степень чувствительности одной переменной, к изменению другой, показывающая, на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%. Первой переменной может быть спрос либо предложение, второй переменной является чаще всего цена товара или услуги, реже – доход потенциального потребителя. В качестве примера можно привести эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность, которая показывает изменение в процентном соотношении величины спроса при изменении цены товара или услуги на 1%.
Обозначим цену P, величину спроса – Q. Тогда показатель ценовой эластичности спроса будет вычисляться по следующей формуле:
где – процентное изменение величины спроса, а - процентное изменение цены. «P» в индексе означает то, что мы рассматривает эластичность по цене.
Тем же способом мы можем определить эластичность спроса по доходам и по ряду других экономических факторов.
Показатель эластичности спроса по цене является отрицательным. Действительно, при увеличении цены на определенный товар или услугу, спрос на нее снижается. Но для оценки эластичности мы используем абсолютную величину эластичности, убирая знак «минус».
В качестве примера можно взять следующую ситуацию. Увеличение стоимости мороженого на 20% вызвало снижение спроса на 10%. Таким образом, ценовая эластичность спроса на мороженое будет равна
, .
Существует спрос эластичный, неэластичный и единичный. Спрос будет эластичным, если показатель эластичности больше единицы. Чем больше данный показатель – тем выше эластичность. Такие товары не играют особой роли для потребителя. Такие товары либо имеют замену, либо они не играют особой роли в жизни людей. Если величина спроса будет равна единице, то спрос будет называться единичным. Если товар имеет единичную эластичность, то изменение цены товара вызывает абсолютно пропорциональное изменение величины спроса. Когда показатель эластичности ниже единицы, спрос называется неэластичным. В таком случае объем спроса меняется на процент, меньший, чем цена. Такими товарами являются товары повседневного спроса, они не имеют замены.
Также спрос бывает совершенно неэластичным и совершенно эластичным. При совершенно неэластичном спросе показатель эластичности равен нулю. Это означает, что объем спроса не меняется при изменении цены на данный товар. Такими товарами являются товары первой необходимости. Совершенно эластичный спрос имеет показатель, равный бесконечности. Возникает такая ситуация, когда при снижении цены спрос увеличивается на неограниченную величину, а при любом повышении цены покупатели полностью отказываются от приобретения данного товара.
Для более наглядного представления эластичности можно рассмотреть графики, на которых изображены различные виды эластичности спроса.
На графике 1.1 изображены два варианта графиков спроса. На рис.1.1, а снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33). Следовательно, спрос будет эластичным, так как 6>1. Выручка от реализации продукции увеличится в 2 раза с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30). Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 показывают заметное увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.
На рис. 1.1, б графически показан пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300×10) до 2400 руб. (200×12). При такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов [10, с. 89].
Рис. 1. Относительно эластичный (а) и относительно неэластичный (б) спрос
Примечание. Источник [10, c. 89]
Можно также проиллюстрировать абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос. Графически спрос, который является абсолютно эластичным, будет изображен в виде прямой, параллельной горизонтальной оси. Это видно на рис. 1.2, а. Абсолютно неэластичный спрос графически будет изображен в виде прямой, параллельной вертикальной оси, это можно увидеть на рис. 1.2, б.
Рис. 1.2. а – абсолютно эластичный спрос, б – абсолютно неэластичный спрос.
Примечание. Источник: [6, с. 101]
Таким образом видно, что показатель ценовой эластичности может меняться от нуля до бесконечности.
- спрос эластичен;
- спрос неэластичен;
- единичная эластичность спроса.
Можно измерить ценовую эластичность спроса по следующей формуле:
(1.1.1)
Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от прироста цены или объема, а также от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса постоянный, показатель эластичности будет разным для разных точек кривой.
При определении эластичности следует учитывать следующий вопрос: какой уровень цены и какой объем продукции следует использовать при определении показателя эластичность? Тот, который существовал до изменения, или после?
В качестве примера возьмем ларек с мороженым. Чем ниже цена мороженого, тем больше мороженого можно продать. Однако, надо посмотреть, насколько эффективно будет то или иное снижение цены. Соотношения цены и объема заранее известны. Для наглядности рассмотрения примера воспользуемся следующей таблицей:
Количество проданного мороженого, шт. |
Цена, тыс. руб. |
Выручка, тыс. руб. |
Коэффициент эластичности |
500 |
4 |
2000 |
- |
1000 |
3,5 |
3500 |
5 |
1500 |
3 |
4500 |
2,6 |
2000 |
2,5 |
5000 |
1,57 |
2500 |
2 |
5000 |
1 |
3000 |
1,5 |
4500 |
0,64 |
Информация о работе Концепция эластичности и её роль в экономическом анализе