Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение эластичности спроса и предложения.
Задачами являются:
Поиск тех самых факторов, которые влияют на эластичность товара или услуги;
Определение степени влияния изменения цены товара на величину спроса и предложения, а также на объем продаж;
Поиск зависимости между изменением цены одного товара и изменением величины спроса и предложения другого товара;
Определение влияния величины дохода потребителей на изменения величины спроса и предложения на какой-либо товар;
Формулировка самой концепции эластичности и поиск ее роли в экономическом анализе.
Введение 3
1. Эластичность спроса 6
1.1. Измерение эластичности спроса 8
1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса 10
1.3. Перекрестная эластичность спроса 12
1.4. Эластичность спроса по доходу 13
1.5. Эластичность предложения 16
2. Применение теории эластичности 19
Заключение 24
Список использованных источников 26
Говоря об эластичности предложения, можно отметить те факторы, которые на нее влияют:
Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между различными экономическими переменными, которые отображают процентное изменение цен и объема товаров, выставленных на продажу. Эти зависимости влияют на положение кривых эластичности предложения, которые показаны на графике (рис. 1.5.1).
При единичной эластичности предложения увеличение цены товара на 1% предполагает увеличение объема предлагаемой продукции на 1%. В этом случае равное изменение цены и объема производимых товаров дает нам коэффициент эластичности, равный единице.
Если у нас предложение
Теоретически можно
Также существует совершенно неэластичное предложение. В таком случае величина предложения абсолютно не меняется при любом изменении цены. Такая форма эластичности свойственна текущему периоду. Графически эластичность такого предложения будет иметь вид строго вертикальной прямой.
Рис. 1.5.1. Варианты эластичности предложения: A - единичная эластичность, B – эластичное предложение, C – неэластичное предложение.
Примечание. Источник: [3, с. 103]
Теория эластичности спроса и предложения
имеет огромное значение и применима
в практике. Покажем ее применение
на конкретных примерах. Прежде всего,
увеличение издержек на производство
той или иной продукции заставляет
производителей повышать цены на производимые
ими товары. Но производителям нужно
не забыть о том, что нужно спрогнозировать
изменения сбыта продукции
Для того, чтобы за счет повышения цены на данный товар, доход производителя не сократился, фирме нужно знать эластичность спроса и предложения на данный товар. В качестве примера можно привести таблицу, в которой отображены коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые виды товаров и услуг:
Хлеб |
0,15 |
Говядина |
0,64 |
Баранина |
2,65 |
Яйца |
0,32 |
Электричество в домах |
0,13 |
Табачные изделия |
0,46 |
Газеты и журналы |
0,42 |
Одежда и обувь |
0,20 |
Таблица 3 – коэффициенты ценовой эластичности различных товаров и услуг
Приведенные данные характерны для рыночной экономики США. Для стран постсоветского пространства коэффициенты ценовой эластичности спроса будут несколько иными. Важную роль будет играть наличие товаров-заменителей, а также наличие других факторов, которые влияют на эластичность спроса, которые были описаны в первой главе.
Производитель должен понимать, что эластичность товаров конкретно его продукции и тех же самых товаров на рынке часто не совпадают. Первая почти всегда выше второй. Исключение составляет монополия, в условиях которой фирма производит уникальный товар или услугу, который не имеет аналогов, и имеет право диктовать свою собственную цену. По этой причине в условиях рыночной конкуренции фирма-производитель должен следить за качеством своей продукции и за конкурентными фирмами, а также за ценами, которые они назначают. Производитель должен отслеживать реакцию конкурентных фирм на то или иное изменение цены. По этой причине рассчитать ценовую эластичность спроса для конкретной фирмы достаточно сложно, для этих целей используют различные математические модели или опыт руководителя фирмы.
Если руководители фирмы для расчетов будут принимать во внимание только значения коэффициентов рыночного спроса, то расходы могут стать более значительными, чем ожидается. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик [10, с. 76].
Эластичность спроса очень сильно влияет на ценовую политику фирмы. В качестве примера можно привести фирму, которая построила дом, в котором 100 квартир. И фирме следует принять решение, какую цену следует установить за правило съема квартиры, чтобы при этом получить максимальную выручку. Расходы на строительство по сути не зависят от количества сданных квартир. Исключение составляют только расходы на текущий ремонт, которые занимают лишь самую малую часть от общих расходов.
Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса, как это показано на рис. 2.1. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако, как видно из рис. 2.1, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится [1, с. 197].
В качестве следующего примера использования
теории эластичности можно привести
государственную налоговую
Рассмотрим распределение
График спроса на рис. 2.2, а показывает, что спрос имеет высокую эластичность, на рис. 2.2, б спрос относительно неэластичен. График предложения показывает, каким стало предложение товара до введения налога.
Рис. 2.1. а) эластичность спроса; б) изменение валовой выручки.
Р – плата за аренду квартиры; Q – количество квартир; R – доход фирмы от сдачи квартир в аренду.
Примечание. Источник: [1, с. 197]
Рис. 2.2. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) спросе. D – спрос, и – предложение до и после введения налога.
Примечание. Источник: [1, с. 199]
Что произошло, когда государство ввело налог? Кривые предложения переместились влево вверх на величину введенного налога. В итоге возникла новая ситуация равновесия и .
Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Остается только определить, как сильно можно поднять цену товара без ущерба для выручки производителя. В условиях рыночной экономики, фирма может повысить цену товара на сумму налога. Если производитель установит цену товара выше равновесной. Таким образом, такой товар будет вытеснен с рынка в условиях конкуренции. Единственно правильным решением будет повышение цены до уровня равновесной, в результате чего, товар останется на рынке.
В том случае, когда спрос эластичен, потери производителя будут выше и бремя налога в основном ляжет на него. На рис. 2.2, а выделенный прямоугольник показывает величину налога, а его часть ниже пунктирной линии – потери производителя от налога. Кроме того, фирма будет вынуждена сократить объем производства до , и при этом потеряет часть покупателей своего товара за счет повышения цены на данный товар.
Если же спрос товара неэластичен, то налоговое бремя прежде всего ляжет на покупателя. Кроме того, абсолютный размер налога будет выше при неэластичном спросе. По этой причине государство облагает различными косвенными налогами товары, спрос на который неэластичен (алкоголь, сигареты и т.д.).
Также следует обратить внимание на заштрихованные треугольники на рис. 2.2. Они показывают нам продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы налог не был введен государством. Это те покупатели, которые хотят приобрести данный товар, но не могут по причине высокой цены на него, и те производители, которые хотят, но не могут произвести данный товар, так как они не хотят работать себе в убыток. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Притом, что эта потеря будет выше, чем эластичность спроса на данный товар.
Сейчас рассмотрим зависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения (при этом эластичность спроса понимаем как величину постоянную). На рис. 2.3 графически изображена ситуация на рынке до и после введения налога.
Рис. 2.3. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) предложении: D — спрос; So, S1, — предложение до и после введения налога.
Примечание. Источник: [1, с. 200].
Если предложение является эластичным, то налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, так как рост цены и сокращение объема производства будут значительными, при этом сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении. Однако при этом потери общества будут выше. Обратную ситуацию можно наблюдать при неэластичном предложении.
Изучив тему данной курсовой работы, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является одной из важнейших задач предприятия, функционирующего в условиях рынка. Пожалуй, одной из основных характеристик спроса является эластичность. Именно оценка эластичности спроса (по различным параметрам) является необходимой для того, чтобы фирма могла разработать правильную стратегию поведения на рынке. Показатели эластичности спроса и предложения позволяют нам определить положение кривых спроса и предложения, а также спрогнозировать изменение объема выпускаемой продукции в зависимости от изменения различных факторов, которые влияют на спрос и предложение.
Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Спрос будет эластичным в том случае, если потребители относительно чувствительны к любым изменениям цены, однако в другом случае, когда изменения в цене на конкретный товар или услугу не влияют на действия потребителей относительно данного товара или услуги, спрос будет неэластичным.
Эластичность спроса по цене можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на объем дохода от продажи продукции. Если цена и общий доход меняются в обратных направлениях, то спрос будет эластичным. Если стоимость и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, то спрос будет являться неэластичным. Также спрос может иметь единичную эластичность в том случае, когда изменение цены оставит общий доход неизменным.
Можно выделить такие факторы, которые влияют на эластичность спроса: количество доступных товаров-заменителей, доля товара в бюджете потребителя, принадлежность товара либо к предметам роскоши, либо к предметам первой необходимости, а также тот период времени, который подвергается анализу.
Эластичность предложения
Применение теории эластичность на практике состоит в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие, возможно, в скором будущем придут в упадок. Если говорить с большей точностью, то можно сказать, что при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу показывает нам то, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее часть экономической сфере. Небольшой положительный или отрицательный показатель эластичности указывает на возможность сокращения производства в отрасли. В качестве примера можно привести фирму, занимающуюся производством автомобилей, а также сельскохозяйственную продукцию. Высокая положительная эластичность спроса на автомобили показывает нам, что автомобильная промышленность будет процветать в долгосрочной перспективе. В то же самое время, низкая подоходная эластичность спроса на сельскохозяйственные товары означает то, что фирма, занимающаяся выпуском и продажей сельскохозяйственной продукции, будет испытывать затруднения в данной отрасли.
Информация о работе Концепция эластичности и её роль в экономическом анализе