Концепция эластичности и её роль в экономическом анализе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение эластичности спроса и предложения.
Задачами являются:
Поиск тех самых факторов, которые влияют на эластичность товара или услуги;
Определение степени влияния изменения цены товара на величину спроса и предложения, а также на объем продаж;
Поиск зависимости между изменением цены одного товара и изменением величины спроса и предложения другого товара;
Определение влияния величины дохода потребителей на изменения величины спроса и предложения на какой-либо товар;
Формулировка самой концепции эластичности и поиск ее роли в экономическом анализе.

Содержание

Введение 3
1. Эластичность спроса 6
1.1. Измерение эластичности спроса 8
1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса 10
1.3. Перекрестная эластичность спроса 12
1.4. Эластичность спроса по доходу 13
1.5. Эластичность предложения 16
2. Применение теории эластичности 19
Заключение 24
Список использованных источников 26

Работа содержит 1 файл

Концепция эластичности и её роль в экономическом анализе.docx

— 339.88 Кб (Скачать)

Таблица 1 - Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса

 

Прежде всего перед нами стоит  вопрос, что взять за изменение  объема проданной продукции, то есть за изменение величины спроса. Возьмем второй интервал (от 1000 до 1500). В данном случае величина спроса изменится на 50% (500:1000=0,5). Однако, если мы возьмем интервал в обратном порядке, то есть величина спроса изменится с 1500 до 1000, то в процентах это изменение будет равно 33,3% (500:1500=0,33). Такие различия создают сложности при подсчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется средняя точка выбранного интервала. В нашем случае такой точкой будет 1250 ((1000+1500):2=1250). Таким образом, изменения в величине спроса в нашем случае составят 500:1250=0,4 (или 40%).

Если записать расчет процентного  изменения величина спроса в виде формулы, то получится следующее:

 

      (1.1.2)

 

где и – величина спроса до и после изменения цены, шт.

 

Таким же образом мы находим процентное изменение цены в выбранном интервале. Получается следующая формула:

 

      (1.1.3)

 

где и - соответственно начальная и новая цена.

 

Коэффициент эластичности вычисляется  как соотношение прироста величины спроса к приросту цены. В качестве формулы это будет выглядеть  следующим образом:

 

 (1.1.4)

 

С помощью этой формулы мы можем  рассчитать коэффициенты эластичности в таблице 1.1. Рассчитав данные коэффициенты, мы можем количественно охарактеризовать ценовую эластичность спроса в различных ценовых интервалах. На нашем примере, в первых четырех интервалах спрос эластичен, в пятом интервале – имеет единичную эластичность, в шестом интервале – неэластичен.

Заметим, что на участках эластичного  спроса общий доход при продаже  всей продукции повышается, а при  неэластичном спросе – уменьшается. По этой причине каждая фирма будет  избегать такого ценового интервала, в  котором эластичность спроса будет  меньше единицы.

1.2. Факторы,  влияющие на эластичность спроса

 

На ценовую эластичность спроса влияет множество факторов. Перечислим данные факторы:

  1. Наличие товаров-заменителей (товаров-субститутов). Чем больше заменителей существуют у конкретного товара, тем больше показатель эластичности. Действительно, чем больше на рынке товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, тем больше у покупателей возможностей для приобретения товара-заменителя, который будет удовлетворять те же потребности, в случае повышения цены на исходный товар.  
    Можно рассмотреть данный случай на следующем примере. В качестве примера возьмем молоко. Спрос на молоко неэластичен. Однако, если цена на молоко от одного производителя повысится по сравнению с ценами других производителей, спрос конкретно на молоко данного производителя упадет. Следовательно, на молоко какого-то конкретного производителя спрос будет эластичным, так как существует множество других производителей, а товар абсолютно идентичный.  
    Та же закономерность применима к различным видам и сортам одной и той же продукции. В качестве примера можно взять сигареты. Спрос на сигареты является неэластичным. Однако, если цена на отдельный сорт сигарет будет увеличиваться, то спрос упадет, следовательно, отдельный вид сигарет будет эластичным.
  2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя, тем выше эластичность у этого товара. Если общие затраты будут занимать малую часть в доходе потребителя, то спрос на такие товары будет неэластичным. Такими товарами являются мелкие бытовые приборы и такие продукты питания, как хлеб, вода, молоко и так далее.  
    В качестве примера можно также взять следующую ситуацию. Например, повышение цены на 10% на тетради вызовет лишь минимальную реакцию на их приобретение. Но то же самое увеличение цены на 10% на автомобили или на квартиру вызовет значительное уменьшение спроса на такие товары, так как они занимают значительную часть доходов в бюджете семьи.
  3. Спрос на предметы роскоши и на предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электроэнергия являются предметами первой необходимости: без них мы долго не проживем. Повышение цен на эти продукты не приведет к значительному сокращению их потребления. Но если цены на бриллианты и спортивные автомобили поднимутся, то большинство людей не столкнется с огромными неудобствами. Многое также зависит от того, что люди подразумевают под понятием «предметы первой необходимости». Какие именно товары они относят к этой категории, зависит от их жизненного уровня. Например, в большинстве развитых стран бытовые электроприборы (электрические утюги, стиральные машины и холодильники) считаются предметами первой необходимости.
  4. Привычные товары. Этот фактор появился по той причине, что огромное количество потребителей зависит от своих индивидуальных привычек. У многих людей вырабатывается привычка на отдельный вид табака, на отдельный вид хлеба, на воду определенного производителя. Для таких людей спрос на привычные товары будет неэластичным, так как для них такие товары не имеют заменителей.
  5. Период времени. Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Если цена на продукт растет, то необходимо время, чтобы найти и испытать другие продукты, чтобы убедится в том, подходят они нам или нет. Если цена на свинину повысится на 30%, то покупатели не сразу прекратят покупать ее. Им необходимо время для того, чтобы перейти на другой вид мяса, скажем, птицу, привыкнуть к нему и полюбить. Другое объяснение этого фактора связано с долговечностью продукта. Исследования показывают, что «краткосрочный» спрос на бензин менее эластичен, чем «долгосрочный». Почему так происходит? Потому что в долгосрочном плане большие автомобили, которые неэкономно расходуют топливо, из-за подорожания бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами. С течением времени каждый покупатель может найти продукты-заменители, изменить свою потребительскую корзину в соответствии с ценами и возможностями на приобретение выбранных товаров.

 

1.3. Перекрестная  эластичность спроса

 

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени  влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого  товара. Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного  изменения спроса на товар А  к процентному изменению цены товара Б:

 

        ,                           (1.3.1)

 

где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).

 

Значение коэффициента перекрестной эластичности во многом зависит от того, какие товары мы рассматриваем: взаимозаменяемые или взаимодополняющие. Коэффициент принимает положительное  значение в том случае, если мы будем  рассматривать товары взаимозаменяемые. В действительности, при повышении  цены на бородинский хлеб, спрос  на другие сорта черного хлеба  увеличится; подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин и так далее. Если коэффициент  перекрестной эластичности принимает  отрицательное значение, это значит, что мы имеем дело с взаимодополняющими товарами, например такими, как автомобиль и бензин, фотоаппарат и пленка, музыкальные центры и диски. В таком случае величина спроса будет меняться противоположно изменению цен.

Рассчитав коэффициент перекрестной эластичности можно выяснить, являются ли эти товары взаимозаменяемыми  или же они дополняют друг друга. Так фирмы могут рассчитать цены товаров для того, чтобы изменить объемы продажи двух взаимозаменяемых товаров. Например, фирма, которая производит два вида хлеба, черный и белый, произвела слишком много белого хлеба в отличие от черного. Тогда данная фирма может повысить цену на черный хлеб, чтобы она смогла продать и белый, и черный хлеба в полном объеме. Поэтому понятие перекрестной эластичности является очень важным для многих производителей. Однако, следует заметить, что, например, на рынке чистой конкуренции следует учитывать и ряд других факторов, например таких, какую цену на данный вид товара установили другие производители. Однако для монополистов понятие перекрестной эластичности имеет очень большое значение.

1.4. Эластичность  спроса по доходу

 

Любое изменение доходов вызывает изменения в спросе на тот или  иной вид товара или услуги. Экономисты отмечают, что рост доходов приводит к повышению спроса на предметы роскоши  и на различные услуги. Понижение  дохода, напротив, способствует повышению  спроса на товары длительного пользования  и снижению спроса на различные услуги.

И такое явление является вполне оправданным. Это можно разглядеть даже на собственном примере. Наверняка, если у вас увеличится доход и  вы не собираетесь вкладывать эти  деньги в какое-нибудь дело, то вы захотите приобретать более качественные товары, те товары, которые будут  удовлетворять ваши духовные потребности, пользоваться теми услугами, которые  смогут облегчить вашу жизнь. И напротив, при снижении вашего дохода вам придется экономить, чтобы у вас была возможность  покупать товары первой необходимости  и те товары, которые вам нужны  для того, чтобы жить в комфортных условиях. Поэтому мы перестанем покупать различные предметы роскоши, которые  имеют меньшую полезность, чем  жизненно важные товары. Так как  мы сами видим и чувствуем, что  доход определенно влияет на наши покупательские способности и на качество приобретаемых нами товаров, мы и вводим понятие эластичности спроса по доходу.

Эластичность спроса по доходу () определяется как соотношение процентного изменения количества продукции, на которую предъявлен спрос и процентного изменения дохода потребителя. Это соотношение можно записать с помощью следующей формулы:

 

        (1.4.1)

 

где и - приращение и средняя величина спроса,

     и - приращение и средняя величина дохода.

 

Если спрос на товары с увеличением  доходов падает, то такими товарами являются товары низкого качества. В качестве примера можно взять продовольственные недиетические товары. На Западе к ним относят цельное молоко, сливочное масло и т.п. [6, с. 112]

Для качественных товаров мы можем  наблюдать следующий принцип: чем  больше товар нужен потребителю, тем меньше его эластичность. Потребитель, привыкший к качественным товарам, не захочет отказываться от них даже при условии, что его доход сократился. В таком случае, он скорее всего будет вынужден либо отказаться от потребление других товаров, либо перейти на менее качественные другие товары, от которых он отказываться совсем не хочет, либо сократить количественное потребление тех товаров, от которых он отказаться не может и по каким-либо причинам не хочет переходить на аналогичные товары более низкого качества.

В таблице 2 в качестве примера можно  показать эластичность различных товаров  по доходу в США в 1990-е года [5, с. 72].

 

Группа товаров

Наименование товаров

Значение

Низкокачественные товары с отрицательной  эластичностью

Цельное молоко

-0,5

Свинина

-0,2

Картофель

-0,2

Неэластичные товары

Кофе 

0,0

Птица

0,3

Сыр

0,4

Говядина

0,5

Сигареты

0,8

Эластичные товары

Бензин

1,2

Вино

1,4

Товары длительного пользования

1,8


Таблица 2 –  Эластичность товаров по доходу в  США (1990-е гг.)

 

Далее мы графически покажем эластичность спроса по доходу на различные виды товаров: на рис. 1.4, а представлена зависимость  эластичности спроса от доходов на качественные неэластичные товары (кофе, сигареты), на рис. 1.4, б – на качественные эластичные товары (предметы роскоши), на рис. 1.4, в – на низкокачественные товары (например, подержанная обувь, одежда и т.п.).


Рис. 1.4. а) – спрос по доходу на качественные неэластичные товары,  б) – спрос по доходу на качественные эластичные товары, в) – спрос по доходу на некачественные товары.

Примечание. Источник: [5, с. 74]

 

Ряд исследований показал, что на эластичность товара по доходу влияет не только ценовая  категория товара, но также и средний  доход на душу населения. Например, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть высокой, если уровень доходов населения  низкий, и наоборот, при повышении  уровня доходов эластичность спроса по доходу может понижаться на те же самые товары первой необходимости. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей [10, с. 114].

Показатель эластичности также  зависит от уровня доходов определенной социальной группы. Среди группы с  низким доходом значение эластичности спроса по доходу таких товаров, как  хлеб и картофель, достаточно высокое, и как следствие, доля расходов в  семейном бюджете на такие товары возрастает, поэтому такие товары могут быть обозначены этими людьми как блага высшего порядка. Для социальных групп с более высоким уровнем доходов большее значение для семейного бюджета играют такие товары, как мясо, фрукты и некоторые виды овощей. Для таких социальных групп меньшую часть в бюджете занимают картофель и хлеб, рассматриваемые в предыдущем примере, хотя эти товары могут рассматриваться как нормальные. Если взять третью социальную группу, которая имеет еще более высокий уровень доходов, то здесь можно отметить то, что все большую часть семейного бюджета занимают расходы на электроэнергию, на бензин. Люди данного социального слоя предпочитают разнообразие в питании, они питаются более качественными и, отчасти, изысканными блюдами, которые не могут себе позволить люди более низкого социального положения. Разумеется, для такой социальной группы расходы на картофель и на хлеб будут занимать мизерную часть в бюджете, а это значит, что такие товары могут расцениваться потребителями данного социального слоя как блага низшего порядка.

По уровню затрат  населения  на продукты питания можно определить благосостояние страны. Было выявлено, что чем большую часть дохода население тратит на продовольственные  товары, тем ниже уровень благосостояния страны. Такое положение характерно, в первую очередь, для стран с  низким уровнем развития и для  развивающихся стран. В развитых странах население тратит большую  часть дохода на различные бытовые  приборы, технику, электроэнергию, топливо  и на различные виды услуг. В настоящее  время можно заметить, что более 70% населения не могут полноценно удовлетворить свои физические нужды  в продовольственном плане и  большой процент людей оказывается  за гранью нищеты, в чем эти люди не виноваты.

1.5. Эластичность предложения

 

Эластичность предложения –  это степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг  в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и  краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Измерив эластичность предложения  по цене, мы можем увидеть, как производитель  реагирует на изменения цены на рынке, изменяя при этом объем произведенной  продукции. Коэффициент ценовой  эластичности предложения – числовой показатель, который отражает степень  изменения количества предлагаемых товаров или услуг в соответствии с изменениями в цене на данные товары или услуги. Данный коэффициент  рассчитывается по той же самой формуле, что и коэффициент эластичности спроса по цене. Различие состоит только в том, что при расчете коэффициента эластичности предложения вместо изменения  величины спроса мы берем изменение эластичности предложения. Следовательно, формула выглядит следующим образом:

 

    (1.5.1)

 

где и - предложение до и после изменения цены; и - цена до и после изменения;  «s» в индексе показывает, что мы рассматриваем эластичность предложения.

 

Фактор эластичности предложения  во многом зависит от  времени. Нетрудно догадаться, что производители труднее  реагируют на изменения цены, чем  покупатели, так как им нужно время  для того, чтобы изменить объем  производимой продукции.

Обычно, рассматривая ценовую эластичность предложения, рассматривают три  периода времени: краткосрочный, среднесрочный  и долгосрочный.

Краткосрочный период – это такой  период времени, за которое фирма  не может изменить объем выпускаемой  продукции, то есть среагировать на изменение  цены. В качестве примера можно взять любую сельскохозяйственную продукцию. Например, садовод вырастил определенное количество черешни, и при резком изменении цены он не сможет изменить объем произведенной им продукции, вне зависимости от того, как сложилась рыночная цена. В таком случае, предложение является неэластичным.

Среднесрочный период достаточен для  изменения объемов производства, но его не хватает для введения новых производственных мощностей. В таком случае, ценовая эластичность предложения повышается.

В долгосрочном периоде фирма может  изменить свои производственные мощности в соответствии с изменением уровня цен, то есть фирма может сократить  или расширить свои производственные мощности. Но в долгосрочном периоде  в условиях совершенной конкуренции  с правилом свободного входа и  выхода из отрасли можно наблюдать  либо приток новых фирм в отрасль, либо уход старых фирм из отрасли. Приток новых фирм будет происходить  при расширении спроса на данный вид  продукции, а уход старых – при  сокращении спроса. В данном случае, эластичность предложения будет  выше, чем в двух предшествующих временных периодах.

Информация о работе Концепция эластичности и её роль в экономическом анализе