Концепция ценообразования на социально-значимые товары и услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Закон «О ценообразовании» устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.
Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
- товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
- отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Содержание

Введение
1. Концепция ценообразования на социально-значимые товары и услуги
1.1. Порядок формирования цен на социально значимые товары в Республике Беларусь
1.2. Порядок применения предельных розничных цен
2. Ценообразование на отдельные виды социально значимых товаров в г. Витебске
2.1. Обеспечение ценовой доступности некоторых групп товаров
2.2. Особенности ценообразования на детское питание как на категорию социально значимых товаров
2.3. Формирование цен импортерами детско¬го питания
3. Совершенствование регулирования ценообразования на социально значимые товары
Заключение
Список использованных источников
Приложение А «Перечень товаров, для которых применяются предельные торговые надбавки»
Приложение Б «Предельные торговые надбавки на продовольственные товары»
Приложение В «Прейскурант»

Работа содержит 1 файл

ценообразование на социально значимые товары.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

- совершенствование механизмов ценового регулирования, обеспечивающих эффективную работу реального сектора экономики, преодоление метода ценообразования, основанного на затратах, усиление влияния цен на повышение эффективности производства и снижение себестоимости продукции (работ, услуг) для обеспечения в сочетании с другими мерами выполнения целевых показателей, предусмотренных прогнозными и программными документами социально-экономического развития республики;

- повышение экономической обоснованности цен на продукцию естественных монополий и базовых отраслей народного хозяйства, предопределяющих возможности развития других отраслей национальной экономики, на социально важные виды товаров (работ, услуг);

- обеспечение экономически обоснованных соотношений цен, совершенствование структуры цен и тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве, на городском (пригородном) общественном транспорте в целях сокращения субсидий;

- ликвидация отраслевых и других перекосов цен и тарифов в отдельных отраслях экономики в целях повышения эффективности работы реального сектора экономики;

- гармонизация внутреннего уровня цен с ценами в сопредельных странах для защиты экономических интересов страны;

- усиление контроля за уровнем и динамикой затрат, включаемых в себестоимость, создание условий, стимулирующих снижение затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг), поэтапное снятие ценовых ограничений, снижение налоговой нагрузки, обеспечение сбалансированного роста заработной платы и производительности труда в целях повышения ценовой конкурентоспособности белорусских товаров;

- обеспечение согласованности инструментов государственного ценового и макроэкономического регулирования, ценообразования с проводимой денежно-кредитной, валютной и налогово-бюджетной политикой, политикой доходов и социальной защиты населения, ситуацией на внутреннем и внешнем рынках;

- проведение антимонопольного регулирования в соответствии с международными нормами и с учетом открытости национальной экономики;

- совершенствование законодательства в области ценообразования, уточнение функций республиканских органов государственного управления, отвечающих за вопросы ценообразования;

- повышение роли и ответственности областных и Минского городского исполнительных и распорядительных органов за проведение государственной политики в области ценообразования, регулирование и контроль за применением установленного порядка ценообразования в регионах.

За последнее время  в республике существенно расширилась сфера применения цен на промышленную продукцию, самостоятельно определяемых субъектами хозяйствования с учетом конъюнктуры рынка. Однако целесообразным является дальнейшее сокращение административных ограничений в процессе ценообразования на промышленную продукцию, перенос большинства решений по формированию цен на уровень организаций. Это становится возможным благодаря стабилизации ценовой ситуации в республике, существенному улучшению материального положения граждан, развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольного законодательства.

Органы управления в  дальнейшем должны переходить преимущественно  к косвенным методам воздействия  на формирование себестоимости и  цен промышленной продукции, заключающимся  в согласованном проведении регулирования цен на основное сырье и энергоресурсы, поставляемые из-за рубежа, налогового и антимонопольного регулирования, политики доходов и заработной платы, валютной и денежно-кредитной политики.

Основными критериями в  области ценообразования на промышленную продукцию являются:

- переход к формированию цен с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка, усиление влияния цен на повышение эффективности производства и снижение себестоимости продукции (работ, услуг) для обеспечения в сочетании с другими мерами выполнения целевых показателей, предусмотренных программными документами социально-экономического развития республики;

- увязка изменения цен на продукцию и услуги производственно-технического назначения с прогнозируемыми индексами изменения цен на потребительские товары и услуги, конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков;

- недопущение опережающих темпов роста цен на промышленную продукцию по сравнению с темпами роста цен на потребительские товары.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 февраля 1995 г. № 51 «О мерах по дальнейшему развитию сельскохозяйственного производства» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 4, ст. 85) на сельскохозяйственную продукцию применяются свободные закупочные цены, уровень которых определяется сельскохозяйственными организациями по договоренности с перерабатывающими, заготовительными и торговыми организациями исходя из плановых затрат на производство, установленных налогов и неналоговых платежей, планируемой прибыли и конъюнктуры рынка.

Совершенствование ценообразования  на сельскохозяйственную продукцию  будет производиться по следующим  направлениям:

- поэтапное выравнивание закупочных цен на продукцию животноводства до уровня, обеспечивающего возмещение нормативно-обоснованных затрат на производство и получение прибыли, достаточной с учетом оказываемой государством финансовой поддержки для ведения простого воспроизводства (не ниже себестоимости продукции), а в 2010 году – расширенного воспроизводства и планирования рентабельности до 20 процентов к нормативно-обоснованным затратам на производство;

- стимулирование производства продукции животноводства путем установления надбавок к закупочным ценам на продукцию, реализуемую для государственных нужд;

- формирование закупочных цен на продукцию растениеводства, включая возмещение нормативно-обоснованных затрат на производство и получение в 2010 году прибыли, достаточной с учетом оказываемой государством финансовой поддержки для ведения расширенного воспроизводства и планирования рентабельности до 40 процентов к нормативно-обоснованным затратам на производство;

- соотношение изменения закупочных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции с фактическими индексами роста цен на используемые в сельскохозяйственном производстве продукцию и услуги производственно-технического назначения, прогнозируемыми индексами изменения цен производителей на сельскохозяйственную продукцию, конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков.

На этапе перехода к рыночным отношениям государство берет на себя функции стимулирования развития отраслей социальной сферы, которая финансируется главным образом за счет средств бюджета. Главная задача состоит в том, чтобы обеспечить доступ для всех слоев населения к гарантированному уровню потребления услуг образования, физической культуры и охраны здоровья, культуры и искусства, кинематографии.,

Вместе с тем по мере роста доходов населения  должно расширяться предоставление услуг отраслей социальной сферы  на платной основе. Развитие платности этих услуг должно быть рассчитано на семьи с высоким среднедушевым денежным доходом, а также сочетаться с ростом реальных доходов населения. С учетом принятых социальных стандартов услуг в сфере образования и здравоохранения система ценообразования в этих отраслях должна быть построена таким образом, чтобы данные стандарты были доступны в полном объеме и малообеспеченным слоям населения.

В целях недопущения  необоснованного роста цен на лекарственные средства и усиления государственного контроля за их уровнем, регулирование цен на лекарственные средства осуществляется как в сфере производства, так и в сфере обращения. Отпускные цены на лекарственные средства отечественного производства регулируются Министерством экономики по перечню, определяемому Правительством, путем утверждения фиксированных цен, которые должны применяться организациями-производителями для расчета со всеми потребителями республики.

Отпускные цены на лекарственные  средства, реализуемые за пределы  республики, формируются предприятиями-изготовителями с учетом конъюнктуры рынка. Регулирование цен на лекарственные средства в сфере обращения (оптовом и розничном звеньях) осуществляется путем установления предельного уровня оптовых и торговых надбавок.

Действующий порядок  регулирования цен на лекарственные средства в сферах производства и обращения создает субъектам хозяйствования условия для нормальной хозрасчетной деятельности и позволяет обеспечить потребность республики в лекарственных средствах, не допуская при этом необоснованного роста цен.

Упорядочение отпускных  цен на лекарственные средства будет  направлено на стабилизацию работы отечественных  организаций фармацевтической промышленности, стимулирование расширения ими ассортимента выпускаемых лекарственных средств, включая производство импортозамещающих препаратов. Снижение цен на лекарственные средства и обеспечение их доступности для населения будет достигаться путем поэтапного снижения торговых и оптовых надбавок.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Совершенствование ценообразования  в республике направлено на создание системы цен и условий, стимулирующих динамичное развитие экономики, реализацию приоритетов государственной экономической политики, эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг), и рост жизненного уровня населения.

Совершенствование ценообразования  будет осуществляться по следующим  основным направлениям:

- совершенствование механизмов  ценового регулирования, обеспечивающих  эффективную работу реального  сектора экономики, преодоление метода ценообразования, основанного на затратах, усиление влияния цен на повышение эффективности производства и снижение себестоимости продукции (работ, услуг) для обеспечения в сочетании с другими мерами выполнения целевых показателей, предусмотренных прогнозными и программными документами социально-экономического развития республики;

- обеспечение экономически  обоснованных соотношений цен;

- ликвидация отраслевых  и других перекосов цен и  тарифов в отдельных отраслях  экономики в целях повышения эффективности работы реального сектора экономики;

- гармонизация внутреннего  уровня цен с ценами в сопредельных  странах для защиты экономических  интересов страны;

- усиление контроля  за уровнем и динамикой затрат, включаемых в себестоимость, создание условий, стимулирующих снижение затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг), поэтапное снятие ценовых ограничений, снижение налоговой нагрузки, обеспечение сбалансированного роста заработной платы и производительности труда в целях повышения ценовой конкурентоспособности белорусских товаров;

- обеспечение согласованности  инструментов государственного  ценового и макроэкономического  регулирования, ценообразования  с проводимой денежно-кредитной,  валютной и налогово-бюджетной  политикой, политикой доходов и социальной защиты населения, ситуацией на внутреннем и внешнем рынках;

- проведение антимонопольного  регулирования в соответствии  с международными нормами и  с учетом открытости национальной  экономики;

- совершенствование законодательства в области ценообразования, уточнение функций республиканских органов государственного управления, отвечающих за вопросы ценообразования.

Таким образом, в условиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию  многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли, и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга. Установление цены - один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

Вместе с  тем, ценовая политика многих фирм, особенно в Беларуси, нередко оказывается  недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие  ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цена используется без связи с другими элементами маркетинга; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка. Данные недостатки вызваны во многом наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек, недостаточностью знаний белорусских руководителей в области маркетинга. Поэтому очень важным представляется использование разработанных маркетинговых подходов.

Таким образом, в условиях рынка ценообразование  является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор  общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли, и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга. Установление цены - один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

Информация о работе Концепция ценообразования на социально-значимые товары и услуги