Концепция ценообразования на социально-значимые товары и услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Закон «О ценообразовании» устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.
Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
- товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
- отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Содержание

Введение
1. Концепция ценообразования на социально-значимые товары и услуги
1.1. Порядок формирования цен на социально значимые товары в Республике Беларусь
1.2. Порядок применения предельных розничных цен
2. Ценообразование на отдельные виды социально значимых товаров в г. Витебске
2.1. Обеспечение ценовой доступности некоторых групп товаров
2.2. Особенности ценообразования на детское питание как на категорию социально значимых товаров
2.3. Формирование цен импортерами детско¬го питания
3. Совершенствование регулирования ценообразования на социально значимые товары
Заключение
Список использованных источников
Приложение А «Перечень товаров, для которых применяются предельные торговые надбавки»
Приложение Б «Предельные торговые надбавки на продовольственные товары»
Приложение В «Прейскурант»

Работа содержит 1 файл

ценообразование на социально значимые товары.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

Введение

  1. Концепция ценообразования на социально-значимые товары и услуги
    1. Порядок формирования цен на социально значимые товары в Республике Беларусь
    2. Порядок применения предельных розничных цен
  2. Ценообразование на отдельные виды социально значимых товаров в г. Витебске
    1. Обеспечение ценовой доступности некоторых групп товаров
    2. Особенности ценообразования на детское питание как на категорию социально значимых товаров
    3. Формирование цен импортерами детского питания
  3. Совершенствование регулирования ценообразования на социально значимые товары

Заключение

Список использованных источников

Приложение  А «Перечень товаров, для которых применяются  предельные торговые надбавки»

Приложение  Б «Предельные торговые надбавки на продовольственные товары»

Приложение В «Прейскурант»

4

 

7

 

7

8

 

12

 

12

 

14

17

 

25

31

35

 

37

 

40

44


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблемы вывода белорусской экономики из несколько затянувшегося кризиса, связанные прежде всего с внедрением новых принципов хозяйствования, без которых невозможна эффективная работа предприятий разных форм собственности в фактически складывающейся достаточно агрессивной рыночной среде, вынуждают руководителей предприятий, предпринимателей, менеджеров всех уровней и по всем направлениям обращаться к маркетингу, называемому (и в основном справедливо) надежным инструментом решения как отдельных экономических задач, так и всей проблемы. Эти задачи постоянно возникают и перед товаропроизводителем, и перед агентом сферы обращения, и перед квалифицированным потребителем-пользователем, которые должны вместе сосуществовать и действовать в условиях жесткой конкуренции, особенно со стороны зарубежного производителя и продавца.

В современной белорусской экономике даже в условиях перманентного экономического кризиса и инфляции активно формируются рыночные отношения, коренным образом меняются требования к деятельности предприятий, запускается процесс рыночного ценообразования, потребовавший принципиально новых—маркетинговых подходов, учитывающих и рыночные механизмы движения товара к потребителю, и особенности правового поля этого движения.

Уже сегодня  отечественные предприятия все  чаще разрабатывают стратегию сбыта  товаров в целях не только краткосрочного улучшения финансовых результатов, но и долгосрочного расширения рынков сбыта. А это заставляет продуцента отказаться от соблазнительного пути «накручивания» цен.

Для того чтобы  успешно использовать рыночные методы ценообразования, необходимо творчески  изучить ценовую систему, сложившуюся  в странах с развитой рыночной экономикой, особенно в той ее части, которая эффективно работает в периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры, поскольку сходные периоды наблюдаются и в современной российской хозяйственной практике.

Основным законом социального государством является построение системы социально ориентированного маркетинга потребителя.

Закон «О ценообразовании» устанавливает правовые основы государственной  политики в области ценообразования, сферу применения свободного и регулируемого  ценообразования, полномочия государственных  органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.

Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в  Республике Беларусь применяются на:

- товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

- отдельные  социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых  устанавливается Президентом или  по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Государство, приступив  к реализации такой экономической  политики, по существу, отказалось от схемы  централизованно планируемой и  жестко регулируемой экономики в  пользу схемы рыночной экономики, в  которой производство и реализация потребительских товаров организованы на принципах свободно складывающегося рынка, согласовывающихся с принципами маркетинга как философии коммерческой деятельности любого самостоятельно хозяйствующего субъекта - рыночного агента.  
К выпуску потребительских товаров самого разного назначения по программам конверсии и реструктуризации производства уже подключено (правда, с разным результатом) значительное число оборонных предприятий военно-промышленного комплекса, предприятий других отраслей промышленности.

Ценовая политика, разработанная на сравнительно длительный период, с учетом настоящего положения  потребителя и социально-экономических  последствий, служит основой принятия решения в отношении цены по каждой конкретной трансакции. Стратегические маркетинговые установки и рассчитанная на прогнозируемый период, превышающий жизненный цикл отдельного товара, схема ценового поведения продуцента позволяют определить массу прибыли и рыночную долю в указанном периоде, обеспечивая известный резерв финансовых средств и запас времени, что повышает эффективность воздействия на рыночную ситуацию маркетинговых мероприятий продуцента.

Обоснованная  и грамотно реализуемая политика ценообразования не только значительно  улучшает общий менеджмент на предприятии  и системное качество принимаемых управленческих решений, но также сужает так называемое оперативное поле коммерческих и социальных угроз, сопряженных с такими решениями.

Поэтому данная тема весьма актуальная в современной  экономике Беларуси.

Целью курсовой работы является изучение методологических основ ценообразования и методических рекомендаций относительно критериев отбора и порядка использования современных процедур, способов и приемов образования цен в социально ориентированной маркетинговой системе -впервые выделяемой автором области исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КОНЦЕПЦИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ

1.1 Порядок формирования цен на социально значимые товары в Республике Беларусь

 

Порядок формирования цен в нашей стране регулируется Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании» (в ред. от 15 июля 2008 г.; далее - Закон).

Согласно ст. 6 Закона в Республике Беларусь на товары (работы, услуги) применяются свободные  цены (тарифы), за исключением отдельных  случаев, установленных законодательством, касающихся прямого (административного) регулирования цен. В свою очередь регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются:

- на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

- отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Регулирование цен (тарифов) осуществляется республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским  исполнительными и распорядительными  органами в пределах полномочий путем  установления:

- фиксированных цен (тарифов);

- предельных цен (тарифов);

- предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

- предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);

- порядка определения и применения цен (тарифов);

- декларирования цен (тарифов).

Перечисленные органы вправе принимать решение  о выборе конкретного способа  регулирования цен (тарифов) исходя из государственных интересов и  складывающейся в республике социально-экономической  ситуации.

Перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь (Приложение А).

Следует отметить, что в условиях либерализации экономики перечень постепенно сокращается. Так, например, с 1 июля 2009 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июня 2009 г. № 752 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 943 и от 26 марта 2008 г. № 454» из указанного Перечня исключены следующие услуги, оказываемые населению: парикмахерские (кроме услуг салонов и салонов типа «Люкс»); прачечных (включая самообслуживание); химическая чистка и документальное фото.

 

1.2 Порядок применения предельных розничных цен

 

В соответствии с постановлением Совета Министров  республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 943 «Об утверждении перечня социально  значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами, цены на свежие картофель и овощи регулируются облисполкомами.

Как правило, вышеназванные  государственные органы ежегодно в  межсезонный период с 1 октября по 1 мая устанавливают предельные розничные  цены на картофель и овощи. Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие такие товары, обязаны соблюдать предельный уровень установленных розничных цен.

В то же время  следует учитывать, что постановлением министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 184 «О торговых надбавках на продовольственные товары» на овощи и картофель торговые надбавки установлены в твердой сумме.

Письмом Министерства экономики Республики Беларусь от 4 марта 2009 г. № 12-05-10/1178 «О ценах на картофель  и плодоовощную продукцию» определено, что при сохранении действия утвержденных облисполкомами предельных торговых надбавок в процентах к отпускным (закупочным) ценам на картофель и овощи конкретный размер торговых надбавок на данную продукцию, применяемых организациями розничной торговли и индивидуальными предпринимателями при формировании розничных цен, должен определяться согласно утвержденным Министерством экономики республики Беларусь предельных торговых надбавок в рублях за килограмм продукции, но не выше установленного в регионах их предельного уровня в процентном исчислении (например, в Гомельской области – до 25% к отпускным закупочным ценам).

В то же время  следует учитывать, что в соответствии с требованием п. 25 Правил осуществления  розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384, товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Исключение составляют продовольственные товары, предварительно расфасованные продавцом в полиэтиленовые пакеты без герметичной упаковки. Однако по требованию покупателя продавец обязан передать такой товар в бесплатной упаковке.

Кроме того, Письмом  Министерства торговли республики Беларусь от 29 июня 2007 г. № 12-02-05/3705-1к «О формировании цен на упаковочные материалы» установлено, что в целях удешевления стоимости используемых субъектами розничной торговли и общественного питания упаковочных материалов товары, расфасованные в одноразовые упаковочные материалы, реализуются по сформированным розничным ценам, увеличенным на размер цены приобретения упаковочного материала [13.c.175].

Данная норма  применяется только в отношении  весовых продовольственных товаров (крупяные, макаронные изделия, масло животное, колбасные изделия, творог, пиво разливное и т.п.), которые при реализации населению предварительно расфасованы или  фасуются (упаковываются) непосредственно в торговом зале в первичные упаковочные материалы, что не предусматривается стандартами по производству этих товаров, но обязательно согласно правилам торговли (согласованное письмо Министерства торговли республики Беларусь от 10 июня 2004 г. 312-02-02/184). При этом стоимость используемых при фасовке (упаковке) одноразовых упаковочных материалов (пакеты, коробки, стаканчики, баульчики, бутылки) относится на увеличение сформированных розничных цен по ценам приобретения [13.c.175].

Таким образом, предельная розничная цена на картофель  и овощи, расфасованные в одноразовые  полиэтиленовые пакеты, может быть увеличена на стоимость этих пакетов.

 Следует  сделать вывод о том, что доля свободных цен в потребительской корзине будет увеличиваться. Не секрет, что в Беларуси существует государственное регулирование цен на социально значимые товары. В будущем, конечно, белорусская экономика будет отходить от этого, и доля свободных цен будет увеличиваться. Однако контроль за ценами в стране следует осуществлять.

Необходимо найти золотую середину: с одной стороны обеспечить безубыточность производства, а с другой стороны предотвратить резкие конъюнктурные всплески роста цен, в первую очередь, на продовольственные товары.

Сегодня не идет речь о полной либерализации в  ценообразовании. Просто необходимо сохранять стабильность на рынке и давать возможность развиваться производителям. Необходимо расширять конкуренцию на внутреннем рынке. Конкуренция, в конечном счете, будет сдерживать рост цен, а для этого нужны объемы, нужен ассортимент и баланс спроса и предложения.

Информация о работе Концепция ценообразования на социально-значимые товары и услуги