Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:25, курсовая работа
Закон «О ценообразовании» устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.
Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
- товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
- отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
Введение
1. Концепция ценообразования на социально-значимые товары и услуги
1.1. Порядок формирования цен на социально значимые товары в Республике Беларусь
1.2. Порядок применения предельных розничных цен
2. Ценообразование на отдельные виды социально значимых товаров в г. Витебске
2.1. Обеспечение ценовой доступности некоторых групп товаров
2.2. Особенности ценообразования на детское питание как на категорию социально значимых товаров
2.3. Формирование цен импортерами детско¬го питания
3. Совершенствование регулирования ценообразования на социально значимые товары
Заключение
Список использованных источников
Приложение А «Перечень товаров, для которых применяются предельные торговые надбавки»
Приложение Б «Предельные торговые надбавки на продовольственные товары»
Приложение В «Прейскурант»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение
Заключение Список использованных источников Приложение А «Перечень товаров, для которых применяются предельные торговые надбавки» Приложение Б «Предельные торговые надбавки на продовольственные товары» Приложение В «Прейскурант» |
4
7
7 8
12
12
14 17
25 31 35
37
40 44 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы вывода белорусской экономики из несколько затянувшегося кризиса, связанные прежде всего с внедрением новых принципов хозяйствования, без которых невозможна эффективная работа предприятий разных форм собственности в фактически складывающейся достаточно агрессивной рыночной среде, вынуждают руководителей предприятий, предпринимателей, менеджеров всех уровней и по всем направлениям обращаться к маркетингу, называемому (и в основном справедливо) надежным инструментом решения как отдельных экономических задач, так и всей проблемы. Эти задачи постоянно возникают и перед товаропроизводителем, и перед агентом сферы обращения, и перед квалифицированным потребителем-пользователем, которые должны вместе сосуществовать и действовать в условиях жесткой конкуренции, особенно со стороны зарубежного производителя и продавца.
В современной белорусской экономике даже в условиях перманентного экономического кризиса и инфляции активно формируются рыночные отношения, коренным образом меняются требования к деятельности предприятий, запускается процесс рыночного ценообразования, потребовавший принципиально новых—маркетинговых подходов, учитывающих и рыночные механизмы движения товара к потребителю, и особенности правового поля этого движения.
Уже сегодня отечественные предприятия все чаще разрабатывают стратегию сбыта товаров в целях не только краткосрочного улучшения финансовых результатов, но и долгосрочного расширения рынков сбыта. А это заставляет продуцента отказаться от соблазнительного пути «накручивания» цен.
Для того чтобы успешно использовать рыночные методы ценообразования, необходимо творчески изучить ценовую систему, сложившуюся в странах с развитой рыночной экономикой, особенно в той ее части, которая эффективно работает в периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры, поскольку сходные периоды наблюдаются и в современной российской хозяйственной практике.
Основным законом социального государством является построение системы социально ориентированного маркетинга потребителя.
Закон «О ценообразовании» устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.
Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
- товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
- отдельные
социально значимые товары (работы,
услуги), конкретный перечень которых
устанавливается Президентом
Государство, приступив
к реализации такой экономической
политики, по существу, отказалось от схемы
централизованно планируемой и
жестко регулируемой экономики в
пользу схемы рыночной экономики, в
которой производство и реализация потребительских
товаров организованы на принципах свободно
складывающегося рынка, согласовывающихся
с принципами маркетинга как философии
коммерческой деятельности любого самостоятельно
хозяйствующего субъекта - рыночного агента.
К выпуску потребительских товаров самого
разного назначения по программам конверсии
и реструктуризации производства уже
подключено (правда, с разным результатом)
значительное число оборонных предприятий
военно-промышленного комплекса, предприятий
других отраслей промышленности.
Ценовая политика,
разработанная на сравнительно длительный
период, с учетом настоящего положения
потребителя и социально-
Обоснованная и грамотно реализуемая политика ценообразования не только значительно улучшает общий менеджмент на предприятии и системное качество принимаемых управленческих решений, но также сужает так называемое оперативное поле коммерческих и социальных угроз, сопряженных с такими решениями.
Поэтому данная тема весьма актуальная в современной экономике Беларуси.
Целью курсовой работы является изучение методологических основ ценообразования и методических рекомендаций относительно критериев отбора и порядка использования современных процедур, способов и приемов образования цен в социально ориентированной маркетинговой системе -впервые выделяемой автором области исследования.
1.1 Порядок формирования цен на социально значимые товары в Республике Беларусь
Порядок формирования цен в нашей стране регулируется Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании» (в ред. от 15 июля 2008 г.; далее - Закон).
Согласно ст. 6 Закона в Республике Беларусь на товары (работы, услуги) применяются свободные цены (тарифы), за исключением отдельных случаев, установленных законодательством, касающихся прямого (административного) регулирования цен. В свою очередь регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются:
- на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
- отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
Регулирование
цен (тарифов) осуществляется республиканскими
органами государственного управления,
областными и Минским городским
исполнительными и
- фиксированных цен (тарифов);
- предельных цен (тарифов);
- предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
- предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);
- порядка определения и применения цен (тарифов);
- декларирования цен (тарифов).
Перечисленные органы вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен (тарифов) исходя из государственных интересов и складывающейся в республике социально-экономической ситуации.
Перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь (Приложение А).
Следует отметить, что в условиях либерализации экономики перечень постепенно сокращается. Так, например, с 1 июля 2009 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июня 2009 г. № 752 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 943 и от 26 марта 2008 г. № 454» из указанного Перечня исключены следующие услуги, оказываемые населению: парикмахерские (кроме услуг салонов и салонов типа «Люкс»); прачечных (включая самообслуживание); химическая чистка и документальное фото.
1.2 Порядок применения предельных розничных цен
В соответствии
с постановлением Совета Министров
республики Беларусь от 18 июня 1999 г. №
943 «Об утверждении перечня
Как правило, вышеназванные государственные органы ежегодно в межсезонный период с 1 октября по 1 мая устанавливают предельные розничные цены на картофель и овощи. Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие такие товары, обязаны соблюдать предельный уровень установленных розничных цен.
В то же время следует учитывать, что постановлением министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 184 «О торговых надбавках на продовольственные товары» на овощи и картофель торговые надбавки установлены в твердой сумме.
Письмом Министерства экономики Республики Беларусь от 4 марта 2009 г. № 12-05-10/1178 «О ценах на картофель и плодоовощную продукцию» определено, что при сохранении действия утвержденных облисполкомами предельных торговых надбавок в процентах к отпускным (закупочным) ценам на картофель и овощи конкретный размер торговых надбавок на данную продукцию, применяемых организациями розничной торговли и индивидуальными предпринимателями при формировании розничных цен, должен определяться согласно утвержденным Министерством экономики республики Беларусь предельных торговых надбавок в рублях за килограмм продукции, но не выше установленного в регионах их предельного уровня в процентном исчислении (например, в Гомельской области – до 25% к отпускным закупочным ценам).
В то же время следует учитывать, что в соответствии с требованием п. 25 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384, товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Исключение составляют продовольственные товары, предварительно расфасованные продавцом в полиэтиленовые пакеты без герметичной упаковки. Однако по требованию покупателя продавец обязан передать такой товар в бесплатной упаковке.
Кроме того, Письмом Министерства торговли республики Беларусь от 29 июня 2007 г. № 12-02-05/3705-1к «О формировании цен на упаковочные материалы» установлено, что в целях удешевления стоимости используемых субъектами розничной торговли и общественного питания упаковочных материалов товары, расфасованные в одноразовые упаковочные материалы, реализуются по сформированным розничным ценам, увеличенным на размер цены приобретения упаковочного материала [13.c.175].
Данная норма
применяется только в отношении
весовых продовольственных
Таким образом, предельная розничная цена на картофель и овощи, расфасованные в одноразовые полиэтиленовые пакеты, может быть увеличена на стоимость этих пакетов.
Следует сделать вывод о том, что доля свободных цен в потребительской корзине будет увеличиваться. Не секрет, что в Беларуси существует государственное регулирование цен на социально значимые товары. В будущем, конечно, белорусская экономика будет отходить от этого, и доля свободных цен будет увеличиваться. Однако контроль за ценами в стране следует осуществлять.
Необходимо найти золотую середину: с одной стороны обеспечить безубыточность производства, а с другой стороны предотвратить резкие конъюнктурные всплески роста цен, в первую очередь, на продовольственные товары.
Сегодня не идет речь о полной либерализации в ценообразовании. Просто необходимо сохранять стабильность на рынке и давать возможность развиваться производителям. Необходимо расширять конкуренцию на внутреннем рынке. Конкуренция, в конечном счете, будет сдерживать рост цен, а для этого нужны объемы, нужен ассортимент и баланс спроса и предложения.
Информация о работе Концепция ценообразования на социально-значимые товары и услуги