Концепция ценообразования на социально-значимые товары и услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Закон «О ценообразовании» устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.
Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
- товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
- отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Содержание

Введение
1. Концепция ценообразования на социально-значимые товары и услуги
1.1. Порядок формирования цен на социально значимые товары в Республике Беларусь
1.2. Порядок применения предельных розничных цен
2. Ценообразование на отдельные виды социально значимых товаров в г. Витебске
2.1. Обеспечение ценовой доступности некоторых групп товаров
2.2. Особенности ценообразования на детское питание как на категорию социально значимых товаров
2.3. Формирование цен импортерами детско¬го питания
3. Совершенствование регулирования ценообразования на социально значимые товары
Заключение
Список использованных источников
Приложение А «Перечень товаров, для которых применяются предельные торговые надбавки»
Приложение Б «Предельные торговые надбавки на продовольственные товары»
Приложение В «Прейскурант»

Работа содержит 1 файл

ценообразование на социально значимые товары.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

 

 

  1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ТОВАРОВ В Г. ВИТЕБСКЕ

2.1. Обеспечение ценовой доступности некоторых групп товаров

 

В Беларуси в 2007–2008 гг. не допущен резкий скачок цен  на производимые продовольственные  товары.

За 2008 г. цены на продовольственные товары в республике увеличились на 9,5% по отношению к декабрю 2007 г. Более всего подорожали масло растительное и животное, молоко и молочные продукты, сыры, крупы, овощи, макаронные изделия, мука.

В соответствии с Указом Президента Беларуси от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» в стране не допускается рост цен без принятия соответствующих мер по социальной защите населения.

В целях сдерживания  инфляционных процессов в республике осуществляется государственное регулирование цен на следующие группы социально значимых продовольственных товаров: мука (для хлебопечения), хлеб и хлебобулочные изделия; молоко, кефир, сметана и творог; мясо (говядина, свинина); молочные смеси и мясные консервы для детского питания; сахар и заменители сахара для больных диабетом; картофель и другая плодоовощная продукция.

Определяющим  фактором повышения цен на продукцию  отечественных товаропроизводителей является рост цен на импортируемые  сырьевые и топливно-энергетические ресурсы. В целях компенсации удорожания используемых в сельскохозяйственном производстве топливно-энергетических и материально-технических ресурсов за девять месяцев 2008 г. закупочные цены на молоко увеличены на 25%, крупный рогатый скот – на 40%, свиней – на 21%, зерно – на 35%.

Сравнение внутренних цен со средними розничными ценами в соседних регионах России показывает, что на молоко они ниже от 50% до 2,3 раза, сметану – от 24 до 70%, творог жирный – от 44 до 80%, хлеб ржаной и пшенично-ржаной – от 23 до 48,5%, на говядину – от 21 до 65%, на свинину – от 36 до 72%.

На картофель  и плодоовощную продукцию государственное  регулирование цен производится облисполкомами и Минским горисполкомом. Ограничение предельных торговых надбавок, взимаемых организациями розничной  торговли, является одним из способов регулирования розничных цен на жизненно необходимые продукты питания.

Наиболее низкие предельные торговые надбавки предусмотрены  на молоко, кефир, сметану, творог, мясные консервы и молочные смеси для  детского питания – 8–11% (в зависимости от упаковки), на мясо (говядину, свинину) и вареные колбасные изделия – 12%, на масло животное, хлеб и хлебобулочные изделия, масло растительное, цитрусовые и бананы, сахар в мелкой фасовке – 15%, на овощные, фруктово-ягодные и плодоовощные консервы и соки для детского питания – 16%. На остальные виды продуктов питания в зависимости от социальной значимости уровень торговых надбавок в основном определяется в пределах 19–30% к отпускным ценам.

Продукты питания, на которые не предусмотрено государственное регулирование цен, реализуются по ценам, устанавливаемым самими предприятиями-изготовителями с учетом конъюнктуры рынка. При этом на товары, производимые и реализуемые организациями-монополистами, применяются предельные уровни рентабельности.

Правительством  ежегодно устанавливаются предельные индексы изменения отпускных  цен (тарифов). На текущий год они установлены на товары, работы и услуги, производимые на территории Республики Беларусь (за исключением выпускаемых коммерческими организациями с иностранными инвестициями), в размере не более 0,5% за один месяц.

В ближайшие  годы по мере финансовой стабилизации и роста реальных доходов населения  перечень товаров, в отношении которых  осуществляется ценовое регулирование, будет сокращаться.

 

2.2 Особенности ценообразования на детское питание как на категорию социально значимых товаров

 

Согласно Указу  Президента РБ от 19.05.1999 № 285 "О некоторых  мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" государственное регулирование цен на продукцию по перечню социально значимых товаров, а также на продукцию, вырабатываемую предприятиями, занимающими доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, осуществляется Минэкономики РБ, облисполкомами и Мннгорпсполкомом.

В Перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 18.06.1999 № 943 (далее - Перечень), в частности, включены молочные смеси и мясные консервы для детского питания.

Согласно постановлению  Минэкономики РБ от 30.11.1999 № 163 "Об утверждении  Перечня социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые  регулируются Министерством экономики" регулирование цен на вышеуказанные виды молочной и мясной продукции осуществляет Минэкономики РБ.

Предельные нормативы рентабельности при формировании отпускных цен на детское питание установлены постановлением Совета Министров РБ от 27.02.2003 № 273 "Об уровне рентабельности товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках" и составляют:

  • на детское питание, молоко и молочные товары - 15 % к себестоимости;
  • на мясо и мясные товары - 10 % к себе стоимости.

На местных  уровнях, Минэкономики РБ, облисполкомы ц Мпнгорнсполком декларируют отпускные цены или устанавливают ограничения уровня рентабельности на продукцию для детского питания, вырабатываемую предприятиями-монополистами, а также иными предприятиями - изготовителями данной продукции, которые расположены на соответствующей административной территории. Регулирование цен исполнительными и распорядительными органами в пределах полномочий осуществляется путем установления:

  • фиксированных цен (тарифов);
  • предельных цен (тарифов);
  • предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
  • предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);
  • порядка определения и применения цен (тарифов);
  • декларирования цен (тарифов).

Важно, что регулирование  цен исполнительными и распорядительными органами производится в соответствии с перечнем, определяемым Мннторгом РБ и Белкоопсоюзом. Согласно постановлению Минторга РБ от 28.10.2009 № 47 в данный перечень включены только детские чаи на основе травяного сырья, вода для приготовления пищи для детей, питьевая вода для детей.

Например, пользуясь  предоставленными ему полномочиями, Гомельский облисполком решением от 18.08.1999 № 566 "О порядке регулирования цена социально значимую продукцию (товары, услуги) для местного потребления" утвердил Перечень социально значимой продукции (товаров, услуг), цены на которую предприятия формируют самостоятельно. Согласно этому Перечню производителям жидких молочных смесей для детей установлен предельный уровень рентабельности в размере 8 % к полной себестоимости; Мозырскому гормолзаводу, выпускающему детское питание, -8 % к полной себестоимости (Приложение В).

Согласно п. 25 Инструкции о порядке формирования и применения цен п тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183, розничные цены на товары для детей, реализуемые субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими розничную торговлю, определяются путем суммирования:

  • отпускных (закупочных) цен;
  • торговой надбавки, взимаемой к отпускной (закупочной) цене, определяемой законодательством.

Так как продукты для детского питания (молочные смеси  и каши для детского питания мясные, мясорастительные и рыбные консервы для детского питания, а также овощные, фруктово-ягодные и плодоовощные консервы и соки для детского питания) перечислены в приложении 1 к Инструкции № 183, то торговые надбавки на них применяются в размерах, определенных законодательством.

Постановлением  Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 184 "О  торговых надбавках на продовольственные  товары" установлены предельные торговые надбавки на продовольственные товары (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-изготовителей или к ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики.

В частности, предельные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) на детское питание отечественного производства приведены в таблице.

Рассчитаем  розничную цену на детское питание (фруктово-ягодный сок).

Реализуется в  стеклянных банках вместимостью 0,25 л, которые являются возвратной многооборотной стеклотарой. При формировании розничной цены на детское питание магазин применяет торговую надбавку в размере 15%.

Таблица 1 –  Расчет цены на детское питание (фруктово-ягодный  сок)*

Показатель

Расчет

Сумма, руб.

  1. Цена организации-изготовителя
 

2750

В том числе:

   

1.1 НДС

10%

250

1.2 цена без  НДС

 

2500

  1. Договорная залоговая цена 1 банки
 

150

  1. Торговая надбавка (в размере 15%)

Стр. 1.2. х 15%

375

  1. Розничная цена товара без НДС

Стр. 1.2 6+ стр. 3

2875

  1. НДС

Стр. 4 х 10%

288

  1. Розничная цена с НДС без стоимости многооборотной стеклотары

Стр.4+стр. 5

3163

  1. Розничная цена с учетом стоимости многооборотной стеклотары

Стр. 6+стр. 2

3313

  1. Розничная цена с учетом округлений
 

3310


*Источник: [15, с.23].

При приобретении товаров  на территории РБ у торговой организации, осуществляющей оптовую торговлю, торговая надбавка взимается с учетом оптовой надбавки. Если отпускные, закупочные цены сформированы без учета расходов по доставке продукции до покупателя, организации розничной торговли имеют право увеличивать розничные цены на суммы транспортных расходов.

 

2.3 Формирование цен импортерами детского питания

 

Согласно п. 12 Инструкции № 183 импортеры формируют отпускные цены на продукцию детского питания иностранного происхождения путем добавления надбавки в размере не более 30 % к сумме контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, а также иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по страхованию, процентов по кредитам.

Расшифровка данных "иных расходов" дана в письме Минэкономики РБ от 29.09.2008 № 12-01-09/5500 "Об отдельных вопросах применения постановления Министерства экономики от 10 сентября 2008 г. № 183" (далее - письмо № 12-01-09/5500) - это расходы по платежам и оплате получаемых документов, без осуществления которых товар не может быть выпущен в свободное обращение на территории РБ, в т.ч. за:

  • въезд в зону таможенного контроля;
  • хранение груза на складе временного хранения на период оформления документов;
  • оформление статистических (таможенных) декларации, паспортов сделок;
  • получение сертификатов;
  • осуществление обязательных экспертиз, поверок и т.п.;
  • получение идентификационных знаков, в т.ч. наклеиваемых за рубежом;
  • обязательных сборов (в т.ч. сбор за импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также за импорт товаров, упакованных в тару).

Включение в  указанные иные расходы осуществляется, если импортер непосредственно осуществляет действия по оформлению необходимых документов, либо указанные расходы выделены в смете расходов субъектов предпринимательской деятельности в области таможенного дела, если импортер пользуется услугами данных субъектов.

Таможенные  платежи включают в отпускную цену на основании ст. 242 Таможенного кодекса РБ. К таможенным платежам для импортеров детского питания относятся:

Информация о работе Концепция ценообразования на социально-значимые товары и услуги