Концепция ценообразования на социально-значимые товары и услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Закон «О ценообразовании» устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.
Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
- товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
- отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Содержание

Введение
1. Концепция ценообразования на социально-значимые товары и услуги
1.1. Порядок формирования цен на социально значимые товары в Республике Беларусь
1.2. Порядок применения предельных розничных цен
2. Ценообразование на отдельные виды социально значимых товаров в г. Витебске
2.1. Обеспечение ценовой доступности некоторых групп товаров
2.2. Особенности ценообразования на детское питание как на категорию социально значимых товаров
2.3. Формирование цен импортерами детско¬го питания
3. Совершенствование регулирования ценообразования на социально значимые товары
Заключение
Список использованных источников
Приложение А «Перечень товаров, для которых применяются предельные торговые надбавки»
Приложение Б «Предельные торговые надбавки на продовольственные товары»
Приложение В «Прейскурант»

Работа содержит 1 файл

ценообразование на социально значимые товары.doc

— 219.50 Кб (Скачать)
  • ввозные таможенные пошлины;
  • специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины;
  • НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;
  • таможенные сборы.

Таможенные  сборы импортеры детского питания  уплачивают согласно Указу Президента РБ от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах". Так, таможенными органами взимаются следующие таможенные сборы за:

  • таможенное оформление;
  • таможенное сопровождение товаров;
  • выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению;
  • принятие таможенными органами предварительного решения;

- включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.

Оплата за государственную  гигиеническую регламентацию и регистрацию также включена в число иных расходов по импорту. В Законе РБ от 23.11.1993 № 2583-ХН "6 санитарно-эпидемическом благополучии населения", в частности, установлена обязательность государственной гигиенической регистрации и регламентации импортных пищевых продуктов (по Перечню, утвержденному Минздравом РБ от 08.10.2003 № 44), а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья п пищевых продуктов и их использования.

Контрактные цены в иностранной валюте пересчитываются по официальному курсу Нацбанка РБ на дату формирования цены.

Расходы, связанные  с оплатой услуг банков, вознаграждения внешнеторговому поверенному (комиссионеру), иные расходы, не упомянутые в части первой п. 5 письма №12-01-09/5500 и не указанные в п. 12 Инструкции № 183, а также иные платежи с выручки учитываются в оптовой надбавке.

Сформируем цену на сухую  молочную смесь, импортируемую с  целью реализации в розничной  торговле.

Организация торговли - импортер ввезла на таможенную территорию РБ сухие молочные смеси в количестве 10 000 банок контрактной стоимостью 10 000 евро. Стоимость услуг по доставке товара, уплаченная сторонней организации, составила 600 000 руб. без НДС. При ввозе были уплачены таможенная пошлина и таможенный сбор в размере 1 500 000 руб. Расходы на оплату услуг по сертификации составили 200 000 руб. Курс евро, установленный Нацбанком РБ на дату формирования цены, условно составил 3950 руб. за 1 евро.

 

Таблица 2 –  Порядок формирования цены импортера детского питания*

Показатели

Расчет

Сумма на 1 ед. товара, руб.

  1. Контрактная стоимость товара (в пересчете в руб.)

10 еврох3950/10000

3950

  1. Таможенная пошлина и сбор за таможенное оформление

1500000/10000

150

  1. Транспортные расходы

600000/10000

60

  1. Расходы на сертификацию товара

200000/10000

20

  1. Общая стоимость товара

3950+150+60+20

4180

  1. Оптовая надбавка, 6%

4180х6%

250,8

  1. Отпускная цена без НДС

4180+250,38

4430,8

  1. Торговая надбавка, 10%

4430,8х10%

4430,8

  1. Розничная цена импортера без НДС

4430,8+443,08

4873,88

  1. НДС, 10%

4873,88 х 10%

487,38

  1. Розничная цена импортера с НДС

4873,88 х 10%

487,38

  1. Розничная цена с учетом округления
 

5360


*Источник: [15, с.23].

При формировании отпускных и розничных цен  на импортное детское питание необходимо отметить, что согласно Указу Президента РБ от 19.05.1999 № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" требования об обосновании экономическими расчетами уровня применяемых цен не распространяются на:

- юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организации, п индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, а так же на крестьянские (фермерские) хозяйства;

- индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц или применяющих УСН.

Согласно письму № 12-01-09/5500 указанные субъекты предпринимательской деятельности освобождаются от обязанности составления расчетов по экономическому обоснованию уровня отпускных цен на товары иностранного происхождения, а также могут формировать отпускные цены без учета требовании п. 12 Инструкции № 183. Однако указанные субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие торговую деятельность (оптовая и розничная торговля), должны соблюдать установленные предельные уровни оптовой и торговой надбавки, за исключением предусмотренных законодательством случаев. Таким образом, нормы по оформлению прейскуранта, составлению порядка применения скидок, протокола согласования цен (либо указания согласованной цены в договоре), реестра розничных цен обязательны, соответственно, для всех субъектов предпринимательской деятельности [15, с.23].

При формировании цен следует учитывать некоторые особенности, установленные для организации неплательщиков НДС, в частности применяющих УСН без уплаты НДС.

Так, письмом  Минэкономики РБ от 10.09.2007 № 12-01-09/4898 "О  формировании цен" определено, что  переход на применение УСН не вносит изменений в установленный порядок формирования цен и тарифов и применения оптовых (торговых) надбавок, т.е. сформированные цены и тарифы, размеры применяемых оптовых и торговых надбавок не увеличиваются на величину налоговой ставки.

Розничная цена на товар, поставляемый с участием посредников, не являющихся плательщиками НДС, определяется исходя из отпускной цены организации-изготовителя (импортера) без НДС, оптовой надбавки, взимаемой к этой цене, суммы НДС, уплаченной поставщику, торговой надбавки, взимаемой к отпускной цене без НДС, с учетом оплаченной оптовой надбавки с добавлением НДС.

Рассчитаем  цену на детское питание (плодоовощные консервы) у организации розничной торговли, применяющей УСН без уплаты НДС.

Организация розничной  торговли приобрела пюре из моркови и яблок со сливками у организации оптовой торговли по цене 1386 руб. за 1 банку, в т.ч. НДС - 126 руб. В товарно-транспортной накладной указано, что оптовая надбавка посредника составила 5 %.

Таблица 3 – Порядок расчета розничной цены у неплательщиков НДС

Показатель

Расчет

Сумма на ед. товара, руб.

  1. Цена приобретения товара с учетом НДС в том числе:

Согласно представленной товарно-транспортной накладной

1386

1.1 НДС, 10%

120 х 10%

126

1.2 оптовая надбавка, 5%

1200 х 5%

60

1.3 отпускная цена производителя (импортера)

 

1200

  1. торговая надбавка 15% (5%+10%)

Стр. 13х 15%

180

  1. Розничная цена

Стр. 1.3.+стр.2+стр.1.1

1506


 

При реализации данного товара организация розничной торговли применила торговую надбавку в размере 15 % (в которой 5 % от предыдущего поставщика и 10 % собственная торговая надбавка).

Ответственность за нарушения порядка формирования и применения цен в организациях розничной торговли установлена Кодексом РБ об административных правонарушения (далее - КоАП).

Так, в соответствии с частью первой ст. 12.4 КоАП нарушение  должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 40 базовых величин.

Частью второй ст. 12.4 КоАП определено, что нарушение  установленных соответствующими государственными органами фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (пли) торговых надбавок (скидок) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.

Согласно части  третьи ст. 12.4 КоАП отсутствие решения органа (должностного лица) юридического лица и индивидуального предпринимателя об установлении цен на товары, производимые в Республике Беларусь, ввозимые на ее территорию в таможенном режиме "выпуск товаров для свободного обращения", ввозимые из Российской Федерации, а также непредставление информации о ценах на эти товары в республиканский орган государственного управления по вопросам экономики в Республике Беларусь в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 10 % стоимости реализованных товаров в части цен, на которые произведено нарушение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на пропаганду либерализации  цен, государство по-прежнему регулирует ценообразование на ряд товаров и услуг. Однако перечень социально значимых товаров значительно уменьшился. Это говорит о том, что в Беларуси либерализация ценообразования проходит постепенно. В Беларуси цены выполняют социальную функцию. Например, рассмотренные выше цены на детское питание регулируются государством, и мы видим потери торгового предприятия от применения низкой торговой надбавки, а значит недополучение необходимой прибыли. При этом в структуре ассортиментного перечня продуктовых магазинов социально значимые товары составляют не менее 70-80%.

Рынок без свободной  цены не работает, не может быть эффективного производства и сервиса, если это  находится вне конкуренции. Когда  на цену накладываются социальные функции, она перестает быть регулятором рыночной экономики. Так быть не должно: цена должна выполнять функции координатора экономической деятельности, все производители должны ориентироваться на нее. Цену нельзя парализовать, иначе экономика теряет свою эффективность. Социальные функции нужно выполнять вне этого ядра экономики.

Цены регулируются во всем мире, но не так, как в нашей  стране. Например, в той же Литве  инфляция очень маленькая — около 1 процента. Правительство еще в 1992 году приняло закон о ценах, по которому государству запрещается вмешиваться в ценообразование, кроме случаев чрезвычайной ситуации, но и тогда государство может вмешиваться в этот процесс не больше чем на полгода. Такого роста цен, как в Беларуси, где все регулируют цены, там нет: цены регулируются денежной массой, за которую отвечает Центральный банк.

 

 

 

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ТОВАРЫ

 

Ценообразование на социально  значимые товары целиком и полностью  регулируется государством. Поэтому  совершенствование системы ценообразования на данный вид продукции целиком и полностью зависит от государства, нормативных актов, принятых Главой государства и Правительством.

Совершенствование ценообразования в республике направлено на создание системы цен и условий, стимулирующих динамичное развитие экономики, реализацию приоритетов государственной экономической политики, эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг), и рост жизненного уровня населения.

Совершенствование ценообразования будет осуществляться по следующим основным направлениям:

Информация о работе Концепция ценообразования на социально-значимые товары и услуги