Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:24, курсовая работа
Обоснование направлений повышения эффективности коммерческой деятельности - эта тема была всегда актуальной. Очень актуальна она сегодня. В сложившейся экономической ситуации эффективность характеризует выживаемость предприятия. Предприятию необходимо не только выжить, но и по возможности повысить свой конечный результат, а именно прибыль. Конечный результат характеризует степень достижения цели или целей, ради которых приводится в движение весь механизм хозяйственной деятельности. Экономические отношения лежат в основе различных отношений между людьми - политических, культурных и т.д. Поэтому, конечные финансовые результаты - это, по сути, то, ради чего мы живем и работаем.
Введение 2
1. Характеристика организационно-экономических условий деятельности коммерческого предприятия и показатели ее оценки 4
1.1 Показатели оценки экономической эффективности коммерческого предприятия.....................................................................................................................4
1.2 Оценка конкурентного положения предприятия...................................................7
Выводы по разделу........................................................................................................10
2. Анализ экономической эффективности коммерческого предприятия 12
2.1. Анализ эффективности использования основных ресурсов коммерческого предприятия...................................................................................................................12
2.2 Анализ финансового состояния предприятия.......................................................21
2.3 Комплексная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия...................................................................................................................24
Выводы по разделу........................................................................................................27
3. Обоснование направлений по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия 29
3.1 Экономическая оценка предложений по повышению эффективности коммерческой деятельности.........................................................................................29
Заключение 33
Литература 35
Приложение 36
Все методики исследования конкурентного положения предприятия принято делить на две группы.
Первая группа - параметрические (в основном на основе первичной информации, когда выбираются параметры сравнения конкурентов и выясняются мнения потребителей, продавцов, поставщиков относительно этих параметров, затем информация сводится в удобную форму - матрицу или таблицу). Преимуществом этих методик является быстрота и относительная дешевизна, но в то же время есть опасность субъективности и неточности мнений. Довольно сложно проследить силу или слабость конкурента, тем более, невозможно строить прогнозы его развития.
Вторая группа - рейтинговые оценки (здесь используются сведения, полученные путем интервьюирования менеджеров и сводная финансовая отчетность конкурентов, затем строится четкая математическая модель, на основе которой все данные по конкурентам сводятся в коэффициентные показатели). На основе показателей выстраивается рейтинг предприятий. Очевидным преимуществом этих методик является достаточная точность и возможность выявления точного положения собственного предприятия в отрасли.
Несмотря
на очевидную актуальность постоянного
мониторинга конкурентной позиции
предприятия, необходимо учитывать
фактор дороговизны информации и
запаса времени для принятия решения.
При определении состава
В
зависимости от ситуации на предприятии,
маркетологам рекомендуется производить
выбор информации необходимой для
анализа конкурентного
Общедоступная информация - необходимо быстрое реагирование на сложившуюся проблему, при недостатке финансирования маркетинговых исследований. Здесь возможен выбор только общей информации, такой как: количество конкурентов в отрасли, их номенклатурные линии, цены, оценки предприятий - конкурентов в прессе, внешние характеристики систем продвижения и т.п. Как результат - вероятна недостаточность данных для полноценного анализа отрасли.
Рейтинговая оценка (рейтинговое агентство) - здесь также решается какая-либо тактическая задача, чаще всего - быстрое определение своего места в отрасли. При достаточном финансировании рекомендуется использовать для этого готовые рейтинговые оценки крупнейших консалтинговых компаний или рейтинговых агентств. Рейтинговая оценка позволяет быстро сориентироваться и возможно принять какое-либо решение, но планов на будущее построить не позволяет. Также, основой построения рейтингов являются финансовые показатели работы предприятия, а в России возможна фальсификация и, как следствие - неверная оценка.
Готовый отчет по состоянию отрасли - здесь скорее всего - предприятие находится в кризисной ситуации и руководство видит выход в быстрой смене поведения предприятия на рынке. В этом случае для того, чтобы быстро сориентироваться относительно возможностей своего предприятия и соседей в отрасли, лучше всего приобрести готовый отчет анализа отрасли хорошо зарекомендовавшей себя маркетинговой или консалтинговой компании. В данном случае гарантирован результат, но есть и минусы - во-первых, придется доверять чужим результатам, а во-вторых, придется платить достаточно много.
Параметрический анализ - этот блок характеризует ситуацию, когда необходимо выработать линию поведения предприятия в отрасли, не имея для этого больших средств и не стремясь к детальной проработке. В этом случае наилучшим способом анализа конкурентов является параметрический анализ на основе первичной информации. При грамотном его проведении возможно получение необходимых результатов.
Проведение анализа конкурентов долго и дорого, да еще и без достаточной степени детализованности? Можно разработать рейтинг предприятий своими силами, правда, возникает масса сложностей, и будут достаточно большие финансовые затраты.
Прогноз развития отрасли (своими силами) - характеризует ситуацию, когда руководство предприятия чувствует, что лидерство в отрасли, державшееся много лет начало "пошатываться" и необходимо детально изучать своих конкурентов, которых до недавних пор было не видно. Здесь возможно составление прогнозов развития отрасли своими силами, силами отдела маркетинга. Возможно применение проектного управления.
Непрерывный мониторинг - этот блок, скорее всего, показывает не конкретную ситуацию, а постоянный мониторинг ситуации в отрасли. Это наиболее результативный блок, позволяющий держать контроль над всеми своими конкурентами и наиболее эффективно реагировать на изменения рынка.
Ставя оценку конкурентному положению предприятия, следует дать определение конкуренции, в общем смысле.
Конкуренция - состязание, соревнование, соперничество между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и одни из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Различают разные виды конкуренции. Чистая, идеальная, совершенная конкуренция имеет место на рынке схожего, взаимозаменяемого товара со множеством мелких продавцов и покупателей. В такой ситуации ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж. Монополистическая конкуренция складывается на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии предложенных товаров, продаваемых по разным ценам. При олигополистической конкуренции небольшое количество крупных продавцов товара способно оказать существенное влияние на цены, по которым продается данный товар. Участники недобросовестной конкуренции нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов, стремятся их опорочить, дискредитировать. Используют ложную рекламу своей продукции, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены. Недобросовестную конкуренцию в наиболее злостных формах называют хищнической. Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции.
За основу первого подраздела я взяла показатели оценки экономической эффективности коммерческого предприятия. Мной были рассмотрены такие основные категории, как эффективность коммерческого предприятия (покеазатели эффективности); значение прибыли («золотое правило экономики предприятия»); показатели рентабельности, значение доходности, а также принципы, которым должна соответствовать система показателей экономичесской эффективности коммерческого предприятия.
Во втором подразделе проанализированы методики исследования конкурентного положения предприятия (параметрические и рейтингоые оценки). Предложена поблочная модель для анализа конкурентного положения коммерческого предприятия. Можно сделать вывод о том, что необходимость постоянного мониторинга отрасли очевидна, но вариантов использования финансовых средств и времени много. Таким образом, грамотно используя знания маркетологов, возможно получить массу преимуществ для достижения лидерства в отрасли или просто-напросто выживания в ней. Особое внимани уделено значению и видам конкуренции.
Ресурсы - необходимые для производства экономических благ элементы, которые могут стать факторами производства или обеспечить их эффективное использование.
Основными видами ресурсов выступают:
Различают понятия «трудовые ресурсы» и «персонал» предприятия.
Трудовые ресурсы - это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников.
Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) - это совокупность работников, входящих в его списочный состав.
Все работники предприятия делятся на две группы:
По характеру выполняемых функций промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на четыре категории: рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).
Рабочие - это работники, непосредственно занятые производством продукции (услуг), ремонтом, перемещением грузов и т.п. К ним также относятся уборщицы, дворники, гардеробщики, охранники.
В зависимости от характера участия в производственном процессе рабочие, в свою очередь, делятся на основных (производящих продукцию) и вспомогательных (обслуживающих технологический процесс).
Руководители - работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (функциональных служб), а также их заместители.
Специалисты
- работники, выполняющие инженерно-
Технические исполнители (служащие) - работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, секретари-машинистки, табельщики, чертежники, копировщицы, архивариусы, агенты и др.). Далее приведен анализ обеспеченности коммерческого предприятия трудовыми ресурсами.
Таблица 2.1.
Персонал коммерческого предприятия
Категории работающих | 2007 | 2008 | Т,% | |||||
число работ-ов, чел | % к итогу | план | факт | |||||
числен-ть, чел | % к итогу | числен-ть, чел | % к итогу | % выполнения плана | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1
работники производства
в т. ч зав. произв-м произв. - тех. лаборатория |
150 1 10 |
53,96 0,36 3,6 |
140 1 10 |
56 0,4 4 |
138 1 8 |
56,79 0,41 3,29 |
98,57 100 80 |
92 100 80 |
2 работники столовой | 4 | 1,44 | 4 | 1,6 | 4 | 1,65 | 100 | 100 |
3 специалисты
в т. ч юр. отдел плановый отдел бухгалтерия отдела продаж отдел ИТО гл. механик |
21
2 3 9 3 3 1 |
7,55
0,72 1,08 3,24 1,08 1,08 0,35 |
21
2 3 9 3 3 1 |
8,4
0,8 1,2 3,6 1,2 1,2 0,4 |
20
2 3 8 3 3 1 |
8,23
0,82 1,23 3,29 1,23 1,23 0,41 |
95,24
100 100 88,89 100 100 100 |
95,24
100 100 88,89 100 100 100 |
4 рабочие
в т. ч очист-е отдел-е стоит. участок пристанционно-отпускная база транспорт. цех механич. цех электроцех цех гот. прод-ии отдел безопас-ти |
97
15 18 10 16 9 9 10 10 |
34,89
5,39 6,47 3,6 5,75 3,24 3,24 3,6 3,6 |
79
10 15 10 16 5 5 8 10 |
31,6
4 6 4 6,4 2 2 3,2 4 |
75
10 13 9 15 5 5 8 10 |
30,87
4,11 5,35 3,7 6,17 2,06 2,07 3,29 4,11 |
||
5 административно- в т. ч президент ген. директор зам. ген. дир-ра по безопасности исполнительный директор гл. инженер начальник отдела развития продаж |
6 1 1 1 1 1 1 |
2,16 0,36 0,36 0,36 0,36 0,36 0,36 |
6 1 1 1 1 1 1 |
2,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 |
6 1 1 1 1 1 1 |
2,46 0,41 0,41 0,41 0,41 0,41 0,41 |
||
Итого | 278 | 100 | 250 | 100 | 243 | 100 |
Информация о работе Комплексная оценка эффективности коммерческой фирмы