Кадры предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Сегодня современная жизнь состоит из решения организационных и управленческих задач. Высокая культура управления ценится как важнейшая составляющая успешного экономического развития, достойной и благополучной жизни. За решением любой задачи стоят профессионально подготовленные кадры, способные профессионально, заинтересованно, результативно их разрешать. В условиях рыночной конкуренции для каждого предприятия неизбежно возникает проблема максимально эффективного использования всех видов ресурсов. В этом смысле такой ресурс, как персонал, обладает мощнейшим потенциальным резервом для развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
4
1. Теоретические аспекты использования кадров предприятия……………
6
1.1 Сущность и состав понятия "кадры" на предприятии……………….
6
1.2 Кадровая политика предприятия: особенности и значение…………
13
1.3 Пути совершенствования использования кадров на предприятии....
20
2. Анализ состояния и использования кадров в МО Администрация Пономарёвского района………………………………………………………

23
2.1 Организационно-экономическая характеристика МО Администрация Пономарёвского района………………………………....

23
2.2 Анализ состава и использования кадров в МО Администрация Пономарёвского района……………………………………………………

26
2.3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности использования кадров в МО Администрация Пономарёвского района...

29
Заключение…………………………………………………………………….
35
Библиографический список…………………………………………………..
37
Приложение …………………………………………………………………...
40

Работа содержит 1 файл

непосредственно курсач.docx

— 294.16 Кб (Скачать)

Обеспечение потребности  в кадрах действующего предприятия  предполагает не только определение численности работников предприятия, но и ее сопоставление с имеющейся рабочей силой, оценкой оборота, текучести кадров, определение дополнительной потребности или избытка кадров.

Кадры предприятия не являются постоянной величиной: одни работники увольняются, другие принимаются на работу. В этой связи определяется индекс текучести кадров (Кт): 

                                                      Кт = (Рув/Р)*100,                                                        (1)

 

где Рув - численность выбывающих или уволенных работников за определенный период, чел.

Р - среднесписочная численность работников за тот же период, чел. 

 

Обычно индексы текучести  рассчитываются за год, хотя иногда исчисляются  и индексы текучести квартальные, позволяющие учитывать сезонные колебания. Для руководства предприятия важно знать причины увольнения работников. Стабильность кадров – залог успешной работы предприятия. Добровольные увольнения помимо финансовых потерь усугубляют плохую репутацию организации.

Основные и главные  причины ухода персонала следующие: неконкурентоспособные ставки оплаты; несправедливая структура оплаты; нестабильные заработки; продолжительные или неудобные часы работы; плохие условия труда; деспотичное или неприятное руководство; проблемы с проездом до места работы; отсутствие возможности для продвижения, обучения или повышения квалификации, развития опыта, карьерного роста; работа, в которой нет особой нужды; неэффективная процедура отбора и оценки кандидатов; неадекватные меры по введению в должность (отсутствие контроля за адаптацией); изменяющийся имидж организации; работа с персоналом по принципу «соковыжималки» (жесткая структура); прецеденты резких увольнений и резких наборов персонала в организацию (отсюда нестабильность компании) [14, с. 83]. 

Кадры характеризуются  количественно и качественно.

К количественным характеристикам  относят показатели списочной и  явочной численности, среднесписочной  численности (работающих, промышленно-производственного  персонала, непромышленного персонала, категорий работающих). Списочная численность определяется на определенную дату по списку, с учетом принятых и уволенных на эту дату работников. Явочная численность – это количество работников, явившихся на работу на определенную дату. Этот показатель используется при определении потерь времени, невыходов на работу. Среднесписочная численность работников определяется суммированием численности работников списочного состава на каждый календарный день месяца и деления этой суммы на количество календарных дней месяца.

Качественная характеристика кадров заключается в профессиональном и квалифицированном выполнении работ. Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и являющийся источником существования. В каждой профессии выделяются специальности. Например, профессия слесарь – специализация слесарь-сантехник, или профессия экономист – специализация бухгалтерский учет. Квалификация – степень умелости, характеризуется номером разряда (1-й, 2-й, 3-й и т. д.) или категорий (1-я, 2-я, 3-я), или классностью (3-й, 2-й, 1-й, высший).

Требования к степени  умелости выполнения работ по рабочим  профессиям излагаются в квалификационных справочниках. Основным является Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Дополнительными – отраслевые квалификационные справочники и квалификационные справочники предприятий по работам, не вошедшим в ЕТКС. Требования к степени умелости выполнения работ служащими излагаются в квалификационных справочниках должностей служащих (КСДС), в положениях и должностных инструкциях. Должность – это род умственной деятельности, необходимой для выполнения квалификационных требований на специальном рабочем месте служащего [23].

Обобщая вышесказанное, можно  заключить, что существуют различные  подходы к определению понятия «кадры» предприятия. Кадры (персонал предприятия, трудовой коллектив) – это совокупность физических лиц, состоящим с предприятием, как с юридическим лицом в отношениях, которые регулируются трудовым кодексом и договором найма   [12, c. 87]. Кадры делятся на промышленно-производственные и непромышленно-производственные, имеют количественную и качественную характеристику. Существует разделение по профессии, квалификации и специальностям.

 

 

    1. Кадровая политика предприятия: особенности и значение

 

Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика – это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников. 

Главным объектом кадровой политики предприятия является –  персонал (кадры). Персоналом предприятия  называется основной (штатный) состав его работников. Кадры – это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства[10, с. 134]. 

Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор  альтернативных вариантов достаточно широк: 

• увольнять работников или сохранять; если сохранять, то каким  путем лучше: 

а) переводить на сокращенные  формы занятости; 

б) использовать на несвойственных работах, на других объектах; 

в) направлять на длительную переподготовку и т.п. 

• подготавливать работников самим или искать тех, кто уже  имеет необходимую подготовку;

• набирать со стороны или  переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия;

• набирать дополнительно  рабочих или обойтись имеющейся  численностью при условии более  рационального ее использования  и т.п. 

Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему: 

1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии. 

2. Кадровая политика  должно быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна  быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью  связаны определенные ожидания  работника, с другой – динамичной, т.е. корректироваться в соответствии  с изменением тактики предприятия,  производственной и экономической  ситуации. Стабильными должны быть  те ее стороны, которые ориентированны  на учет интересов персонала  и имеют отношение к организационной  культуре предприятия. 

3. Поскольку формирование  квалифицированной рабочей силы  связано с определенными издержками  для предприятия, кадровая политика  должна быть экономически обоснованной, т.е. исходить из его реальных  финансовых возможностей. 

4. Кадровая политика  должна обеспечить индивидуальный  подход к своим работникам[17, с. 104]. 

Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы  работы с кадрами, которая ориентировалась  бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при  условии соблюдения действующего законодательства. 

В реализации кадровой политики возможны альтернативы. Она может  быть быстрой, решительной (в чем-то на первых порах, возможно, и не очень  гуманной по отношению к работникам), основанной на формальном подходе, приоритете производственных интересов, либо, наоборот, основанной на учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам для него это может привести. 

Анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно выделить два основания  для их группировки. 

Первое основание может  быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат  в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного  влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики: 

• пассивная;

• реактивная;

• превентивная;

• активная. 

Пассивная кадровая политика. Само представление о пассивной  политике кажется алогичным. Однако мы можем встретиться с ситуацией, в которой руководство организации  не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации  характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда  и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в  ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток  понять причины и возможные последствия. 

Реактивная кадровая политика. В русле этой политики руководство  предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния  в работе с персоналом, причинами  и ситуацией развития кризиса: возникновение  конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство предприятия предпринимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи. Хотя в программах развития предприятия кадровые проблемы выделяются и рассматриваются специально, основные трудности возникают при среднесрочном прогнозировании. 

Превентивная кадровая политика. В подлинном смысле слова  политика возникает лишь тогда, когда  руководство фирмы (предприятия) имеет  обоснованные прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся  наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния  на нее. Кадровая служба подобных предприятий  располагает не только средствами диагностики  персонала, но и прогнозирования  кадровой ситуации на среднесрочный  период. В программах развития организации  содержатся краткосрочный и среднесрочный  прогнозы потребности в кадрах, как  качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций – разработка целевых кадровых программ. 

Активная кадровая политика. Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия  на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами  внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике. 

Но механизмы, которыми может пользоваться руководство  в анализе ситуации, приводят к  тому, что основания для прогноза и программ могут быть как рациональными (осознаваемыми), так и нерациональными (мало поддающимися алгоритмизации и  описанию). В соответствии с этим мы можем выделить два подвида активной кадровой политики: рациональную и авантюристическую. 

При рациональной кадровой политике руководство предприятия  имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития организации  содержатся краткосрочный, среднесрочный  и долгосрочный прогнозы потребности  в кадрах (качественной и количественной). Кроме того, составной частью плана  является программа кадровой работы с вариантами ее реализации. 

При авантюристической  кадровой политике руководство предприятия  не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает средствами прогнозирования  кадровой ситуации и диагностики  персонала, однако в программы развития предприятия включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации. План работы с персоналом в таком  случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном, но, может быть, и верном представлении о целях  работы с персоналом[15, с. 62]. 

Кадровая политика носит  и общий характер, когда касается кадров предприятия в целом, и  частный, избирательный, когда ориентируется  на решение специфических задач. 

Свойства кадровой политики: 

1. Связь со стратегией.

2. Ориентация на долговременное  планирование.

3. Значимость роли кадров.

4. Круг взаимосвязанных  функций и процедур по работе  с кадрами. 

Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью  создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу. 

Информация о работе Кадры предприятия