Кадровая безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:53, контрольная работа

Описание работы

Бизнес имеет весьма простую формулу: деньги + средства производства + кадры. Первые две составляющие без участия человека, это мёртвые субстанции. Успех бизнеса определяется качеством персонала. Поэтому на фоне всех подвидов экономической безопасности, кадровая безопасность является параграфом № 1 и должна стоять во главе этого списка. К большому сожалению, в большинстве консультационных решений этот параграф вообще отсутствует. Я не претендую на роль первооткрывателя. Хочу только поделиться своими мыслями с теми, кому дорог собственный бизнес, кому не безразлична судьба доверенного бизнеса, кто болеет за порученное дело и уважает свои уже моральные пагоны.

Содержание

Введение. 2
Что такое кадровая безопасность 3
Кадровая безопасность - представители групп риска в организации. 7
Общие меры предотвращения отрицательных влияний ГР для безопасности предприятия. 13
Кражи, совершаемые сотрудниками. 14
Осторожно, на дело идут свои или внутреннее мошенничество на предприятии. 16
Как заставить работать материальную ответственность. 22
Сто факторов благонадежности. 24
Заключение. 28
Библиографический список. 29

Работа содержит 1 файл

Кадровая безопасность.doc

— 837.50 Кб (Скачать)

Теперь разберемся с возможностями  совершения мошенничества. Предлагаю  различать следующие группы:

а) отсутствие контрольных мер (учета, ревизий, инвентаризаций) и/или аудиторских проверок, либо построение технологических процессов таким образом, что контроль становится затруднен или невозможен;

б) управленческие (равнодушие, некомпетентность начальства) или коммуникативные (отношение коллектива к фактам обмана и пр.) проблемы.

Теперь объединим все вышеперечисленные  предпосылки совершения в две  категории, и у нас получиться:

а) отсутствие или несоответствующий  уровень лояльности персонала;

б) отсутствие или несоответствующий уровень контрольных мер.

Конечно, тотальным контролем можно "перебить" лояльность, но тогда  вас ожидает перманентная текучесть  кадров, что вряд ли кого-нибудь устроит.

Итак, для предотвращения мошенничества  СБ должна проводить определенные мероприятия (для небольшой СБ) или внедрять в жизнедеятельность компании программы (для крупной СБ), целями которых являются устранение причин и возможностей, перечисленных выше. Влияние некоторых предлагаемых программ (мероприятий) предупреждения мошенничества проиллюстрировано в таблицах:

1. Влияние на лояльность  персонала.

Цели мероприятий 
(программ)

Примеры возможностей, 
на которые влияет

Примеры причин, 
на которые влияет

1. Оздоровление кадровой политики  на предприятии. 

   

1.1. Создание атмосферы честности, открытости и взаимопомощи;

- равнодушие к происходящему  со стороны начальства, 
- равнодушие со стороны коллег, 
- некомпетентность сотрудника или коллег;

- явное неравноправие внутри  коллектива, 
- враждебная атмосфера по отношению к коллегам, 
- недружелюбная атмосфера соперничества, 
- плохой стиль общения, 
- другие личностные причины;

1.2. Ликвидация элементов кадровой  политики, способствующих мошенничеству;

- отсутствие четких должностных  обязанностей, 
- отсутствие факторов, морально дисциплинирующих сотрудников, 
- отсутствие четкой системы приема на работу и критериев оценки кандидатов, 
- недостаточная обученность и подготовка кадров, 
- большая текучесть кадров и прогулы, 
- неспособность начальства оценить качество выполненной работы, 
- отсутствие обратной связи руководства с персоналом, 
- низкое качество подготовки менеджеров;

- излишне жесткие правила внутреннего  распорядка, 
- ошибочное сознание того, что руководству неинтересны моральные принципы персонала, 
- неучитывание различий между людьми, 
- плохие возможности для продвижения по службе, 
- неадекватная заработная плата, 
- мнимая недооценка своих успехов, 
- чувство неудовлетворенности от работы, 
- боязнь потерять работу, 
- ошибочное ощущение того, что платят меньше заслуживаемого, 
- сведение счетов с начальством, 
- наличие руководителей, поведение которых неадекватно должности, 
- стремление руководителей к шикарному образу жизни, 
- автократичесикй стиль руководства, импульсивность, бесчувственность, давление, 
- стиль управления, направленный на устранение последствий, а не причин проблем;

1.3. Помощь сотрудникам как проявление  заботы о персонале.

- факт, что фирма в экстренных  или тяжелых ситуациях не защитит  и не позаботится о своем  сотруднике.

- сознание такого факта, особенно  если таковой реально имеет место.

2. Спец. подготовка менеджеров и  сотрудников на предмет противостояния  мошенничеству. 

- незнание порядка необходимых  действий при обнаружении или  подозрении в совершении мошенничества. 

- легкость осуществления мошенничества  в рабочем коллективе или на рабочем месте.

3. Проверка персонала

- низкое качество знания своих  сотрудников, влияющее на оценку  предсказуемости их действий, 
- невникание в проблемы сотрудников.

- жизнь сотрудника не по средствам, 
- необычное, подозрительное поведение сотрудника, 
- неясное или уголовное прошлое сотрудника.

4. Правовое и юридическое обеспечение  деятельности.

- нарушение принципа неотвратимости  наказания, 
- отсутствие отработанной организационно-правовой базы материальной ответственности и ответственности за разглашение коммерческой тайны и др.

- незнание видов и степени  ответственности за противоправные  деяния и другие нарушения. 


2. Влияние на количество  и качество контрольных мер:

Цели мероприятий 
(программ)

Примеры возможностей, 
на которые влияет

Примеры причин, 
на которые влияет

1. Ликвидация элементов технологической  политики, способствующих мошенничеству. 

- предоставление недостаточной  информации, 
- отсутствие доступа к необходимой информации, 
- ненадлежащая система документооборота, 
- отсутствие разделения контрольных функций, 
- отсутствие системы подтверждения полномочий, 
- отсутствие систем защиты коммерческой тайны, 
- отсутствие четкой организационной структуры.

- выполнение лишь краткосрочных  задач, 
- понимание ущербной подконтрольности технологических процессов и защитных механизмов.

2. Предупредительная работа с  партнерами (клиентами, поставщикам  и др.).

- бесконтрольность процесса общения  сотрудников с партнерами, 
- отсутствие четкого информирования всех партнеров фирмы о ее политике по отношению к злоупотреблениям, 
- все доступность информации о клиентах или поставщиках.

- родственные или финансовые  отношения с партнерами помимо  работы.

3. Создание системы полного контроля.

- отсутствие или низкая периодичность  проведения инвентаризаций, аудита и пр., 
- отсутствие независимых проверок, 
- отсутствие системы контроля за бухгалтерией и финансами, 
- отсутствие документального контроля, 
- отсутствие или низкое качество физических способов охраны и контроля, 
- пренебрежение соответствующими правилами.

- бесконтрольность и ненаказуемость  совершения мошенничества, 
- факты неоправданных затрат, 
- факты неоправданного планирования финансовых показателей, 
- проблемы с финансированием, известные сотрудникам.


Разнесение тех или иных позиций по колонкам можно, в принципе, оспаривать, но это сейчас не важно.

Как можно видеть из таблицы, программы (мероприятия) предотвращения мошенничества  должны охватывать практически все  стороны деятельности предприятия, хотя бы потому, что проблемы создают люди и работают они везде.

Что же касается влияния на лояльность, а в таблице ясно видно преобладание проблем менеджмента, основная задача СБ - добиться понимания руководителями всех звеньев лояльности как определяющего  фактора вообще устойчивости предприятия, а не только в связи с мошенничеством. После того, как они поймут это, оставьте им право и обязанность разрабатывать и внедрять свои, управленческие программы, тем не менее согласовывая их.

Для СБ все же больше работы будет  при оказании влияния на контроль, чем по существу и должна заниматься такая служба во взаимодействии с другими контролирующими и учетными подразделениями (отделом персонала, аудитом, ревизионной комиссией и др.). Влияние и должно как раз вылиться в разработку, реализацию, проверку пригодности и корректировку тех самых мероприятий.

В этой статье мы рассмотрели примеры  того, на что необходимо воздействовать для предотвращения совершения мошенничества. Как говорится, знал бы где упаду, соломки бы подстелил. Зная, что упадешь, стели везде - вот принцип работы СБ.

Если после успешного внедрения  и при относительной живучести  указанных программ все-таки осталась лазейка и, будьте уверены, то следующими этапами вашей работы будут выявление, расследование, нормализация ситуации и так далее... Но об этом в следующих статьях.

Для наглядности приведу несколько  примеров вариантов "кидания" своими сотрудниками и должностными лицами работодателей в различных сферах хозяйственной деятельности.

1. Мошенничество в учете персонала:

- содержание "мертвых душ",

- "запоздалый" расчет при увольнении, например, на уволившегося физически  сотрудника продолжает начисляться  зарплата, и ее получают мошенники  (должностные лица подразделения  или сотрудники отдела учета  персонала) в сговоре с бухгалтерией  или другими должностными лицами,

- необоснованные выплаты различных  пособий и компенсаций по подложным  причинам или поддельным документам.

2. Мошенничество в отношениях  с арендодателями:

- содержание представителей арендодателя  на денежном довольствии (в  штате) арендатора, например, как наемных временных работников или с другим обоснованием,

- завышение размеров сдаваемых  в аренду площадей,

- завышение косвенных арендных  оплат (коммунальные услуги, телефоны  и пр.),

- завышение платы за использование  арендованного оборудования и механизмов,

- двойное выставление арендодателем  (вероятно, в сговоре с курирующим  представителем арендатора) счетов  к оплате - и в проплате основного  договора аренды, и в текущих  расчетах,

- прямое или непрямое вхождение  представителей арендатора в руководство арендодателя (акционирование и пр.).

3. Мошенничество в отношениях  с подрядчиками:

- завышение счетов к оплате (сметы)  за услуги и/или материалы,

- увеличение сроков выполнения  договоров со ссылками на "объективные"  причины там, где одной из характеристик оценки выступает и срок проведения работ, особенно, если штрафные санкции за это не предусмотрены,

- привлечение подрядчиков, как  правило "своих", для выполнения  работ, которые можно произвести  своими силами с меньшими затратами,

- оформление и оплата фальсифицированных контрактов там, где невозможно оценить качество и объем работ,

- включение в оплату счетов  подрядчиков дополнительно своих,  бюджетных расходов,

- выставление счетов за неиспользовавшиеся  механизмы, оборудование и пр.,

- оформление договоров подряда на частично или полностью выполненные своими силами работы,

- учреждение или организация  руководителями своих подразделений  строительного и ремонтного профиля  фирм такой же направленности.

4. Мошенничество с коммунальными  организациями:

- двойная оплата коммунальных  услуг и арендодателям и коммунальным  службам, пользуясь невнимательностью  или некомпетентностью бухгалтерии,  а то и в сговоре,

- оплата коммунальных услуг  за других пользователей при  наличии определенной с ними  договоренности,

- двойная оплата услуг - сначала  вперед, а потом еще и текущие  расходы.

В следующих статьях мы рассмотрим некоторые примеры мошенничества  при обслуживании оборудования, при  эксплуатации своего или арендованного  транспорта, при пользовании услугами сторонних транспортных организаций, в снабжении, рекламной и торговой деятельности, страховании и так далее и так далее...

Наверх

 

Как заставить работать материальную ответственность.

 

Опубликовано: журнал "ДП - Персонал" №7-2002 
©Чумарин И.Г.

 

Стоит построить систему материальной ответственности один раз, и она  сама будет работать на компанию , внося  свою долю в обеспечение сохранности  ценностей. Все дело в подходе, который  заключается в придании материальной ответственности статуса элемента системы безопасности предприятия.

Здесь необходимо отойти от традиционной оценки материальной ответственности (МО) как средства как средства перекладывания ответственности с плеч работодателя на плечи работников. Вы вспоминаете о МО после оглашения итогов инвентаризации? Это пример традиционного подхода.

Материальная ответственность - это  не просто договор между работником и работодателем. И это не способ перекладывания ответственности с  работодателя на сотрудника; не способ возмещения ущерба. Материальная ответственность представляет собой систему предотвращения нанесения ущерба.

Говоря о материальной ответственности, будем иметь виду именно систему  определенных мер, а не должностную  инструкцию, не договор, и даже не соответствующий раздел в Трудовом кодексе. Она будет работать на предприятии, стоит установить ее всего лишь один раз, - но установить именно как систему, где отсутствует элемент безнаказанности.

Система материальной ответственности, четко и грамотно организованная, способна:

  1. Значительно снизить риски умышленного нанесения ущерба со стороны материально ответственных лиц (а именно эта категория причиняет наибольшие проблемы).
  2. Повысить ответственность работников за вверенные ценности, усилить бдительность и внимание к посторонним, а также к своим коллегам.
  3. Внушить работникам понимание реальной неотвратимой расплаты за нарушение процедур МО.
  4. Возместить нанесенный ущерб в полном размере, не оставив адвокату работника никаких шансов.
  5. Кроме того, в процессе внедрения системы компания будет вынуждена оптимизировать документооборот и технологические процессы движения материальных ценностей.

Принципы системы ответственности

Ставя качественную систему МО на своем предприятии, работодатель не только изучает ее сам для лучшей работоспособности, но и дает работникам понимание того, что - это лучшее из того, что они видели раннее. Следовательно - более жесткое по отношению к халатности и безалаберности. И значит более дисциплинирующее и обладающее эффектом взаимного контроля (для коллективной МО), иллюстрирующее неотвратимость наказания (возмещения ущерба).

И так, что же такое материальная ответственность по новому? Это хорошее  знание норм законодательства и учет ряда деталей. В основу системы МО, разработанной Агентством исследования и предотвращения мошенничества, положен анализ около сотни нормативных актов, регламентирующих МО в настоящее время, и судебной практики одного их районных судов Петербурга.

Первый принцип современной  МО - утраченное имущество должно принадлежать работодателю. То есть в суде надо будет доказать, что это имущество вашего предприятия.

Второй принцип - четкий документальный порядок, способный однозначно и письменно подтвердить, что утраченное действительно поступило под ответственность работника или бригады. Очень часто организации лишают себя такого аргумента в споре.

Третий принцип  - из кадровой безопасности: не назначайте на материально ответственные должности кандидатов и работников с повышенным риском а) нанесения ущерба и б) его не возмещения. Это судимые, пьяницы, уволенные с предыдущих мест работы по негативным основаниям, не имеющие местной прописки и т.п. Не считайте это дискриминацией. Более того, некоторые нормативные акты прямо регламентируют этот вопрос, например: <к ведению кассовых операций: не допускаются лица: раннее привлекавшиеся к уголовной ответственности: злоупотребляющие спиртными напитками либо употребляющие наркотические вещества без назначения врача> (Порядок ведения кассовых операций в РФ).

Информация о работе Кадровая безопасность