Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:53, контрольная работа
Бизнес имеет весьма простую формулу: деньги + средства производства + кадры. Первые две составляющие без участия человека, это мёртвые субстанции. Успех бизнеса определяется качеством персонала. Поэтому на фоне всех подвидов экономической безопасности, кадровая безопасность является параграфом № 1 и должна стоять во главе этого списка. К большому сожалению, в большинстве консультационных решений этот параграф вообще отсутствует. Я не претендую на роль первооткрывателя. Хочу только поделиться своими мыслями с теми, кому дорог собственный бизнес, кому не безразлична судьба доверенного бизнеса, кто болеет за порученное дело и уважает свои уже моральные пагоны.
Введение. 2
Что такое кадровая безопасность 3
Кадровая безопасность - представители групп риска в организации. 7
Общие меры предотвращения отрицательных влияний ГР для безопасности предприятия. 13
Кражи, совершаемые сотрудниками. 14
Осторожно, на дело идут свои или внутреннее мошенничество на предприятии. 16
Как заставить работать материальную ответственность. 22
Сто факторов благонадежности. 24
Заключение. 28
Библиографический список. 29
Теперь разберемся с возможностями совершения мошенничества. Предлагаю различать следующие группы:
а) отсутствие контрольных мер (учета, ревизий, инвентаризаций) и/или аудиторских проверок, либо построение технологических процессов таким образом, что контроль становится затруднен или невозможен;
б) управленческие (равнодушие, некомпетентность начальства) или коммуникативные (отношение коллектива к фактам обмана и пр.) проблемы.
Теперь объединим все
а) отсутствие или несоответствующий уровень лояльности персонала;
б) отсутствие или несоответствующий уровень контрольных мер.
Конечно, тотальным контролем можно "перебить" лояльность, но тогда вас ожидает перманентная текучесть кадров, что вряд ли кого-нибудь устроит.
Итак, для предотвращения мошенничества СБ должна проводить определенные мероприятия (для небольшой СБ) или внедрять в жизнедеятельность компании программы (для крупной СБ), целями которых являются устранение причин и возможностей, перечисленных выше. Влияние некоторых предлагаемых программ (мероприятий) предупреждения мошенничества проиллюстрировано в таблицах:
1. Влияние на лояльность персонала.
Цели мероприятий |
Примеры возможностей, |
Примеры причин, |
1. Оздоровление кадровой |
||
1.1. Создание атмосферы честности, открытости и взаимопомощи; |
- равнодушие к происходящему
со стороны начальства, |
- явное неравноправие внутри
коллектива, |
1.2. Ликвидация элементов кадровой политики, способствующих мошенничеству; |
- отсутствие четких должностных
обязанностей, |
- излишне жесткие правила |
1.3. Помощь сотрудникам как |
- факт, что фирма в экстренных
или тяжелых ситуациях не |
- сознание такого факта, |
2. Спец. подготовка менеджеров и
сотрудников на предмет |
- незнание порядка необходимых
действий при обнаружении или
подозрении в совершении |
- легкость осуществления |
3. Проверка персонала |
- низкое качество знания своих
сотрудников, влияющее на |
- жизнь сотрудника не по |
4. Правовое и юридическое |
- нарушение принципа |
- незнание видов и степени
ответственности за |
2. Влияние на количество и качество контрольных мер:
Цели мероприятий |
Примеры возможностей, |
Примеры причин, |
1. Ликвидация элементов |
- предоставление недостаточной
информации, |
- выполнение лишь краткосрочных
задач, |
2. Предупредительная работа с партнерами (клиентами, поставщикам и др.). |
- бесконтрольность процесса |
- родственные или финансовые отношения с партнерами помимо работы. |
3. Создание системы полного |
- отсутствие или низкая |
- бесконтрольность и |
Разнесение тех или иных позиций по колонкам можно, в принципе, оспаривать, но это сейчас не важно.
Как можно видеть из таблицы, программы (мероприятия) предотвращения мошенничества должны охватывать практически все стороны деятельности предприятия, хотя бы потому, что проблемы создают люди и работают они везде.
Что же касается влияния на лояльность, а в таблице ясно видно преобладание проблем менеджмента, основная задача СБ - добиться понимания руководителями всех звеньев лояльности как определяющего фактора вообще устойчивости предприятия, а не только в связи с мошенничеством. После того, как они поймут это, оставьте им право и обязанность разрабатывать и внедрять свои, управленческие программы, тем не менее согласовывая их.
Для СБ все же больше работы будет при оказании влияния на контроль, чем по существу и должна заниматься такая служба во взаимодействии с другими контролирующими и учетными подразделениями (отделом персонала, аудитом, ревизионной комиссией и др.). Влияние и должно как раз вылиться в разработку, реализацию, проверку пригодности и корректировку тех самых мероприятий.
В этой статье мы рассмотрели примеры того, на что необходимо воздействовать для предотвращения совершения мошенничества. Как говорится, знал бы где упаду, соломки бы подстелил. Зная, что упадешь, стели везде - вот принцип работы СБ.
Если после успешного
Для наглядности приведу несколько
примеров вариантов "кидания" своими
сотрудниками и должностными лицами
работодателей в различных
1. Мошенничество в учете
- содержание "мертвых душ",
- "запоздалый" расчет при увольнении,
например, на уволившегося физически
сотрудника продолжает
- необоснованные выплаты
2. Мошенничество в отношениях с арендодателями:
- содержание представителей
- завышение размеров сдаваемых в аренду площадей,
- завышение косвенных арендных оплат (коммунальные услуги, телефоны и пр.),
- завышение платы за
- двойное выставление
- прямое или непрямое вхождение представителей арендатора в руководство арендодателя (акционирование и пр.).
3. Мошенничество в отношениях с подрядчиками:
- завышение счетов к оплате (сметы) за услуги и/или материалы,
- увеличение сроков выполнения договоров со ссылками на "объективные" причины там, где одной из характеристик оценки выступает и срок проведения работ, особенно, если штрафные санкции за это не предусмотрены,
- привлечение подрядчиков, как
правило "своих", для выполнения
работ, которые можно
- оформление и оплата фальсифицированных контрактов там, где невозможно оценить качество и объем работ,
- включение в оплату счетов
подрядчиков дополнительно
- выставление счетов за
- оформление договоров подряда на частично или полностью выполненные своими силами работы,
- учреждение или организация
руководителями своих
4. Мошенничество с коммунальными организациями:
- двойная оплата коммунальных
услуг и арендодателям и
- оплата коммунальных услуг за других пользователей при наличии определенной с ними договоренности,
- двойная оплата услуг - сначала вперед, а потом еще и текущие расходы.
В следующих статьях мы рассмотрим
некоторые примеры
Наверх
Опубликовано: журнал "ДП - Персонал"
№7-2002
©Чумарин И.Г.
Стоит построить систему материальной ответственности один раз, и она сама будет работать на компанию , внося свою долю в обеспечение сохранности ценностей. Все дело в подходе, который заключается в придании материальной ответственности статуса элемента системы безопасности предприятия.
Здесь необходимо отойти от традиционной оценки материальной ответственности (МО) как средства как средства перекладывания ответственности с плеч работодателя на плечи работников. Вы вспоминаете о МО после оглашения итогов инвентаризации? Это пример традиционного подхода.
Материальная ответственность - это не просто договор между работником и работодателем. И это не способ перекладывания ответственности с работодателя на сотрудника; не способ возмещения ущерба. Материальная ответственность представляет собой систему предотвращения нанесения ущерба.
Говоря о материальной ответственности, будем иметь виду именно систему определенных мер, а не должностную инструкцию, не договор, и даже не соответствующий раздел в Трудовом кодексе. Она будет работать на предприятии, стоит установить ее всего лишь один раз, - но установить именно как систему, где отсутствует элемент безнаказанности.
Система материальной ответственности, четко и грамотно организованная, способна:
Принципы системы
Ставя качественную систему МО на своем предприятии, работодатель не только изучает ее сам для лучшей работоспособности, но и дает работникам понимание того, что - это лучшее из того, что они видели раннее. Следовательно - более жесткое по отношению к халатности и безалаберности. И значит более дисциплинирующее и обладающее эффектом взаимного контроля (для коллективной МО), иллюстрирующее неотвратимость наказания (возмещения ущерба).
И так, что же такое материальная ответственность по новому? Это хорошее знание норм законодательства и учет ряда деталей. В основу системы МО, разработанной Агентством исследования и предотвращения мошенничества, положен анализ около сотни нормативных актов, регламентирующих МО в настоящее время, и судебной практики одного их районных судов Петербурга.
Первый принцип современной МО - утраченное имущество должно принадлежать работодателю. То есть в суде надо будет доказать, что это имущество вашего предприятия.
Второй принцип - четкий документальный порядок, способный однозначно и письменно подтвердить, что утраченное действительно поступило под ответственность работника или бригады. Очень часто организации лишают себя такого аргумента в споре.
Третий принцип - из кадровой безопасности: не назначайте на материально ответственные должности кандидатов и работников с повышенным риском а) нанесения ущерба и б) его не возмещения. Это судимые, пьяницы, уволенные с предыдущих мест работы по негативным основаниям, не имеющие местной прописки и т.п. Не считайте это дискриминацией. Более того, некоторые нормативные акты прямо регламентируют этот вопрос, например: <к ведению кассовых операций: не допускаются лица: раннее привлекавшиеся к уголовной ответственности: злоупотребляющие спиртными напитками либо употребляющие наркотические вещества без назначения врача> (Порядок ведения кассовых операций в РФ).