Кадровая безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:53, контрольная работа

Описание работы

Бизнес имеет весьма простую формулу: деньги + средства производства + кадры. Первые две составляющие без участия человека, это мёртвые субстанции. Успех бизнеса определяется качеством персонала. Поэтому на фоне всех подвидов экономической безопасности, кадровая безопасность является параграфом № 1 и должна стоять во главе этого списка. К большому сожалению, в большинстве консультационных решений этот параграф вообще отсутствует. Я не претендую на роль первооткрывателя. Хочу только поделиться своими мыслями с теми, кому дорог собственный бизнес, кому не безразлична судьба доверенного бизнеса, кто болеет за порученное дело и уважает свои уже моральные пагоны.

Содержание

Введение. 2
Что такое кадровая безопасность 3
Кадровая безопасность - представители групп риска в организации. 7
Общие меры предотвращения отрицательных влияний ГР для безопасности предприятия. 13
Кражи, совершаемые сотрудниками. 14
Осторожно, на дело идут свои или внутреннее мошенничество на предприятии. 16
Как заставить работать материальную ответственность. 22
Сто факторов благонадежности. 24
Заключение. 28
Библиографический список. 29

Работа содержит 1 файл

Кадровая безопасность.doc

— 837.50 Кб (Скачать)

4. По посещению мероприятий ФП (например, в понедельник, среду и пятницу работник не может после 18 часов выполнять даже срочные дела; занят он и в выходные дни, о чем можно узнать даже случайно).

5. По эмоциональному состоянию  (так, если сумма долга является  для работника значительной, а ему еще надо гасить долг за купленную квартиру, учебу детей, лечение родителей и т.д., то его состояние вряд ли будет радостным).

Что делать с участником ФП?

Все зависит от конкретной ситуации. Можно помочь рассчитаться с долгами  с последующим удержанием определенных сумм из заработной платы (если работник представляет ценность для организации и, попав в ФП, осознал, что его "кинули" близкие люди, а он сам "кидать" никого не намерен). Можно проинформировать сотрудников о деятельности ФП (если работник делает попытки вовлечь туда сослуживцев, сделав акцент на том, что вовлечение идет обманным путем). В таком случае все поймут, что их пытались втянуть именно в ФП, а не в бизнес-клуб, и смогут сами воздействовать на пригласителя, за чем может последовать увольнение по собственному желанию. (Материал этого раздела подготовлен психологом-консультантом Агентства А.А. Скородумова)).

Общие меры предотвращения отрицательных  влияний ГР для безопасности предприятия.

Данные меры заключаются, во-первых, в надежном входном контроле пристрастий и зависимостей: (полное анкетирование, проверка заявленных сведений, эффективное собеседование с целью выявления внешних признаков девиантного поведения и др.);

во-вторых, в тщательном контроле во время срока испытания или адаптации работника;

в-третьих, в перманентной и постоянной готовности администрации к "безопасному" увольнению работника из ГР при: четком оформлении событий дисциплинарной практики в виде актов, объяснительных и пр. и проведении грамотного внутреннего PR перед планируемым увольнением представителя ГР.

Глоссарий

Группа риска - в настоящей статье - люди, попавшие под влияние наиболее распространенных видов зависимостей, вследствие чего имеющие девиантное поведение.

Девиантное поведение (от лат. deviatio - уклонение) поведение, отклоняющееся от нормы (закона, обычая); часто - синоним "криминального".

 

Кражи, совершаемые сотрудниками.

Опубликовано: журнал "ДП-Персонал" №9-2001 
©Чумарин И.Г.

Кражи товара собственным персоналом в магазине происходят довольно часто. Достаточно сказать, что сотрудники магазина наносят вдвое больший ущерб, чем покупатели. И это только по хищениям.

Но сотрудники имеют еще и  иные возможности нанесения вреда  товару, например, несоблюдение режимов  и сроков хранения, умышленная порча товара, некорректное приходование, сговор с покупателями, хищение денег кассирами и т.д.

Легче всего совершить  то преступление, для которого не требуются  сообщники. С этой точки зрения проще  съесть что-либо из товаров продуктового ассортимента, когда никто не видит. Или пользуясь отсутствием процедуры контроля входа-выхода сотрудников, просто выносить товар на себе. Поэтому товар более всего беззащитен со стороны сотрудников на этапе хранения, то есть при нахождении его в кладовых, в фасовочных и т.п. помещениях. Здесь у персонала есть время и возможности взять столько, сколько можно употребить или вынести. А сколько возможностей открывается у сотрудников при реализации схем хищения в сговоре! Сговор с поставщиком товара (экспедитором), покупателем, кассиром, контролером или охранником - какие возможности открываются!

Наш народ очень изобретательный. Хотя изобретать особо не приходиться - практика показывает, что процедуры  учета и контроля у администрации  большинства магазинов примитивны и поверхностны. В то же время процесс выявления воров и используемых ими схем представляет собой бесконечное противоборство, целое соревнование интеллектов. Введение каких-то контрольных мер перекрывает одну-две схемы хищения, что в свою очередь порождает появление двух других, и т.д. Набираясь опыта, от банального воровства люди переходят к сложным мошенническим схемам. Свежий пример такого "изобретательства": несколько магазинов объединены одной торговой маркой, где заведующие торговых точек заранее знали, когда у них будет проходить инвентаризация. Объединившись, они организовали небольшую торговую точку в пригороде и часть своего товара с прихода отправляли туда на продажу, а на время инвентаризации перемещали недостающий товар из магазина в магазин. Таким образом, вся эта афера открылась очень нескоро и то после ухода одного из заведующих.

По статистике, подготовленной специалистами  агентства, наибольшим "спросом" у воров-сотрудников продовольственных  магазинов пользуются вино-водочные и колбасные изделия, жевательная  резинка, кофе, сопутствующие товары (хозяйственные и парфюмерные). В магазинах, торгующих промышленными и товарами народного потребления, существует особая привязка к ассортиментной специализации для каждого направления (автозапчасти, строительные товары и т.д.). В любом случае предпочтение отдается товару мелкому или средних размеров, удобного для выноса, с подходящей ценой (подходящей либо для продажи, либо для личного пользования с учетом повышения собственного статуса, например, покупал раньше человек дешевый кофе и пил его, а теперь "для дома, для семьи" ворует дорогой).

Если мы говорим о воровстве  сотрудников, то отделы магазина не имеют  значение, если только этот сотрудник  не кассир и не контролер в определенной секции или отделе. В этом случае в сговоре с покупателем они  могут воровать только из этого отдела.

Чтобы предотвратить кражи товара сотрудниками, необходимо внедрить в жизнедеятельность организации и постоянно проводить ряд мероприятий. Агентством разработан целый комплекс мер, направленных на снижение ущерба со стороны персонала, конкретизировать даже часть которых здесь невозможно. Перечислим только принципиальные моменты, служащие основой для любых мер предотвращения потерь:

  1. Эффективный учет всего товара на всех этапах товародвижения. Директор в любое время должен иметь возможность получить полную информацию о месте нахождения товара в магазине и его количествах. Ничто так не толкает сотрудников на воровство, как понимание ущербности и изъянов в учете.
  2. Работающая система коллективной и индивидуальной материальной ответственности. Реализация принципа "не желаю платить за других из своего кармана" с советских времен продолжает играть заметную роль в предотвращении безразличия и круговой поруки. Кроме этого в материальной ответственности есть еще два положительных момента - администрация магазина на законных основаниях возмещает нанесенный ущерб (недостачу), а также имеет нравственную базу для получения частных сообщений о правонарушениях от обиженных коллег.
  3. Неотвратимость наказания. Любое происшествие, любая недостача должна рассматриваться как ЧП - чрезвычайное происшествие и заканчиваться настоящим разбирательством с поиском виновных, приглашением сотрудников милиции или, например, специалистов Агентства. На основе этого должна быть создана атмосфера нетерпимости к ворам в своем коллективе, которая, конечно же, должна подпитываться разумной системой мотивации.
  4. Использование негласных источников информации. Имеются в виду особо доверенные администрации магазина сотрудники, которые, болея душой за работу, но боясь преследований со стороны нечестных коллег, способны сообщать руководству о таких лицах и совершаемых ими действиях. По опыту консультантов Агентства, в 90% случаев раскрытие хищений и выявление виновников происходило при получении информации именно таким, частным образом.
  5. Оптимизация технологического процесса с точки зрения предотвращения потерь. Руководство магазина должно выбрать время, пригласить специалистов (для "свежего взгляда") и очень тщательно проанализировать весь процесс товародвижения. Каким образом происходит перемещение товара на определенной стадии, кто это делает, кто учитывает, кто отвечает за документооборот, кто контролирует, кто имеет свободный доступ, кто охраняет, кто отвечает за режимы и т.д.
  6. И конечно же, контроль. Всеобъемлющий контроль. На всех этапах и стадиях производства и торговли. На всей территории. За всеми сотрудниками силами руководителей и их самих. Все время. Всегда и везде. Многие спрашивают: а что такое контроль? Контроль заключается в проверках и постоянном наблюдении за технологиями. Проверочные мероприятия (инвентаризации, ревизии, сверки и пр.) должны проводиться и периодически и внезапно, по всему магазину и по отдельным секциям или товарным группам. Текущая деятельность также не должна быть пущена на самотек. Для этого существует наблюдение или надзор со стороны администрации за перемещениями товара, которые в обязательном порядке должны быть подтверждены документально. Существуют два параллельных процесса, о совместимости которых многие часто забывают - товародвижение и соответствующий документооборот. Так вот, постоянное наблюдение за их совместимостью и есть основа контроля.
  7. Подбор и обучение персонала. Поскольку источником большинства проблем и потерь для торгового предприятия является его персонал, необходимо тщательно подходить к приему людей на работу.

При приеме людей на работу желательно использовать как можно больше средств  и способов их проверки для выявления  специфических наклонностей и скрытой  мотивации. Если исключить проверочные  мероприятия типа детектора лжи  или сложных психологических  тестов, мы рекомендуем обычно ограничиваться следующим стандартным набором инструментов:

  • Тщательная проверка документов, удостоверяющих личность, и наличие постоянной местной прописки;
  • Проверка рекомендаций с прошлых мест работы - обязательное условие. Вызывают подозрения кандидаты на вакансии, отказывающиеся сообщить адрес и телефоны организации, в которой они работали, рекомендующего;
  • К наличию опыта в торговле отношение до сих пор неоднозначное - хорошо это или же плохо. Решайте сами;
  • Попробуйте выяснить или по крайней мере обратите внимание на приверженность человека к вредным привычкам: алкоголю, наркотикам, азартным играм;
  • Обратитесь с запросом в информационную службу "Ресурсы лояльности", может быть кандидат уже "засветился" где-нибудь как мелкий воришка или крупный мошенник;
  • Попробуйте проверить человека на наличие судимости, особенно за корыстные преступления, а также на совершение административных правонарушений, может быть он злостный хулиган или из вытрезвителя не вылезает, бывает, и такие попадаются.

Осторожно, на дело идут свои или внутреннее мошенничество на предприятии.

 

Опубликовано: журнал "БДИ" № 4-1996 
©Чумарин И.Г.

 

Известно, что подавляющая часть  предприятий, независимо от организационной  формы, несет огромные убытки, напрямую связанные с нечестностью собственного персонала. Становится это ясно сразу после совершения противоправных действий или после банкротства фирмы через пару лет, зависит, как правило, только от "профессионализма" мошенников, примененного к конкретной ситуации. Почему только от мошенников, да потому что действия СБ, направленные на борьбу с такими фактами, к сожалению, неквалифицированны, и это констатируют представители МВД. В какой-то степени это можно объяснить источниками пополнения контингентов служб, в которых очень мало профессионалов из ОБЭПов, аналитиков, имеющих способность предвидеть развитие ситуации.

Научиться этому можно, есть неплохая литература, например, одно из самых  лучших практических пособий, которое, правда, надо еще немало самостоятельно адаптировать к нашим условиям - книга "Fraud. Bringing light to the dark side of business" (W. Albrecht, G. Werhz, T. Williams. IRWIN, Professional Publishing 1995) - "Мошенничество. Луч света на темные стороны бизнеса", изданное на русском языке в Издательстве "Питер". Но опыт - самый лучший помощник.

Признаем, что проведение внутренних расследований по фактам мошенничеств, которые, как обычно, сопровождаются высоким уровнем совершения и  сокрытия следов, требует хорошего знания технологических процессов  предприятия, бухгалтерию, документооборот, основы аудита и других дисциплин. Смею предположить, что на сегодняшний день поле приложения сил по предупреждению, выявлению и пресечению мошенничества является настолько огромным по площади и глубине невозделанным пластом, что даже страшно становится. Это мое предположение основано также на участии в подобной работе на некоторых очень крупных в своих секторах рынка компаниях. Руководители всех этих фирм обращались за содействием тогда, когда по факту огромных денежных либо материальных потерь впору было возбуждать уголовное дело.

Но так (по факту) работают структуры  МВД. Основная задача СБ все-таки - предотвращение убытков и умение решить проблемы внутри фирмы. Кто же захочет, чтобы  такие проблемы стали известны партнерам, конкурентам, прессе?

Так о чем же мы говорим? Определимся  наконец. Речь идет не о мошенничестве, характеризующемся строкой из строкой  из Уголовного Кодекса, а любых действиях  сотрудников фирмы, направленных, как  правило, на личное обогащение и совершаемые  с использованием должностного положения, подделки документов либо другим способом.

Обычно расследование начинается тогда, когда нам уже стало  известно нечто. А что же делать до этого неприятного момента? Работать на предотвращение мошенничества!

Прежде чем предупреждать явление, надо разобраться в причинах, по которым оно совершается, и в способах его реализации. Конечно, можно совсем избавиться от злоумышленничества, избавившись от субъектов (сотрудников) или объектов (ценностей), что вряд ли удастся. Следовательно, надо понять, что является причинами, что возможностями, и как их устранять.

Итак, причины совершения мошенничества

а) личностные:

- финансовые трудности сотрудника, которые могут быть обусловлены  жадностью, долгами, воздействием  членов семьи, пристрастием к наркотикам, алкоголю, азартным играм и т.п.

- проблемы коммуникаций на работе, т.е. сведение счетов с начальством,  личностная и профессиональная  переоценка, отношения в коллективе  и пр.

б) внешние, как результат воздействия  со стороны криминальных и конкурентных структур, с вытекающими отсюда последствиями.

Как видите, действенных способов влияния на большинство причин у  СБ вряд ли найдется.

Информация о работе Кадровая безопасность