Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 13:04, курсовая работа
Цель – изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:
- характеристика эластичности спроса и её измерения;
- рассмотрение факторов, влияющих на эластичность спроса;
- характеристика эластичности предложения;
- рассмотрение факторов, влияющих на эластичность предложения.
- анализ практического применения теории эластичности
Введение………………………………………………………………………...........4
1.Эластичность спроса и предложения. Рыночное равновесие………………….6
1.1 Понятие эластичности спроса и предложения………………………….6
1.2 Ценовая эластичность спроса и ценовая эластичность по доходу……………………………………………………………………….....10
1.3 Эластичность предложения по цене ……………………………….........13
1.4 Взаимосвязь спроса и предложения……………………………………..15
2. Анализ эффективности применения концепции эластичности спроса и
предложения ……………………………………………………………17
2.1 Ценовая стратегия фирмы……………………………………………...17
2.2 Исследование спроса на товары и их предложение………………. …18
2.3 Классическая и кейнсианская теории вмешательство государства
в экономику……………………………………………………………...20
3. Перспективы практического использования концепций эластичности спроса и предложения……………………………………………………….23
3.1 Практическое использование концепции ценовой стратегии с учетом эластичности предложения………………………………………………….23
3.2 Практическое применение концепции эластичности спроса………...24
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованных источников………………………………………32
Рынок – это «поле битвы» между продавцом (производителем) и покупателем 9потребителем). Покупатель, имея определенную сумму денег, идет на рынок с целью купить товар по более низкой цене. Предельная максимальная цена, за которую покупатель еще согласен купить товар, называется ценой спроса.
Продавец идет на рынок с диаметрально противоположной целью. Он хочет продать товар по максимально высокой цене. Предельно низкая цена, по которой продавец еще готов продать свой товар покупателю, называется ценой предложения.
Взаимодействуя, спрос и предложение определяют рыночную цены и количество товара, которое продается и покупается на рынке в данный момент времени. Рыночное равновесие в этой модели существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемого товара. Таким образом, рынок будет находиться в равновесии при условии, что цена товара установится такой, что спрос покупателей будет равен предложению со стороны производителей товаров.
Совместим линии спроса и предложения на одном графике (рис.1.4) и покупателю и продавцу выгодно совершать сделки лишь в зоне, расположенной под кривой спроса, но над кривой предложения. Данная зона демонстрирует все возможные на данном рынке ситуации обмена. Это и есть рынок одновременно как продавцов, так и покупателей. Любая точка, принадлежащая данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причем все точки, кроме одной, в этой зоне характеризуют неоптимальные условия обмена, то есть такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка E, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально выгодную как для продавца, так и для покупателя одновременно. Данная точка E на пересечении спроса и предложения называется точкой равновесия. Точка PE - цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил. Точка QE – величина товарной массы, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил [5, c. 56].
Рис.1.4
- Рыночное равновесие.
Анализируя рыночное равновесие, следует отметить, что оно может быть устойчивым, при котором равновесие не подвержено нарушениям, а при незначительных колебаниях быстро возвращается в равновесное состояние и неустойчивым, характеризующимся постоянными нарушениями.
Рассматривая взаимодействие спроса и предложения, мы исходили из того, что все покупатели стремятся покупать, а продавцы – продавать товары по по цене равновесия. Однако в реальной жизни всегда есть покупатели которые готовы заплатить за тот или иной товар цену выше равновесной, а часть продавцов – продать свои товары по цене ниже равновесной. Такое стремление покупателей объясняется значимостью для них товара и уровнем их дохода, а производители могут позволить продать свой товар по цене ниже равновесной в том случае, если их индивидуальные затраты на производство продукции ниже этой цены [6, c. 133].
В
данной главе были рассмотрены теоретические
основы эластичности спроса и предложения.
Эластичность, введенная в экономическую
науку А. Маршаллом — одна из важнейших
экономических категорий, которая характеризует
реакцию одной переменной величины на
изменение другой. Эластичность предложения
— это степень изменения количества предлагаемых
товаров и услуг в ответ на изменения в
их цене, показывающая отношение процентного
изменения в количестве к процентному
изменению в цене. Эластичность спроса
— это степень воздействия изменения
цены на изменение количества продукции,
на которую предъявлен спрос. Отдельно
рассмотрели вопрос о ценовой эластичности
спроса и эластичности предложения по
цене.
ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
КОНЦЕПЦИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ
СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
2.1
Ценовая стратегия фирмы
Цена, как форма
организации экономических
В любых условиях фирма не может позволить себе одного - устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов такого решения. Более того, анализ деятельности преуспевающих фирм показывает, что они, как правило, обладают и четкой политикой цен, и определенной стратегией ценообразования.
Политика цен - это общие принципы, которыми компания собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги. Поддержание цен ниже, чем у конкурентов, для обеспечения ускоренного темпа продаж и завоевать дополнительную долю рынка.
Стратегия ценообразования - это набор методов, с помощью которых ценовая политика реализуется на практике.
Ценовая стратегия – это составная часть общей стратегии фирмы. Стратегия ценообразования – это выбор возможного динамичного изменения исходной цены товара в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели предприятия". Процесс ее выработки включает в себя: 1) постановку целей ценообразования; 2) определение внешних факторов влияния на механизм действия цен, в частности, рыночной среды, потребителей, государства, участников каналов товародвижения; 3) выбор метода ценообразования; 4) разработку ценовой стратегии фирмы. Выработка и оценка стратегии фирмы в области ценообразования в условиях рынка – сложный процесс, требующий большей частью коллективной проработки и принятия ответственных решений. Он начинается с общего определения целей, задач, их предварительной оценки на экспертном уровне и в последующем должен быть подкреплен анализом результатов реализации стратегии и соответствующей корректировкой принятых установок. Это непрерывный процесс, который должен осуществляться постоянно и на самом квалифицированном уровне, учитывать как текущие, так и перспективные цели маркетинговой деятельности фирмы [8, c. 34].
Если фирма ставит перед собой вопрос - какую цену нам надо установить, чтобы покрыть затраты и получить хорошую прибыль , то это значит, что у нее нет своей политики цен и, соответственно, не может быть речи о какой-то стратегии ее реализации. О политике цен можно говорить в том случае, если вопрос ставится совсем по иному: «Какие затраты надо иметь, чтобы заработать прибыль при тех рыночных ценах, которых мы можем добиться?»
Точно также непозволительно говорить о наличии у фирмы какой-то ценовой политики или стратегии, если она задает себе, казалось бы, вполне «рыночный» вопрос - какую цену готов будет заплатить за этот товар покупатель? Формирование политики ценообразования должно начинаться с вопроса - какую ценность представляет этот товар для наших покупателей, и как фирме убедить их в том, что цена соответствует этой ценности?
Наконец,
специалист ценообразования не будет
ставить вопрос так: «Какие цены позволят
нам добиться желаемых объемов продаж
или доли рынка?» Он посмотрит на проблему
по иному: «Какой объем продаж или доля
рынка для нас могут быть наиболее прибыльными?»
[9, c. 54].
2.2
Исследование спроса
на товары и их предложение.
Анализируя положение на рынке, необходимо первостепенное значение уделять оценке и прогнозу конъюнктуры, и в первую очередь таким её элементам, как спрос, предложение и цена.. Изучение текущей рыночной ситуации включает экономический анализ различных видов деятельности и процессов, как научные исследования и разработки, капиталовложения в производство и сбыт на внутренних и внешних рынках, деятельность ведущих фирм в области производства и сбыта, ценообразование. Выявление существующих на рынке взаимосвязей (как в целом, так и для каждого товара отдельно) требует классификации всех действующих на нем факторов по трем главным элементам: спросу, предложению и цене; затем размещения этих факторов по направлению влияния (действующих в сторону повышения или понижения), а внутри каждой группы - по силе воздействия. Такая классификация позволит определить тенденции и контртенденции движения каждого рыночного элемента. Однако анализ одного из них изолированно от двух других не может расцениваться как конечный результат, поскольку складывающаяся на рынке конъюнктура является синтезом действия всех его элементов [10, c. 76].
Изучение спроса населения является одним из ключевых элементов маркетинговых программ предприятий.
Термин
«спрос» имеет для экономиста
специфическое значение. Спрос изображается
в виде графика или таблицы, показывающих
количество продукта, которое потребитель
готов купить по некоторой цене из
возможных в течение
Коренным свойством спроса является возрастание величины (объема) спроса при снижении цены. Это закон спроса. В его основе лежит поведение покупателя. Во-первых, для потребителей цена представляет co6oй барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта он будет покупать. Низкая же цена усиливает желание совершить покупку. Следовательно, он покупает дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается. Во-вторых, при более низкой цене потребитель может позволить себе купить больше данного продукта, отказывая себе в приобретении альтернативных товаров, либо приобрести дешевый продукт вместо аналогичного продукта (эти тенденции получили в экономике название «эффекты дохода и замещения»). Графическая интерпретация этого закона - кривая DD на рис. 1. Кривая DD отражает самую простую модель покупательского поведения - зависимость объема спроса от цены при стабильности многих иных факторов. [11, c. 23]
Термин «предложение» также определяют как функцию, показывающую разные количества продукции, которую производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Предложение, как и спрос, представляет ряд альтернативных возможностей и изображается в виде кривой или таблицы. Закон предложения выражает связь между ценой и количеством продукции: с повышением цены возрастает величина предложения и наоборот. В его основе лежат имперические данные: по мере повышения цены предприниматель сочтет для себя более выгодным произвести или продать более дорогую продукцию и переключиться на ее производство или продажу. Кривая предложения показана на рис. 2. Как показывают результаты исследования, не на всех российских рынках предприниматель ведет себя в соответствии с описанным законом.
Таким
образом спрос и предложение -
это множества альтернативных возможностей.
Но на реальном рынке одна цена, и
она устанавливается
Нужно
отметить, что зависимость между
изменениями в спросе и проистекающими
отсюда изменениями в цене равновесия
и равновесном количестве продукции
является прямой. Обратная зависимость
существует между изменением предложения
и последующим изменением цены. В то же
время зависимость между изменением предложения
и последующим изменением в количестве
продукции является прямой [12, c. 58].
2.3
Классическая и кейнсианская
теории вмешательство
государства в экономику.
Основной постулат классической теории (Д. Рикардо, А. Смит, Д. Милль): рыночная система саморегулируема, государство не должно вмешиваться в экономику либо его вмешательство должно быть ограниченным (у неоклассиков). В силу преобладания конкуренции на рынках товаров и ресурсов экономика достигнет уровня национального дохода при полной занятости и будет находиться на этом уровне в длительном периоде. Колебания в совокупном спросе не приведут к спаду, т.к. цены и зарплата гибкие – изменится лишь уровень цен [13, c. 113].
Основные аргументы: