Эластичность спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:
- характеристика эластичности спроса и её измерения;
- рассмотрение факторов, влияющих на эластичность спроса;
- характеристика эластичности предложения;
- рассмотрение факторов, влияющих на эластичность предложения.
- анализ практического применения теории эластичности

Содержание

Введение………………………………………………………………………...........4
1.Эластичность спроса и предложения. Рыночное равновесие………………….6
1.1 Понятие эластичности спроса и предложения………………………….6
1.2 Ценовая эластичность спроса и ценовая эластичность по доходу……………………………………………………………………….....10
1.3 Эластичность предложения по цене ……………………………….........13
1.4 Взаимосвязь спроса и предложения……………………………………..15
2. Анализ эффективности применения концепции эластичности спроса и
предложения ……………………………………………………………17
2.1 Ценовая стратегия фирмы……………………………………………...17
2.2 Исследование спроса на товары и их предложение………………. …18
2.3 Классическая и кейнсианская теории вмешательство государства
в экономику……………………………………………………………...20
3. Перспективы практического использования концепций эластичности спроса и предложения……………………………………………………….23
3.1 Практическое использование концепции ценовой стратегии с учетом эластичности предложения………………………………………………….23
3.2 Практическое применение концепции эластичности спроса………...24
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованных источников………………………………………32

Работа содержит 1 файл

эластичность спроса.doc

— 208.50 Кб (Скачать)
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 
 

 Введение………………………………………………………………………...........4 

1.Эластичность спроса и предложения. Рыночное равновесие………………….6

    1.1  Понятие эластичности спроса и предложения………………………….6

    1.2  Ценовая эластичность спроса и ценовая эластичность по   доходу……………………………………………………………………….....10

    1.3 Эластичность предложения по цене ……………………………….........13

    1.4 Взаимосвязь спроса и предложения……………………………………..15 

2. Анализ  эффективности применения концепции  эластичности спроса и 

                предложения ……………………………………………………………17                                                                                              

     2.1  Ценовая стратегия фирмы……………………………………………...17

     2.2  Исследование спроса на товары и их предложение………………. …18

    2.3  Классическая и кейнсианская теории  вмешательство государства             

                   в экономику……………………………………………………………...20 

    3. Перспективы практического использования концепций эластичности                         спроса и предложения……………………………………………………….23

    3.1 Практическое использование концепции ценовой стратегии с учетом эластичности предложения………………………………………………….23

    3.2  Практическое применение концепции эластичности спроса………...24 

    Заключение……………………………………………………………………30 

    Список  использованных источников………………………………………32 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение 

     В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

     В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить  влияние перечисленных показателей  на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.

     Актуальность  исследования не вызывает сомнений, потому что спрос и предложение являются неотъемлемой частью нормально функционирующего рынка, а их эластичность отражает реакцию потребителей и производителей на изменение цен на ресурсы и готовую продукцию.

     Степень разработки проблемы. Анализ использованных источников показывает, что от того, эластичны спрос и предложение или нет, зависят многие факторы современной рыночной экономики. 

     Данный  вопрос нашел своё отражение в  трудах таких ученых как: Вахрин П.И., Нешитой А.С. , Соколова С.В. , Н.А.Сафронова, И.К.Ларионова, Грязновой А.Г., Мамедов  О.Ю. и другие.

     Объектом исследования является эластичность спроса и предложения и факторы влияющие на нее.

     Предмет – практическое применение теории эластичности.

     Цель – изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.

     Достижение  поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:

     - характеристика эластичности спроса  и её измерения;

     - рассмотрение факторов, влияющих  на эластичность спроса;

     - характеристика эластичности предложения;

     - рассмотрение факторов, влияющих  на эластичность предложения.

     - анализ практического применения теории эластичности

          Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых , которые отражают сущность теории эластичности и рассматривают варианты практического применения теории эластичности..

     Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами работы и включает в себя: введение, два раздела (первый раздел – "Эластичность спроса и предложения"; второй раздел – "Варианты практического применения теории эластичности"), заключение и список использованных источников.

 

    ГЛАВА 1.

    Эластичность  спроса и предложения. рыночное равновесие. 

    1. Понятие эластичности спроса и предложения.
 
 

     Мера  реакции одной величины на изменение  другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.

     Понятие эластичности предложение товаров  характеризует относительные изменения  цен товаров и их количества, предлагаемых к продаже [1, c. 187].

     На эластичность предложения влияют следующие факторы:

    1. Фактор времени
    2. Степень сохранности товара, стоимость его хранения
    3. Возможности (гибкость) технологического процесса.

     Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменение цены продукта. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность:

     а) в кратчайшем периоде, когда все  факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения ( ЕS = 0).

     б) в коротком (среднесрочном) периоде, когда предложение может в  некоторой степени отреагировать  на изменение спроса и, соответственно, цены, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Например, путем привлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится, но незначительно ( 1 > ЕS > 0):

     в) в длительном (долгом) периоде, возможностей для увеличения объема производства продукции гораздо больше, т.к. все факторы производства являются переменными (в т. ч. производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.).

     Проиллюстрируем это графически (рис.1.1).  

                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                 P                                                    P                                        P

                                     Sk                                           Sc                                      Sd

                                                    P2                                      P2

      P                                D2        Р1

                                 D2           P1                                       D2                                                                                                      D1                                 D1

                                  D1

           QQ Q1 Q2 Q QQ Q 

           а) б) в)

     Рис.1.1 - Предложение в трех периодах: а) мгновенный период б) среднесрочный период в) долгосрочный период 

     Кроме фактора времени на предложение  влияет также степень сохранности товара (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие орехи - могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, а на грецкие орехи держатся в течение длительного времени), а также стоимость и условия его хранения. Предложение товаров эластично в том случае, когда фирма имеет возможность хранить значительное количество запасов готовой продукции. В этом случае фирма сможет быстро реагировать на растущий спрос и повышение цены не только за счет производства новых изделий, но и за счет имеющихся запасов. Если же цены снижаются, то величина предложения может быть быстро и значительно сокращена за счет увеличения запасов готовой продукции.

     Возможности технологического процесса также влияют на эластичность предложения. Например, если легко и быстро можно перепрофилировать  или приспособить оборудование для  производства пользующейся спросом  продукции и т.д. Если производственные мощности загружены не полностью, а часть рабочих работает неполный рабочий день, у предприятия есть возможность достаточно быстро отреагировать на повышение Цен на производимую им продукцию. В краткосрочном периоде предложение в этом случае будет эластичным. Если же Неиспользуемые мощности и трудовые ресурсы отсутствуют, то понадобится много времени для того, чтобы построить новые или расширить действующие участки производства оснастить их дополнительным оборудованием, подготовить дополнительную рабочую силу. В этом случае предложение в краткосрочном периоде будет неэластичным.

       Эластичность спроса по цене показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент [2, c. 284].

     На  эластичность спроса влияют следующие факторы:

      1. Наличие товара-заменителя.
      2. Фактор времени.
      3. Значимость товара для потребителя.
      4. Доступность товара или услуги.

     Важным  моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса, является наличие  товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

     Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.

     Та  же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

     Другим  важным обстоятельством, влияющим на ценовую  эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос  имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Информация о работе Эластичность спроса