Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 13:04, курсовая работа
Цель – изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:
- характеристика эластичности спроса и её измерения;
- рассмотрение факторов, влияющих на эластичность спроса;
- характеристика эластичности предложения;
- рассмотрение факторов, влияющих на эластичность предложения.
- анализ практического применения теории эластичности
Введение………………………………………………………………………...........4
1.Эластичность спроса и предложения. Рыночное равновесие………………….6
1.1 Понятие эластичности спроса и предложения………………………….6
1.2 Ценовая эластичность спроса и ценовая эластичность по доходу……………………………………………………………………….....10
1.3 Эластичность предложения по цене ……………………………….........13
1.4 Взаимосвязь спроса и предложения……………………………………..15
2. Анализ эффективности применения концепции эластичности спроса и
предложения ……………………………………………………………17
2.1 Ценовая стратегия фирмы……………………………………………...17
2.2 Исследование спроса на товары и их предложение………………. …18
2.3 Классическая и кейнсианская теории вмешательство государства
в экономику……………………………………………………………...20
3. Перспективы практического использования концепций эластичности спроса и предложения……………………………………………………….23
3.1 Практическое использование концепции ценовой стратегии с учетом эластичности предложения………………………………………………….23
3.2 Практическое применение концепции эластичности спроса………...24
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованных источников………………………………………32
Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых
и налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества — выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.
Теперь рассчитаем эластичность спроса на продукцию хромовых кожевенных товаров РУП ГПКО. Объем спроса в 2006 году на данную продукцию составил 67,97 тыспоступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.
Рассмотрим распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается постоянной). Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить цену на сумму налога (хотя в Беларуси в переходной экономике это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену до равновесного уровня.
В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.
В случае если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).
Теперь рассмотрим зависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения (эластичность спроса примем постоянной).
При
эластичном предложенияч метров квадратных,
а в 2007 – 87,91 тысяч метров квадратных. Цена
за метр квадратный в 2006- 17169 рублей, а в
2007 – 22512 рублей (Приложение 1). Рассчитаем
эластичность спроса:
(3.8)
Е
= ((87910-67970)*(22512+17169))/
Можно с уверенностью сказать, что спрос на данный товар является неэластичным, т.к коэффициент эластичности меньше единицы. Никакое изменение цены не влияет на изменение объема спроса. Это характерно для многих предприятий Беларуси, т.к. заводы работают согласно плана. На данном предприятии не производится вычисление эластичности спроса, что приводит к уменьшению прибыли. В настоящее время очень важно знать, приведет ли уменьшение или увеличение цены к изменению объема спроса. Если же расчеты по вычислению коэффициента эластичности не производятся, то как предприятие узнает, нужно ли уменьшать цену? Или наоборот, нужно ли ее повышать? На данном этапе предприятию не стоит снижать цену, т.к оно только уменьшит свою прибыль. Но если РУП ГПКО увеличит цену на 2087 рублей:
Е=791239140/832866840=0,
832866840-791239140=
Найдем на сколько нужно увеличить цену:
87910-67970=19940 руб – изменение спроса.
41627700/19940=2087 – изменение цены.
То коэффициент эластичности станет равняться единице, и тогда дальнейшее повышение цены приведет к снижению спроса. Я бы посоветовал предприятию заняться выпуском новой продукции, или же осваивать новые ранки сбыта, где данный товар востребован. За один год цена на данный товар повысилась на 22512-17169=5343. С уверенностью можно сказать, что и в 2008 году цена повыситься более чем на 2087 рублей, и дальнейшее ее повышение приведет к сокращению прибыли [21, c. 90].
Практическое
значение коэффициента эластичности заключается
в облегчении прогнозирования того, какие
именно отрасли имеют шансы на процветание
и расширение, а какие в будущем, вероятнее
всего, ожидает застой и сокращение производства.
Точнее говоря, при прочих равных условиях
высокая положительная эластичность по
доходу означает, что вклад конкретной
отрасли в экономический рост будет больше,
чем ее доля в структуре экономики. Небольшой
положительный или, еще хуже, отрицательный
коэффициент указывает на перспективу
сокращения производства в отрасли. Например,
упомянутая высокая положительная эластичность
спроса на автомобили предвещает процветание
автомобильной промышленности на долгосрочную
перспективу, тогда как низкая эластичность
по доходу спроса на сельскохозяйственную
продукцию предполагает хронические затруднения
в этой отрасли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.
Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.
Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.
Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.
Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.
Практическое
значение коэффициента эластичности заключается
в облегчении прогнозирования того, какие
именно отрасли имеют шансы на процветание
и расширение, а какие в будущем, вероятнее
всего, ожидает застой и сокращение производства.
Точнее говоря, при прочих равных условиях
высокая положительная эластичность по
доходу означает, что вклад конкретной
отрасли в экономический рост будет больше,
чем ее доля в структуре экономики. Небольшой
положительный или, еще хуже, отрицательный
коэффициент указывает на перспективу
сокращения производства в отрасли.
Список
использованных источников
1. Экономика: Учебник. 3 – е изд., перераб. и доп./ Под ред. доктора эк. наук проф. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2004.
2.
Основы экономической теории. Учебное
пособие/ Под ред. Камаева В.Д.
3. Мэнкью Н. Г. Микроэкономика. Питер, 2005
4.
Липсиц И.В. Экономика:
5. Гальперин В., Игнатьев С., Моргунов В. Микроэкономика: В 2 т. СПб.: Экон. Шк., 2002.
6. Экономическая теория / Под ред. В. Л. Клюни, И. В. Новиковой. Мн.: Тетрасистем, 2003.
7.
Бусыгин А. В.
8.
Хайман Д. Н. Современная
9. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. Н. Микроэкономика: В 2 т. Т. 1. Гл. 4. М., 1994.
10.
Ю. А. Аванесов, А. Н. Клочко,
Е. В. Васькин «Основы
11. «Курс экономической теории» под ред. М. Н. Чепуршина М 1993
12. Экономика, 2-е изд. / Под ред. А. С. Булатова. Гл. 2, 10, §5. М., 1997.
13. Лебедев О. Т., Каньковская А. Р., Филиппова Т. Ю. Основы экономики/Учеб. пособие. Под ред. д-ра эконом. наук, проф. О. Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИД “МиМ”, 2001. – 224 с. с ил.
14. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: “Дело ЛТД”, 2002. – 864 с.
15.
Камаев В. Д. Учебник по
16. Сборник задач по экономике / Отв. ред. Ю. Е. Власьевич. Раздел II. Тема 5. М., 1996
17. Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Гл. 8, гл. 9, § 4. Киров, 1996.
18. Иохин В.П. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 861 с.
19.
Соколова С.В. Основы
20. Самуэльсон П./ Экономика. Том 2-ой. М.: Изд.дом «Дашков и Ко», 2002. с. 101
21.
Экономика: Учебник. 3 – е изд., перераб.
и доп./ Под ред. доктора эк. наук проф. А.С.Булатова.
– М.: Экономистъ, 2004. – 896 с.