Эластичность и спрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:49, реферат

Описание работы

Задачи курсовой работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы:
- дать понятие закона спроса;
- рассмотреть эластичность и неэластичность спроса;
- изложить единичную эластичность. Совершенно эластичный и неэластичный спрос;

Содержание

Введение
1 Понятие и экономическая сущность рыночного спроса
1.1 Рынок, закон спроса, кривая спроса
1.2 Изменение в спросе. Парадокс Гиффена
1.3 Спрос на ресурсы
2 Эластичность рыночного спроса
2.1 Эластичность. Виды эластичности
2.2 Ценовая эластичность
2.3 Эластичность спроса по доходу
2.4 Сравнение кратко- и долгосрочного коэффициентов эластичности
2.5 Применение теории эластичности
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

эластичность и спрос.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

  Введение 3
1 Понятие и экономическая сущность рыночного спроса 5
1.1 Рынок, закон  спроса, кривая спроса 5
1.2 Изменение в  спросе. Парадокс Гиффена 7
1.3 Спрос на ресурсы 10
2 Эластичность  рыночного спроса 11
2.1 Эластичность. Виды эластичности 11
2.2 Ценовая эластичность 13
2.3

Эластичность  спроса по доходу

15
2.4

Сравнение кратко- и долгосрочного коэффициентов  эластичности

15
2.5

Применение теории эластичности

16
 

Заключение

20
 

Список  использованной литературы

22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

      В условиях рыночных отношений центр  экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается  вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент. Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.                

      Сейчас  для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а  сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. "Клиент всегда прав" – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение исследования такого экономического понятия, как эластичность рыночного спроса.

     В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.

     Эластичность - одна из самых важных категорий  экономической науки. Впервые она  была введена в экономическую  теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

     Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том  на какую величину изменится объем  спроса и предложения при изменении  цены.

     Изучение  спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, - важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

     В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить  влияние перечисленных показателей  на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким  образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.

     С повышением цен на продукцию фирмы  можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при  этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

     Однако  нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Как изменится величина спроса при  повышении (понижении) цены продукции на 1, 10, 100 тенге.? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта.

     Поэтому для фирмы важно определить, какое  в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

     Задачи  курсовой работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы:

     - дать понятие закона спроса;

     - рассмотреть эластичность и неэластичность спроса;

     - изложить единичную эластичность. Совершенно эластичный и неэластичный  спрос;

     - описать практическое применение  эластичности спроса.

     Характеристика  источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, опубликованная экономическая практика в официальных изданиях; во-вторых, специальная литература. 
 
 

     1      Понятие и экономическая сущность рыночного спроса 
 

     
    1. Рынок, закон спроса, кривая спроса
 

      Рынок — косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров,  сфера реализации и товарно-денежных отношений,  а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок —  это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок — основа рыночной экономики.                               

      Рынок —  это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными —  на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

      Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения

      Спрос и предложение —  взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

      Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.

      Цена спроса —  максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

      Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в сле- дующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных  условиях.

      Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:

      1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают “ распродажи “, служит наглядным свидетельством  их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

      2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности — то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

      3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.

      Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной  оси.

      Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной — это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая переменная, а величина спроса — зависимая переменная.

      Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

      Измеряя спрос количеством товаров, которые  покупатели готовы купить (Q), можно  выразить зависимость спроса от цены (P) некоторой убывающей функцией Qd=f(P) и наглядно представить закон спроса графически в виде так называемой кривой спроса:

     

 

        Рис.1 Кривая спроса 

       1.2 Изменение в спросе. Парадокс Гиффена 

      Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса.

Информация о работе Эластичность и спрос