Эластичность спроса и предложения. Практическое значение концепции эластичности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Различные товары отличаются друг от друга по степени изменения спроса под воздействием того или иного фактора. Степень реакции спроса на эти факторы поддается количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса. Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменениям в основных факторах (цены данного товара, цены других товаров, доходов потребителей и т.д.), определяющих спрос.

Содержание

1. Эластичность спроса и предложения. Практическое значение концепции эластичности 3

2. Задача 9

3. Список использованной литературы 10

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика.doc

— 107.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

Кафедра: Финансов, кредита и мировой экономики

Учебная дисциплина: Микроэкономика


ТЕМА

Контрольная работа

 

 

 

 

Выполнил:

студент(ка)   1   курса

заочной формы обучения


направления 080100 «Экономика»


профиля «Финансы и кредит»


Шитов Дмитрий Александрович


  (Ф.И.О.)


 

проверил:

канд.эк.наук, доц. Рамазанов Д. И.

(ученая степень,  ученое звание, Ф.И.О.)


 

 

 

 

 

 

 

Иваново 2013

Содержание


 

1. Эластичность спроса и предложения. Практическое значение концепции эластичности 3

 

2. Задача 9

 

3. Список использованной литературы 10

 

Вариант 16

1. Эластичность спроса и предложения.  Практическое значение концепции  эластичности.

 

Эластичность.

Различные товары отличаются друг от друга по степени изменения спроса под воздействием того или иного  фактора. Степень реакции спроса на эти факторы поддается количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса. Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменениям в основных факторах (цены данного товара, цены других товаров, доходов потребителей и т.д.), определяющих спрос.

Рассмотрим сначала коэффициент  эластичности спроса по цене — показатель чувствительности объема спроса к изменению его цены. Он определяется как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены.

, где

- коэффициент эластичности спроса  по цене, - процент изменения количества товара, на которое предъявлен спрос, - процент изменения рыночной цены товара.

Для определения числителя и  знаменателя вышеуказанной формулы следует воспользоваться следующими формулами их вычисления:

, , где

- базовый (первоначальный) объем спроса, - новый объем спроса, - базовая (первоначальная) цена, - новая цена.

Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение  объема спроса под влиянием изменения  цены на 1%.

Можно выделить три варианта зависимости  объема спроса от колебания рыночных цен:

  1. неэластичный спрос - имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше, чем на 1%, на каждый 1% снижения его цены (характерен для товаров первой необходимости – хлеб, коммунальные услуги).
  2. эластичный спрос - имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается больше, чем на 1%, на каждый 1% снижения его цены (характерен для роскоши)
  3. спрос единичной эластичности – то есть при изменении цены товара количество приобретаемого товара изменяется также. (например, при увеличении цены на товар в два раза, количество приобретаемого товара уменьшится также вдвое).


 


 

 

 

 


 

E = ∞ - абсолютно эластичный спрос (цена не зависит от спроса)

Е › 1 – эластичный спрос

Е = 1 – спрос единичной эластичности

Е ‹ - неэластичный спрос

Е = 0 – абсолютно неэластичный спрос (спрос не зависти от цены)

 

Дуговая эластичность. Во избежание возможных ошибок при измерении эластичности спроса, сопряженных с неадекватными показателями эластичности, получаемыми для одних и тех же точек, в зависимости от направления изменения цены, т.е. повышения или понижение ее, используют расчет дуговой эластичности, которая выражает эластичность спроса между двумя точками как процентное выражение изменения средней цены и среднего объема спроса.

Исходя из вышеизложенного, можно  записать следующую формулу:

, где

- изменение объема спроса, - средний объем производства, - изменение цены, - средняя цена.

На эластичность спроса влияет целый  ряд факторов. Это, прежде всего динамика доходов населения, наличие у данного товара заменителей, удельный вес цены товара в доходе потребителя, срок (отрезок времени), необходимый для принятия решения о покупке.

 

Эластичность спроса по доходу. Существует и эластичность спроса по доходу. По мере увеличения доходов возрастают потребности в услугах и товарах. Отсюда очевидно, что доход воздействует на спрос и появляется необходимость в определении этой зависимости с помощью такого показателя, "как эластичность спроса по доходу (ЭЛ). Последняя исчисляется как отношение процентного изменения количества продукции, на которую предъявлен спрос, К процентному изменению дохода:

, где

 и  - соответственно приращение и средняя величина спроса, и - соответственно приращение и средняя величина дохода.

Особенность эластичности спроса по доходу состоит в том, что она меняет свой знак для некоторых товаров. Для товара, спрос на который с ростом цен падает, эластичность отрицательная. К таким товарам относят товары низкого качества, недиетические продукты питания, крахмалосодержащие продукты и др. Качественные товары имеют положительную эластичность

 

Перекрестная эластичность. Заслуживает внимания и перекрестная (взаимная) эластичность спроса, которая выражает степень чувствительности спроса на определенный товар к изменению цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены другого товара на 1%:

, где

- коэффициент перекрестной эластичности товаров Х и Y, - относительное изменение спроса на товар Х, - относительное изменение цены на товар Y.

Знак коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, являются ли товары взаимозаменяемыми, взаимодополняющими или нейтральными друг другу. Эти  варианты рассмотрены на рисунке:



Кривая В (  ‹ 0) характеризует отрицательную перекрестную эластичность: с ростом цены на товар Y, объем спроса на товар Х сокращается, и наоборот. В этом случае товары являются взаимодополняющими: автомобиль и бензин, фотоаппарат и пленки к нему, магнитофон и кассеты.

Кривая С (  › 0) отражает положительную перекрестную эластичность: при росте цены товара Y объем спроса на товар Х увеличивается, то есть происходит как бы переключение спроса с товара Y на товар Х. В таком случае товары являются взаимозаменяемыми: конфеты и торты, кофе и чай, автобус и метро.

Кривая D (  = 0) выражает нулевую или близкую к нулевой перекрестную эластичность: изменение цены товара Y никак или очень мало отражается на спросе на товар X. Такие товары называются независимыми, или нейтральными, например, рост цен на шляпы вряд ли отразится на спросе на ботинки

 

 

Эластичность предложения. Наравне с эластичностью спроса, которая выражает реакцию покупателей на изменение цен на товары и услуги, проявляет себя и эластичность предложения, которая характеризует относительные изменения между ценой и предложением товаров к реализации. Коэффициент эластичности предложения выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении цены товара на 1%. Если при увеличении (уменьшении) цены на 1% его предложение соответственно увеличилось тоже на 1%, то такая эластичность предложения называется единичной. Наклон кривых предложения дает определенное представление о степени эластичности предложения по цене товара. Чем положе кривая предложения товара, тем большей эластичностью оно обладает. Чем круче кривая предложения, тем меньшей эластичностью обладает предложение того или иного товара

, где

- коэффициент эластичности предложении по цене, - процентное изменение приложения, - процентное изменение цены.

 

Практическое значение концепции  эластичности. Практически значимость изменения эластичности спроса состоит в том, что различные случаи эластичности непосредственно влияют на получаемую выручку, которая определяется как произведение цены и количества реализованного товара (PQ). При эластичном спросе по цене выручка возрастает, т.е. эластичность больше единицы; при единичной эластичности снижение цены точно компенсируется возросшим количеством продаж, так что выручка остается неизменной или равна единице; при неэластичном спросе (который меньше единицы, но не меньше нуля) снижение цены вызывает лишь незначительное увеличение количества продаж товара, так что выручка падает. Так как объем спроса зависит не только от цены данного товара, но также от цен других товаров (например, повышение цены на чай ведет к росту спроса на кофе), для характеристики данного процесса используется перекрестная эластичность спроса по цене, измеряющая чувствительность объема спроса на один товар к изменению цены другого

Следовательно, понятие эластичности спроса весьма полезно при изучении реакции потребителей под воздействием тех или иных факторов. В зависимости от степени эластичности спроса предприниматели могут прогнозировать и определять поведение своих предприятий.

Проблема изучения спроса — это  не только проблема покупателей и  продавцов, которые должны владеть  достаточной информацией о динамике спроса на производимые товары. Спрос интересует и государственные органы, прежде всего налоговую систему, так как необходимо знать, каким образом может повлиять повышение или понижение налоговых ставок на изменение спроса, что в конечном счете скажется на сокращении или увеличении налоговых поступлений в бюджет. В данном случае речь идет о косвенных налогах, или налогах, которые включаются в цены товаров. Это акцизы на товары малоэластичного спроса (соль, спички), или товары, с точки зрения общества, относящиеся к вредным (алкоголь, табак), или налог на добавленную стоимость. Таким образом, концепция эластичности имеет огромное значение в жизни общества.

 

 

2. Предприятие за неделю выпускает и реализует 100 наборов посуды. Если затраты на сырьё и материалы составляют 12000 ден. ед., затраты на электроэнергию для обслуживания производства – 3000 ден. ед., заработная плата работников – 5000 ден. ед., постоянные издержки – 3000 ден. ед. Найти средние валовые издержки производства.

 

Решение.

Обозначим:

АТС – средние валовые издержки производства

FC - общие постоянные издержки

VC – переменные издержки

Q – количество товара

 

Тогда имеем:

FC = 3000 денежных единиц

VC = 12000 + 3000 + 5000 = 20000 денежных единиц

Q = 100

 

АТС = (FC+VC)/Q, где

АТС = (3000 + 20000)/100 = 230 денежных единиц на один набор посуды

 

Ответ: 230 денежных единиц на один набор  посуды.

 

Список использованной литературы

 

1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 714 с — (Серия ≪Высшее образование≫).

2. Рамазанов Д.И. Электронные  лекции

3. Экономика: Учебник / Б.В. Корнейчук.  – М.: Экономистъ, 2004. – 458 с.

4. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2007.- 416 с.

5. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев.- СПб.:Питер,2008.- 448 с.

6. Нуреев Р.М. Курс  микроэкономики: Учебник для вузов.- 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2005.- 576 с.


Информация о работе Эластичность спроса и предложения. Практическое значение концепции эластичности