Эластичность приложения и спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:50, реферат

Описание работы

Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.
Понятие "эластичность" ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.

Работа содержит 1 файл

Эластичность.docx

— 28.97 Кб (Скачать)

                                    Эластичность.

   Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

    Понятие "эластичность" ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.

    Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.

    Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности. Введение эластичности в экономический анализ имеет огромное значение:

с одной стороны, коэффициент эластичности — это  инструмент статистических измерении, в том числе активно используемый в маркетинговых исследованиях (консалтинговые фирмы в США берут от 50 000 до 75 000 долл. за подсчет эластичности для  частных фирм);

с другой стороны, концепция  эластичности служит важным инструментом экономического анализа, поскольку  в науке недостаточно только измерить, необходимо еще и уметь объяснить  полученный результат.

     Сегодня нет ни одного раздела экономики, где бы не использовалось понятие эластичности: анализ спроса и предложения, теория фирмы, теория экономических циклов, МЭО, экономические ожидания и т.д.

     Наиболее общее определение эластичности — отношение относительного приращения функции к относительному приросту независимой переменной. 

      Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Виды эластичности.

Выделяют следующие  виды эластичности:

  • эластичность спроса по цене;
  • эластичность спроса по доходу;
  • эластичность предложения по цене;
  • перекрестная эластичность спроса по цене;
  • точечная эластичность спроса;
  • дуговая эластичность спроса;
  • эластичность соотношения цен и заработной платы;
  • эластичность технического замещения;
  • эластичность прямой линии.
 

                                Формы эластичности.  

       Эластичность спроса по цене выступает в следующих основных формах:

  • эластичный спрос (ED > 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1% вызывает снижение величины спроса на 4%;
  • неэластичный спрос (ED < 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,3%;
  • единичная эластичность спроса (ED =1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%;
  • совершенно эластичный спрос (ED = ~). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна;
  • совершенно неэластичный спрос (ED = 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен вертикальной кривой спроса.

      Деление эластичности на указанные формы достаточно условно, поскольку разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Так, основные продукты питания имеют низкую эластичность спроса по цене. А предметы роскоши, наоборот, обладают более высокой эластичностью по цене. Эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от групп населения, от наличия товаров-субститутов. 

                         Эластичность предложения. 

    Эластичность предложения выступает в следующих основных формах:

  • эластичное предложение, когда объем предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма характерна для долгого периода;
  • неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма характерна для короткого периода;
  • абсолютно эластичное предложение присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна;
  • абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения строго вертикальна.

     Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.

    Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

           ΔS — изменение величины предложения;

    ΔP — изменение рыночной цены на товар. 

        Факторы определяющие эластичность предложения. 

      Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:

  • период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)

    для мгновенного  периода предложение неэластично;

  • для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене;
  • для долгосрочного периода предложение эластично;
 
  • специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства);
  • возможности хранения изготовленной продукции;
  • максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей.

      Изучение эластичности предложения является необходимым условием исследования относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены.

       Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же небольшое изменение цены вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены обуславливает увеличение предложения то данная ситуация характеризует абсолютно эластичное предложение.

      Таким образом эластичность предложения изменяется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов, усиления ограниченности ресурсов применяемых при производстве того или иного товара, что ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

            

                         Эластичность спроса 

      Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

      Показатель  ценовой эластичности спроса  для всех товаров является  отрицательной величиной. Действительно,  если цена товара снижается  - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности  часто используется абсолютная  величина показателя (знак «минус»  опускается).

    Например, снижение цены стирального порошка  на 5% вызвало увеличение спроса  на него на 10%. Показатель эластичности  будет равен:

                                    Ер= 10 Ер =2

    Если абсолютная  величина показателя ценовой  эластичности спроса больше 1, то  мы имеем дело с относительно  эластичным спросом. Иными словами,  изменение цены в данном случае  приведет к большему количественному  изменению величины спроса.

    Если абсолютная  величина показателя ценовой  эластичности спроса меньше 1, то  спрос относительно неэластичен.  В этом случае изменение цены  повлечет за собой меньшее  изменение величины спроса.

     При  коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены  приводит к такому же количественному  изменению величины спроса. 

                      Существует два крайних случая. 

     Первый  случай - существование только одной  цены, при которой товар будет  приобретаться покупателями. Любое  изменение цены приведет либо  к полному отказу от приобретения  данного товара (если цена повысится)., либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен.

    Другой  крайний случай - изменение цены  не отражается на величине  спроса.

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности. 

                  Измерение эластичности спроса. 

      Как  измерить эластичность спроса  по цене? Для этого необходимо  подсчитать процентные изменения  величины спроса и цены и  соотнести их:

                       Ер=?Q : ?P = ?Q . P (9.2)

                                  Q P ?P Q

         Из этой формулы видно, что  показатель эластичности зависит  не только от соотношения приростов  цены и объема или от наклона  кривой спроса, но и от их  фактических значений. Даже если  наклон кривой спроса является  постоянным, показатель эластичности  будет различным для разных  точек на этой кривой.

      Есть  еще одно обстоятельство, которое  следует учитывать при определении  эластичности. Какой объем продукции и какой уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него? 

               Факторы влияющие на эластичность спроса. 

             Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие т о в а р о в - з а м е н и т е л е й. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

           Например, спрос на хлеб относительно  неэластичен. В то же время  спрос на отдельные сорта хлеба  является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб  покупатель может перейти на  другой сорт ржаного хлеба  и т.п. Спрос на сигареты, лекарства,  мыло и другие подобные продукты  относительно неэластичен. Однако  если рассматривать эластичность  по отношению к отдельным видам  сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.

      Другим  важным обстоятельством, влияющим  на ценовую эластичность, является  ф а к т о р в р е м е н и. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

     Такая  тенденция изменения эластичности  во времени объясняется тем,  что с течением времени каждый  потребитель имеет возможность  изменить свою потребительскую  корзину, найти товары-заменители.

         Различия в эластичности спроса  объясняются также з н а ч и м о с т ь ю того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи. 

Информация о работе Эластичность приложения и спроса