Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:50, реферат
Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.
Понятие "эластичность" ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.
Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.
Понятие "эластичность" ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.
Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.
Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности. Введение эластичности в экономический анализ имеет огромное значение:
с одной стороны,
коэффициент эластичности — это
инструмент статистических измерении,
в том числе активно
с другой стороны, концепция эластичности служит важным инструментом экономического анализа, поскольку в науке недостаточно только измерить, необходимо еще и уметь объяснить полученный результат.
Сегодня нет ни одного раздела экономики, где бы не использовалось понятие эластичности: анализ спроса и предложения, теория фирмы, теория экономических циклов, МЭО, экономические ожидания и т.д.
Наиболее
общее определение эластичности — отношение
относительного приращения функции к
относительному приросту независимой
переменной.
Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.
Виды эластичности.
Выделяют следующие виды эластичности:
Эластичность спроса по цене выступает в следующих основных формах:
Деление
эластичности на указанные формы достаточно
условно, поскольку разные блага имеют
разный коэффициент эластичности. Так,
основные продукты питания имеют низкую
эластичность спроса по цене. А предметы
роскоши, наоборот, обладают более высокой
эластичностью по цене. Эластичность может
изменяться в зависимости от фактора времени,
от групп населения, от наличия товаров-субститутов.
Эластичность предложения.
Эластичность предложения выступает в следующих основных формах:
Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.
Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.
ΔS — изменение величины предложения;
ΔP — изменение рыночной
цены на товар.
Факторы определяющие
эластичность предложения.
Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:
для мгновенного
периода предложение
Изучение эластичности предложения является необходимым условием исследования относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены.
Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же небольшое изменение цены вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены обуславливает увеличение предложения то данная ситуация характеризует абсолютно эластичное предложение.
Таким образом эластичность предложения изменяется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов, усиления ограниченности ресурсов применяемых при производстве того или иного товара, что ведет к уменьшению значения эластичности предложения.
Эластичность спроса
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Показатель
ценовой эластичности спроса
для всех товаров является
отрицательной величиной.
Например,
снижение цены стирального
Если абсолютная
величина показателя ценовой
эластичности спроса больше 1, то
мы имеем дело с относительно
эластичным спросом. Иными
Если абсолютная
величина показателя ценовой
эластичности спроса меньше 1, то
спрос относительно
При
коэффициенте эластичности
Существует два крайних случая.
Первый
случай - существование только одной
цены, при которой товар будет
приобретаться покупателями. Любое
изменение цены приведет либо
к полному отказу от
Другой крайний случай - изменение цены не отражается на величине спроса.
Таким образом, абсолютная
величина показателя ценовой эластичности
спроса может изменяться от нуля до
бесконечности.
Измерение
эластичности спроса.
Как
измерить эластичность спроса
по цене? Для этого необходимо
подсчитать процентные
Ер=?Q : ?P = ?Q . P (9.2)
Из этой формулы видно, что
показатель эластичности
Есть
еще одно обстоятельство, которое
следует учитывать при
Факторы влияющие на
эластичность спроса.
Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие т о в а р о в - з а м е н и т е л е й. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
Например, спрос на хлеб относительно
неэластичен. В то же время
спрос на отдельные сорта
Другим
важным обстоятельством,
Такая
тенденция изменения
Различия в эластичности