Экономика торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 16:59, шпаргалка

Описание работы

краткое содержание лекций, ответы на вопросы.

Работа содержит 1 файл

шпоры тп.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

 Основными показателями народнохозяйственной эффективности  является объем и скорость реализации товаров, величина созданного в торговле национального дохода и размер снижения издержек обращения и потребления в расчете на 1 грн. оборота.

   Показатели отраслевой  эффективности  торговли - это  сумма торговой прибыли, рентабельность   товарооборота,   основные  и оборотные фонды, коэффициент эффективности капитальных вложений и другие, рассчитанные по отрасли в целом.

 Показатели  внутриотраслевой  эффективности  связаны с сопоставлением результатов  деятельности и затрат в разрезе  отдельных подотраслей и звеньев торговли - рентабельность розничного или оптового товарооборота, фондоемкость оборота подотраслей и др.                                                                                              

 Показатели  эффективности торговых  предприятий характеризуют результаты отдельных сторон их деятельности или работы  предприятия в целом - прибыль на 1 м2 всей или торговой площади,  коэффициент эффективности использования оборудования во времени.Таким образом становится понятно, что для количественной оценки эффективности необходимо использования  разных показателей, которые составляют соответствующую систему.

 Система экономических показателей торговых предприятий опирается на дедуктивный метод, который предполагает построение синтетического показателя, обобщающего результаты хозяйственной деятельности, а затем отбор группы частных показателей, конкретизирующих состояние той или иной стороны деятельности.

 Показатели, характеризующие  ресурсы предприятия  и эффективность их использования, можно разделить на три подгруппы.

 I подгруппа  - показатели, характеризующие финансовые  ресурсы предприятия:

 •    основные средства (их сумма, состав, показатели эффективности использования);

 •    оборотные средства в целом (общая  сумма, состав и структура с точки зрения покрытия, показатели оборачиваемости и др.)

 •    капитал (структура, показатели эффективности  использования).

 Кроме того, целесообразно в эту подгруппу  включить показатели финансового состояния  предприятия - устойчивость, ликвидность, платежеспособность.

 II  подгруппа - показатели, характеризующие  трудовые ресурсы предприятия:

 •   численность работников (общая численность, структура, показатели движения рабочей силы, производительность труда и др)

 •  расходы на оплату труда (сумма, уровень, структура, средняя заработная плата, эффективность использования расходов на оплату труда и т. п.).

 III  подгруппа - показатели, характеризующие  материальные ресурсы предприятия:

 •   основные фонды (состав, структура);

 •   товарные запасы (сумма, состояние на дату, средние запасы, оборачиваемость и т. п.).

 Показатели, характеризующие  затраты предприятия  и эффективность их использования, включают две подгруппы.

 I подгруппа  - показатели по издержкам обращения:

 •   издержки обращения (сумма, уровень, темп изменения уровня, структура, сумма абсолютной (относительной) экономии (перерасхода), влияние различных факторов, в частности объема розничного товарооборота, цен, тарифов и т. д., затратоотдача и другие показатели эффективности использования издержек обращения).

 II подгруппа  - показатели по затратам, не учтенным  в основных издержках обращения:

 •    затраты на приобретение товаров;

 •    прочие расходы (сумма, направления  расходования, в том числе налоги).

 Показатели, характеризующие  результаты хозяйственной  деятельности предприятия, подразделяются на три подгруппы.

 I подгруппа  - показатели объема и структуры  товарооборота:

 •   товарооборот (объем, состав, показатели динамики, равномерность выполнения и т. п.);

 •   структура (ассортимент, ассортиментные сдвиги и т. п.).

 II подгруппа  - показатели доходов:

 •    валовой доход (сумма, уровень, факторы);

 •    прочие доходы (сумма, структура).

 III подгруппа  - показатели прибыли и рентабельности:

 •    прибыль (сумма, факторы, ее определяющие);

 •   рентабельность (система показателей рентабельности).

 Вопрос 51 Социальная эффективность, её хар-ка и методика оценки

 Ответ: Следует отметить, что рост социальной эффективности является конечной целью общей производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий. Учитывая это экономическую эффективность относительно социальной  нужно считать промежуточной. Именно уровень экономической рентабельности функционирования предприятий является материальной и финансовой базой решения любой социальной проблемы. Под социальной эффективностью торговли следует подразумевать результативность ее деятельности для общества.

 Социальную  эффективность торговли необходимо рассматривать в двух аспектах. Первый определяется спецификой её деятельности и связан с выполнением функций по доведению товаров до потребителей, с удовлетворением их потребностей, второй - принадлежностью торговли к отраслям сферы обслуживания, призванных экономить свободное время членов общества. Таким образом, выполняя свои социальные функции,  торговля оказывает влияние на формирование и развитие  образа жизни каждого человека.  Этот локальный критерий и следует принять в качестве показателя социального эффекта торговой деятельности. Именно степень удовлетворения спроса населения при снижении затрат времени на покупку товаров и определяет критерий социальной эффективности торговой деятельности.

 Объективная оценка социальной эффективности в настоящий момент сталкивается со значительными трудностями, связанными с отсутствием научного обоснованной методики определения ее уровня. Поэтому для оценки социальной эффективности часто используют интуитивные и эмпирические подходы .

 Для объективной оценки социальной эффективности  нужно: во-первых, исходить из того, что  социальная эффективность должна определяться на двух уровнях: локальном и муниципальном и общегосударственном . Во-вторых, важным является определением абсолютных масштабов и относительного уровня удовлетворения разнообразных социальных потребностей работников того или иного предприятия за счет собственных материальных и финансовых средств, накопленных им в результате производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности. В-третьих, при общей оценке социальной эффективности нужно учитывать также ряд социально важных мероприятий, постоянно осуществляемых за счет муниципальных (местных) и общегосударственных бюджетов, которые формируется под непосредственным влиянием существующей системы налогообложения предприятий, а также их спонсорской и благотворительной деятельности. В-четвертых, конкретное определение уровня социальной эффективности должно включать количественное измерение и оценку эффекта и расходов по всей совокупностью мероприятий, содержание и характер которых позволяет это сделать, а также качественную характеристику и определение влияния на эффективность той группы мероприятий, по которой количественное измерение прямого эффекта невозможно.

 Количественное  измерение социальной эффективности  отдельной группы осуществляемых мероприятий  сводится к расчету непрямого  экономического эффекта и расходов на его достижение с последующим их сравнением. Причем единой методики расчета такого эффекта не существует. Поэтому в каждом отдельном случае следуют применять специфический способ его определения, с помощью  опубликованных научных методик.

 Система показателей социальной эффективности торговли должна учитывать степень удовлетворения платежеспособного спроса и качество обслуживания. Степень удовлетворения спроса определяется как отношение фактически реализованного спроса населения к предъявляемому. Фактически реализованный спрос соответствует объему розничного товарооборота, предъявляемый - представляет собой денежные средства населения, предназначенные для приобретения товаров. Часть денежных доходов населения, которая расходуется на покупку товаров, называется покупательными фондами и по своей величине соответствует реализованному спросу населения. Другая часть этих средств представляет собой остатки денежных средств во вкладах и на руках у населения, предназначенных для покупки товаров. Предъявленный спрос (покупательные фонды и остатки денежных средств населения) представляет собой весь спрос населения, так называемый действительный спрос.

 Вопрос 52 Интегральная оценка деятельности предприятия

 ОТВЕТ: Интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности: Iэхд = √Эитп * Эфд * Этд

 где Iэхд - интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности. Э итп-

 Показатель  эффективности использования торгового  потенциала предприятия; Эфд - Показатель эффективности финансовой деятельности; Этд - показатель эффективности трудовой деятельности.

 Интегральный  показатель эффективности хозяйственной  деятельности целесообразно анализировать в динамике; при этом определяются темпы его изменения, и по полученным результатам можно сделать выводы о повышении или снижении всей хозяйственной деятельности торгового предприятия:              Iэхд  отч.

 t I эхд = -------------  *100

   Iэхд  баз

 где tIэхд - темп изменения интегрального показателя экономической эффективности хозяйственной деятельности, %.,   
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономика торгового предприятия