Экономика торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 16:59, шпаргалка

Описание работы

краткое содержание лекций, ответы на вопросы.

Работа содержит 1 файл

шпоры тп.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

Тема1 Потребительский рынок товаров (услуг) и показатели его оценки

1.Потреб.рынок.,сущность, типы, функции…

Потребительский рынок товаров (услуг) – это рынок, предметом купли-продажи на котором  выступают товары и услуги, предназначенные  для удовлетворения спроса населения. Рынки, в зависимости от типа покупателя, подразделяются на оптовый рынок, где покупателями являются производители и массовые потребители (государственные учреждения); торгово-посреднический рынок, где покупателями являются торговые предприятия, приобретающие товар для последующей продажи (дистрибьюторы разного типа); розничный потребительский рынок, где покупателями выступают конечные потребители. биржевой рынок товаров, выступающий как посредник между продавцом и покупателем, но и в качестве организатора процесса купли-продажи,

По по териториальному положению: местный,региональный (областной),  республиканский,  национальный,  мировой. По организационной форме рынки делят на организованный (формальный) рынок, неорганизованный (неформальный) рынок. В зависимости от вида конкуренции: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. функций: 1.Воздействие потребительского рынка на экономические интересы его участников. Существующие противоречия между продавцами и покупателями устраняются посредством экономических методов 2. Установление пропорций в производственных отношениях, складывающихся между сферами производства, распределения, обмена и потребления. 3. Неустанный поиск передовых и прогрессивных технологий ведения дела: 4. Создание условий для честной конкурентной борьбы, где все продавцы и покупатели являются равными субъектами отношений. 5. Компромисс экономических интересов участников обменных процессов и стимулирование их дальнейшей деятельности, что достигается благодаря совпадению ценовых эквивалентов и общественной оценки затрат и результатов деятельности. Развитие потребительского рынка зависит от 3х основных факторов: численности населения, промышленного капитала, капитала сектора услуг.

      2.Соц-эк. еффект и эф-ть торг.деят.

      Эффективность — показатель, характеризующий соотношение результата (эффекта) и затрат, обеспечивших его получение.Эффективность чаще всего, характеризуется относительными показателями, которые рассчитываются на основе двух групп характеристик (параметров) результата и затрат.В качестве результата берутся основные показатели деятельности торгового предприятия: товарооборот, доходы от реализации, прибыль от реализации др. В качестве затрат учитываются такие показатели, как: издержки обращения,  капитал торгового предприятия, сумма оборотных активов др. Эффект (от лат. effectus — исполнение, действие) - означает результат, следствие каких-либо причин, действий. В торговле эффект может оцениваться объемом дополнительно реализованных товаров, суммой полученной чистой прибыли, показателями, которые характеризуют качество торгового обслуживания. В том случае, когда указанные результаты получают денежную оценку, говорят об экономическом эффекте. Основным показателем экономического эффекта деятельности субъектов рынка является прибыль, а основным показателем экономической эффективности – рентабельност.Социальный эффект оценивается на основе расчетов по выборочным обследованиям и экспертным оценкам по таким показателям, как уровень удовлетворения спроса, потребление и обеспеченность населения потребительскими товарами, уровень наличия товаров в магазинах, качество всех товаров, качество торгового обслуживания, уровень денежных доходов и расходов населения.

3. Потребление и  покупат. способность.

Потребление неразрывно связано и непрерывно взаимодействует с потребностями. Потребности отражают определенную совокупность материальных и духовных благ, в которых нуждаются общество и его члены для своего существования  и развития. Размер и структура потребностей они зависят от уровня развития производительных сил, характера производственных отношений. Потребности всегда опережают потребление, так как в процессе последнего происходит расширенное воспроизводство потребностей. Потребности возрастают по мере их удовлетворения.

      Покупательный спрос – это прежде всего,  платежеспособная потребность, и не только потребность, но и возможность  приобрести товар, имея при этом соответствующие  средства.

      Последующее развитие товарного производства и  обращения обусловливает расширение действия покупательного спроса как формы проявления платежеспособных потребностей на пути к насыщению товарного рынка предметами потребления и средствами производства. Покупательный спрос всегда предшествует потреблению; в то же время покупательный спрос отражает потребление. На основании потребительной стоимости проявляется новый спрос на следующую потребительную стоимость.Покупательные фонды населения, величиной которых определяется спрос, - это часть денежных доходов населения, которая направляется (предназначена или может быть использована) на приобретение товаров народного потребления (услуг).

      4. Потребление и потребность

      Потребление неразрывно связано и непрерывно взаимодействует с потребностями. Потребности отражают определенную совокупность материальных и духовных благ, в которых нуждаются общество. Размер и структура потребностей зависят от уровня развития производительных сил, характера производственных отношений. Потребности всегда опережают потребление, так как в процессе последнего происходит расширенное воспроизводство потребностей. Потребности возрастают по мере их удовлетворения. Необходимость повторения процесса потребления и неудовлетворенная часть потребностей выступают постоянно действующим стимулом развития производства.Спрос является формой проявления потребностей в сфере обращения. Он представляет собой потребность, обеспеченную денежными средствами, и выступает в виде платежеспособного спроса населения на товары личного потребления и платные услуги. Платежеспособного спроса равен сумме всех денежных доходов, которые население обменивает на товары и платные услуги.Покупательный спрос – это прежде всего,  платежеспособная потребность, и не только потребность, но и возможность приобрести товар, имея при этом соответствующие средства.

      5.Покупатльные  фонды населения.

Покупательные фонды населения, величиной которых  определяется спрос, - это часть денежных доходов населения, которая направляется (предназначена или может быть использована) на приобретение товаров  народного потребления (услуг). Денежные доходы населения представляют собой все виды доходов в денежной и натуральной форме. Баланс дох. и расх. нас-я: Дох.: Заработная плата,другие доходы от предприятий, доходы от сельскохозяйственных предприятий, доходы от реализации сельско-хозяйственной продукции населением, пенсии, пособия, стипендии,поступления от финансовой системы, прочие поступления. Расх: покупательные фонды, нетоварные расходы, обязательные платежи и добровольные взносы, оплата нетоварных услуг (коммунальные и т.д.), прирост сбережений и покупка валюты, другие нетоварные расходы, прочие расходы.

6. Товар. рес-сы. хар-ка,клас-ция.

      Товарными ресурсами называют массу промышленной и сельскохозяйственной продукции, которая поступает в торговлю предприятия на протяжении года, квартала, месяца от производителя или других источников (импорт, резервы) для удовлетворения разных потребностей населения и хозяйств.При характеристике товарных ресурсов применяются такие показатели, как «валовая продукция», «товарная продукция», «реализованная продукция», «товарные фонды». Валовая продукция предприятия – это весь продукт, произведенный предприятием, в стоимостном выражении.Товарной продукцией предприятия называют продукцию, поступающую в народнохозяйственный оборот, т.е. отпущенную или предназначенную к отпуску на сторону: для снабжения других предприятий, потребления населения, экспорта и других целей.Реализованная продукция – продукция это та, которая изготовлена на конкретном предприятии, оплачена покупателем, факт отгрузки которой оформлен документально, и отгружена, то есть передана в народнохозяйственный оборот или конечное потребление.Основная часть товарной продукции предметов потребления является товарными фондами и  используется в экономике, как для производственного, так и для личного потребления. Товарные ресурсы в основном формируются за счет поступлений из промышленного и агропромышленного комплексов. Характеризуя источники формирования товарных ресурсов, следует отметить поступление товаров по импорту, которое способствует расширению товарного ассортимента на внутреннем рынке.

      7. Материальный баланс.

      Материальные  балансы состоят из доходной и  расходной части. В доходной части  учитываются запасы товаров на начало периода и источники поступления  товарных ресурсов. В расходной части определяется распределение данного товара по отдельным назначениям и устанавливаются размеры товарных запасов на конец периода.Баланс: Рес-сы: Запасы товаров на начало (планового периода включают запасы готовой продукции на производственных предприятиях, оптовых базах и в пути). Поступление из производства и сельского хозяйства охватывает все производство, включая как госзаказ, а также внутрихозяйственное потребление. Завоз из других областей характеризует перемещение товарной массы в пределах государства в отдельных экономических районах и областях. К ресурсам, которые свободно формируются, следует отнести источники, которые формируются за счет местного производства и не включаются в централизованное поступление. Поступление по импорту устанавливается в размерах, предусмотренных экспортно-импортными планами с учетом обеспечения долгосрочных договоров со странами-партнерами. Потери при хранении и отходы по продовольственным товарам планируются на основе установленных норм естественных потерь и опыта предыдущих лет, но не выше установленных норм. Использ.рес-в: Рыночным фондом называется та часть товарных фондов, которая направляется в распоряжение торговых предприятий и организаций вне зависимости от их принадлежности. Фонд промышленной переработки включает товары, предназначенные для использования в качестве основного сырья при производстве других товаров. Фонд промышленного потребления включает товары, которые используется в производстве другой продукции в качестве вспомогательных материалов. Фонд бюджетных организаций предусматривается для снабжения больниц, санаториев, домов отдыха, детских и других учреждений и организаций. фонд спецодежды и спецобуви, который предназначен для снабжения специальными видами одежды и обуви работников промышленности и других отраслей экономики, а также некоторые продукты питания для работников вредных производств. Для благотворительных и других фондов включается масса товаров, предназначенных для предоставления помощи и пожертвований.

      Тема 2. Эк сущ, торговли в хозяйственном комплексе страны.

      8. Внутренняя торг.

      Внутренняя  торговля – это отрасль национальной экономики, особый вид хозяйственной  деятельности. Она представляет собой  главное звено в системе потребительского рынка товаров и услуг, выступая, и как составная часть потребительского рынка и как активный его участник, организатор рыночных отношений. Ее объектом, полем деятельности является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и в отдельных случаях оказание содействия в послепродажной эксплуатации технически сложных товаров.Как многофункциональная социально-экономическая подсистема национальной экономики торговля обеспечивает реализацию потребительской стоимости совокупного продукта, функционирования внутреннего рынка товаров и услуг, развитие межрегиональных и межотраслевых экономических связей, удовлетворяет материальные потребности сферы личного и производственного потребления. Основными функциями торговли являются:1) функция реализации произведенной стоимости, в процессе которой происходит смена форм стоимости товарной на денежную;2) функция доведения товара до потребителя;3) функция продолжение процесса производства в сфере обращения (доработка товара, сортировка, фасовка, транспортировка и т.д.).

      9. Оптовая торговля

     Оптовая торговля – это форма экономических связей между предприятиями и организациями, которые осуществляются с целью доведения товаров от предприятий-изготовителей к предприятиям розничной торговли или к предприятиям-потребителям.Оптовая торговля развивается на основе выделения в ее составе: 1самостоятельных хозяйствующих субъектов, т.е. специализирующихся на оптовой торговле предприятий, осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар (базы, склады, овощехранилища.2посреднических оптовых структур, не использующих в своей деятельности, как правило, перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, торговые агенты, комиссионеры и др.);3.организаторов оптового оборота, абсолютно не работающих с товаром (ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки). Функции: 1. На макроуровне: а) интегрирующую, которая обеспечивает взаимосвязи между    продавцами   и   покупателями, б) оценочную, которая позволяет определить уровня общественно необходимых затрат через ценообразование; в) организующую и регулирующую, которая обеспечивает рациональное функционирование экономической системы  с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.

     10. Розничня торговля

        Розничная торговля  осуществляется через систему предприятий розничной торговли всех форм собственности.Розничная торговля завершает процесс реализации товаров. Товар переходит в сферу личного или коллективного потребления.Розничные предприятия осуществляют все основные функции, присущие торговли как отрасли (функцию реализации произведенной стоимости, в процессе которой происходит смена форм стоимости товарной на денежную;  функцию доведения товара до потребителя; функцию продолжение процесса производства в сфере обращения (доработка товара, сортировка, фасовка, транспортировка и т.д.). Розничная торговля  имеет большое социальное значение, так как от уровня развития  розничной торговли  зависят затраты времени населения на осуществление покупки, а значит свободное время граждан, их настроение, трудоспособность.

      12. Ресторанное хоз-во.

       Заведения (предприятия) ресторанного хозяйства  подразделяются по типам и классам. Это могут быть рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, буфеты. Кроме того, различают общедоступные заведения (предприятия) ресторанного хозяйства и   заведения  (предприятия)  ресторанного хозяйства закрытого типа. Заведения (предприятия)  ресторанного хозяйства выполняют  четыре основных вида функции: производства обеденной и прочей собственной продукции; реализации собственной продукции и покупных товаров; организации потребления; организации отдыха.Главным назначением ресторанного хозяйства является обеспечение постепенного перехода населения от питания в домашних условиях к общественно-организованной форме потребления пищи. В процессе общественного разделения труда ресторанное хозяйство по своей основной функции относится к сфере обслуживания, а по доминирующей – при классификации отраслей экономики – к сфере материального производства. Эффективность предприятий ресторанного хозяйства, следует рассматривать с двух точек зрения: общеэкономической и отраслевой. В первом случае эффективность ресторанного хозяйства связана с его ролью в решении социальных проблем: воспроизводства рабочей силы, улучшения быта, увеличения свободного времени. Во втором случае она определяется экономическим результатом деятельности предприятий ресторанного хозяйства как субъектов рынка.

       13. Электрон. рознич. торг. 

     Различают такие системы розничной торговли через Интернет: электронные торговые ряды, Интернет витрины, Интернет-магазины (электронные магазины (э-магазин), Интернет-аукционы, электронные супермаркеты, торговые Интернет-системы. Каждая из систем имеет разную ступень автоматизации торговых операций. Наименьший уровень автоматизации торговых операций при использовании электронных торговых рядов, наибольший – в торговых Интернет-системах. Соответственно и потребность в финансовых ресурсах для организации электронных торговых рядов наименьшая, потребность в финансовых ресурсах для организации последующих систем электронной розничной торговли возрастает.Интернет-магазина охватывает такие бизнес-процессы: выбор товара (услуги), оформления заказа, проведение взаиморасчетов, контроль исполнения заказов, доставка товара (оказание услуги).

Информация о работе Экономика торгового предприятия