Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 16:59, шпаргалка
краткое содержание лекций, ответы на вопросы.
Тема1 Потребительский рынок товаров (услуг) и показатели его оценки
1.Потреб.рынок.,сущность, типы, функции…
Потребительский рынок товаров (услуг) – это рынок, предметом купли-продажи на котором выступают товары и услуги, предназначенные для удовлетворения спроса населения. Рынки, в зависимости от типа покупателя, подразделяются на оптовый рынок, где покупателями являются производители и массовые потребители (государственные учреждения); торгово-посреднический рынок, где покупателями являются торговые предприятия, приобретающие товар для последующей продажи (дистрибьюторы разного типа); розничный потребительский рынок, где покупателями выступают конечные потребители. биржевой рынок товаров, выступающий как посредник между продавцом и покупателем, но и в качестве организатора процесса купли-продажи,
По по териториальному положению: местный,региональный (областной), республиканский, национальный, мировой. По организационной форме рынки делят на организованный (формальный) рынок, неорганизованный (неформальный) рынок. В зависимости от вида конкуренции: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. функций: 1.Воздействие потребительского рынка на экономические интересы его участников. Существующие противоречия между продавцами и покупателями устраняются посредством экономических методов 2. Установление пропорций в производственных отношениях, складывающихся между сферами производства, распределения, обмена и потребления. 3. Неустанный поиск передовых и прогрессивных технологий ведения дела: 4. Создание условий для честной конкурентной борьбы, где все продавцы и покупатели являются равными субъектами отношений. 5. Компромисс экономических интересов участников обменных процессов и стимулирование их дальнейшей деятельности, что достигается благодаря совпадению ценовых эквивалентов и общественной оценки затрат и результатов деятельности. Развитие потребительского рынка зависит от 3х основных факторов: численности населения, промышленного капитала, капитала сектора услуг.
2.Соц-эк. еффект и эф-ть торг.деят.
Эффективность — показатель, характеризующий соотношение результата (эффекта) и затрат, обеспечивших его получение.Эффективность чаще всего, характеризуется относительными показателями, которые рассчитываются на основе двух групп характеристик (параметров) результата и затрат.В качестве результата берутся основные показатели деятельности торгового предприятия: товарооборот, доходы от реализации, прибыль от реализации др. В качестве затрат учитываются такие показатели, как: издержки обращения, капитал торгового предприятия, сумма оборотных активов др. Эффект (от лат. effectus — исполнение, действие) - означает результат, следствие каких-либо причин, действий. В торговле эффект может оцениваться объемом дополнительно реализованных товаров, суммой полученной чистой прибыли, показателями, которые характеризуют качество торгового обслуживания. В том случае, когда указанные результаты получают денежную оценку, говорят об экономическом эффекте. Основным показателем экономического эффекта деятельности субъектов рынка является прибыль, а основным показателем экономической эффективности – рентабельност.Социальный эффект оценивается на основе расчетов по выборочным обследованиям и экспертным оценкам по таким показателям, как уровень удовлетворения спроса, потребление и обеспеченность населения потребительскими товарами, уровень наличия товаров в магазинах, качество всех товаров, качество торгового обслуживания, уровень денежных доходов и расходов населения.
3. Потребление и покупат. способность.
Потребление
неразрывно связано и непрерывно
взаимодействует с
Покупательный спрос – это прежде всего, платежеспособная потребность, и не только потребность, но и возможность приобрести товар, имея при этом соответствующие средства.
Последующее развитие товарного производства и обращения обусловливает расширение действия покупательного спроса как формы проявления платежеспособных потребностей на пути к насыщению товарного рынка предметами потребления и средствами производства. Покупательный спрос всегда предшествует потреблению; в то же время покупательный спрос отражает потребление. На основании потребительной стоимости проявляется новый спрос на следующую потребительную стоимость.Покупательные фонды населения, величиной которых определяется спрос, - это часть денежных доходов населения, которая направляется (предназначена или может быть использована) на приобретение товаров народного потребления (услуг).
4. Потребление и потребность
Потребление
неразрывно связано и непрерывно
взаимодействует с
5.Покупатльные фонды населения.
Покупательные фонды населения, величиной которых определяется спрос, - это часть денежных доходов населения, которая направляется (предназначена или может быть использована) на приобретение товаров народного потребления (услуг). Денежные доходы населения представляют собой все виды доходов в денежной и натуральной форме. Баланс дох. и расх. нас-я: Дох.: Заработная плата,другие доходы от предприятий, доходы от сельскохозяйственных предприятий, доходы от реализации сельско-хозяйственной продукции населением, пенсии, пособия, стипендии,поступления от финансовой системы, прочие поступления. Расх: покупательные фонды, нетоварные расходы, обязательные платежи и добровольные взносы, оплата нетоварных услуг (коммунальные и т.д.), прирост сбережений и покупка валюты, другие нетоварные расходы, прочие расходы.
6. Товар. рес-сы. хар-ка,клас-ция.
Товарными ресурсами называют массу промышленной и сельскохозяйственной продукции, которая поступает в торговлю предприятия на протяжении года, квартала, месяца от производителя или других источников (импорт, резервы) для удовлетворения разных потребностей населения и хозяйств.При характеристике товарных ресурсов применяются такие показатели, как «валовая продукция», «товарная продукция», «реализованная продукция», «товарные фонды». Валовая продукция предприятия – это весь продукт, произведенный предприятием, в стоимостном выражении.Товарной продукцией предприятия называют продукцию, поступающую в народнохозяйственный оборот, т.е. отпущенную или предназначенную к отпуску на сторону: для снабжения других предприятий, потребления населения, экспорта и других целей.Реализованная продукция – продукция это та, которая изготовлена на конкретном предприятии, оплачена покупателем, факт отгрузки которой оформлен документально, и отгружена, то есть передана в народнохозяйственный оборот или конечное потребление.Основная часть товарной продукции предметов потребления является товарными фондами и используется в экономике, как для производственного, так и для личного потребления. Товарные ресурсы в основном формируются за счет поступлений из промышленного и агропромышленного комплексов. Характеризуя источники формирования товарных ресурсов, следует отметить поступление товаров по импорту, которое способствует расширению товарного ассортимента на внутреннем рынке.
7. Материальный баланс.
Материальные
балансы состоят из доходной и
расходной части. В доходной части
учитываются запасы товаров на начало
периода и источники
Тема 2. Эк сущ, торговли в хозяйственном комплексе страны.
8. Внутренняя торг.
Внутренняя
торговля – это отрасль национальной
экономики, особый вид хозяйственной
деятельности. Она представляет собой
главное звено в системе
9. Оптовая торговля
Оптовая
торговля – это форма экономических связей
между предприятиями и организациями,
которые осуществляются с целью доведения
товаров от предприятий-изготовителей
к предприятиям розничной торговли или
к предприятиям-потребителям.
10. Розничня торговля
Розничная торговля осуществляется через систему предприятий розничной торговли всех форм собственности.Розничная торговля завершает процесс реализации товаров. Товар переходит в сферу личного или коллективного потребления.Розничные предприятия осуществляют все основные функции, присущие торговли как отрасли (функцию реализации произведенной стоимости, в процессе которой происходит смена форм стоимости товарной на денежную; функцию доведения товара до потребителя; функцию продолжение процесса производства в сфере обращения (доработка товара, сортировка, фасовка, транспортировка и т.д.). Розничная торговля имеет большое социальное значение, так как от уровня развития розничной торговли зависят затраты времени населения на осуществление покупки, а значит свободное время граждан, их настроение, трудоспособность.
12. Ресторанное хоз-во.
Заведения (предприятия) ресторанного хозяйства подразделяются по типам и классам. Это могут быть рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, буфеты. Кроме того, различают общедоступные заведения (предприятия) ресторанного хозяйства и заведения (предприятия) ресторанного хозяйства закрытого типа. Заведения (предприятия) ресторанного хозяйства выполняют четыре основных вида функции: производства обеденной и прочей собственной продукции; реализации собственной продукции и покупных товаров; организации потребления; организации отдыха.Главным назначением ресторанного хозяйства является обеспечение постепенного перехода населения от питания в домашних условиях к общественно-организованной форме потребления пищи. В процессе общественного разделения труда ресторанное хозяйство по своей основной функции относится к сфере обслуживания, а по доминирующей – при классификации отраслей экономики – к сфере материального производства. Эффективность предприятий ресторанного хозяйства, следует рассматривать с двух точек зрения: общеэкономической и отраслевой. В первом случае эффективность ресторанного хозяйства связана с его ролью в решении социальных проблем: воспроизводства рабочей силы, улучшения быта, увеличения свободного времени. Во втором случае она определяется экономическим результатом деятельности предприятий ресторанного хозяйства как субъектов рынка.
13. Электрон. рознич. торг.
Различают
такие системы розничной