Экономика торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 16:59, шпаргалка

Описание работы

краткое содержание лекций, ответы на вопросы.

Работа содержит 1 файл

шпоры тп.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

      Тема 3.Особ формир эк ресв торг пред-й и их оценка

      1. Матер-технич база  торг пред-й.

       Материально-техническая  база торгового предприятия состоит  из: собственных  основных фондов; производственных основных фондов;малоценных и быстроизнашивающихся предметов. К особенностям формирования и оценки эффективности использования основных фондов  торгового предприятия относятся следующие. 1х, существенно отличаются по структуре и составу основные фонды предприятий розничной, оптовой торговли и заведений (предприятий) ресторанного хозяйства. Но для всех торговых предприятий на современном этапе развития характерно практически полное отсутствие непроизводственных основных фондов (жилых домов, спортивных сооружений, баз отдыха и т.д.). 2х, значительно отличается количественная характеристика основных фондов: ОФ рознич торг коли-но харак-ся  такими показателями как пропускная способность, общая площадь предприятия, площадь торгового зала, площадь складских и подсобных помещений. ОФ оптовой торговли характеризуются  такими показателями как количество складов, емкость складских помещений в мерах кубических, их оснащение холодильным оборудованием, количество механического, фасовочного оборудования. Особое место в основных фондах предприятий оптовой торговли занимают овоще-, фрукто- и картофелехранилища, которые не только реализуют фрукты и овощи, но и осуществляют из закупку, переработку и длительное хранение. ОФ заведений ресторан хоз  харак-ся пропускной способностью, количеством мест, производственной мощностью, количеством технологического, холодильного, механического, весовогооборудования. Если  торговое предприятие  использует собственные основные фонды, то в   имуществе торговых предприятий  основные фонды занимают преобладающую долю от 60% до 85%, при этом преобладают пассивные основные фонды (здания, сооружения и т.д.). Если  торговое предприятие  использует арендованные основные фонды, то в   имуществе торговых предприятий  основные фонды занимают значительно меньшую долю.

       15. Основные фонды.  Показ-ли эф-ти ОФ

      Собственных  основных фондов, которые могут быть  производственные и непроизводственные (здания, сооружения, оборудование, транспорт); производственных основных фондов, которые арендуются (здания, торговая и складская площадь, оборудование); МБП. Общие показатели эффективности: Фондоотдача ФО=Т/Фср(какая сумма товарооборота получена в результате эксплуатации на одну гривну ОФ), Фондоемкость ФЕ=Фср/Т (какая сумма основных фондов приходится на одну гривну товарооборота), Рент=Пч/Фср, Фосн=Фср/Чср, предприятий розничной и оптовой торговли Фвор=Факт/Чср,(для ресторан хоз = Факт/Чср. КИНТЕГф= . Частные  показатели эф-ти : рознич торг. ТО на 1м2 торг площади ТS=Т/s. Коэ-т использ пропускной способности КПСт =MAX /QчФAК, Прибыль от реализации ПрS = Пр/S,прибыль чистая ПчS=Пx/S на 1м2 торговой площади. опт. торг:.Товарооборот на 1м3 емкости складов  ТV=т/v. Грузооборот на  единицу емкости складов  QгрV = QГР/ v/  Прибыль чистая на 1м3 емкости складов ПчV=Пч/v. Коэф использ емкости складов Кv=QгрMAX /QгрФAК.  Коэф оборач камер хранилищ Кобк=Qгркфак/Vк. Ресторан хоз: Товарооборот на 1место ТМ=Т/QM. Коэф использ пропускной способности КПСр=QчMAX/QчФAК.Коэф использ произ-ной мощности КПмрхi=QблФAК/ПМРХ. Прибыль от реализации ПрS = Пр/S,прибыль чистая ПчS=Пx/S чистая на 1место.

      16.Особ  формир персонала 

по видам  деятельности — трудовые ресурсы, занятые  в розничной торговле, ресторанном  хозяйстве, оптовой торговле, прочих отраслях; по категориям работников —  в составе совокупных трудовых ресурсов торгового предприятия выделяются  работники аппарата управления; торгово-оперативные работники; вспомогательные работники. К первой группе относятся работники, выполняющие функции управления, включая обслуживающих работников — секретарей, машинисток и т.п. Ко второй группе относятся работники, занятые в основном непосредственным обслуживанием покупателей — заведующие и заместители заведующих товарными секциями (отделами), продавцы, кассиры-контролёры, работники мелкорозничной, розничной, развозной сети. К третьей группе относятся работники, занятые хранением товара, подготовкой товаров к продаже, их перемещением, содержанием материально-технической базы.

            16.Стимулир. работ-в

В системе  стимулирования труда работников торговли особенностями являются: применение специфического отраслевого коэффициента при установлении должностных окладов, ограниченное применение сдельных расценок за объем работы, который измеряется в натуральных показателях (фасовка однородных товаров, погрузочно-разгрузочные работы и т.д.), дифференциация окладов в розничной торговле по трем категориям: продавец I категории, II и III.

       17.Показ-ли  эф-ти использ.  труд рес. 

      Эффективность труда работников торговли характеризуется  системой показателей. Производительность труда работников торговли (ПТт=Т/Чсруч). В заведениях ресторан хоз кроме того определяется производительность работников производства (ПТпррест=QБлфак/Чср в стоимостном и натуральном измерении. Уровень затрат труда на единицу товарооборота (ТЕ=Чср/т) показывает, сколько трудозатрат приходится на тысячу гривен товарооборота. Прибыль от реализации (Пр=Пр/Ч)  и прибыль чистая (ПЧ=Пч/Чср) на одного работника (ПрЧ=ПР/Чср.оп.р) и на одного торгово-оперативного работника (ПрЧт.о). Интегральный показатель эффективности трудовых ресурсов (КИНТЕГч=Iпт*Iпч) позволяет дать общую оценку их эффективности.

      18. Особен формир ОА.

    Оборотные активы торговых предприятий – совокупность материальных и денежных  ценностей (экономических ресурсов) предприятия, которые находятся в постоянном кругообороте, меняют свою материальную форму в протяжении одного операционного цикла и в полном объеме переносят свою стоимость на товары, которые реализуются предприятием.  ОА классифицируются     по нескольким признакам: по натурально-вещественному составу,  по принципу организации их планирования: нормируемые  и ненормируемые оборотные активы, по источникам формирования (собственные (закреплённые) оборотные средства (в размере совокупного норматива),  заёмные, привлечённые и прочие источники.,по ликвидности:  быстроликвидные  (денежные  средства, ценные бумаги, облигации), средней ликвидности - дебиторская задолженность, замедленной ликвидности - товарные запасы. Клас-я по составу: ОА: 1. денеж-е ср-ва: в кассе, в пути, на расчет счете, на спец счетах, в краткосроч фин. вкладах. 2. дебиторск задолж-ть: с закупкой тов-материал активов, с реализацией, с расчетами с бюджетом и работниками. 3. товар-материал активы и затраты: тов. запасы, затраты будущих периодов, запасы МБП, др.ОА.

    19. Показ-ли эф-ти  ОА

Длительность  одного оборота оборотных активов  в  днях tоа=(ОАср*Дк)/Т; tоа=ОАср/Тср.дн; Тср.дн.=Т/Дк. Коэ-т оборачи-ти К=Т/ОАср; К=Дк/tоа. Период оборота денежных средств tдс.ср=(ОАср*Дк)/Т. Оборачиваемость дебиторской задолженности t дз.н=(ОАср*Дк)/Т; tдз.ср=Дк/Кдз; tдз.ср. = tжз.н+tдз.пр. Оборачиваемость кредиторской задолженности t=(ОАср*Дк)/Т;        tкз=Дк/Ккз. Оборачиваемость товарных запасов tср=(ЗсрДк)/Тс; Тс=Т-ДХр+Иотр. Коэффициент фондоотдачи оборотных активов (экономическая отдача) Кфоа=Т/ОАср. Коэффициент фондоемкости (загрузка оборотных активов) Кфе.оа=ОАср/т. Рентабельность оборотных активов Роа=Пч/ОАср. Интегральный коэффициент использования оборотных активов Кинтег=корень(Iфо.оа*Iр).

20. Роль ТО(рознич) в  эк. старны

1. Осуществляя  смену форм стоимости, розничный товарооборот создает необходимые предпосылки для воспроизводства товаров. При розничной продаже завершается процесс обращения товаров, реализуется их стоимость и потребительная стоимость. 2. Посредством розничного товарооборота получают общественное признание стоимость и потребительная стоимость товаров. Розничная продажа завершает процесс доведения товаров от производства до непосредственных потребителей. Товар выходит из обращения и вступает в сферу личного потребления.3.Через розничный товарооборот реализуются денежные доходы населения, получаемые в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.4.выражает уровень жизни населения. В фонде личного потребления населения розничный товарооборот занимает более 70%.5.существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость национальной валюты, поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием розничного товарооборота.6.Развитие товарооборота отражает социально-экономические пропорции между производством и потреблением, спросом населения и предложением товаров, розничной продажей и денежным обращением, а также между ростом товарооборота и потребностью в торговой сети, материальных и трудовых ресурсах отрасли.

21. Тов.запасы их  формир.

    Товарный  запас представляет собой массу товаров, предназначенную для продажи, которая находится в процессе перемещения от производителя до потребителя.Запасы товаров различаются в зависимости от их вида, местонахождения, назначения и периода образования.По  местонахождению: запасы в пути;  запасы на складах заготовительных организаций, оптовых торговых предприятий; запасы на распределительных базах и складах розничных предприятий и в розничной сети.По назначению: запас текущего хранения, который предназначен для обеспечения бесперебойной реализации товаров, пополнения ассортимента, образования резерва для предупреждения возможных перебоев в производстве или торговле.запас сезонного хранения образуется  в связи с сезонностью производства  или спроса  на отдельные товары. запас  досрочного завоза обеспечивает бесперебойную торговлю в труднодоступных и отдаленных районах,  куда  доставка товаров возможна только в определенные периоды года.подготовительный запас создается в тех случаях, когда перед реализацией товары требуют специальной подготовки. страховой запас необходим на случай непредвиденной задержки очередной партии товаров.По времени: плановые;фактические; на начало периода (входные);на конец периода (выходные).По размеру:максимальные; минимальные; средние; нормативные; сверхнормативные.

22. Анализ тов запасов

Анализ  товарных запасов должен быть направлен  на выявление резервов ускорения  товарооборачиваемости, рационального  их использования. Исходными данными  для анализа товарных запасов  являются данные статистической и бухгалтерской отчетности (форма № 3-торг «Отчет о поступлении, реализации и остатках товаров», форма  № 1 «Баланс»,  утвержденные нормы запасов товаров), материалы наблюдений, выборочных обследований, результатов уценки и др.Анализ состояния товарных запасов и товарооборачиваемости производится одновременно и включает:анализ товарных запасов в целом по предприятию путем их сопоставления в днях и сумме на конец года с установленными нормативами и с соответствующими показателями на начало года. При определении товарных запасов в днях на конец года используется товарооборот IV квартала. анализ товарных запасов по товарам и товарным группам; анализ товарных запасов по кварталам, по структурным подразделениям; анализ качества товарных запасов (удельный вес неходовых и залежалых товаров в общей сумме товарных запасов, средний размер уценки товаров, процент реализации уцененных товаров); анализ товарооборачиваемости в целом по предприятию, по товарам и товарным группам, по кварталам, по структурным подразделениям; анализ влияния факторов на товарные запасы в сумме, в днях, на товарооборачиваемость. Товарный запас в днях (Зд) определяется: ЗТ=(Зт*Д)/Т. Товарооборачиваемость в днях (время обращения, продолжительность одного оборота) показывает - за сколько дней отдельный вид товарных запасов совершает один оборот Озд=(ЗТср*Д)/Т.Товарооборачиваемость в количестве оборотов показывает, сколько оборотов за анализируемый период совершил отдельный вид товарных запасов (товарные запасы в целом по предприятию) ОЗ=Т/ЗТср. Высвобождение оборотного капитала (ОК), авансированного в формирование товарных запасов, можно определить по формуле: ОКтз высвоб = DОзт д ´ Т срдн;DОзт д = Озт д к -  Озт д н .

       23. Анализ товар обеспеч

Товарное  обеспечение оборота – это деятельность по закупке и доставке на предприятие товарных ресурсов необходимого объема, ассортимента и качества. Закупка необходимых предприятию товарных ресурсов осуществляется у разных поставщиков, на  условиях разных сроков и форм расчетов за приобретенные товары. Поставщиков  можно классифицировать : по характеру: Поставщики-производители,Поставщики-посредники по местонахождению Хозяйствующие субъекты Украины (резиденты) (местные, неместные),Хозяйствующие субъекты других стран (нерезиденты Украины) по отношению к конкретной хозяйственной системе Внутрисистемные,Внесистемные в зависимости от продолжительности коммерческих связей Постоянные,Постоянные.Выбор поставщика зависит от

стоимости цены закупки товаров; качества обслуживания; отдаленности поставщика от потребителя; сроков выполнения текущих и срочных заказов;

кредитоспособности  и финансового состояния поставщика и др.В процессе анализа изучается: выполнение плана и динамика поступления  товаров по общему объему, ассортименту; ритмичность и равномерность  поступления товаров; соответствие объема и структуры поступления товаров потребностям предприятия (коэффициент соответствия).

24. границы целесообраз  деят рознич ТО  соотв-т вопр 20

       25. Оптовая торг.

     оптовый товарооборот – это продажа торговыми предприятиями больших партий товаров другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей продажи, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для обеспечения хозяйственных нужд. особенностями оптового товарооборота по сравнению с розничным можно отнести то, что: объём оптового товарооборота не является оценочным показателем деятельности торговли, а выступает её внутренним показателем; оптовый оборот осуществляется в сфере товарного обращения,   товар не выбывает из этой сферы, а остается в ней; продажа товаров предприятиям и организациям  осуществляется по безналичному расчету. Класиф-я: по формам товародвижения товарооборот подразделяется на складской (Тск) и транзитный оборот; по субъектам продажи: оптовый товарооборот товаропроизводителей; оптовый товарооборот торговых организаций. по назначени : бтоварооборот по реализации; внутрисистемный товарооборот; межгосударственный оборот. По регионам: оборот по реализации в местном регионе; оборот по реализации в другие регионы. По способам оплаты за товар: оборот за наличный расчет; оборот по безналичному расчету; оборот по продаже в кредит. По категориям покупателя: розничным пре-ям: промышленым пред-ям; др. оптовым пред-ям. Согласно форме 3-торг оптовый товарооборот можно подразделить по структуре и ассортименту.

     26. Определен ТО овоще-  фрукто…

       Расчет  товарооборота овоще-, фрукто-, картофелехранилищ,  расределительных холодильников имеет  ряд особенностей, так зависит  от емкости хранилищ (которая планируется  в тоннах), от ассортимента продукции, которая заложена на длительное хранение и от технологии холодоснабжения.При расчете товарооборота овоще-, фрукто-, картофелехранилищ,  расределительных холодильников учитывается то, что хранилища реализуют  продукцию  по отпускным ценам, которые определяются как сумма средней закупочной цены и оптово-сбытовой надбавки. Чтобы определить товарооборот хранилища необходимо вначале рассчитать грузооборот. Грузооборот характеризует количество продукции реализуемой в течение года с учетом естественной убыли. Грузооборот хранилища определяется по формуле: Qхр= Сумма Qз-Qуб. Количество продукции, заложенное на длительное хранение, зависит от количества камер, их емкости и оборачиваемости и определяется по формуле. Qз=суммаV*n*Коб; Vi – емкость i-й камеры хранения, nі – количество камер i-й емкости, Кобік – оборачиваемость камер i-й емкости, зависящая от среднего срока хранения отдельного вида продукции, раз. Естественная убыль товаров возникает в процессе хранения продукции. Расходы по естественной убыли в пределах норм относятся к планируемым. Qуб=Qз*Nуб/100. Зная грузооборот хранилища, можно определить его товарооборот (ТХР) по формуле: Т=суммаQхр*Цот.

Информация о работе Экономика торгового предприятия