Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ функционирования муниципальных образовательных учреждений
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие и особенностей организации муниципальных образовательных учреждений
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ ……………………………………………….6
1.1 Понятие и особенности организации муниципальных образовательных учреждений………………………………………………………………………..6
1.2 Уровни государственного и муниципального управления муниципальных образовательных учреждений………………………………………………….14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ЗАТРАТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОЦЕНКА ПРИНЦИПОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ………………………………………………………….18
2.1 Методика расчета затрат муниципальных образовательных учреждений………18
2.2. Оценка принципов финансирования муниципальных образовательных учреждений………………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….40
- определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
- осуществление федеральной политики в области образования;
- разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;
- обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ведении государственных органов управления образованием;
- формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием);
- финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования, включая оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов);
- создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
- установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов и т.д. [31].
На региональном уровне принимаются правовые акты, регламентирующие деятельность органов субъекта Федерации в области управления образованием.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Уставом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Министерством образования и науки Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами исполнительной власти Челябинской области, Законодательным собранием Челябинской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Основная задача Министерства — реализация единой государственной политики в сфере образования, науки, молодежной политики с учетом областных социально-экономических, демографических, национальных, экологических, культурных и других особенностей [33].
Муниципальный уровень управления системой образования.
Согласно ст. 31 Закона «Об образовании», органы местного самоуправления ответственны за реализацию права граждан на получение начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.
К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:
- планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;
- формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;
- обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
- регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;
- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений и др.
Муниципальным учреждением признается организация, созданная собственником - муниципальным образованием города - для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемая этим собственником полностью или частично и не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности [18].
Муниципальное учреждение создается по предложению соответствующего отраслевого органа администрации города.
Имущество муниципального учреждения является муниципальной собственностью города и принадлежит муниципальному учреждению на праве оперативного управления.
Управление муниципальным учреждением осуществляется в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального учреждения.
Муниципальное учреждение представляет отчет о результатах своей деятельности по установленной законодательством форме Комитету и соответствующей отраслевой службе администрации. Муниципальное учреждение, не имеющее отраслевой службы администрации, представляет отчет о результатах своей деятельности Комитету и в финансовое управление администрации города.
Муниципальное учреждение ведет бухгалтерскую, статистическую отчетность и осуществляет учет финансово-хозяйственной деятельности в установленном законодательством порядке.
Итак, управление системой образования - это правовое регулирование деятельности образовательных учреждения и образовательного процесса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в России. Правовую основу управления системой образования в Российской Федерации составляют Конституция РФ, Закон «Об образовании», Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации и иные нижестоящие правовые акты, принимаемые как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Управление системой образование сегодня осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
4
1.2 Уровни государственного и муниципального управления муниципальных образовательных учреждений
Учредителем образовательного учреждения могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления; отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы); отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации и иностранные граждане [25].
Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
Государственные и муниципальные образовательные учреждения могут быть бюджетными или автономными.
Имущество бюджетного государственного или муниципального образовательного учреждения находится у него на праве оперативного управления и распоряжение им возможно только с согласия (решения) учредителя.
Недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество автономного государственного или муниципального образовательного учреждения, закрепленное за ним учредителем или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, находится у него на праве оперативного управления и распоряжение им возможно только с согласия учредителя. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное образовательное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением отдельных случаев, оговоренных действующим законодательством [18].
Бюджетные государственные и муниципальные образовательные учреждения полностью или частично финансируются из бюджетов соответствующих уровней, а также могут иметь иные источники поступления финансовых средств, предусмотренные законодательством.
Основой финансирования автономных образовательных учреждений являются задания, устанавливаемые учредителем с учетом разрешенной уставом учреждения деятельностью.
Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации [42].
Негосударственные образовательные учреждения могут получать финансирование из бюджетов соответствующих уровней на реализацию образовательной деятельности в соответствие с лицензией через механизмы государственного (муниципального) заказа на поставку товаров, работ или услуг.
Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.
Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Деятельность муниципальных образовательных учреждений разных видов регулируется типовыми положениями, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы управления образованием. На основании их решения органы управления муниципальным имуществом передают учреждениям образования в оперативное управление соответствующее имущество и в бессрочное бесплатное пользование - участки земли [3].
Органам местного самоуправления в целях осуществления государственной политики в области образования переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей.
На территории муниципальных образований (городов) может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности. Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях представления и защиты интересов жителей, обучающихся в них.
В соответствии с законодательством органы местного самоуправления формируют местные бюджеты в части расходов на образование и соответствующие фонды развития сферы образования. Они разрабатывают и принимают местные нормативы финансирования системы образования, устанавливают налоговые льготы, стимулирующие его развитие.
Как уже отмечалось, финансовое обеспечение учебного процесса в муниципальных школах отнесено к расходным обязательствам субъектов РФ. Финансирование содержания имущественных комплексов школ осуществляется из местных бюджетов.
Уставом образовательного учреждения может быть предусмотрена предпринимательская деятельность (сдача в аренду основных фондов и имущества, оказание посреднических услуг и т.п.). Органы местного самоуправления вправе приостановить такого рода мероприятия, если они идут в ущерб собственно образовательной деятельности, предусмотренной уставом учреждения [9].
Новая политика вариативного образования привела к необходимости изыскания дополнительных источников финансирования.
1. Стимулирование платежеспособного спроса на образование через налоговые льготы для предприятий, которые принимают решение о заказе специалистов, образовательные кредиты и страхование. Доля прямых заказов (договоров) в этом случае может расти, при этом реализуется свобода выбора учащимися и их семьями образовательных учреждений и форм получения образования. Этот выбор будет обеспечиваться механизмом нормативного финансирования в расчете на одного учащегося.
2. Дополнение бюджетного финансирования образовательных учреждений средствами, полученными от эффективного управления переданного им имущества. Для этого требуется расширение экономической самостоятельности образовательных учреждений и формирование действенной системы попечительского, общественного и административного контроля эффективности хозяйственных решений, принимаемых администрациями учебных заведений.
3. Постепенное уравнивание всех учебных заведений, прошедших государственную аттестацию и получивших государственную аккредитацию, в получении на конкурсной основе государственного или муниципального заказа на образование. Это требует развития системы контроля обеспечения государственных образовательных стандартов, качества знаний учащихся и студентов.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ЗАТРАТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОЦЕНКА ПРИНЦИПОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ
2.1 Методика расчета затрат муниципальных образовательных учреждений
Деятельность МОУДОД «Центр дополнительного образования детей г. Шумиха Курганской области основывается на законах, подзаконных актах, приказах, постановлениях и т.д. МУДОД "ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ" зарегистрировано 26 декабря 2006 года (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №6 по Курганской области).
Информация о работе Экономика муниципального образовательного учреждения