Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ функционирования муниципальных образовательных учреждений
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие и особенностей организации муниципальных образовательных учреждений
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ ……………………………………………….6
1.1 Понятие и особенности организации муниципальных образовательных учреждений………………………………………………………………………..6
1.2 Уровни государственного и муниципального управления муниципальных образовательных учреждений………………………………………………….14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ЗАТРАТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОЦЕНКА ПРИНЦИПОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ………………………………………………………….18
2.1 Методика расчета затрат муниципальных образовательных учреждений………18
2.2. Оценка принципов финансирования муниципальных образовательных учреждений………………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….40
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Кафедра Экономической теории и мировой экономики
Курсовая работа
по курсу «экономика муниципального хозяйства»
НА ТЕМУ «Экономика муниципального образовательного учреждения
(на примере МУДОД «Центр дополнительного образования детей» г. Шумихи Курганской области)»
Выполнил:
Студент группы 445
Ф.И.О. Мартемьянова И.П.
Проверил: Демина Н.К.
Челябинск
2012
АННОТАЦИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ЭКОНОМИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУДОД «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» Г. ШУМИХИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ) |
Курсовая работа на тему Экономика муниципального образовательного учреждения (на примере МУДОД «Центр дополнительного образования детей» г. Шумихи Курганской области) представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями.
Во ведении описывается актуальная проблема, посвященная экономике муниципальных образовательных учреждений, ставятся цели, задачи исследования. Определены объект и предмет исследования.
В теоретической главе раскрываются особенности организации муниципальных образовательных учреждений, понятие муниципального образовательного учреждения, описываются уровни государственного и муниципального управления муниципальных образовательных учреждений и критерии соотнесения.
В практической главе приведены расчеты затрат муниципального образовательного учреждения на примере МУДОД «Центр дополнительного образования детей» г. Шумихи Курганской области, анализируются источники и принципы финансирования, предлагаются пути оптимизация финансов учреждения.
В заключении приводятся выводы в соответствии с решаемыми задачами, резюмируются результаты исследования. Список литературы представлен 45 источниками по проблеме исследования. Приведены приложения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ ……………………………………………….6
1.1 Понятие и особенности организации муниципальных образовательных учреждений……………………………………………………
1.2 Уровни государственного и муниципального управления муниципальных образовательных учреждений………………………………………………….
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ЗАТРАТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОЦЕНКА ПРИНЦИПОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ…………………………………………
2.1 Методика расчета затрат муниципальных образовательных учреждений………18
2.2. Оценка принципов финансирования муниципальных образовательных учреждений……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). От правильно организованной системы образования в государстве зависит интеллектуальный и научный потенциал государства.
То значение, которое образование имеет для современного мира в целом и для экономики в частности, комплексность этой системы, высокие темпы развития рынка образовательных услуг, постоянное возникновение -новых видов и форм образовательных услуг - это необходимость всестороннего изучения процессов, происходящих в сфере образования и взаимодействия и взаимовлияние образования и экономики [17].
Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования занимает четверть жизненного пути современного человека, де лает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.
Объектом исследования курсовой работы являются муниципальные образовательные учреждения.
Предметом исследования курсовой работы является экономика муниципальных образовательных учреждений.
Целью курсовой работы является анализ функционирования муниципальных образовательных учреждений
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие и особенностей организации муниципальных образовательных учреждений
2. Описать типы и критерии отнесения муниципальных образовательных учреждений к различным уровням государственного и муниципального управления.
3. Рассчитать затраты муниципальных образовательных учреждений
4. Оценить принципы финансирования муниципальных образовательных учреждений
Методом исследования являются: статистический, экономический, аналитический.
Актуальную проблему экономики муниципальных образовательных учреждений разрабатывали такие авторы, как А.В. Пикулькина В.Г. Игнатов, А.М. Новиков и др.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе работы излагаются теоретические особенности организации муниципальных образовательных учреждений. Во второй главе представлена методика расчета затрат муниципальных образовательных учреждений и оценка принципов финансирования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Понятие и особенности организации муниципальных образовательных учреждений
Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование [4].
К образовательным учреждениям относятся:
- дошкольные;
- общеобразовательные;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
- учреждения дополнительного образования;
- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.
Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.
В регулировании системы образования роль государства заключается в выполнении трех основных функций:
- регулирующего органа власти для всей системы образования в целом;
- учредителя или владельца различных уровней и составных частей образовательной системы;
- совокупности территориальных образований, ответственных за целостность местных образовательных систем.
При исполнении каждой из этих функций государство опирается на развитую правовую базу в области образования [8].
Компетенция органов власти субъектов РФ в области образования функционально практически идентична компетенции органов федеральной власти, за исключением того, что относится она к образовательным учреждениям регионального подчинения.
Согласно Закону «Об образовании», определяет общие правовые рамки функционирования системы образования и политику государства в этой сфере.
Субъекты федерации несут ответственность за практическое воплощение федеральной политики и за принятие решений, касающихся региональных особенностей образовательной системы. Обязанностью муниципальных органов является осуществление повседневного текущего управления местной системой образования. Субъектам федерации вменено также финансовое подкрепление государственных гарантий доступности, бесплатности и обязательности среднего образования путем выделения субвенций местным бюджетам. Здесь имеется в виду право соответствующих органов устанавливать местные налоги и сборы на нужды образования и определять дополнительные к федеральным льготы и нормы материально-технического обеспечения учащихся и педагогических работников. Региональный уровень управления ответственен также за установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов [39].
Система образования в «идеальном варианте» должна обеспечивать отдельной личности условия самореализации, при этом как через получение образования, «заказанного» государством или обществом, так и через формирование собственной образовательной траектории (естественно, результат получения такого «индивидуального» образования не должен накладывать никаких обязательств на государство и общество; соответственно, финансирование получения такого образования является личным делом каждого, при возможном привлечении образовательного кредита);
Кроме того, система образования должна обеспечивать обществу возможность формирования программ подготовки, соответствующих определенному уровню образования, с фиксацией этого уровня и условий его достижения конкретным учащимся, но без финансовых обязательств со стороны государства (включая возможность реализации таких программ в существующих или специально организованных учебных заведениях), в то время как государству возможность подготовки специалистов определенных квалификаций в количестве, обеспечивающем потребности государства для исполнения возложенных на него обществом обязанностей.
Соответственно, государство должно обеспечивать условия функционирования системы образования, в которых она в состоянии выполнить возложенные на нее функции, включая:
- формирование и совершенствование нормативно-правовой базы и организационно-экономических механизмов функционирования системы образования;
- контроль за деятельностью учебных заведений в рамках существующей нормативно-правовой базы;
- контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых системе образования;
- контроль качества подготовки выпускников по специальностям, подготовка по которым финансируется государством [11].
Федеральный уровень управления системой образования.
Согласно ст.28 Закона «Об образовании», в области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат:
- формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
- правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;
- разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей, в том числе вопросы содействия организации образования на языках народов Российской Федерации в иных государствах;
- формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов и др. [29].
Реализацию государственной политики и руководство российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки РФ. В своей деятельности оно опирается на российское законодательство и «Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации».
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Региональный уровень управления системой образования.
Согласно ст. 29 Закона «Об образовании», в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся:
- определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;
- законодательство субъектов Российской Федерации в области образования;
Информация о работе Экономика муниципального образовательного учреждения