Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей экономического роста Республики Беларусь на современном этапе и определение основных проблем, связанных с экономическим ростом, а также способов их решения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать факторы, типы и последствия экономического роста;
рассмотреть основные показатели экономического роста;
проанализировать основные модели экономического роста;
выявить особенности экономического роста в Республике Беларусь;
рассмотреть основные показатели экономического развития Республики Беларусь в сравнении со странами СНГ;
определить основные проблемы, связанные с экономическим ростом и способы их решения;
Введение…………………………………………………………………….………..5
1 Экономический рост и показатели экономического роста………………..…….6
1.1 Экономический рост: определение, факторы, последствия………………..…6
1.2 Показатели экономического роста………………………………………….…..9
2 Модели экономического роста…………………………………………………. 12
2.1 Неокейнсианская модель Харрода-Домара……………………………...........12
2.2 Неоклассическая модель Солоу и золотое правило накопления Фелпса…. 15
3 Экономический рост Беларуси: современное состояние, основные проблемы и способы решения………………………………………………………………...…20
3.1 Особенности совершения экономического роста в экономике современной Беларуси…………………………………………………………………………….20
3.2 Проблемы экономического роста и пути их решения в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...30
Приложение А Устойчивый уровень капиталовооруженности…………………32
Приложение Б «Золотое правило накопления Фелпса»…………………………33
Приложение В Основные социально-экономические показатели 4 ведущих отраслей промышленности Республики Беларусь……………………………….34
Приложение Г Динамика показателей развития индексов развития человеческого потенциала…………………………………………………………35
Как уже было отмечено, основным показателем, характеризующим экономический рост является показатель темпов прироста ВВП.
Рисунок 1 ─ Динамика темпов прироста ВВП в Республике Беларусь
в 2000-2011 гг., % к предыдущему г., в сопоставимых ценах
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [14]
Анализ данных показывает, что в Республике Беларусь за искомый период наблюдались высокие темпы прироста ВВП (примерно на уровне 7 %). Это достаточно высокий показатель. Однако, в тоже время, динамика темпов прироста ВВП отражает лишь увеличение стоимости и количества товаров и услуг, произведенных в стране. Для разносторонней оценки экономического роста этого явно недостаточно.
Таблица 1 ─ Сравнение основных макроэкономических показателей (в процентах к предыдущему году)
Показатель/Год |
1995 |
2000 |
2003 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Темп роста ВВП, % |
89,6 |
105,8 |
107,0 |
109,4 |
110,2 |
100,2 |
107,7 |
105,3 |
Темп роста реальных располагаемых доходов населения, % |
65,1 |
113,8 |
100,7 |
118,1 |
111,8 |
103,7 |
114,8 |
98,9 |
Рентабельность продукции, % |
10,1 |
15,8 |
12,0 |
15,4 |
15,3 |
6,9 |
6,9 |
12,7 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [16, c. 41].
Как следует из таблицы, реальные располагаемые доходы населения в основном растут быстрее ВВП, что противоречит мировой практике. В большинстве стран рост доходов населения сопровождается таким же или большим увеличением ВВП для создания стимула населения к труду. Более того, темп роста доходов населения может опережать темп роста ВВП только в случае снижения доходов государства или фирм, что свидетельствует об определенных диспропорциях в экономике. В 2011 году удельный вес убыточных предприятий составил 15,2 %. Такие предприятия финансируются из средств консолидированного бюджета, что не может не иметь отрицательного влияния на темпы экономического роста и уровень дефицита госбюджета.
Целесообразным является анализ отраслевой структуры ВВП.
за 1990-2011 гг.
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [14].
Представленные данные позволяют сделать вывод, что значительные изменения в отраслевой структуре производимого ВВП Республики Беларусь наблюдались лишь в период 1990-1995 гг., что было связано с распадом Советского Союза и утратой Республикой звания «сборочного цеха». Процесс сокращения доли производства товаров на фоне роста доли сферы услуг в ВВП оказался достаточно длительным, что способствовало сохранению высокого уровня занятости в экономике, однако, в тоже время производственная структура страны за пятнадцатилетний период не претерпела значительных изменений, что является свидетельством преимущественно экстенсивного типа экономического роста.
Для анализа структуры производства по отраслям применяется производственный метод подсчета ВВП. При данном подходе ВВП рассматривается как сумма добавленных стоимостей по всем отраслям. Добавленная стоимость – это стоимость, созданная в процессе производства и определяемая как разность между стоимостью продукции фирмы и стоимостью ресурсов и комплектующих, приобретенных у других фирм. Нами было отобрано 4 наиболее значимые отрасли экономики Беларуси: промышленность (31,7 %), торговля (12,5 %), сельское хозяйство (8,6 %) и строительство (6,8 %). Для оценки вклада каждой отрасли в экономический рост доля данной отрасли умножается на темп роста производства и делится на темп роста ВВП [16, c. 321].
Как следует из таблицы, доля отрасли в целом равна вкладу этой отрасли в экономический рост, что является приемлемым показателем, хоть и не свидетельствует о значительной добавленной стоимости. Однако низкие, иногда даже отрицательные, показатели рентабельности продаж свидетельствуют о низкой доле прибыли и неэффективности деятельности предприятий, которые при отсутствии государственной поддержки обанкротились бы.
Известно, что основное макроэкономическое тождество выражает равенство между совокупным выпуском (ВВП) с одной стороны, и потреблением, инвестициями, госрасходами и чистым экспортом с другой. Согласно кейнсианской теории, совокупный спрос рассматривается как главный фактор роста, поэтому на активизацию совокупного спроса сориентированы национальная банковская и финансовая система, политика доходов населения.
Анализ роста ВВП показывает, что на динамику данного показателя наиболее активно влияет потребление домашних хозяйств.
Менее заметно влияние на динамику ВВП инвестиционного спроса, что во многом обусловлено низкой инвестиционной активностью и наличием незагруженных производственных мощностей. Одновременно значительная часть прироста совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг. Поэтому и в дальнейшем остается актуальным проведение целенаправленной политики импортозамещения.
Наблюдается значительный рост экспорта с 7301 млрд. долларов США в 1995 году до 41419 млрд. долларов США в 2011. В структуре экспорта преобладают минеральные продукты; машины, оборудование и транспортные средства; продукция химической промышленности [14].
Доля конечного потребления в ВРД имеет тенденцию к росту при постоянном сокращении уровня расходов государственных учреждений на конечное потребление. Международные сравнения показывают, что в развитых странах с высоким уровнем национального дохода на душу населения удельный вес госпотребления в ВВП значительно выше, чем в Беларуси и в периоды, характеризующиеся снижением удельного веса потребления домашних хозяйств в ВВП, удельный вес госпотребления увеличивается, что объясняется стремлением государства поддержать определенный уровень потребительского спроса в стране за счет расширения расходов сектора госуправления. Это свидетельствует о высокой значимости расходов госучреждений на конечное потребление как инструмента активизации совокупного конечного спроса [18, c. 38].
Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время, несмотря на относительно невысокую в Республике Беларусь долю текущего государственного потребления в ВВП и ее постепенное снижение в динамике, данный показатель соответствует аналогичным пропорциям в странах с переходной экономикой – России, Польше, Украине, и в этом смысле не является фактором, сдерживающим экономический рост.
Анализ экономического роста Беларуси показывает преимущественное применение кейнсианской модели экономического роста. Правительством применяются меры для стимулирования совокупного спроса, путем увеличением доли конечного потребления домашних хозяйств и инвестиционного спроса. Национальное сбережение составляет 28-30 % от объема валового национального дохода. Следует отметить, что такой размер показателя внутренних сбережений характерен для большинства среднеразвитых стран. Сбережения служит основным источником накопления. Валовое накопление показывает чистое приобретение (за вычетом выбытия) резидентам товаров и услуг, не потребленных в текущем периоде. Валовое накопление составило 38-39 %, а инвестиции в основной капитал 32–37%. Такая дополнительная инвестиционная активность формируется в основном за счет иностранных средств. Кейнсианская модель экономического роста предполагает постоянное увеличение совокупного спроса в том числе и путем постоянного повышения уровня государственных расходов. Низкий уровень государственных расходов в нашей стране объясняется стремлением правительства не допустить высокого уровня инфляции.
Наряду с количественными показателями экономического роста необходимым является анализ качественных аспектов. Согласно методологии ООН, ИРЧП наиболее полно отражает качество жизни населения [Приложение В].
Беларусь, с момента обретения независимости, занимала самые высокие позиции среди стран СНГ по ИРЧП, однако следует заметить некоторое ухудшение показателей, что в первую очередь связано с нарастанием кризисных явлений в экономике. Тем не менее, Беларусь стабильно находится в группе стран с высоким уровнем человеческого развития. Поводом для гордости является высокий уровень образованности населения (более 90 % населения имеют высшее, среднее или базовое образование). По уровню государственных расходов на образование Беларусь с показателем 5,3 % от ВНП занимает третье место среди стран СНГ и опережает ряд развитых государств, включая Германию, Канаду, Италию, Испанию, Швейцарию.
До кризисного 2009 года в Беларуси наблюдался устойчивый рост реальной заработной платы (даже в большей степени, чем производительности труда) лишь в 2009- 2011 гг. темпы роста существенно замедлились, но, все же, реальная заработная плата даже на конец 2011 года, составляя 338,9 долларов США, превышала средний уровень заработной платы в большинстве стран СНГ. В тоже время наблюдается снижение покупательной способности располагаемых доходов населения: так, если за среднедушевой доход в 2010 г. можно было купить 100,6 кг мяса птицы, то в 2011 лишь 83,2. Схожая ситуация наблюдается по отношению к большинству продуктов питания. Сейчас прослеживается постоянный рост как номинальной, так и реальной заработной платы: номинальная зарплата в январе-августе 2012 составила 3448,2 тыс. руб., а реальная возросла на 4% по сравнению с июлем этого года [24, с. 348].
Беларусь имеет один из самых низких показателей среди стран СНГ по уровню безработицы (0,6%). Опережает лишь Казахстан, где данный показатель составляет 0,4 %. В остальных же странах СНГ уровень безработицы составляет в среднем 2,5 %. Исключение представляет Армения, где безработными являются 5,9 % экономически активного населения. Низкий уровень безработицы – это свидетельство успешной социальной политики, проводимой государством, однако, в тоже время, не следует забывать о том, что официальный уровень безработицы может значительно отличаться от реального в следствие незарегестрированности безработных.
Наша страна выгодно выделяется и при анализе доли расходов государства на социальную сферу. Так, если, в Казахстане это 7,9 %, в Кыргызстане – 10,7%, в России – 18%, то в Беларуси эта цифра составляет 19%.
Положительным итогом постепенной перестройки экономики является отсутствие значительного расслоения населения по доходам: доходы 10 % бедного населения меньше доходов 10 % богатого населения в 5,6 раз (пороговым значением считается 8-10 раз). Для сравнения: в России доходы 10% самых богатых более чем в 16 раз превышали доходы самых бедных, в Молдове – в 12 раз, в тоже время в Азербайджане только в 3 раза [24, c.352]. Для анализа степени расслоения общества в мировой практике используется индекс Джинни. Для Беларуси данный показатель составляет 29,7 %, для Украины - 28,1 %, Казахстан находится на уровне 33,9 %, а Россия перешагнула 40 %. В соответствии с белорусским законодательством, малообеспеченными считаются граждане, имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума (по состоянию на 1 ноября 2012 года – 880 050 рублей или 91,27 долларов США). В других странах СНГ бюджет прожиточного минимума представляет собой большую цифру: в России – 203,12 долларов США, в Украине – 127,19 долларов США, в Казахстане – 115,88 долларов США [24, c. 357]. Благодаря росту номинальных и реальных денежных доходов населения, в Беларуси существенно снизилась доля малообепеспеченного населения: с 12,7 % в 2005 г. до 3,8 % в 2010. В тоже время в ряде стран СНГ процент малообеспеченного населения был значительно выше: в Украине – 21,4, в России – 13,1, в Казахстане – 8,2 [23, c. 47]. Для нашей страны наряду с уменьшением доли малообеспеченного населения характерно увеличение доли среднего класса (80 %).
Коэффициент младенческой смертности для нашей страны стабильно остается одним из самым низким среди стран СНГ. В 2010 году этот показатель составлял 4, а, к примеру, в Казахстане – 16,5, в Украине – 9,1. Страна демонстрирует значительный прогресс в снижении данного показателя 9,3 в 2000 году и 4 в 2010 [24, c. 345]. В Беларуси также наблюдается значительное, в сравнении со станами СНГ, количество врачей-специалистов на 10 000 человек населения. В нашей стране эта цифра составляет порядка 50 человек на 10 000 человек населения. Для сравнения: в Казахстане это 38,8 человека, а в Молдове – 35,9 [24, c. 364].
Таким образом, если в экономике страны наблюдаются явные дисбалансы и диспропорции, что, несомненно, влияет на эффективность экономической деятельности и снижает конкурентоспособность страны на мировой арене, то в области социальной сферы Республика Беларусь находится в весьма выгодной позиции и занимает одни из самых высоких мест по показателям уровня и качества жизни среди стран СНГ.
3.2 Проблемы экономического роста и пути их решения в Республике Беларусь
Анализ экономического роста нашей страны наглядно продемонстрировал, что экономический рост в значительной степени обусловлен историческим прошлым республики. Как уже было отмечено, в рамках всесоюзного комплекса экономика Беларуси во многом выступала в роли сборочного цеха, который специализировался на производстве ресурсоемкой продукции. В условиях товарного дефицита белорусская продукция пользовалась на всесоюзном рынке большим спросом, хотя в подавляющем большинстве товары были рассчитаны на неприхотливого потребителя.
После обретения независимости экономика Беларуси приняла ярко выраженный осколочный характер. Была унаследована высокая зависимость от поставок извне сырья, материалов и энергоносителей. Республика не располагала валютными и стратегическими резервами, как, впрочем, и не была отягощена внешним долгом.
Дальнейшее повышение цен на импортируемые сырьевые ресурсы вплоть до мирового уровня существенно изменили структуру национального производства: в распределяемом ВВП значительно сократился удельный вес расходов, связанных с оплатой труда и амортизацией [15, c. 432].
Не следует забывать и о том материальном ущербе, который был нанесен Беларуси катастрофой, произошедшей на Чернобыльской АЭС. Радиоактивному загрязнению подверглось 23 % территории, пострадал каждый пятый житель страны. Наша страна воздержалась от международных требований по компенсации причиненного ущерба, хотя по настоящее время 10-20 % бюджета расходуется на ликвидацию последствий ядерной катастрофы.