Экономический рост Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей экономического роста Республики Беларусь на современном этапе и определение основных проблем, связанных с экономическим ростом, а также способов их решения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать факторы, типы и последствия экономического роста;
рассмотреть основные показатели экономического роста;
проанализировать основные модели экономического роста;
выявить особенности экономического роста в Республике Беларусь;
рассмотреть основные показатели экономического развития Республики Беларусь в сравнении со странами СНГ;
определить основные проблемы, связанные с экономическим ростом и способы их решения;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………..5
1 Экономический рост и показатели экономического роста………………..…….6
1.1 Экономический рост: определение, факторы, последствия………………..…6
1.2 Показатели экономического роста………………………………………….…..9
2 Модели экономического роста…………………………………………………. 12
2.1 Неокейнсианская модель Харрода-Домара……………………………...........12
2.2 Неоклассическая модель Солоу и золотое правило накопления Фелпса…. 15
3 Экономический рост Беларуси: современное состояние, основные проблемы и способы решения………………………………………………………………...…20
3.1 Особенности совершения экономического роста в экономике современной Беларуси…………………………………………………………………………….20
3.2 Проблемы экономического роста и пути их решения в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...30
Приложение А Устойчивый уровень капиталовооруженности…………………32
Приложение Б «Золотое правило накопления Фелпса»…………………………33
Приложение В Основные социально-экономические показатели 4 ведущих отраслей промышленности Республики Беларусь……………………………….34
Приложение Г Динамика показателей развития индексов развития человеческого потенциала…………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

Одной из основных целей  макроэкономического регулирования  является обеспечение высоких и  устойчивых темпов экономического роста, что напрямую ведет к повышению  уровня жизни, возрастанию материального изобилия. Таким образом, можно сказать, что растущая экономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне [4, с. 23]. Более того, экономический рост считается единственным реальным способом достичь справедливого распределения доходов в обществе. Экономический рост, наконец, обеспечивает повышение производительности труда, а значит, возможность занять определенное место в международном разделении труда, использовать его преимущества, обеспечивая лучшие условия жизни в рамках страны [5, c. 188].

Однако в последние  годы возникли серьезные сомнения насчет желательности экономического роста  для стран, уже достигших благосостояния. Противники экономического роста прежде всего озабочены ухудшением состояния окружающей среды. Практически все, что вовлекается в производство, со временем возвращается в окружающую среду в виде отходов. Чем значительнее экономический рост и выше уровень жизни, тем больше отходов должна будет поглотить или попытаться поглотить окружающая среда. Негативные моменты связаны также с тем, что экономический рост, хотя и способствует повышению уровня жизни населения, тем не менее, сопровождается расслоением общества на бедных и богатых, увеличивая разрыв между этими двумя социальными слоями. Критики экономического роста также выдвигают целый ряд аргументов в пользу того, что, экономический рост означает индустриализацию, массовое производство, которое не носит творческого характера и не приносит удовлетворения работнику, а также отчуждение трудящихся от принятия жизненно важных решений. Но все же экономический рост несет в себе намного больше преимуществ, чем недостатков, ведь на данный момент больше всего противников экономического роста проживают в тех странах, где уровень благосостояния наиболее высок. Иначе говоря, именно высокий уровень жизни, обеспечиваемый экономическим ростом, и дает возможность все большему числу людей тратить время на образование, размышления и самореализацию.

 

1.2 Показатели экономического роста

Как уже было отмечено, экономический рост определяется 2 способами: как увеличение реального ВВП за некоторый период времени или как увеличение реального ВВП на душу населения. Обычно, в соответствие с одним из данных подходов, экономический рост измеряется годовыми темпами роста или прироста в процентах. Темп роста определяется как отношение абсолютной величины прироста ВВП в данном году к его величине в предшествующем году, а темп прироста рассчитывается как соотношение разности реального ВВП текущего и предыдущего годов к значению ВВП в предыдущем году. Прирост ВВП может быть положительным, а в отдельные годы – отрицательным или нулевым. Однако высокие темпы экономического роста это не всегда благо для страны. Как показывает практика Китая, высокие темпы экономического роста могут существовать с повсеместным одновременным снижением уровня жизни населения. К примеру, темпы роста могут быть увеличены за счет продолжительности рабочего дня или рабочей недели. Но при этом сокращаются ресурсы свободного времени населения. С другой стороны, скажем, улучшение условий труда требует дополнительных затрат на совершенствование эргономических характеристик рабочих мест, установку средств очистки воздуха от пыли и газа, снижению чрезмерного шума, вибрации. И хотя подобные меры, как правило, способствуют определенному повышению производительности труда, однако в целом связанные с этим издержки не дают немедленной экономической отдачи и сдерживают темпы экономического роста [13, c. 49].

Принимая во внимание то, что экономический рост рассматривается  большинством государств не как самоцель, а лишь как средство достижения социального прогресса, данный процесс целесообразно оценивать с учетом качественных и количественных показателей экономической динамики.

К количественным показателям  экономического роста относят показатели уровня жизни. Уровень жизни рассматривается учеными как степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Для оценки уровня жизни применяется достаточно широкий ряд показателей. Остановимся лишь на некоторых.

Зачастую при оценке экономистами уровня жизни используется показатель величины национального дохода на душу населения, так как, в отличие о ВВП, национальный доход не включает затраты на амортизацию используется только на потребление и сбережение. К распространенным методам характеристики уровня жизни можно отнести оценку стоимости жизни, которая основывается на стоимостной оценке некоторого специально отобранного комплекта потребительских благ и услуг – потребительской корзины. В современной литературе часто используется понятие прожиточного минимума, который собой стоимостную оценку натурального набора продуктов питания, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели у низкодоходных групп населения.

К одним из наиболее распространенных показателей уровня жизни относится показатели дифференциации доходов и уровня бедности. Для характеристики дифференциации доходов используются показатели:

1. распределения населения по уровню среднедушевого дохода - это показатель удельного веса или процентов населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевого дохода;

2. распределения общего объема денежных доходов по различным группам населения - это показатель в процентах доли общего объема денежного дохода, которой обладают каждые 20 % или 10 % групп;

3. индекс Джинни, который измеряет, насколько фактическое распределение доходов по численно равным группам населения отличается от их равномерного распределения. Индекс рассчитывается исходя из кривой Лоренцо и колеблется от 0 (при полном равенстве в распределении доходов) до 100 (при абсолютном неравенстве). Рост дифференциации доходов объективно обуславливает возникновение проблемы бедности. По определению П. Таунсенда, к бедным следует относить тех у кого «не хватает ресурсов для приобретения продуктов питания, участия в социальной деятельности и обеспечения себя жизненными условиями, которые широко признаны в обществе, к которому они принадлежат» [4, c. 126]. Различают две основные формы бедности: абсолютную, когда отсутствует доход для удовлетворении минимальных жизненных потребностей, и относительную, при которой доход не превышает 40–60 % среднего дохода в стране.

К качественным показателям  экономического роста относят показатели качества жизни. Термин «качество жизни» появился в середине 1950-х гг., когда стало очевидно, что категория «уровень жизни» не отражает всесторонне уровня благосостояния населения. ООН определяет качество жизни как категорию, отражающую объективные условия существования и их оценку на уровне общества и индивида. При определении качества жизни учитывается, с одной стороны, уровень жизни, а с другой – те потери, которые несет общество в процессе экономического роста [4, c. 118]. Различие между терминами уровень и качество жизни наблюдается в том, что категория уровень жизни предназначена для характеристики обеспеченности людей материальными благами. То есть, повышение уровня жизни связано с повышением уровня потребления. Однако ни высокий уровень потребления, ни экономический рост не способны защитить общество от преступности, наркомании, техногенных катастроф и социально-экономических потрясений. На сегодняшний момент основным показателем качества жизни является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

ИРЧП – показатель, разработанный специалистами Программы развития ООН для оценки степени оптимальности развития общества. Он показывает, насколько условия жизни в данной стране близки к неким общепризнанным критериям благополучия отдельного человека и всей нации. ИРЧП представляет собой простое среднее из 3 показателей:

  1. ожидаемую продолжительность жизни;
  2. уровень образования, измеряемый как совокупный индекс грамотности взрослого населения (старше 15 лет) и совокупной доли учащихся на всех ступенях обучения в общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет;
  3. уровень жизни населения, который характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования [20, c. 487].

          Все эти показатели являются интегральными, отражая различные стороны человеческой жизни. Так, на продолжительность жизни человека влияют качество питания, состояние здоровья и уровень медицинского обслуживания, состояние окружающей среды. По каждому показателю разработаны соответствующие нормативы. Для каждого из показателей применяется шкала от 0 до 1, где 0 – это минимум, а 1 – максимум. По новой методике минимальные показатели формируются исторически, примерно за 30 прошлых лет, максимальные рассчитываются на 30 лет вперед.

          ИРЧП, несомненно, имеет преимущества  перед другими показателями межстрановых сравнений (ВВП, уровень доходов), поскольку позволяет дать обобщенную оценку благосостояния общества и его уровня развития. Вместе с тем использование ограниченного круга показателей не позволяет глубоко и точно исследовать происходящие в обществе социальные и экономические процессы. Существует целый ряд факторов, не связанных с доходом, но вносящих серьезный вклад в человеческое развитие. К ним можно отнести уровень преступности, состояние окружающей среды, здоровый образ жизни.

Статистический показатель экономического роста – это уровень  экономического развития страны. Он представляет собой величину ВВП на душу населения. В зависимости от величины данного показателя все страны делятся на следующие группы:

- страны с низким уровнем дохода < 1025 долларов США / чел.;

- страны со средне-низким уровнем дохода 1025-4035 долларов США / чел.;

- страны со средне-высоким уровнем дохода 4035-12475 долларов США / чел.;

- страны с высоким уровнем дохода > 12475 долларов США / чел.;

Суммируя сказанное о показателях экономического роста, их можно подразделить на: динамические (темпы роста), статистические (уровень экономического развития страны), количественные (показатели, характеризующие уровень жизни) и качественные («качество жизни»). 

 

  1. Модели экономического роста
    1.    Неокейнсианская модель Харрода-Домара

 

На сегодняшний день рассмотрение проблем экономического роста происходит в рамках 3 основных моделей: посткейнсианской, неоклассической  и современной.

Основываясь на исследовании национального дохода, кредитного механизма, взаимодействия потребления, сбережений и инвестиций, английский экономист Дж. М. Кейнс выдвинул теорию «эффективного спроса», которая объясняла существующие противоречия и закономерности циклического изменения уровня экономической активности. Решающим условием экономического роста выступил эффективный совокупный спрос, а основным его компонентом признавались инвестиции, которые в соответствие с известной концепцией «мультипликатора расходов» автоматически ведут к увеличению совокупного спроса [16, c. 421].

Один из любимых учеников Кейнса, Рой Харрод предложил модели динамики, впервые опубликованные в 1939 году. В  свою, очередь, в статьях 1946-1947 годов  американский экономист Евсей Домар, не знавший о работах Харрода 1939 года, пришел к уравнению равновесного роста, аналогичному уравнению гарантированного роста Харрода. Вследствие этого, принято рассматривать модель Харрода-Домара.

Общими предпосылками для моделей  Харрода и Домара являются:

1. Труд не является дефицитным ресурсом, поэтому цена труда не растет в случае увеличения занятости в процессе роста.

2. Капиталоемкость, норма сбережений  и предельная производительность  капитала – величины постоянные.

3. Выбытие капитала отсутствует.

4. Инвестиционный лаг равен нулю.

5. Инвестиции равны сбережениям.

6. Технология производства представлена  производственной функцией Леонтьева  с постоянной средней производительностью  факторов производства.

 

                                  

,                                                  (2.1)

 

где q, δ - средняя производительность труда и капитала соответственно [9, c. 490].

Оба фактора производства будут  полностью использованы только при  , так как при qL< δK существуют избыточные производственные мощности, а при qL>δK имеет место скрытая безработица [9, c. 491].

Данная модель состоит  из трех уравнений.

 

 

 

 

Фундаментальное уравнение  роста (фактического темпа роста)

 

                                                        

,                                                  (2.2)

 

где s- норма сбережений;

      r- уровень капиталовооруженности.

Вывод из фундаментального уравнения: темп роста прямо пропорционален доле сбережений и обратно пропорционален капиталовооруженности.

Следующим уравнением в  модели является уравнение гарантированного роста. Под гарантированным ростом Харрод, а именно он ввел это понятие, понимал рост, при котором гарантируется  полное использование существующих мощностей (капитала).

 

                                        

,                                                 (2.3)          

 

где – инвестиции в период t;

 - прирост ожидаемого дохода;

a – коэффициент приростной капиталоемкости [8, c. 102].

Данное равенство фактически представляет собой механизм акселератора.

Вместе с тем сбережения того же периода по определению равны

 

                                        

,                                                       (2.4)

 

где S – сумма сбережений в период t;

     Y – доход в этот же период времени;

     s – доля сбережений в доходе.

В кейнсианской теории предполагается, что сбережения равны инвестициям.

Необходимым условием сбалансированного  роста является ситуация, когда ожидания предпринимателей выполняются и  у них нет стимула развивать  или сокращать производственные мощности. В этом случае ожидаемый  прирост дохода должен быть равен фактическому

Информация о работе Экономический рост Республики Беларусь