Экономический анализ и его роль в управлении предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 19:21, лекция

Описание работы

Сущность, предмет, и объекты экономического анализа.
Виды экономического анализа и их роль в управлении предприятием.
Бухгалтерская отчетность как база экономического анализа.
Этапы и стандартные приемы, или методы экономического анализа.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

    На  первое место в модели нужно поставить  количественный фактор, а на второе – качественный. Если же имеется несколько количественных и качественных факторов, то следует учесть их соподчиненность. В начале в модель включаются факторы первого уровня, затем второго, третьего и т.д. Необходимо также иметь в виду, что элиминирование, как способ детерминированного факторного анализа, имеет один существенный недостаток. При его использовании исходят из того, что факторы изменяются независимо друг от друга.

    На  самом же деле факторы изменяются совместно, взаимосвязано и от их взаимодействия получается дополнительный эффект, называемый синергетическим, который при использовании приема элиминирования присоединяется к одному из факторов, как правило, к последнему.

    В связи с этим величина влияния  факторов на изменение результативного  показателя меняется в зависимости  от места, на которое поставлен тот или иной фактор в детерминированной модели.

     

    Интегральные  методы факторного анализа.

    Интегральный  метод позволяет исключить или  существенно уменьшить влияние  синергетического эффекта на последний  фактор модели. При его использовании  не имеет значения, на какое место в модели поставлен факторный показатель, т.к. дополнительный прирост от совместного действия факторов раскладывается между ними пропорционально изолированному воздействию факторов на результативный показатель.

    ΔТПобщ=10

    ΔТПопф = 20*0,8+( 20* -0,05)/2=15,5

    ΔТПфо = -0,05*100+( 20* -0,05)/2 = -5,5

      
 
 

    Раздел 2. 

    ФИНАНСОВЫЙ  АНАЛИЗ 

    Теоретико-методологические, организационные  и информационные аспекты финансового  анализа. 

  1. Сущность, содержание, принципы и направленность финансового анализа.
  2. Информационная база финансового анализа.
  3. Исследования бухгалтерской отчетности с позиции ее достоверности, основные категории, используемые при анализе бухгалтерской отчетности.
  4. Методы финансового анализа (динамический, структурный, структурно-динамический, коэффициентный, факторный).
 

    Сущность, содержание, принципы и направленность финансового анализа 

    Финансовый  анализ – это анализ финансовых показателей.

    По  первой трактовке – это анализ бухгалтерской отчетности. По другой трактовке – это анализ любой отчетности, в которую входят финансовые показатели.

    Система показателей финансовой отчетности та же самая, что и в общеэкономическом  анализе.

    Финансовая  отчетность всегда имеет дело с показателями, выраженными в стоимостной форме.

     

    Информационная  база финансового анализа. 

    В бухгалтерском учете составляются следующие формы отчетности:

    Форма №1 – бухгалтерский баланс. Баланс нужен для определения состояния  на определенную дату.

    Форма №2 – отчет о прибылях и убытках. По сути дела представляет собой один бухгалтерский счет. Показывает, откуда берутся доходы, какие понесены расходы и каков финансовый результат.

    Форма №4  - отчет о движении денежных средств.

    Форма №5 – приложение к финансовой отчетности, например, раскрывается движение по каждой из статей.

    Пояснительная записка. В ней показывается все  то, что может повлиять на мнение пользователей отчетности, но по правилам учета не может быть показано в  отчетности. Например, события, произошедшие после отчетной даты.

    Еще одна функция пояснительной записки – рекламная (оправдательная). 

    Исследования  бухгалтерской отчетности с позиции ее достоверности, основные категории, используемые при  анализе бухгалтерской  отчетности

     

    Бухгалтерская отчетность составляется по принципу существенности. Предполагается, что  финансовая отчетность не может содержать ошибку больше, чем 5%.

    Контроль  призван посчитать разницу между  учетными данными и реальностью.

    Чтобы проверить, ведется ли учет по правилам, есть два подхода. Разница между  этими подходами принципиальна.

    1. Подход компании Эрнст энд  Янг. 90% времени на планирование аудита, и 10% на аудит. Во всех других компаниях соотношение обратное.

    Контроли  делятся на две категории –  формальные и фактические. Далее  сопоставляются контроли и риски  на предприятии. И проверяется, все  ли риски покрыты соответствующим контролем. Далее проверяется то, что не покрыто контролем.  

    Другие  компании.

    Устанавливают принцип существенности. По первой форме устанавливается существенность 3%, для второй формы – 1%. И еще  один процент оставляется на аудиторскую  ошибку.

    Риск разбрасывается по статьям баланса. Далее делается случайная выборка.  
 

    Методы  финансового анализа (динамический, структурный, структурно-динамический, коэффициентный, факторный).

    По  поводу этого вопроса – все  то же самое, что написано про экономический  анализ! 
 

    Анализ  и оценка источников финансирования деятельности организаций. 

  1. Анализ  пассива баланса.
  2. Чистые активы, их экономическое содержание.
  3. Цена капитала.
  4. Показатели соотношения источников финансирования предприятия.
 

    Анализ  пассива баланса. 

    Пассивы состоят из собственного капитала и обязательств. Собственный капитал включает уставный капитал, добавочный капитал, прибыль, которая связана с резервами. Добавочный капитал связан с переоценкой активов и с оценкой рынка акций.

    Резерв  создается для того, чтобы не истратить прибыль на что-то другое.

    Обязательства различаются на краткосрочные и долгосрочные и по характеру – кредиторская задолженность и кредиты банков.

    Дальше  все это дело анализируется горизонтальным методом, вертикальным методом, коэффициентным и факторным. 

    Чистые  активы, их экономическое  содержание. 

    Чистые  активы – это превышение оборотных  активов над обязательствами. Это часть активов, которая останется в распоряжении предприятия после погашения всех обязательств.

    На  самом деле, что такое чистые активы не знает никто. Даже преподаватель. Поэтому толкований больше, чем к песням Земфиры. 

    Цена  капитала. 

    Цена  капитала – это та стоимость, которую  мы должны отдать за то, чтобы воспользоваться  тем или иным видом капитала.

    Первый  метод цены собственного капитала – дивиденд на акцию, или дивиденд на рубль уставного капитала.

    Другой  метод – затраты, приходящиеся на рубль уставного капитала.

    Ну  и так далее. Много всяких вариантов  цены капитала. 

    Показатели  соотношения источников финансирования предприятия 

    1. Коэффициент автономии. Он же  коэффициент финансовой независимости.  В числителе собственный капитал,  в знаменателе весь капитал,  или валюта баланса. 

    Чем больше значение этого коэффициента, тем более устойчиво предприятие, тем более оно финансово независимое.

    2. Коэффициент финансовой зависимости.  Это обратный коэффициент предыдущему.  В числителе пассив баланса, в знаменателе собственный капитал. Если этот показатель растет, это говорит о том, что предприятие становится все более зависимым от заемных средств.

    3. Коэффициент маневренности собственных  средств. В числителе функционирующий  капитал, в знаменателе собственный  капитал. Функционирующий капитал  – собственный капитал за вычетом  внеоборотных активов.

    4. Плечо финансового рычага (коэффициент капитализации). Он же коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Считается как заемный капитал разделить на собственный капитал. Некоторые авторы считают этот коэффициент как всего капитал (пассив баланса) разделить на собственный капитал.

    5. Коэффициент структуры покрытия долгосрочных вложений. В числителе долгосрочные пассивы, в знаменателе – внеоборотные активы. Показатель должен быть желательно больше единицы. И чем больше, тем еще лучше. Чем хуже меньше.

    6. Коэффициент покрытия процентов. В числителе прибыль до вычета процентов и налогов, в знаменателе расходы на проценты по кредитам и займам.  

    Рентабельность  – в числителе всегда прибыль.

    Оборачиваемость – в числителе всегда выручка, в знаменателе то, оборачиваемость  чего мы считаем.

    Оборачиваемость выражается либо в разах, либо в днях. Чтобы получить оборачиваемость в днях, надо единицу разделить на коэффициент оборачиваемости в разах.  

    Выводы: 

    Пассив  – это источник финансирования предприятия.

    Финансирование  осуществляется либо за счет собственных средств, либо за счет заемных

    Использование собственных средств имеет два  преимущества. Оно практически бесплатно, во-вторых, оно практически бессрочно. Использование заемных средств  имеет следующие преимущества. Оно  повышает рентабельность собственного капитала.  
 
 
 
 

    Анализ  доходов и расходов организации. Оценка финансовых результатов  ее деятельности. 

  1. Структура доходов и расходов организации
  2. Анализ доходов и расходов
  3. Использование прибыли.
 

    Структура доходов и расходов организации 

    Вторая  форма – отчет о прибылях и убытках.

    Представляет  собой разбивку доходов и расходов. Первая строка – доход по основному  виду деятельности без НДС. Потом  из этого вычитается неполная себестоимость (без расходов на сбыт). Это валовая  прибыль. Потом учитываются коммерческие и административные расходы. Так определяется полная себестоимость.

    После этого учитываются процентные доходы и расходы (получение и выдача займов, выплата дивидендов и т.д.)

    Далее следуют прочие доходы и расходы. Только после этого получаются операционные доходы и расходы.

    Затем учитываются внереализационные доходы и расходы, прочие, чрезвычайные доходы и расходы, налог на прибыль. 

    Сам по себе анализ проводится по той же схеме – вертикальный, горизонтальный, коэффициентный и факторный. 
 
 

    Факторный анализ прибыли.

Показатель Базисный период По базису на фактически реализованную продукцию Отчетный период
Выручка 324 261,5 352 286,0 378 761,4
Полная  себестоимость реализованной продукции  
289 485,4
 
305 567,9
 
334 232,4
Прибыль 34 776,1 46 718,1 44 529,0

Информация о работе Экономический анализ и его роль в управлении предприятием