Экономический анализ и его роль в управлении предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 19:21, лекция

Описание работы

Сущность, предмет, и объекты экономического анализа.
Виды экономического анализа и их роль в управлении предприятием.
Бухгалтерская отчетность как база экономического анализа.
Этапы и стандартные приемы, или методы экономического анализа.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

    В экономическом анализе применяются  следующие виды сравнительного анализа:

    1. Горизонтальный.

    2. Вертикальный (структурный).

    3. Трендовый

    4. Одномерный

    5. Многомерный.

    Многомерный анализ применяется для рейтинговой  оценки предприятий, т.е. при сопоставлении результатов деятельности нескольких предприятий по широкому спектру показателей и определение лучших с точки зрения различных субъектов анализа.

    Многомерный анализ основан на методе расстояний, который позволяет учитывать  не только абсолютные величины показателей каждого предприятия, но и степень их приближенности к показателям лучшего предприятия. В связи с этим показатели всех предприятий отражают в виде коэффициентов, учитывающих отношение показателя сравниваемого предприятия к показателю лучшего предприятия, который принимается за единицу.

    Многомерный анализ проводится в несколько этапов:

    1 этап. Подбирается система показателей,  по которым будут оцениваться  результаты хозяйственной деятельности  предприятий, собираются необходимые  данные и строится матрица исходных показателей.

    2 этап. В матрице исходных данных, в каждой графе определяется  лучший показатель, который принимается  за единицу. Все остальные показатели  этой графы делятся на лучший  показатель. В результате создается  матрица стандартизированных коэффициентов.

    3 этап. Все элементы матрицы координат  возводятся в квадрат. Если  задача решается с учетом разной  значимости показателей, то полученные  результаты умножаются на величину  соответствующих весовых коэффициентов,  установленных экспертным путем, после чего результаты складываются по строкам и из полученной суммы извлекается квадратный корень.

    4 этап. Предприятия располагаются  в порядке занятых ими мест.  
 
 
 

    Пример.

Предприятия Общая рентабельность предприятия в % Запас финансовой прочности в % Коэффициент оборачиваемости  оборотных средств Коэффициент финансовой независимости Доля собственного оборотного капитала в сумме оборотных  средств, в %
1 20 18 3,6 0,65 14
2 40 24 2,1 0,45 33
3 10 20 2,6 0,37 24
4 30 15 3,3 0,72 16
5 35 30 2,8 0,42 22
 
 
 

    Факторный анализ является одним из основных методов экономического анализа. Его  рассмотрение осуществляется в 4 этапа:

  1. Рассмотрение собственно факторов.
  2. Рассмотрение математических моделей, при помощи которых может быть осуществлен факторный анализ. Модели бывают аддитивные (используются знаки сложения), мультипликативные (знаки умножения), кратные (дроби), смешанные (комплексные, комбинированные) – любые модели, в которых присутствует больше двух арифметических знаков.
  3. Освоение методов работы с факторными моделями.
  4. Собственно факторный анализ и его методы.
 

    Метод удлинения факторной системы.

    Y=X1/X2=(X11+X12)/X2=X11/X2 + X12/X2

    Y=Сумм(Xn/Xm) 

    Показатель  капиталоемкости. В знаменателе  будет выручка, а в числителе  то, емкость чего мы считаем, в данном случае капитал. 

    К/ВР = (ОА+ВА)/ВР=ОА/ВР + ВА/ВР

    ВА  – внеоборотные активы

    ОА  - оборотные активы

    ОА/ВР – капиталоемкость по оборотным  средствам

    ВА/ВР  -фондоемкость (ФЕ) 

    Метод расширения факторной модели.

    Y=X1/X2=(X1*a)/(X2*a)=a/X2 * X1/a 

    ФЕ = ВА/ВР*А/А = ВА/А * А/ВР

    А/ВР – аммортизациоемкость

    ВА/А  – срок службы 

    Метод сокращения факторной системы.

    Y=X1/X2 = (X1/a)/(X2/a)

    П/К = П/(ВА+ОА)=(П/ВР)/(ВА+ОА)/ВР=(П/ВР)/[(ВА/ВР)+(ОА/ВР)]

    Рентабельность  капитала зависит от прибыльности реализации и от того, на сколько хорошо используются основные и оборотные средства.  

    Методы  факторного анализа.

    В детерминированном факторном анализе  используются следующие методы:

    1. Метод цепной подстановки.

    2. Метод абсолютных разниц

    3. Метод относительных разниц

    4. Индексный метод

    5. Интегральный метод. 

    Первые  четыре метода – методы элиминирования. Элиминировать означает устранить, отклонить, исключить воздействие  всех факторов на величину результативного  показателя, кроме одного.

    Все методы элиминирования исходят из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга. Сначала изменяется один, затем два, затем три и так далее при неизменности остальных. Это позволяет определять влияние каждого фактора на величину результативного показателя в отдельности. 

    Метод цепных подстановок.

    Метод цепных подстановок – это универсальный  метод детерминированного факторного анализа, который используется для  расчета влияния факторов во всех видах факторных моделей.

    Этот  метод позволяет определить влияние  отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в  объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью рассчитывают ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают вначале изменение одного, затем двух, затем трех и т.д. факторов, допуская, что остальные не изменяются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или иного фактора позволяют элиминироваться (устраниться) от влияния всех факторов, кроме одного и определить воздействие этого фактора на изменение величины результативного показателя.  

    Пример.

    Товарная  продукция:

    ТП=ОПФ*ФО

    ОПФ – основные производственные фонды

    ФО  – фондоотдача. 

  1 год 2 год Отклонение Процентное  отклонение
ТП 80 90 10 12,5%
ОПФ 100 120 20 20%
ФО 0,8 0,75 -0,05 -6,25%
 
  1. ТП1 = ОПФ1*ФО1=80

    ТПусл = ОПФ2*ФО1=96

    ТП2 = ОПФ2*ФО2=90

    ΔТПобщ = +10

    ΔТПопф = ТПусл-ТП1=+16

    ΔТПфо = ТП2-ТПусл = -6

    Правильность  расчетов проверяется следующим образом: алгебраическая сумма влияния факторов должна быть равна общему изменению результативного показателя.

     

    Таким образом увеличение стоимости основных производственных фондов способствовало росту стоимости товарной продукции на 16 млн. руб, а падение фонда отдачи – ее снижению на 6 млн. руб.   

    Метод абсолютных разниц.

    Применяется для расчета влияния факторов на изменение результативного показателя в мультипликативных моделях  и смешанных моделях тип y=a*(b-c).

    Особенно  эффективно этот метод применяется в том случае, когда исходная информация уже содержит данные по абсолютным отклонениям факторных показателей.

    При использовании данного метода величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую величину факторов, которые расположены в модели справа от него, и на фактическую величину факторов, находящихся слева.

    Y=abcde

    Δya=Δabocodoeo

    Δyb=a1Δbcodoeo

    И т.д.

    Метод абсолютных разниц не требует расчета  условных величин результативного  показателя, как это делается при использовании методов цепных подстановок. Т.е. здесь сразу определяются отклонения результативного показателя за счет отдельных факторов.

    ΔТПобщ=10

    ΔТПопф = 20*0,8=16

    ΔТПфо = 120*-0,05 = -6

    Метод абсолютных разниц дает тот же результат, что и метод цепных подстановок. Здесь также необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сумма прироста результативного показателя за счет отдельных факторов была равна  общему его приросту.

    ΔYa=Δa*(b1-c1)

    ΔYb=a2*Δb

    ΔYc=a2*(-Δc) 

    Метод относительных разниц.

    Как и метод абсолютных разниц используется для измерения влияния факторов в мультипликативных моделях  и смешанных моделях типа y=a(b-c). Его применение эффективно, когда исходная информация содержит уже определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах или коэффициентах.

    Для расчета влияния первого фактора  на величину результативного показателя необходимо базовую величину результативного  показателя умножить на относительный  прирост первого фактора, выраженного  в процентах, и результат разделить на сто.

    Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к базовой величине результативного  показателя прибавить изменение  его за счет первого фактора, затем  полученную сумму умножить на относительный  прирост второго фактора в  процентах, и результат разделить на 100.

    ΔТПопф = 80*20%/100=16

    ΔТПфо = 96*(-6,25)/100=-6 
 

    Индексный метод.

    Индексный метод основан на относительных  показателях динамики выполнения плана  и пространственных сравнений, выражающих отношение фактического уровня исследуемого показателя к его уровню в базисном периоде.

    С помощью индексов можно выявить  влияние различных факторов на изменение  результативного показателя в мультипликативных  и кратных моделях.

    Чтобы установить, как изменилась стоимость  товарной продукции за счет стоимости основных производственных фондов и фондоотдачи, следует рассчитать индекс основных производственных фондов и индекс фонда отдачи. Проверить результат вычисления перемножением этих индексов.

    Индекс  ОПФ = 120/100 = 1,2

    Индекс  ФО = 0,75/0,8 = 0,9375

    Индекс  ТП = 1,2*0,9375=1,125 

    Если  из числителя вышеприведенных формул вычесть знаменатель, то получим  абсолютные приросты стоимости товарной продукции в целом и за счет каждого фактора в отдельности.  

    При использовании методов факторного анализа, основанных на приеме элиминирования, следует придерживаться следующей последовательности включения факторных показателей в модель:

Информация о работе Экономический анализ и его роль в управлении предприятием