Экономические методы управления на примере ресторана

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Управление – сложный и динамический процесс, управляемый и осуществляемый людьми для достижения поставленной цели.

Содержание

Введение
3

1
Сущность экономических методов управления
5

1.1
Методы управления в менеджменте
5

1.2
Формы и состав экономических методов управления
6

1.3
Коммерческий внутрифирменный расчет в экономическом механизме менеджмента
12

1.4
Ценовая политика в системе экономических методов
17

1.5
Внутрифирменное планирование
19

1.6
Экономическое стимулирование трудовой деятельности
23

1.7
Конкурентоспособность фирмы
27

2.
Экономическая мотивация персонала на ООО «Луна»
32

2.1
Краткая экономическая характеристика предприятия
ООО «Луна»
32

2.2
Система мотивации персонала, применяемая на предприятии ООО «Луна»
36


Заключение
40


Литература
42

Работа содержит 1 файл

Курсовая Экономические методы.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

     В комплексной программе должны быть отображены:

  • состояние проблемы, основные предпосылки ее программного решения;
  • главная цель программы, ее место в общей системе целей организации;
  • система целей и основных задач программы;
  • целевые показатели, которые раскрывают конечные результаты реализации программы;
  • пути достижения целей программы, система программных мероприятий;
  • организационно-исполнительная структура;
  • данные о ресурсах, необходимых для выполнения программы и о сроках ее осуществления;
  • оценка эффективности результатов реализации программы3.

     Сущность  экономических методов — в  воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью  цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов  и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный  механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

     Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:

     - базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными заданиями, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений (хотя некоторые общие правила, касающиеся, например, методики разработки бизнес-планов, режима работы и другие, могут предусматриваться директивными актами);

     - оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объектов управления);

     - непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличие от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);

     - побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения)4.

     Экономические методы управления должны занять и  неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения нормальных условий функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.

     При умелом использовании экономических  методов управляющие органы в  условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения.

     Чем шире применяются экономические  методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику  информации. В прошлом в условиях необоснованно широкого применения административных методов нередко на высоких уровнях управления принимались решения, которые по своему содержанию входили в компетенцию нижестоящих звеньев управления. В результате замедлялся процесс принятия решений и не обеспечивалась требуемая оперативность управления, снижались его компетентность и качество.

     Материальная  мотивация используется как в  форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так  и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество. При этом применяется как индивидуальная, так и коллективная материальная заинтересованность. Поэтому экономические методы управления, с одной стороны, должны стимулировать деятельность предприятия, вне зависимости от формы собственности, на удовлетворение потребностей общества; с другой – служить мотиватором для персонала этих предприятий.

     Основной  экономический метод, применяемый  при управлении подразделений предприятия, – внутрипроизводственный хозяйственный расчет, исходными положениями которого являются:

     – закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности;

     – предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности путем наделения его руководства соответствующими полномочиями;

     – разрешение использовать заранее оговоренную часть прибыли по усмотрению структурного подразделения;

     – применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.

     При определении размеров и методов персонального экономического воздействия следует исходить из положения о том, что благосостояние работников необходимо рассматривать как источник эффективности всей организации.

     Экономическая мотивация персонала складывается из трех основных составляющих:

     1) прямое материальное вознаграждение, заработная плата, премии (или бонусы), участие в прибылях и акционерном капитале;

     2) дополнительные выплаты;

     3) штрафы.

     В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы. 

     1.3 Коммерческий внутрифирменный расчет в экономическом механизме менеджмента 

     Под экономическими методами управления понимается использование в управлении экономических  рычагов и инструментов, которые  могут целенаправленно воздействовать на благоприятные условия работы и развития организации. Эти экономические рычаги и инструменты отражают социально-экономическую природу организаций и способствуют их развитию в условиях рынка. Среди них важнейшее место принадлежит коммерческому расчету. Его суть заключается в соизмерении затрат и результатов хозяйственной деятельности организации и обеспечении прибыльности производства.

     Коммерческий  расчет использует такие экономические  рычаги и инструменты, как ценообразование, издержки производства, финансирование и кредитирование. Это использование направлено на конечную цель экономического расчета – получение устойчивой прибыли.

      Каждый  из названных рычагов и инструментов имеет свои способы использования. Так, цены по структуре и уровню приспосабливаются  к требованиям и условиям рынка. В отношении издержек производству наибольшее внимание уделяется снижению затрат за счет улучшения технологии, выпуска новой продукции, улучшения материально-технического снабжения, повышения производительности труда, экономии живого труда, накладных расходов. В области финансирования и кредитования заранее определяются источники финансирования и распределения капитала по производственным подразделениям, получение займов и кредитов на выгодных условиях.

     Коммерческий  расчет основан на принципах рыночной экономики:

  • максимальной раскрепощенности экономических субъектов;
  • полной их ответственности за итоги хозяйственной деятельности; конкуренции производителей товаров и услуг;
  • свободном ценообразовании;
  • отказе государства от прямого участия в хозяйственной деятельности рыночных субъектов;
  • социальной защищенности граждан5.

      На  реализацию принципов коммерческого  расчета оказывают влияние степень  и масштабы экономических связей между предприятиями, вид деятельности предприятия, характер выпускаемой  продукции, т.е. реализация методов коммерческого расчета зависит от конкретных условий. В современных условиях коммерческий расчет осуществляется, с одной стороны, в условиях централизации управления (первая особенность), а с другой — в условиях самостоятельности предприятий и их подразделений.

      Коммерческий  расчет превращается в метод реализации функций планирования и контроля путем подчинения всей хозяйственной  деятельности организации задаче выполнения заранее определенных и запланированных  показателей. Возмещение всех расходов за счет получаемых доходов и обеспечение устойчивой прибыли организации в целом предусматривается за счет снижения затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

     Применяются две формы коммерческого расчета: полный и внутренний.

     На  полном коммерческом расчете находятся предприятия с правами юридических лиц, которые имеют самостоятельный баланс, бухгалтерскую и статистическую отчетность, создают и расходуют фонды стимулирования работников, открывают счета в банках, владеют правом независимой хозяйственной деятельности. Полный коммерческий расчет как метод управления применяется в организациях всех форм собственности.

     На  основе внутреннего коммерческого  расчета работают относительно самостоятельные  в решении вопросов производственно-хозяйственной деятельности средние и мелкие производственно-хозяйственные единицы предприятий и организаций. Взаимоотношения с предприятиями или организациями, долей которых они являются, основаны на системе договоров, которые содержат взаимные обязательства. Права самостоятельной экономической деятельности за пределами этой организации такие структурные единицы не имеют.

     Коммерческий  расчет полностью не исключает регулирующего  влияния на хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования со стороны  государства или высших относительно них управляющих систем. Такое регулирование осуществляется с помощью системы экономических регуляторов хозяйственной деятельности. Эти экономические регуляторы разделяют на общегосударственные, местные и внутрисистемные.

     К общегосударственным регуляторам хозяйственной деятельности относят:

  • налоги;
  • кредиты;
  • регулирование цен и тарифов;
  • экономические льготы.

     К местным регуляторам относят:

  • рентные платежи;
  • местные налоги и сборы.

     Внутрисистемными  регуляторами деятельности организаций являются:

  • централизованное создание фондов;
  • внутриорганизационные отчисления на общие цели и программы6.

     Комплекс  экономических регуляторов должен быть гибким, немедленно реагировать  на смену экономической ситуации. В условиях развитого рынка, количество регуляторов может уменьшаться, однако рынок не предусматривает полного отказа от экономического регулирования.

      Предоставление  оперативной самостоятельности  предприятиям, производственным подразделениям и филиалам составляет вторую особенность  коммерческого расчета. Как результат в рамках коммерческого расчета возникла такая форма взаимоотношений внутри организации (фиpмы), которую определяют как внутрипроизводственный (внутрифирменный) расчет.

      Степень оперативной самостоятельности  определяет финансово-экономическое  положение подразделения. В рамках предоставленных прав руководитель подразделения принимает самостоятельные оперативные решения и выбирает средства достижения поставленной цели. За те результаты деятельности подразделения, которые непосредственно зависят от принимаемых им решений, руководитель несет материальную и административную ответственность. При этом руководитель подразделения действует в рамках единой экономической политики организации в целом. Так, например, в рамках этой политики он может устанавливать цены на конечную продукцию, принимать меры по снижению затрат, вести научные исследования, внедрять в производство нововведения, изучать рынок, рекламировать продукцию и т. д. Руководитель предприятия или подразделения отвечает также за эффективное использование основного капитала, а при необходимости добивается его пополнения за счет новых ассигнований.

Информация о работе Экономические методы управления на примере ресторана