Экономические методы стимулирования экспортного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 15:58, реферат

Описание работы

Прямое финансирование экспорта. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для уничтожения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Более всего (до 30% средств) выделяет государство для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и введения новых товаров в экспортном производстве.

Работа содержит 1 файл

Экономические .doc

— 492.00 Кб (Скачать)

Не менее важной задачей является создание системы  государственной поддержки экспорта в форме страхования экспортных кредитов, а также целевого кредитования экспорта. Конъюнктура мировых рынков отличается нестабильностью и непредсказуемостью. В периоды спадов важно бывает удержать позиции на определенных рынках, особенно если их завоевание было связано с осуществлением инвестиционных и организационных мероприятий. Помощь государства в этих случаях должна быть существенной и своевременной. Финансовая, политическая и организационная помощь государства требуется и при проведении активной экспортной экспансии. Достаточно вспомнить опыт японских корпораций: при продвижении ряда новых товаров на европейские и американские рынки они широко использовали инструменты государственной поддержки, идя на заведомое снижение рентабельности экспорта и занижая в допустимых пределах цены по сравнению с реальными издержками, с тем чтобы впоследствии укрепиться на новых рынках сбыта. Решение подобной задачи все чаще требуется и в белорусских условиях, о чем свидетельствует практика последнего времени. 

Во-первых, речь идет прежде всего о целевом кредитовании и страховании экспортных кредитов. Предполагается следующая градация правительственных гарантий: 50 % от стоимости — при производстве продукции, не имеющей аналогов; 40 % — при производстве и экспорте продукции обрабатывающей промышленности; 30 % — при производстве импортозамещающей продукции на нее ниже, чем на импортную.  

Во-вторых, разработка и принятие ежегодной программы  внешторговой деятельности, содержащей основные ориентиры, что позволит усилить  слаженность работы белорусских  экспортеров и государственных  органов управления.  

Одним из направлений  стимулирования деятельности экспортеров  является их государственная финансовая поддержка. В данной связи при  формировании республиканского бюджета  следует отдельной строкой отражать соответствующие расходы, которые  впоследствии могут использоваться на:  

— предоставление Правительством Республики Беларусь в  лице Министерства финансов гарантийных  обязательств в отношении кредитных  ресурсов, необходимых для обеспечения  оборотными средствами экспортоориентированных  отраслей; 

— льготное кредитование экспортеров, с выплатой процентов в размере половины учетной ставки (ставки рефинансирования) Национального банка Республики Беларусь; 

— страхование  экспортных кредитов с целью обеспечения  защиты экспортеров от коммерческих и политических рисков; 

— долевую государственную  поддержку эффективных инвестиционных экспортоориентированных проектов, что значительно повысит к  ним доверие отечественных и  зарубежных инвесторов и позволит проводить  аукционы по привлечению инвестиционных ресурсов; 

— организацию в республике экспортно-импортного банка, который будет оказывать существенную поддержку в развитии экспортоориентированных производств и технологий. 

Необходима также  помощь государства в организации  коммерческого присутствия на зарубежных рынках. В западных странах именно государство берет на себя значительную часть финансового бремени в этой области. Важное значение в стимулировании экспорта имеет информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам. Экспортер нуждается прежде всего в современной системе внешнеторговой информации, которая включает в себя сведения о законодательных актах Республики Беларусь и зарубежных стран в сфере внешнеторговой деятельности; деятельности торговых представительств Республики Беларусь за рубежом; функционировании в республике специализированных банков и других организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию экспорта; таможенную статистику Республики Беларусь; конъюнктуру на зарубежных рынках по основным товарным группам; правовые акты Республики Беларусь о стандартизации и сертификации; перечень товаров, запрещенных для вывоза с территории Республики Беларусь; другие сведения, полезные для экспортеров.  

В определенной степени информационно-консультационные функции в Республике Беларусь выполняет Центр маркетинга и конъюнктуры цен. Однако, по опросам предприятий-экспортеров, среди основных факторов, тормозящих развитие экспорта, по-прежнему называются недостаток информации о рынке (85,1 %), отсутствие полной информации о конкурентах (41,2 %), незнание механизма функционирования международных рынков (62,7 %), несовершенство законодательства в области налогообложения, лицензирования, таможенного и авторского права (61,2 %)8. Поэтому с целью более широкого информационного обеспечения и координации действий экспортеров Беларуси на внешних рынках целесообразно создание в республике Научно-исследовательского института развития экспорта, отраслевых объединений производителей и экспортеров, широкой сети торговых представительств Республики Беларусь за рубежом. Они призваны: 

— оказывать  содействие в организации зарубежных деловых визитов, обеспечивать дипломатическую  поддержку наиболее значимых экспортных проектов; 

— осуществлять проведение предварительных маркетинговых  исследований, предоставлять необходимую торгово-политическую и конъюнктурную информацию; 

— консультировать  экспортеров по вопросам действующего зарубежного законодательства, норм и правил поведения на рынке, существующих стандартов и иных требований к товарам; 

— выдавать заключения о фирмах страны пребывания с учетом практики торгово-экономических отношений с Республикой Беларусь; 

— защищать интересы экспортеров Беларуси в случае их явной или скрытой дискриминации  на внешних рынках, содействовать  урегулированию торговых споров; 

— проводить  торговые выставки и ярмарки, специализированные симпозиумы и конференции, кампании по развитию экспорта товаров и услуг, осуществлять рекламную деятельность. 

Одним из сдерживающих факторов развития экспорта белорусских  товаров и услуг является относительно высокая доля транспортных издержек в стоимости экспортной продукции. Предлагается снизить уровень тарифов на перевозки сырья, используемого в экспортоориентированной продукции, что приведет к сокращению затрат на производство готовой продукции, к повышению ее конкурентоспособности на мировом рынке. 

Финансирование  соответствующего комплекса мероприятий  может осуществляться из фонда поддержки  экспорта. С помощью его средств  возможно оказание технической помощи экспортерам, в том числе в предконтрактной проработке экспортных операций.  

Следует определить 2—3 отрасли, способные при финансовых инвестициях, технологическом перевооружении многократно увеличить производство конкурентоспособной на мировом  рынке продукции. Государству следует продолжить оказывать и "точечную" финансовую поддержку наиболее экспортоориентированным производствам и одновременно осуществлять контроль за целевым использованием выделенных ресурсов. В соответствии с положением Совета Министров Республики Беларусь № М22 от 23 октября 1999 г. в республике проводится эксперимент по государственной поддержке товаропроизводителей-экспортеров, в котором участвуют 15 баз хозяйствования. К ним относятся: ОАО "Ковры Бреста", завод "Полесьеэлектромаш", ОАО "Витебскдрев", Оршанский станкостроительный завод "Красный борец", Белорусский металлургический завод, ПО "Химволокно" (Гомель), "Оптик", ПО "Химволокно" (Гродно), ОАО "Электромодуль", ПО "Белкалий", Могилевский автозавод им. С. М. Кирова, ПО "Химволокно" (Могилев), ПО "Минский тракторный завод", НПО "Интеграл", ОАО "Камволь". 

Приоритетным  направлением экспортной политики должно стать развитие таких форм международного сотрудничества, от которых зависит  технико-экономический и технологический  уровень производства. Это производственная кооперация, создание совместных предприятий, обмен технологиями и "ноу-хау", экспорт услуг, проведение совместных НИОКР, лизинг техники и оборудования, организация финансово-промышленных групп, свободных экономических зон. В связи с этим необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, содействующей внедрению данных форм в отечественную практику и позволяющей осуществлять деятельность в рамках недавно принятого Закона Республики Беларусь "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".  

При формировании стратегии развития ВТП Беларуси необходимо учитывать, что прежде всего  экономические методы являются действенным  средством мобилизации экспортного  потенциала. Необходимы либерализация  деятельности экспортеров, снижение оказываемого на них командно-административного давления. В то же время, большое значение для дальнейшего развития экспорта и сокращения бартерных операций имеет макроэкономическая ситуация в республике, в частности уровень инфляции не должен превышать 0,5—1,5 % в месяц. 

В процессе разработки внешнеторговой политики должен быть соблюден необходимый баланс, обеспечивающий единство государственных интересов  и интересов конкретных экспортеров. Причем государственные интересы призваны в максимальной степени учитывать требования и подходы экономических групп и отдельных экспортеров. Одним из направлений развития внешнеэкономической деятельности является активное участие Республики Беларусь в мировых торгово-экономических организациях. В настоящее время крайне актуально вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это не только позволит расширить объемы экспорта отечественной продукции на зарубежные рынки (вследствие избежания дискриминации и применения антидемпинговых мер по отношению к белорусским экспортерам), но и создаст благоприятные условия для привлечения зарубежного капитала. 

С другой стороны, после вступления в ВТО Республика Беларусь должна реализовать основной принцип этой организации — осуществить  либерализацию внешнеторгового  режима. Либерализация мировой торговли, согласно основным положениям ВТО, должна происходить путем последовательного сокращения уровня импортных таможенных пошлин, устранения нетарифных барьеров, сокращения поддержки отечественных производителей. 

При определении  начального уровня связывания таможенных пошлин следует исходить из объективно обоснованного уровня внутренних, импортных и экспортных цен. Однако действующие цены несовершенны, их нельзя в полной мере использовать непосредственно для расчета таможенных пошлин. Здесь необходимо учитывать и другие факторы, оказывающие значительное влияние на уровни таможенных пошлин, а именно: 

— степень чувствительности товара к тарифной защите; 

— уровень конкурентоспособности  продукции; 

— уровень занятости  населения в отрасли; 

— замещаемость товара. 

Таким образом, для Республики Беларусь с ее высокой  степенью открытости внешнему миру успех  внешнеэкономической деятельности во многом будет зависеть от решения  главной проблемы: экспорт должен стать выгоден экспортерам. Выполнение этого условия зависит не только от самих экспортеров, но и от продуманной, целенаправленной политики государства по поддержанию и стимулированию экспортной деятельности. 

Заключение 
 

Как показало проведенное  исследование, идеи открытой экономики  и либерализации внешнеэкономической деятельности получили широкое распространение в практике хозяйствования Республики Беларусь, но ожидаемых дивидендов это республике не принесло, что обусловлено, прежде всего, системным кризисом экономики, отсутствием инвестиций и новых технологий. Это обстоятельство предопределило низкую конкурентоспособн6ость отечественных товаров и превалирование сырьевой составляющей в структуре белорусского экспорта.  

Развитие Республики Беларусь в качестве суверенного  государства первоначально характеризовалось игнорированием формирования государственных приоритетов страны во внешнеэкономической деятельности, что естественно, привело к снижению размеров ВВП, росту отрицательного сальдо во внешней торговле и дезинтеграцирнным процессам в рамках участия республики в Содружестве Независимых Государств. Практически, только с момента создания Целевой программы привлечения иностранных инвестиций, утвержденной в июне 1995 года, в Республике Беларусь начали закладываться основы формирования государственных приоритетов во внешнеэкономической деятельности. 

Одной из причин торможения экспортного потенциала является государственное централизованное перераспределение финансовых ресурсов в импортопотребляющие отрасли  посредством выделения им целевых  льготных эмиссионных кредитов при отсутствии соответствующей поддержки экспортоориентированных производств. Сокращение валютных поступлений обусловил также рост бартерных операций (на 9-10%). Несколько улучшает ситуацию во внешнеторговой деятельности активное сальдо в торговле услугами как со странами дальнего, так и ближнего зарубежья, которое смягчает негативное влияние отрицательного сальдо торговли товарами. 

Информация о работе Экономические методы стимулирования экспортного производства