Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 15:58, реферат
Прямое финансирование экспорта. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для уничтожения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Более всего (до 30% средств) выделяет государство для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и введения новых товаров в экспортном производстве.
Не менее важной
задачей является создание системы
государственной поддержки
Во-первых, речь
идет прежде всего о целевом кредитовании
и страховании экспортных кредитов.
Предполагается следующая градация правительственных
гарантий: 50 % от стоимости — при производстве
продукции, не имеющей аналогов; 40 % — при
производстве и экспорте продукции обрабатывающей
промышленности; 30 % — при производстве
импортозамещающей продукции на нее ниже,
чем на импортную.
Во-вторых, разработка
и принятие ежегодной программы
внешторговой деятельности, содержащей
основные ориентиры, что позволит усилить
слаженность работы белорусских
экспортеров и государственных
органов управления.
Одним из направлений
стимулирования деятельности экспортеров
является их государственная финансовая
поддержка. В данной связи при
формировании республиканского бюджета
следует отдельной строкой
— предоставление
Правительством Республики Беларусь в
лице Министерства финансов гарантийных
обязательств в отношении кредитных
ресурсов, необходимых для обеспечения
оборотными средствами экспортоориентированных
отраслей;
— льготное кредитование
экспортеров, с выплатой процентов в размере
половины учетной ставки (ставки рефинансирования)
Национального банка Республики Беларусь;
— страхование
экспортных кредитов с целью обеспечения
защиты экспортеров от коммерческих
и политических рисков;
— долевую государственную
поддержку эффективных
— организацию
в республике экспортно-импортного банка,
который будет оказывать существенную
поддержку в развитии экспортоориентированных
производств и технологий.
Необходима также
помощь государства в организации
коммерческого присутствия на зарубежных
рынках. В западных странах именно государство
берет на себя значительную часть финансового
бремени в этой области. Важное значение
в стимулировании экспорта имеет информационное,
консультационное, маркетинговое и техническое
содействие экспортерам. Экспортер нуждается
прежде всего в современной системе внешнеторговой
информации, которая включает в себя сведения
о законодательных актах Республики Беларусь
и зарубежных стран в сфере внешнеторговой
деятельности; деятельности торговых
представительств Республики Беларусь
за рубежом; функционировании в республике
специализированных банков и других организаций,
предоставляющих услуги по кредитованию
и страхованию экспорта; таможенную статистику
Республики Беларусь; конъюнктуру на зарубежных
рынках по основным товарным группам;
правовые акты Республики Беларусь о стандартизации
и сертификации; перечень товаров, запрещенных
для вывоза с территории Республики Беларусь;
другие сведения, полезные для экспортеров.
В определенной
степени информационно-
— оказывать
содействие в организации зарубежных
деловых визитов, обеспечивать дипломатическую
поддержку наиболее значимых экспортных
проектов;
— осуществлять
проведение предварительных маркетинговых
исследований, предоставлять необходимую
торгово-политическую и конъюнктурную
информацию;
— консультировать
экспортеров по вопросам действующего
зарубежного законодательства, норм
и правил поведения на рынке, существующих
стандартов и иных требований к товарам;
— выдавать заключения
о фирмах страны пребывания с учетом практики
торгово-экономических отношений с Республикой
Беларусь;
— защищать интересы
экспортеров Беларуси в случае их
явной или скрытой
— проводить
торговые выставки и ярмарки, специализированные
симпозиумы и конференции, кампании
по развитию экспорта товаров и услуг,
осуществлять рекламную деятельность.
Одним из сдерживающих
факторов развития экспорта белорусских
товаров и услуг является относительно
высокая доля транспортных издержек в
стоимости экспортной продукции. Предлагается
снизить уровень тарифов на перевозки
сырья, используемого в экспортоориентированной
продукции, что приведет к сокращению
затрат на производство готовой продукции,
к повышению ее конкурентоспособности
на мировом рынке.
Финансирование
соответствующего комплекса мероприятий
может осуществляться из фонда поддержки
экспорта. С помощью его средств
возможно оказание технической помощи
экспортерам, в том числе в предконтрактной
проработке экспортных операций.
Следует определить
2—3 отрасли, способные при финансовых
инвестициях, технологическом перевооружении
многократно увеличить
Приоритетным
направлением экспортной политики должно
стать развитие таких форм международного
сотрудничества, от которых зависит
технико-экономический и
При формировании
стратегии развития ВТП Беларуси
необходимо учитывать, что прежде всего
экономические методы являются действенным
средством мобилизации
В процессе разработки
внешнеторговой политики должен быть
соблюден необходимый баланс, обеспечивающий
единство государственных интересов
и интересов конкретных экспортеров.
Причем государственные интересы призваны
в максимальной степени учитывать
требования и подходы экономических групп
и отдельных экспортеров. Одним из направлений
развития внешнеэкономической деятельности
является активное участие Республики
Беларусь в мировых торгово-экономических
организациях. В настоящее время крайне
актуально вступление во Всемирную торговую
организацию (ВТО). Это не только позволит
расширить объемы экспорта отечественной
продукции на зарубежные рынки (вследствие
избежания дискриминации и применения
антидемпинговых мер по отношению к белорусским
экспортерам), но и создаст благоприятные
условия для привлечения зарубежного
капитала.
С другой стороны,
после вступления в ВТО Республика
Беларусь должна реализовать основной
принцип этой организации — осуществить
либерализацию внешнеторгового
режима. Либерализация мировой торговли,
согласно основным положениям ВТО, должна
происходить путем последовательного
сокращения уровня импортных таможенных
пошлин, устранения нетарифных барьеров,
сокращения поддержки отечественных производителей.
При определении
начального уровня связывания таможенных
пошлин следует исходить из объективно
обоснованного уровня внутренних, импортных
и экспортных цен. Однако действующие
цены несовершенны, их нельзя в полной
мере использовать непосредственно для
расчета таможенных пошлин. Здесь необходимо
учитывать и другие факторы, оказывающие
значительное влияние на уровни таможенных
пошлин, а именно:
— степень чувствительности
товара к тарифной защите;
— уровень конкурентоспособности
продукции;
— уровень занятости
населения в отрасли;
— замещаемость
товара.
Таким образом,
для Республики Беларусь с ее высокой
степенью открытости внешнему миру успех
внешнеэкономической
Заключение
Как показало проведенное
исследование, идеи открытой экономики
и либерализации внешнеэкономической
деятельности получили широкое распространение
в практике хозяйствования Республики
Беларусь, но ожидаемых дивидендов это
республике не принесло, что обусловлено,
прежде всего, системным кризисом экономики,
отсутствием инвестиций и новых технологий.
Это обстоятельство предопределило низкую
конкурентоспособн6ость отечественных
товаров и превалирование сырьевой составляющей
в структуре белорусского экспорта.
Развитие Республики
Беларусь в качестве суверенного
государства первоначально
Одной из причин
торможения экспортного потенциала
является государственное
Информация о работе Экономические методы стимулирования экспортного производства