Экономические аспекты глобальных проблем - экологической, продовольственной, энергетической

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 13:56, реферат

Описание работы

Цель работы – исследовать экономические аспекты глобальных проблем: экологической, продовольственной, энергетической.
Для достижения поставленной цели были решены задачи:
1) Рассмотреть типизацию глобальных экономических проблем.
2) Рассмотреть влияние цикличности развития мирового хозяйства на обострение глобальных проблем экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Характеристика глобальных экономических проблем 6
1.1. Типологизация глобальных экономических проблем 6
1.2. Влияние цикличности развития мирового хозяйства на обострение глобальных проблем экономики 10
Глава 2. Специфика экологической, продовольственной и энергетической проблем для конкретных стран 14
2.1. Особенности глобальных проблем развитых стран 14
2.2. Специфика проявления глобальных проблем в России 21
Глава 3. Механизм решения глобальных экономических проблем 24
3.1. Методы и инструменты решения глобальных проблем человечества в развитых странах 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Экономические аспекты глобальных проблем - экологической, продовольственной, энергетической.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

К. Жюгляр впервые доказал свойственность периодичности промышленных колебаний  для экономики капиталистических  государств. Исходя не из теоретических  обобщений, а исключительно из фактов, он установил закономерность в периодичности  кризисов. «Существуют эпохи оживления, благополучия и повышения цен, заканчивающиеся всегда кризисами; за ними следуют годы замедления торговли и понижения цен, приводящие промышленность в более или менее угнетённое состояние»6

«К середине XIX века относится  возникновение «теории длинных волн». В 1847 году X. Кларк заметил, что между двумя "экономическими катастрофами" прошло 54 года (1793 и 1847 годы). Он предположил, что этот интервал неслучаен и должны быть какие-то "физические" причины, вызывающие эти катастрофы»7

Дальнейшее развитие теория цикличности кризиса получила в ХХ веке в работах Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера, С. Аукционека, Г.П. Быстрая, Дж. Р. Хикса, Э. Хансена, М.И. Туган-Барановского, СМ. Меньшикова и Л.А. Клименко. В настоящее время теория экономических циклов продолжает разрабатываться8.

Ученые Обычно выделяют четыре основных типа экономических  циклов:

– краткосрочные циклы Китчина (характерный период – 3-4 года);

– среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период – 7-11 лет);

– ритмы Кузнеца (характерный период – 15-20 лет);

– длинные волны Кондратьева (характерный период — 45-60 лет). Подавляющее большинство экономистов полагают, что кризис – конституирующая фаза экономического цикла. Именно в процессе протекания кризиса во многом формируются направления и принципы будущей динамики развития экономической системы.

Фаза кризиса – наиболее сложный и противоречивый период в динамике экономической системы, завершающийся, как правило, переходом её в качественно новое состояние. Это период нарушения сложившегося равновесия, возникновения спектра возможных альтернатив будущего развития и структурной трансформации. Кризисы неизбежны в рамках циклической динамики экономического развития. В каждом из них можно обнаружить схожие черты, и в то же время, нет совершенно одинаковых кризисов. Каждый кризис специфичен в зависимости от сферы действия, длительности и глубины, взаимодействия множества экзогенных и эндогенных факторов, определяющих траекторию развития экономики в конкретный момент времени.

Таким образом, возникает возможность  превентивного укрепления экономических  рубежей, на которых ожидаются основные проявления кризисного удара. Более того, при наличии достаточного времени появляется возможность управления кризисом: направить его основное действие на заранее подготовленные и укреплённые сектора. Всё это может быть достигнуто на базе анализа и прогнозирования кризисных тенденций в экономике. Как видно, овладение аппаратом аналитического макроэкономического прогнозирования расширяет возможности экономической системы к адаптации, а, следовательно, и к выживанию в условиях крайней нестабильности окружающей среды, что является одной из наиболее существенных характеристик сегодняшнего этапа развития мирового хозяйства. Однако существует слишком большое количество факторов, оказывающих влияние на формирование кризисного потенциала в экономической системе. Как правило, каждый кризис демонстрирует новый вариант неблагоприятного сочетания вызвавших его факторов. Программы антикризисной политики учитывают прошлую кризисную динамику, но часто оказываются бессильными перед вновь формирующимися кризисами новых типов. Поэтому выход экономики на бескризисную траекторию роста становится невозможным.9

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Специфика экологической, продовольственной и энергетической проблем для конкретных стран

2.1. Особенности глобальных проблем развитых стран

 

Вторая половина ХХ в. – это время  невиданных ранее темпов экономического развития. Однако оно во все большей мере стало осуществляться без надлежащего учета возможностей окружающей природной среды, допустимых хозяйственных нагрузок на нее, потенциальной емкости биосферы.

Характеризуя общее состояние окружающей природной среды, ученые разных стран обычно употребляют такие определения, как «деградация глобальной экономической системы», «разрушение природных систем жизнеобеспечения» и т.п. Многие пишут о нарастающем глобальном экологическом кризисе, который в отдельных регионах принял уже самые отчетливые формы.

Условно всю проблему деградации мировой  экологической системы можно  разделить на две составные части: деградация окружающей природной среды  в результате нерационального природопользования и загрязнение ее отходами человеческой деятельности.

Не приходится уже говорить о  некоторых количественных параметрах экологической ситуации, несопоставимых с предшествующими периодами. XX век  принес человечеству уничтожение более 1/4 обрабатываемых земель и 2/3 лесов. По оценкам специалистов, в 2000 г. объем промышленных отходов достигнет 10 млрд.т., увеличившись за 30 лет в 2,5 раза. Загрязнение воды возрастет за это же время более, чем в 10 раз.

Приведенные данные подтверждают исключительную масштабность экологической проблемы, ее значение для настоящего и будущего мировой цивилизации, трудно поддающийся оценке колоссальный объем средств, необходимых для преодоления и уменьшения ее негативных последствий. Речь идет о национальных и международных расходах. Практически годовые затраты только на охрану природы в последнем 30-летии XX века составляли: в 1970 г. – 40 млрд.долл., в 1980 г. – 75, а в 1990 – примерно 150 млрд.долл. На 2000 г. они намечались в 250 млрд.долл., что соответствует приблизительно 0,8% от мирового ВВП. Между тем стоимость ущерба, наносимого окружающей среде (а здесь ведь не учитывается вред здоровью, рост заболеваемости и т.п., а тем более потери в будущем), составляет 4-6% ВВП только в развитых странах.

Из приведенных данных можно  сделать вывод: основные негативные экологические показатели за немногие годы увеличились не менее, чем на порядок, тогда как расходы на природоохранные цели возросли лишь в 3,5 раза и этот разрыв в последнее время неуклонно увеличивается. Вопрос ресурсов имеет и еще один немаловажный аспект, предопределяющий необходимость и важность международного сотрудничества в преодолении экологической угрозы. Если развитые страны по состоянию экономики могут выделять крупные средства на экологические цели, то развивающиеся и страны с переходной экономикой, в частности Россия, такой возможностью в настоящее время не располагают, усугубляя собственную и общемировую экологическую ситуацию.

Между тем первая в указанных  группах стран становится особенно острой: ускоренный демографический рост в «третьем мире» обусловливает расширенное потребление природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. Сейчас объем вредных выбросов в атмосферу составляет, по некоторым оценкам, 22 млрд.т. в год. Из них почти половина приходится на Северную Америку и более 1/3 на Западную Европу и Японию. Если среднемировой показатель выброса углекислого газа на душу принять за 100, то в странах Запада он составлял 72, в странах переходной экономики – 186, а в развивающихся – 153. В развивающихся странах эмиссия СO2 на каждый доллар ВВП в полтора раза выше, чем в странах переходной экономики и в 4 раза, чем в промышленных странах Запада.

Как предполагают эксперты ООН, «вклад» развивающихся стран  в атмосферных выбросах углекислого  газа увеличится с теперешних 28 до 40% к середине XXI века. Подобные и многие другие загрязнения среды обитания (почв, воздушного и водного пространства), как правило, не ограничиваются национальными пределами, а затрагивают близлежащие и не редко более отдаленные страны. В результате возникает не простая экономико-правовая проблема выявления причин и источников трансграничного загрязнения пространства, определения ответственности за него, порядка и способов возмещения нанесенного ущерба. Другими словами, даже в таких случаях требуется международный уровень решения соответствующих вопросов. Тем более это касается экологических угроз, затрагивающих многие страны, все мировое сообщество.

Совершенно очевидно, что  современные экологические проблемы не только технологические, экономические, правовые и нравственные, но и политические. Это подчеркивает необходимость международного сотрудничества в создании и обеспечении экономико-правовых, организационно-институциональных условий решения экологической и других глобальных проблем, механизмов реализации соответствующих мер и контроля за их осуществлением. Нельзя, к тому же, не учитывать, что необходимые ограничения в области окружающей среды часто оказываются в противоречии с национальными интересами отдельных стран.

Ещё одну не менее значимую проблему человечества - мировую продовольственную проблему называют одной из главных нерешенных проблем XX в. За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс – численность недоедающих и голодающих сократилась почти вдвое. В то же время немалая часть населения планеты до сих пор ощущает дефицит продуктов питания. Численность нуждающихся в них превышает 800 млн. человек, т.е. абсолютную нехватку продовольствия (по калориям) испытывает каждый седьмой.

Наиболее остро проблема дефицита продуктов питания стоит во многих развивающихся странах (к ним по статистике ООН относится и ряд постсоциалистических государств). В частности, к числу наиболее нуждающихся стран, где средне душевое потребление продовольствия по энергетической ценности составляет менее 2000 ккал в день и продолжает снижаться, Того и Монголия.

В то же время в ряде развивающихся  стран уровень потребления на душу населения в настоящее время  превышает 3000ккал в день, т.е. находится  на вполне приемлемом уровне. К данной категории относятся, в частности, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Марокко, Мексика, Сирия и Турция.

Другим важнейшим аспектом продовольственной проблемы является несбалансированность питания. Так, для  современной России характерно не столько  снижение энергетической ценности потребляемого продовольствия (в течение 90-х гг. – с 2500 до 2300 ккал в день), сколько ухудшение структуры питания. Иными словами, душевое потребление наиболее важных видов продовольствия находится значительно ниже медицинских норм, рекомендуемых для полноценного питания, и продолжает сокращаться. В 1997 г. потребление мяса и мясопродуктов в расчете на одного человека составило 50 кг (при норме 81 кг), молока и молочных продуктов – 229 кг (норма 392 кг), растительного масла – 7,9 кг (норма – 13 кг), сахара – 33 кг (норма 40,7 кг). Наибольшую остроту продовольственная проблема в России приобрела в 90-е гг. в связи с резким снижением жизненного уровня основной части населения и падением сельскохозяйственного производства более чем в 1,5 раза.

Мировое производство сельскохозяйственной продукции сдерживается ввиду ограниченности угодий, причем как в развитых, так  и в развивающихся странах. Это  связано с высоким уровнем  урбанизации, необходимостью сохранения лесных массивов, ограниченностью водных ресурсов. Наиболее остро проблема дефицита продовольствия стоит перед беднейшими странами, которые не в состоянии выделять значительные средства на импорт продуктов питания.

Несмотря на то, что основная часть продовольствия потребляется там, где оно произведено, международная торговля продуктами питания ведется весьма интенсивно. Объем мирового экспорта продовольствия составляет более 300 млрд. долл. в год.

Основные участники международной  торговли продовольствием – развитые страны, прежде всего США, Франция, Нидерланды, Германия. На долю этой группы стран приходится порядка 60% мирового экспорта и импорта. Примерно треть закупок и продаж продовольствия приходится на страны Азии, Африки, и Латинской Америки. Доля стран с переходной экономикой незначительна и составляет менее 5%.

Россия является крупным  нетто-импортером продовольствия и  сырья для его производства, ежегодно закупая этих товаров на сумму  более 10 млрд. долл. (прежде всего мясо и мясные продукты, сахар, зерно, а  также молоко и молочные продукты).

Наиболее активно ведется  международная торговля зерновой продукцией, а также (в меньшей степени) мясными  и молочными товарами и сахаром. Главными поставщиками зерна являются США, Канада, ЕС (в основном Франция), Аргентина и Австралия. На их долю приходится 9/10 мирового экспорта пшеницы и кормового зерна

Страны – ведущие экспортеры продовольствия являются одновременно его крупными покупателями. Так, США, обеспечив себе, ключевые позиции  в поставках стратегического  продовольственного сырья, импортируют  в больших количествах фрукты и овощи, кофе, какао, чай, специи и ряд других товаров. В 1996 г. экспорт продовольствия Соединенными Штатами составил 47 млрд. долл., а импорт – 22 млрд. долл.

Система международной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе и продовольствием, в настоящее время претерпевает коренные изменения. Необходимость осуществления реформ в указанной сфере была вызвана ростом государственной поддержки и протекционизма во многих странах, особенно развитых.

Проводимая политика поддержки  высоких внутренних цен привела  к перепроизводству ряда сельскохозяйственных товаров и широкому распространению экспортных субсидий и ограничений на импорт, что в свою очередь осложнило межгосударственные отношения во внешнеэкономической сфере. Отсутствие согласованных на международном уровне правил и процедур неоднократно являлось поводом для возникновения противоречий, чреватых порывом стабильности международной торговли и возникновением торговых войн.

Основные «битвы» развертывались между ЕС и США, которые вследствие проблем со сбытом практиковали широкомасштабное применение субсидий при поставках своего зерна на внешние рынки. Эти действия вызывали активное противодействие со стороны Канады, Австралии и других более мелких экспортеров, чье финансовое положение не позволяет применять субсидии в больших размерах. В целом по развитым странам уровень поддержки сельского хозяйства в период 1986-1991 гг. составлял от 42 до 47%. Совокупный денежный эквивалент субсидий производителям, рассчитанный по методике ОЭСР, приближался к 180 млрд. долл. (к настоящему времени он снизился на 30 млрд. долл.).

Многие международные эксперты сходятся в том, что производство продовольствия в мире в ближайшие 20 лет будет способно в целом  удовлетворить спрос населения  на продукты питания, даже если население  планеты будет ежегодно возрастать на 80 млн. человек. При этом спрос на продовольствие в развитых странах, где он и так достаточно высок, останется примерно на современном уровне (изменения коснутся главным образом структуры потребления и качества продуктов). В то же время усилие мирового сообщества по решению продовольственной проблемы приведут, как предполагается, к реальному росту потребления продовольствия в странах, где наблюдается его нехватка, т. е. в ряде государств Азии, Африки и Латинской Америки, а также Восточной Европы.

Информация о работе Экономические аспекты глобальных проблем - экологической, продовольственной, энергетической