Экономические аспекты глобальных проблем - экологической, продовольственной, энергетической

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 13:56, реферат

Описание работы

Цель работы – исследовать экономические аспекты глобальных проблем: экологической, продовольственной, энергетической.
Для достижения поставленной цели были решены задачи:
1) Рассмотреть типизацию глобальных экономических проблем.
2) Рассмотреть влияние цикличности развития мирового хозяйства на обострение глобальных проблем экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Характеристика глобальных экономических проблем 6
1.1. Типологизация глобальных экономических проблем 6
1.2. Влияние цикличности развития мирового хозяйства на обострение глобальных проблем экономики 10
Глава 2. Специфика экологической, продовольственной и энергетической проблем для конкретных стран 14
2.1. Особенности глобальных проблем развитых стран 14
2.2. Специфика проявления глобальных проблем в России 21
Глава 3. Механизм решения глобальных экономических проблем 24
3.1. Методы и инструменты решения глобальных проблем человечества в развитых странах 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Экономические аспекты глобальных проблем - экологической, продовольственной, энергетической.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Природные ресурсы не только определяют комфортность существования человечества, но и саму возможность  жизни людей на Земле. В первую очередь возможность существования человека на Земле определяется наличием энергии. Энергетическая и сырьевая проблемы - это проблемы обеспеченности человека энергией и сырьем. Такая проблема впервые проявилась в 70-е гг прошлого века. XX и XXI вв. характеризуются исключительно быстрым ростом объемов добычи минерального сырья. Например, сейчас ежегодно из недр добывается более 100 млрд. т полезных ископаемых, не считая сотен миллиардов сопутствующих горных пород. Если темпы роста объемов добычи минеральных ресурсов сохранятся, то примерно через 200 лет ежегодное изъятие горных пород составлять объем, равный объему земной коры материков (250000 трлн. т), которая выступает над уровнем Мирового океана, практически невозможно.

Главная современная энергетическая и сырьевая проблема - ограниченность ресурсов, которые легко добываются, а следовательно их добыча является экономически выгодным. О полном исчерпания минеральных ресурсов речь не идет, поскольку горные породы земной коры и воды Мирового океана имеют огромное количество химических элементов. Например, один кубический километр гранитов включает миллионы тонн кремния, сотни тысяч тонн различных металлов, а в водах Мирового океана растворено около 10 млн т золота и огромное количество других химических элементов. Но затраты на добычу таких элементов сегодня огромные, а технологии далеки от совершенства. В связи с этим возникает  проблема дефицита и исчерпанности минеральных ресурсов, которая может привести к появлению конфликтов между странами на этой почве.

Расходы на поисково-разведочные работы и добыча все более труднодоступных (глубокозалегающих, расположенных  в отдаленных районах континентов или на дне океанов) месторождений полезных ископаемых быстро возрастают. Например, в недрах шельфа Северного Ледовитого океана таятся гигантские запасы углеводородного сырья, но для ее добычи нужны морские буровые платформы сверхвысокой прочности, которые могут противостоять подвижным льдам и кризисе или подводные (подледные) установки. Все это требует значительных материальных затрат и создания принципиально новых технологий.

Современный житель США в течение  своей жизни в среднем использует более 1200 т полезных ископаемых, тепловой энергии, равна 4000 барреля нефти, потребляет 25 т растительного и 28 т животной пищи, производит около 12 тыс. т отходов. Если в будущем мировое сообщество выйдет на такой уровень потребления, то потребуется фантастическое количество сырья, топлива, продовольствия, образовываться огромная масса отходов.

2.2. Специфика проявления глобальных проблем в России

 

Россия, как будущая участница  ВТО, очевидно, столкнется с отмеченными  выше проблемами. В то же время РФ располагает довольно широкими возможностями для перестройки структуры производства и внешней торговли аграрной продукцией.

Наиболее сложной для России проблемой является будущее изменение  форм государственной поддержки  сельского хозяйства, особенно с учетом его нынешнего кризисного состояния. К настоящему времени прямые платежи производителям сельскохозяйственной продукции, а также дотации потребителям (в основном на молочную и хлебобулочную продукцию) практически сошли на нет. В то же время, очевидно, что России по примеру США и Западной Европы необходимо переносить акцент при осуществлении поддержки АПК на развитие инфраструктуры в сельской местности, защиту окружающей среды, контроль качества и санитарный контроль, активизацию научных исследований в аграрной сфере и меры в области государственного регулирования продовольственного рынка страны.

Вступление в ВТО также налагает на Россию обязательства в отношении  перехода от нетарифных мер регулирования  импорта продовольствия к тарифным и последующему снижению таможенных пошлин. Между тем уровни российских пошлин не всегда обеспечивали достаточно эффективную защиту отечественного производителя. В результате, несмотря на общее снижение потребления продовольствия в стране, доля импорта продолжала оставаться высокой, а сокращалась реализация именно российских продовольственных товаров.

Финансовый кризис, начавшийся 17 августа 1998 г., обозначил новые тенденции  в российской внешней торговле продовольствием. Резкое изменение курса рубля  по отношению к доллару привело к снижению покупательной способности населения и сокращению спроса на импортное продовольствие.

В то же время в связи с кризисом придает новое звучание вопрос об открытии рынков стран – членов ВТО для российской сельскохозяйственной продукции. Климатические условия на территории России позволяют наладить в перспективе выпуск товаров, которые могут найти спрос на мировом рынке (этот рынок, хотя и насыщен в довольно сильной степени, все же имеет достаточно ниш). К таким товарам относятся, в частности, высококачественная пшеница, рожь, продовольственный овес, подсолнечник. Перестройка структуры сельскохозяйственного производства в России в расчете на потребности мирового рынка предполагает активное развитие производств с отчетливо выраженной экспортной ориентацией.

Помимо ВТО, другой важной организацией, где определяются перспективы мировой  продовольственной ситуации, является ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН). В настоящее  время эта организация, в деятельности которой Россия участвует в качестве постоянного наблюдателя, и мировое сообщество в целом уделяют серьезное внимание перспективам решения продовольственной проблемы в нуждающихся странах, в том числе в странах с переходной экономикой. Если ранее (в 70 – 80-е гг.) наиболее важная роль отводилась продовольственной помощи, то к настоящему времени акцент сместился на оказание содействия развитию национального сельского хозяйства. Основной формой помощи аграрному сектору со стороны как ФАО, так и крупнейших стран – доноров (США и государств – членов ЕС) является финансирование конкретных проектов, ориентированных на подъем сельского хозяйства. На эти цели, в частности, расходуется часть бюджета ФАО, составляющего 1 млрд. долларов. Оказывается также техническая помощь, включая подготовку кадров для сельского хозяйства, предоставление консультаций специалистов, осуществление экспертных оценок и т.д.

Примерами реальной поддержки развития национального сельского хозяйства  со стороны ФАО является распространение  новых высокоурожайных сортов культур в нуждающихся странах, передача им достижений в области биотехнологии, разработка и помощь в осуществлении проектов расширения производства продовольствия, строительство объектов инфраструктуры в сельской местности.

 

 

Глава 3. Механизм решения глобальных экономических проблем

3.1. Методы и инструменты решения глобальных проблем человечества

в развитых странах

 

Глобальные проблемы цивилизации  невозможно разрешить силами отдельного государства. Формирование нового миропорядка  выдвигает перед всем мировым сообществом задачу – создать единый механизм регулирования на глобальном уровне, отвечающем потребностям человека. При этом следует исходить не из узконациональных интересов, а выработать международные нормы, определяющие права и обязанности всех стран и народов.

В условиях рыночной экономики основные уровни решения экологических проблем (предприятие, государство, международные  или наднациональные структуры) не в полной мере состыкованы, их интересы далеко не всегда совпадают. Чисто рыночные принципы оказываются неприемлемыми для решения глобальной экологической проблемы, как, кстати, и других проблем глобального характера. Практически на всех уровнях оказывается необходимым государственное и международное регулирование с использованием прямых административных (запреты, ограничения, стандарты и нормативы, обязательные экспертизы и разрешения, санкции) и косвенных (платежи и штрафы, специальные налоги и сборы, природоохранные фонды).

Это дополняется экономическими мерами регулирования, включающими: продажу прав (квот) на загрязнение природы, субсидии, льготные кредиты и целевые займы на деятельность по охране окружающей среды, налоговые льготы и поощрительные тарифы предприятиям и структурам, обеспечивающим экологическую чистоту продукции, сферы своей хозяйственной деятельности, поощрение ускоренной амортизации экотехники и т.д.

Конференция в Рио-де-Жанейро, последующий  период дальнейшего обострения экологических  проблем, серьезные природные катаклизмы недавнего времени предопределили концентрацию усилий отдельных стран и мирового сообщества на обеспечении национальной и международной экологической безопасности.

Этому должны способствовать:

·     осознание особой сложности и остроты, исключительной масштабности и глобального характера экологической проблемы;

·     последовательное осуществление на всех уровнях адекватных этому экономико-финансовых, правовых, организационно-институциональных, кадровых, психологических и политических мер по ее решению;

·     обеспечение структурной перестройки экономики с ориентацией на экологическую безопасность;

·     установление действительной ответственности всех природопользователей за нарушение природоохранного законодательства и международных соглашений по соответствующим вопросам;

·     налаживание систематического мониторинга и контроля за состоянием природной среды; создание и поддержание специально охраняемого биосферного фонда;

·     организация обязательной, в том числе международной, независимой экспертизы объектов потенциальной экологической опасности;

·     создание действенной правовой среды обеспечения охраны окружающей среды;

·     формирование эффективной системы экологического воспитания и профессиональной подготовки в этой области.

Но реализация этих задач требует  консолидации ресурсов как на национальном, так и на международном уровне. Именно этим вопросам и была посвящена международная конференция под эгидой ООН, состоявшаяся в дек. 1997 г. в Киото с участием более 120 стран. Здесь обсуждались практические меры и рекомендации по привлечению средств отдельных стран для решения наиболее острых экологических проблем, в частности, был определен уровень отчислений на эти цели в группах стран (ЕС) и в некоторых странах. «Договор Киото», подготовленный участниками конференции, предусматривал меры по уменьшению парникового эффекта с помощью, в частности, установления лимитов выброса углекислого газа для отдельных стран, что позволило бы сократить такие выбросы к 2010 г. на 7% против нынешнего уровня.

Страны, укладывающиеся в эти лимиты, могли бы продавать часть своих квот другим странам, превышающим их. Тем самым было положено начало международному экономическому механизму ограничения вредных воздействий на окружающую среду. Не по всем указанным вопросам было достигнуто полное согласие. Тем не менее мировое сообщество намерено последовательно и скоординированно бороться за решение этой приоритетной глобальной проблемы современности.

В настоящее время уровень эффективности  использования энергоносителей  очень низкий и в среднем по миру (с учетом всего технологического цепочки) составляет 5 - 7%. Итак, существуют потенциальные возможности более десятикратного увеличения эффективности использования энергоносителей, увеличение цен на которые будет способствовать внедрению энергосбережения.

В отдаленном будущем за счет энергосбережения темпы роста  энергопотребление по сравнению с темпами роста ВВП будут снижаться. Сейчас увеличение среднемирового энергопотребления на душу населения в основном связано с быстрым ростом этого показателя в странах Латинской Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии. По прогнозам, через 20 лет 70% прироста потребления энергии для страны, развивающихся. Это может обострить экологические проблемы в мире, если за нехватки средств развивающиеся, будут использовать несовершенные технологии. Доступ к источникам энергии, наличие этих источников, приемлемость (прежде экологическая) их обществом являются важнейшими экономическими условиями энергетики XXI века

Сейчас человечество находится  почти в полной зависимости от объемов добычи нефти, природного газа, угля и других видов минерального топлива. По прогнозам, к середине XXI в. увеличиваться зависимость  развитых стран от импорта нефти и природного газа. Нефть останется главным энергоносителем в ближайшие десятки лет, доля природного газа будет быстро расти, а доля угля - постепенно снижаться. Вероятно, максимальный прирост придется на солнечную, геотермальную, ветровую  и другие альтернативные виды энергии, но стоимость технологий их применения остается еще очень высокой. В электроэнергетике ожидается существенное сокращение доли АЭС. Например, в США и Западной Европе предусматривается замена АЭС экологически чистыми (газовыми) ТЭС. Доля ГЭС также снизится за счет исчерпания гидроэнергоресурсов.

Предполагается два этапа развития мировой энергетики: на первый – бурное развитие газовой промышленности и энергосбережения, на втором - новые источники энергии (термоядерный синтез и др.).

Таким образом, центральным звеном стратегии решения глобальных проблем  в развитых странах является развитие всеобъемлющего международного сотрудничества, объединение разнообразных усилий всего человечества. Итак, у мирового сообщества существует объективная возможность сохранить себя и жизнь на планете.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Глобальные проблемы экономики, так  же как и общечеловеческие проблемы существовали всегда, со времени зарождения цивилизации. Будут существовать и в дальнейшем.

Опасность глобальных проблем приводит к 2 выводам:

1) если тенденция развития этих проблем будет сохраняться, то в течение следующего столетия человечество подойдёт к пределам своего роста. Наиболее вероятным будет довольно резкое и неуправляемое падение, как численности населения, так и промышленного производства;

2) имеется возможность изменить данные тенденции роста, стабилизировать экономическое и экологическое состояние человечества, поддержать его в далёком будущем. Глобальное равновесие можно спроектировать таким образом, что потребности каждого человека на земле будут удовлетворяться, а его индивидуальный потенциал будет реализовываться.

В противном случае человечеству угрожают: межнациональные и межгосударственные конфликты, отсутствие согласованности в экономической сфере, несогласованность в охране окружающей среды, неотрегулированность роста населения, политический авантюризм, упадок личной и государственной морали, потребительский эгоизм, рост уголовных преступлений, националистический и политический терроризм, разрушительное распространение алкоголизма и наркомании. И всё же несомненным является то, что человечество найдёт разумное решение сложной задачи осуществления необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

Информация о работе Экономические аспекты глобальных проблем - экологической, продовольственной, энергетической