Экономическая оценка внедрения в сельскохозяйственное производство

Автор: Елена Плескач, 08 Ноября 2010 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение внедрения прогрессивных технологических процессов и новой техники и оценка эффективности их использования в АПК на примере Пружанского лесхоза.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы сущности НТП;
- проведен анализ эффективности внедрения НТП на предприятии АПК на примере Пружанского лесхоза;
- рассмотрено состояние и возможные перспективы развития НТП в Республике Беларусь.
Объектом исследования является Пружанский лесхоз.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НТП В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ 5
1.1 Сущность и значение НТП 5
1.2 Инновационная деятельность в АПК 7
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ НТП НА ПРЕДПРИЯТИИ ПРУЖАНСКИЙ ЛЕСХОЗ 12
2.1 Основные направления и мероприятия по повышению технического уровня производства на предприятия 12
2.2 Система показателей, характеризующих технический уровень производства продукции 14
2.3 Оценка экономической эффективности внедряемых мероприятий и источники их финансирования 20
ГЛАВА 3 УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НТП В БЕЛАРУСИ И ПЛИНИРОВАНИЕ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ 31
3.1 Методы прогнозирования и планирования НТП и инновационной деятельности. 31
3.2 Состояние научного потенциала в Республике Беларусь и стратегия его развития. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧИК.doc

— 617.00 Кб (Скачать)

      В структуре научно-технической продукции Беларуси по функциональному назначению результатов (фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки) следует отметить прежде всего низкую (хотя и возросшую в период кризиса) долю затрат на фундаментальные исследования – 11,7%. Для сравнения: в США – 14%, ФРГ – 18, Франции – 20% (табл.3.3 Приложение Д). относительно высокий уровень затрат на фундаментальные науки в 2004-2005 гг. в Беларуси был связан с сокращением значительной части отраслевой науки после распада СССР, поддержкой за счет бюджетных средств прежде всего фундаментальных исследований, сосредоточенных главным образом в Академии наук и вузах, находящихся и ранее в республиканском подчинении.

      До  распада СССР научно- исследовательскими и конструкторскими организациями республики по заказам предприятий ежегодно разрабатывалось до 100-140 новых типов машин, оборудования и приборов. При этом весьма значительная часть общего количества белорусских ученых была занята на проведении исследований, связанных с выполнением хорошо оплачиваемых заказов военно-промышленного комплекса СССР.

      Мировой опыт показывает, что научно-технический  прогресс остается наиболее стабильным фактором накопления финансовых средств  для расширенного воспроизводства, дальнейшего развития инноваций  и наиболее выгодной, хотя и наиболее рисковой, сферой помещения капитала. В развитых странах ассигнования в науку не снижались даже в периоды экономических спадов и отличались более высокими темпами роста, чем производство. Например, с 1981 по 1985г. в десятке стран ОЭСР расходы на исследования и разработки росли почти вдвое быстрее производственных (в среднем 6% против 3%). Американские специалисты Дж.Кердрик и М.Бейли, эксперты конгресса США по проблемам научной политики, подчеркивают, что доля научных расходов в ВВП должна быть не менее 3%, несмотря на неоднозначность представлений об эффективности этих затрат. Пороговое же значение расходов на научные исследования и разработки по отношению к ВВП как одного из показателей экономической безопасности страны принято считать равным 2%. Из этого следует, что достигнутый уровень развития научно-технической деятельности не может быть оценен как достаточный для государства, стремящегося к экономической и политической независимости в условиях ограниченных собственных сырьевых и энергетических ресурсов и сложной экологической обстановки. Соотношение фактического и порогового значений показателя затрат на НИОКР в процентах к ВВП составляет в Беларуси 0,4%.

      В Беларуси неоправданно низка доля научных  исследований в вузах – 8,1% от общих расходов на науку (2008г.). между тем вузы обладают существенными преимуществами перед академическими и отраслевыми институтами: здесь шире возможности привлечения к исследованиям талантливой молодежи, свободной от устаревших парадигм; постоянно происходит обновление научных кадров; легче организовывать междисциплинарные работы; здесь больше, чем во многих отраслевых НИИ и КБ, высококвалифицированных специалистов – докторов и кандидатов наук. [20, c.718]

      В Беларуси непомерно высока доля затрат на технические науки (более 70% против, например, 50% в США) и довольно низок удельный вес расходов на естественные и медицинские науки, а также на гуманитарные, общественные и сельскохозяйственные. В общем количестве специалистов с высшим образованием, выполняющих НИОКР в республике, более 48% составляют ученые в сфере технических наук, почти 24% - исследователи естественных направлений, более чем по 5%- экономисты и сельскохозяйственники. Поэтому в стране чрезвычайно слаб научный потенциал для социальной переориентации экономики.

      Изобретательный потенциал страны после научного является вторым важнейшим срезом технологической  структуры национальный экономики. Он характеризует результаты функционирования тех частей научного и инновационного потенциалов, которые непосредственно связаны со становлением нового технологического уклада. Анализ отчетности Белгоспатента за 2005-2007 гг. показал, что количество заявок на изобретения от национальных заявителей сократилось с 828 в 1993г. до 624 в 2007г. (на 24,6%), что является причиной и следствием технологического кризиса в республике. Картина становится еще более тревожной на фоне бума изобретательной активности, наблюдающегося в 80-е и 90-е годы в мире и являющегося исходной базой формирования нового технологического уклада.

      В условиях кризиса и невостребованности производством научных результатов  резко возрастает роль государственной  поддержки научной сферы. Между  тем и возможности государственного бюджета ограничены ввиду необходимости  финансирования социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, пенсионное обеспечение). Если в 2005г. бюджетные средства на НИОКР составили 39,5% всех затрат на эти цели, то в 2006г. они, по данным Министерства статистики и анализа, уменьшились до 28,5% (2007г. – 36,3%, 2008г. – 36,4%).

      Техническая база большинства предприятий Беларуси, производящих продукцию, и сфер применения техники представляет традиционный (IV) или даже реликтовый технологический уклад; продукция, производимая на таких предприятиях, неконкурентоспособна и ресурсорасточительна. Старение производственного аппарата ускоряется: износ основных производственных фондов на значительном количестве промышленных предприятий достиг 55-60%, а на отдельных -–и более 70%. Вследствие этого производственный процесс разваливается уже не только по чисто экономическим (отсутствие оборотных средств, неплатежи, невозможность получения кредита и др.), но и по технологическим причинам. В технологических процессах, соответствующих мировому уровню, в середине этого десятилетия было задействовано всего лишь 4% оборудования. Около 14% прогрессивной части парка машин и оборудования использовалось в технологических процессах более низкого уровня. Основная часть парка машин и механизмов (79%) применяется в технологических процессах, обеспечивающих выпуск продукции в соответствии с действующей нормативно-технической документацией. Удельный вес оборудования, применяемого в устаревших и требующих замены технологиях, составляет 17%. В то время как в странах-лидерах мирового научно-технического прогресса доля V технологического уклада достигла примерно половины ВВП. В Беларуси в начале 2000-х она составляла лишь около 10%, а в настоящее время, по оценкам специалистов, находится на уровне 3-5%.

      Для первого десятилетия XXI столетия характерен переход наиболее развитых стран мира к V технологическому укладу. Технологическими лидерами перехода являются Япония, США, Германия, Швеция и ряд других государств ЕЭС, Тайвань, Канада, Австралия. Поэтому важнейшим звеном программы структурной перестройки экономики Беларуси является целенаправленный переход всех звеньев народного хозяйства республики к V технологическому укладу, массовое использование ресурсосберегающих, экологически чистых современных технологий. [21]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      В современной экономической науке уделяется большое внимание исследованию технологических изменений. Опубликовано много работ, посвященных изучению различных инновационных процессов, сдвигов в отраслевой структуре хозяйства, изменений тех или иных экономических пропорций, происходящих под воздействием НТП. В то же время, несмотря на сравнительно неплохую изученность многих частных проблем, отдельных явлений и процессов, связанных с НТП, остается неисследованным ряд глубинных взаимосвязей и зависимостей, определяющих структуру технико-экономического развития, без понимания которых отдельные разработки частных проблем не складываются в целостное представление о НТП. Неизученность общих закономерностей НТП проявляется, в частности, в сохраняющемся разрыве между макро- и микроуровнем экономического анализа. С одной стороны, в исследованиях отдельных инновационных процессов макроэкономический аспект ограничивается обычно анализом влияния того или иного конкретного нововведения на макроэкономические показатели или изучением общей инновационной активности в экономике. С другой стороны, изучение структурных сдвигов сосредоточивается, как правило, на рассмотрении изменений в отраслевых и межотраслевых пропорциях, в соотношениях между первым и вторым подразделениями общественного производства, частями национального дохода, направляемыми на потребление и накопление, и других макроэкономических параметров. Инновационная политика в условиях белоруской экономики должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Определяющим условием передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства в Беларуси  по опыту Японии, США, Германии и других развитых стран.

      Обобщающим  показателем комплексной оценки эффективности внедряемых мероприятий  является суммарный экономический эффект, определяемый на всех стадиях реализации его мероприятий как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за весь срок осуществления данного проекта.

      Лучшим  признается вариант, у которого величина экономического эффекта максимальна, либо вариант с минимальными затратами при условии тождества полезного результата (эффекта).

      Для анализа эффективности внедрения  НТП в работе был предложен расчет такого мероприятия как внедрение станка по переработке отходов ZRN-51 на предприятие Пружанский Лесхоз.

      Стоимостная оценка затрат на внедрение станка ZRN-51 на равна 333681.6 тыс. руб. Получили, величина предполагаемого экономического эффекта станка ZRN-51 имеет достаточно высокое значение. Это свидетельствует о том, что предлагаемое мероприятие по повышению технического уровня производства в Пружанском лесхозе экономически обосновано и может быть использовано на практике.

      В Беларуси, например, разработан ряд  программ, реализации которых придается  особая значимость. Среди них следует  выделить программы ”Машиностроение”, ”Энергия”, ”Информатизация”, ”Технологии”, ”Новые материалы”, ”Биотехнология”.

      В 2008г. на развитие белорусской науки было затрачено 145 млн. дол. США. По меркам современной Германии, например, это годовой бюджет одного НИИ, причем не самого крупного. Крупные институты и исследовательские центры имеют весьма значительные объемы финансирования. Так, Центр в Юлихе – 530 млн. нем. марок, что составляло в 2005г. около 400 млн. дол. США.

      В условиях кризиса и невостребованности производством научных результатов  резко возрастает роль государственной  поддержки научной сферы. Между  тем и возможности государственного бюджета ограничены ввиду необходимости финансирования социальной сферы (здравоохранение,

      образование, культура, пенсионное обеспечение).

      Для первого десятилетия XXI столетия характерен переход наиболее развитых стран мира к V технологическому укладу. Технологическими лидерами перехода являются Япония, США, Германия, Швеция и ряд других государств ЕЭС, Тайвань, Канада, Австралия. Поэтому важнейшим звеном программы структурной перестройки экономики Беларуси является целенаправленный переход всех звеньев народного хозяйства республики к V технологическому укладу, массовое использование ресурсосберегающих, экологически чистых современных технологий.

      Таким образом, важнейшим фактором повышения  эффективности общественного производства, обеспечения высокой его эффективности был и остается научно-технический прогресс. Преимущество отдавалось совершенствованию действующих технологических процессов, частичной модернизации машин и оборудования. Такие меры давали определенную, но незначительную отдачу.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Анализ  хозяйственной деятельности предприятий: учеб. Пособие/Л.Л. Ермалович [и др.]; под общ. Ред. Л.Л. Ермалович. – Минск: Соврем. шк., 2006. – 736 с.
  2. Бондарь, Т. Господдержка села: состояние, проблемы, перспективы / Т. Бондарь//Финансы. Учет. Аудит. 2007. - №10. – с. 21 – 23
  3. Бусел, И.П., Малихтарович, П.И. Экономика сельскохозяйственного предприятия с основами менеджмента: пособие/ И.П. Бусел, П.И. Малихтарович. – Минск: Литература и Искусство, 2008. – 448 с.
  4. Бычков, Н. Механизм финансового оздоровления предприятий АПК и привлечение в них инвестиций/Н. Бычков//Аграрная экономика. – 2006. - №9. – с. 33 – 39
  5. ЗолотогоровВ.Г. Организация и планирование производства: Практ. пособие. –Минск, 2001. – 528с.
  6. Иванцов, П.И. Инновационная деятельность в агробизнесе: теория и практика: учебное пособие/П.И. Иванцов; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: [Академия управления при Президенте Республики Беларусь], 2006. – 253 с.
  7. Ильин, А.И. Планирование на предприятии: учебное пособие / А.И.Ильин. – Мн.: Новое знание, 2001. – 635 с.
  8. Калинка, А.А. Экономика предприятия: учебное пособие / А.А.Калинка. –Мн.: Ураджай, 2001. – 250 с.
  9. Каллаур, П.В. Концепт «финансовая стабильность»/П.В. Каллаур// Белорусский экономический журнал. – 2006. - №7. – с. 25 – 37
  10. Карпей, Т.В. Экономика, организация и планирование промышленного производства: учебное пособие / Т.В.Карпей – 4-е издание. – Мн.: Дизайн ПРО, 2004. – 328 с.
  11. Кобринский, Г Финансовый менеджмент – искусство управления и руководства/Г. Кобринский, Т. Бондарь//Финансы. Учет. Аудит. – 2006. - №9. – с. 10 – 16
  12. Н.И. Новицкий. Организация производства на предприятиях: Учеб.-метод. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002 – 392с.
  13. Организация производства: Учеб. для вузов/ О.Г. Туровец, В.н. Попов, В.Б. Родинов и др.; Под ред. О.Г. Туровца. – М.: Экономика и финансы, 2002.- 452с.
  14. Перепелица, В.А. финансовый рынок Беларуси и России в мае 2006 года/В.А. Перепилица//Экономика. Финансы. Управление.: производственно-практический журнал для руководителей и специалистов экономических служб. – 2006. - №7. – с. 67 – 69
  15. Русак Е.С. Совершенствование методологии планирования деятельности предприятия // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. С. 376 – 392.
  16. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учебник/Г.В. Савицкая.-2-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2002. – 687 с.
  17. Суша Г.З. Экономика предприятия. – Мн.: ООО “Новое знание”, 2003. – 384с.
  18. Экономика предприятий торговли: учебное пособие/под общ. Ред.: Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. – 2-е изд., исп.. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 542 с.
  19. Экономика предприятия / В.Я.Хрипач [и др.]; под общей редакцией В.Я.Хрипача. – 2-е издание. – Мн.: Экономпрсс, 2001. – 464 с.
  20. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. Проф. В.Я.     Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 718 с.
  21. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Архв сообщений пресс-службы / 2009 / февраль 2009 – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. –Дата доступа: 02.10.2009.
  22. Официальный сайт группы РФФ БГЭУ [Электронный ресурс] / Архив - Мировая экономика - Конспект лекций – Минск, 2008. - Режим доступа: http://www.bseu04rff.bn.by - Дата доступа: 02.10.2009.
  23. Официальная национальная статистика Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Сельское хозяйство– Минск, 2009. – Режим доступа: http://www.minstat.by. –Дата доступа: 02.10.2009.

Информация о работе Экономическая оценка внедрения в сельскохозяйственное производство