Экономическая оценка внедрения в сельскохозяйственное производство

Автор: Елена Плескач, 08 Ноября 2010 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение внедрения прогрессивных технологических процессов и новой техники и оценка эффективности их использования в АПК на примере Пружанского лесхоза.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы сущности НТП;
- проведен анализ эффективности внедрения НТП на предприятии АПК на примере Пружанского лесхоза;
- рассмотрено состояние и возможные перспективы развития НТП в Республике Беларусь.
Объектом исследования является Пружанский лесхоз.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НТП В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ 5
1.1 Сущность и значение НТП 5
1.2 Инновационная деятельность в АПК 7
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ НТП НА ПРЕДПРИЯТИИ ПРУЖАНСКИЙ ЛЕСХОЗ 12
2.1 Основные направления и мероприятия по повышению технического уровня производства на предприятия 12
2.2 Система показателей, характеризующих технический уровень производства продукции 14
2.3 Оценка экономической эффективности внедряемых мероприятий и источники их финансирования 20
ГЛАВА 3 УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НТП В БЕЛАРУСИ И ПЛИНИРОВАНИЕ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ 31
3.1 Методы прогнозирования и планирования НТП и инновационной деятельности. 31
3.2 Состояние научного потенциала в Республике Беларусь и стратегия его развития. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧИК.doc

— 617.00 Кб (Скачать)

      Разработки  (конструкторские, технологические, проектные и организационные) предназначаются для экспериментальной, опытной проверки возможности создания новой техники, технологии, продуктов, а также для модернизации серийно выпускаемых предметов и средств труда. Опытно-конструкторские разработки осуществляются отраслевыми научно-исследовательскими организациями, конструкторскими и техническими бюро, проектно-конструкторскими организациями. Продуктами труда на стадии разработки являются заявки на изобретение, рабочие чертежи на изготовление новой техники, опытные образцы, отчеты об их испытании и подготовке производства к выпуску новой продукции, об изменении технологии, схемы новых систем управления, проекты создания новых цехов, предприятий, развития видов транспорта и т.п. Главным при осуществлении прогнозов развития науки и техники на стадии разработки являются выбор наиболее перспективных разработок, существенно влияющих на рост производительности труда, сокращение расхода материалов на единицу продукции, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, т.е. выбирается лучший вариант по экономическим и техническим показателям. При прогнозировании разработок основными объектами прогноза являются: качество, стоимость, эффективность, потребность в трудовых, финансовых, материальных ресурсах на создание новой техники.

      Широко  используется в мировой практике при прогнозировании науки и техники метод коллективной генерации идей (мозговая атака). Применяется и его модификации, в частности метод ”635”. Следует отметить, что с помощью данных методов целесообразно осуществлять прогнозы на кратко- и среднесрочный периоды.[16, c. 687]

      Мировой опыт свидетельствует, что из всех методов  экспертных оценок метод ”Дельфи” представляет усовершенствованный  образец экспертного прогнозирования  развития науки и техники.

      Методы  экстраполяции тенденций предполагают, что существующий темп технического развития сохранится и в будущем. При этом в зависимости от установленной закономерности (предшествующая - последующая) прогноз ведется по экспоненциальному или линейному закону. Особое место при использовании методов экстраполяции тенденций занимает выбор и обоснование параметров прогнозируемого объекта. Каждый параметр должен быть измеримым, характеризовать по возможности обобщенную функцию и являться комбинированным. При этом необходимо располагать данными о прошлом развитии параметра. Кроме того, параметр должен удовлетворять требованию сопоставимости. [23]

      В переходный период к рыночным отношениям коренным образом изменяются подходы  к планированию и управлению развития науки и техники. Методология  планирования НТП и инновационной деятельности должна исходить из существования рынка и необходимости обоснования и реализации приоритетных направлений развития науки и техники.

      Принципиальные  моменты нового подхода: активное использование  рынка в качестве эффективного инструмента координации деятельности участников инновационного цикла ”научные исследования – разработки – производство – сбыт - обслуживание”; создание условий для развития разнообразных форм предпринимательства в сфере науки; гибкое сочетание централизованного и рыночных механизмов регулирования НТП и инновационной деятельности; разработка механизмов реализации приоритетов НТП; формирование правовой основы для проведения эффективной государственной инновационной политики.

      План  развития науки и  техники должен являться стержнем плановых документов экономического и социального развития страны. Он должен охватывать весь научно-технический цикл. В планах должны отражаться основные параметры и показатели, характеризующие степень ускорения развития науки и техники (сокращение сроков создания и внедрения новой техники, повышение уровня автоматизации производства, обновление основных фондов и др.). Планирование развития науки и техники должно осуществляться на всех уровнях управления экономикой.

      В мировой практике основным методом, используемым при планировании НТП и инновационной деятельности, является программно-целевой. Он реализуется путем разработки научно-технических программ. Выделяют два вида программ:

  1. целевые комплексные научно-технические программы, реализация которых в ближайшее время может дать значительный эффект;
  2. программы по решению важнейших научно-технических проблем.

      Задание по разработке и реализации важнейших  научно-технических программ входит в состав государственного заказа. Устанавливаются лимиты ресурсов для его выполнения.

      В Беларуси, например, разработан ряд  программ, реализации которых придается  особая значимость. Среди них следует  выделить программы ”Машиностроение”, ”Энергия”, ”Информатизация”, ”Технологии”, ”Новые материалы”, ”Биотехнология”.

      В рамках программы ”Машиностроение” основные усилия концентрируются на разработке и совершенствовании методов оптимального конструирования современных машин с учетом требований надежности, качества материалов и изделий, эргономичности и экономичности.

      Программа ”Информатизация” нацелена на решение проблемы выпуска конкурентоспособных персональных ЭВМ.

      Одним из разделов программы ”Технологии” является создание новых типов лазеров, оптических элементов и систем, ранее  не выпускающихся в республике (разработка новых активных сред, твердотельных лазеров, создание новых типов газовых, полупроводниковых лазеров и т.д.).

      В программе ”Новые материалы” акцент делается на керамические и композиционные материалы.

      Программой  ”Биотехнология” предусматривается  создание новых продуктов питания, лекарственных препаратов, бактериальных удобрений и стимуляторов роста растений, микробиологических средств защиты растений, создание новых биотехнологических процессов очистки объектов окружающей среды от загрязнения.

      В программе ”Энергия” основной упор делается на создание новых источников энергии, внедрение энергосберегающего оборудования и технологий и средств учета расхода энергоресурсов.[22]

     3.2 Состояние научного потенциала в Республике Беларусь и стратегия его развития.

 

      В течение достаточно длительного времени (по крайней мере, со времени первой промышленной революции) рост производительности труда и, следовательно, жизненного уровня человека зависит от развития технологии. Технологическую динамику можно рассматривать на трех уровнях: микроуровень – постоянно происходящее обновление моделей и модификации продукции и совершенствование ее параметров на базе улучшающихся инноваций; мезоуровень – происходящая с периодичностью примерно в 10 лет смена поколений техники, обновление активной части основных фондов; макроуровень – развертывающаяся на основе совокупности базисных инноваций примерно раз в 50 лет смена лидирующих технологических укладов-этапов развертывания технологических способов производства, являющихся материально-технической базой меняющихся цивилизаций. [12, c.392]

      Соотношение способов производства, технологических  укладов и поколений техники  в структуре продукции общественного  воспроизводства в современной  экономической терминологии получило название технологической структуры экономики. Она выражает удельные веса прогрессивных, традиционных и реликтовых укладов в составе инновационного и производственного потенциалов той или иной страны, что предопределяет эффективность и адаптивность к переменам ее экономики и конкурентоспособности продукции. Технологическая структура меняется во времени, причем изменения происходят неравномерно, с волнообразной сменой поколений технических систем, научно-технических направлений, технологических укладов и способов производства. Каждый научно-технический цикл включает пять последовательно сменяющихся фаз: зарождения, становления, распространения (диффузии), зрелости (роста), старения.

      Основой структурных сдвигов, перехода экономики  к новому технологическому укладу служит инновационный потенциал государства. Современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технических знаний, являющихся главным фактором устойчивого развития общества. В развитых странах до 80% прироста валового внутреннего продукта (ВВП) достигается за счет инноваций. Наука обеспечивает экономическое воспроизводство на новой технологической основе, сберегает природные ресурсы, сама превращаясь в основной ресурс развития. Тенденция роста наукоемкости общественного производства стала объективной реальностью современного мирового воспроизводственного процесса.

      Для социально-экономического прогресса  любого государства, независимо от его  территориальных размеров и природных  условий, необходимо иметь значительный уровень развития науки в качестве собственного источника технологических нововведений и среды для ассимилирования приобретаемых технологий. Этот уровень определяется структурой и состоянием науки и экономики в целом, политическими и социально-экономическими целями развития общества. Несомненно, достигнутый уровень научно-технического развития должен не просто поддерживаться, а постоянно расти, опережая рост производства. В противном случае будет разрушаться инновационная основа социально-экономического прогресса.[18, c. 542]

      Наиболее  тревожное явление в экономике Беларуси – отставание от передовых стран по уровню технико-экономического развития. С завершением структурной перестройки мировой экономики положение нашей страны в международном разделении труда значительно ухудшилось. Груз устаревших производственных мощностей, гипертрофированное развитие отдельных отраслей, низкая конкурентоспособность продукции затрудняют интеграцию республики в мировую экономику, заставляют идти на неэквивалентный внешнеэкономический обмен. Ключ к выходу из затяжного кризиса – радикальная структурная перестройка, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств.

      Развитие  мировой экономики не может происходить  иначе, чем путем последовательной смены технологических укладов. При этом для относительно отсталых стран, обладающих достаточным интеллектуальным потенциалом, в определенные периоды истории открываются возможности совершения технологических рывков и выхода в мировые технологические и экономические лидеры. Этот путь развития среди специалистов получил название ”обгонять, не догоняя”, ”идти другой лыжней” и т. п. Способна ли на это Беларусь?

      Проанализируем  структуру научного потенциала республики. Прежде всего следует отметить, что  доля расходов на научно-исследовательские  работы и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в составе национального дохода и валового внутреннего продукта страны невелика и в условиях кризиса имеет тенденцию к снижению (табл. 3.1 Приложение Г). Для сравнения укажем, что, по последним опубликованным данным, в Великобритании и Франции уровень затрат на науку по отношению к ВВП составляет более 2%, а в США, ФРГ и Японии – около 3%. Примерно на этом уровне находились в 1990г. и расходы на науку в Беларуси, являясь одним из приоритетов экономической политики республики. Следует также отметить, что в структуре затрат на НИОКР в Беларуси сейчас преобладают налоговые платежи и заработная плата. Остается очень мало средств на приобретение исследовательского оборудования, материалов, реактивов, научной информации и оплату коммуникаций ученых.

      В 2008г. на развитие белорусской науки было затрачено 145 млн. дол. США. По меркам современной Германии, например, это годовой бюджет одного НИИ, причем не самого крупного. Крупные институты и исследовательские центры имеют весьма значительные объемы финансирования. Так, Центр в Юлихе – 530 млн. нем. марок, что составляло в 2005г. около 400 млн. дол. США.

      С начала 90-х годов продолжается сокращение численности работающих в отрасли  ”наука и научной обслуживание”  республики (табл. 2 Приложение Г). В 2008г. она составила 96,3% к уровню 2007г. и всего 39,8% к уровню 2002г. При этом численность специалистов, непосредственно занятых исследованиями и разработками, сократилась с 69,0 тыс. чел. в 2002г. до 26,1 тыс. чел. в 2007г. (т. е. на 62,2%). Из сферы науки уходят, как правило наиболее квалифицированные, относительно молодые специалисты, труд которых в НИИ и КБ оплачивается крайне низко. Только  за 2005-2008гг. доля специалистов в наиболее работоспособном возрасте (до 40 лет) в общем количестве работников, занятых выполнением НИОКР, сократилась с 49,3 до 41,0%, в том числе доля докторов наук в этом возрасте – с 3,5 до 2,2%, доля кандидатов наук – с 22,4 до 20,0%.

      В 2008г. в Беларуси 76,0% докторов наук и 42,3% кандидатов наук имели возраст старше 50 лет. Понятно, что в условиях резкого старения научных коллективов способность науки республики стать застрельщиком научно-технического прорыва, первоисточником формирования прогрессивных технологических укладов чрезвычайно ослабла.

      Таким образом, общая ситуация в сфере научно-технической деятельности может быть оценена как крайне критическая, причем процессы разрушения и деградации отрасли ”наука и научной обслуживание” грозят приобрести необратимый обвальный характер.

Информация о работе Экономическая оценка внедрения в сельскохозяйственное производство