Экономическая безопасность страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:59, реферат

Описание работы

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Но для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.
Объект исследования – экономическая система России.
Предмет исследования – социально–экономические процессы воспроизводства в национальной экономике.
Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения
1.1 Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны
Глава 2. Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2012 годах
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах
2.2 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах
2.3 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

экономическая безопасность.doc

— 488.00 Кб (Скачать)

  Важнейшим обстоятельством, непосредственно  воздействующим на ситуацию на мировом  рынке лесных товаров, является дальнейшее углубление мирового финансового и экономического кризиса. Это обстоятельство, связанное с развитием кризисных явлений в мировой экономике, является на сегодняшний день одним из главных факторов, определяющих развитие рынка, причем не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.

  Динамика  мирового потребления продовольствия в значительной степени связана  с темпами экономического роста. Вызванное финансово-экономическим  кризисом замедление этих темпов привело  к формированию аналогичной тенденции в потреблении. Начала меняться и структура потребления продовольствия (в пользу его более дешевых видов), особенно в развивающихся странах, где на указанные цели расходуется около 50 % доходов.

  Обесценивание национальных валют по отношению к основным мировым валютам привело к росту внутренних цен на продовольствие во многих странах и, как следствие, соответствующей корректировке спроса. По той же причине увеличились издержки в отраслях пищевой промышленности, в стоимости продукции которых велика импортная составляющая, что привело к снижению эффективности производства.

  В подавляющем большинстве случаев  темпы роста экспорта и импорта  сельскохозяйственного сырья и  продовольствия замедлились, при этом следует отметить, что в структуре  международной зерновой торговли указанная тенденция отмечалась прежде всего в торговле его кормовыми видами – кукурузой, сорго, овсом и рожью. Торговля пшеницей напротив существенно увеличилась относительно уровня 2007 - 2008 годов благодаря большому объему ресурсов и снижению цен. Однако на 2009 - 2010 годы прогнозируется резкое сокращение экспорта пшеницы. Для международной торговли растительными маслами характерно увеличение в ней доли относительно дешевого пальмового масла. Часто при сохранении или даже увеличении объемов отгрузок сельхоз сырья и продовольствия отмечается достаточно заметное снижение их стоимости.

  В 2009 - 2010 годах можно ожидать возобновления  роста цен на сельскохозяйственные и продовольственные товары, возможны колебания цен, однако их резкого роста, за небольшими исключениями, по-видимому, не произойдет. Что касается более отдаленной перспективы, то, по мере преодоления последствий кризиса, ситуация на мировом рынке сельскохозяйственной продукции начнет стабилизироваться. Цены, хотя и продолжат постепенно повышаться, скорее всего, не станут слишком высокими. Определяющим динамику цен фактором станет изменение стоимости минерального топлива.

  В настоящее время российская экономика, а с нею вместе сельское хозяйство  и пищевая промышленность переживают те же последствия кризиса, что и экономики многих других стран – широкомасштабный вывоз капитала (можно исключить), высокий уровень инфляции, увеличение безработицы, заметное снижение объема ВВП.

  Как и прежде, сальдо торгового баланса  в торговле России со странами СНГ складывается положительным и в январе - июле 2009 г. составило 12,6 млрд. долларов США против 21,2 млрд. долларов США в январе - июле 2008 года.

  С большой долей вероятности можно  говорить о затяжном характере экономического кризиса и сохранении негативных тенденций в текущем году, что дает основания прогнозировать значительное (до 40 %) по сравнению с 2008 годом снижение товарооборота в 2009 году. Постепенный рост объемов взаимной торговли возобновится в конце 2010 года с тенденцией на устойчивую положительную динамику в последующие годы, когда другие страны и регионы мира, включая страны Содружества, постепенно начнут выходить из кризиса.

  В 2010 году ожидается увеличение товарооборота, которое согласно базовому сценарию может составить 7 процентов. Восстановление положительной динамики позволит ожидать в 2011 - 2012 годах темпов роста 6-7 %, хотя из-за резкого сокращения в 2009 году показатели экспорта и импорта в 2012 году еще будут отставать от высоких значений 2008 года, достигнутых в период высоких темпов экономического развития стран Содружества.

  В сфере борьбы с криминализацией  экономики необходимо активизировать противодействие организованной преступности, в том числе пресечение деятельности международных преступных группировок. Должны быть приняты меры, обеспечивающие, в первую очередь, отражение угроз экономической преступности, наносящей ущерб социальной стабильности общества, экономике, интересам государства во внешнеэкономической деятельности.

  Крупные задачи должны быть решены в области управления экономикой. Совершенствование системы управления экономикой требует четкого определения задач разных уровней и соответствующего разграничения по государственному управлению между федеральными органами исполнительной власти и субъектов Федерации при обеспечении единства системы исполнительной власти.

  Для поддержания экономической безопасности в экономике необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических  реформ, включая:

  - создание  нормативно-правового пространства, новых институтов управления и осуществление институциональных преобразований;

  - разработку  механизма разрешения спорных  вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере экономических  отношений между федеральными  органами исполнительной власти  и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

  - гармоничное  развитие экономических и политических  отношений со странами ближнего  и дальнего зарубежья с учетом  взаимных интересов и обеспечения  экономической безопасности России;

  - укрепление государственной власти, повышение доверия к ее институтам, а также рационализацию механизмов выработки и формирования экономической политики.

  Для решения поставленных задач нужна  разработка соответствующего механизма  их реализации. Механизм обеспечения экономической безопасности страны - это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы:

  - бъективный  и всесторонний мониторинг экономики  и общества в целях выявления  и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;

  - выработку  пороговых, предельно допустимых  значений социально-экономических  показателей, несоблюдение которых  приводит к нестабильности и  социальным конфликтам;

  - деятельность  государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

  Важнейшим элементом механизма обеспечения  экономической безопасности общества является деятельность государства  по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении России[22, с.41].

  Основные  направления этой деятельности следующие. Во-первых, выявление случаев, когда  фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации. Во-вторых, организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности страны.

  Совет безопасности РФ рассматривает концепцию  федерального бюджета с точки  зрения обеспечения экономической  безопасности государства. Правительство  координирует работу федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации необходимых мер, в том числе по подготовке законодательных и иных нормативных актов. В-третьих, экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности.

  Реализация  мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует организации системы контроля за их исполнением. Следует отметить, что в условиях многоукладной рыночной экономики, когда государство не может директивными методами направлять деятельность всех хозяйствующих субъектов, необходимо государственное регулирование экономики, в частности, путем воздействия государства на макроэкономические параметры, целенаправленного регулирования структурных преобразований и денежно-финансовых потоков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Экономическая безопасность – это состояние  защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической  безопасности является обеспечение  устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.

  Угрозы  в сфере экономики носят комплексный  характер. Это означает, что экономическая  безопасность подвержена воздействию  со стороны различных факторов; причем не только в чистом виде экономических. На нее оказывают существенное влияние геополитические, социальные, экологические и другие факторы.

  Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований.

  При этом социальная политика должна содействовать  консолидации общества на условиях устойчивого  экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, наблюдавшийся в росте среднемесячных денежных доходов населения в течение последнего времени, имел место на фоне значительных задержек денежных выплат, усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов.

  Основным  направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной  среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции российской экономики. При проведении эффективной инвестиционной политики должны соблюдаться следующие основные принципы:

  - последовательная децентрализация инвестиционного процесса;

  - повышение  роли неинфляционных источников  накопления (внутренних источников  накопления предприятий и сбережений  населения);

  - значительное  расширение практики совместного  (долевого) государственно-коммерческого  финансирования инвестиционных проектов;

  - использование  части централизованных (кредитных)  инвестиционных средств на реализацию  особо эффективных и быстро  окупаемых инвестиционных проектов  и объектов малого бизнеса  независимо от их отраслевой  принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства;

  - стимулирование  привлечения иностранных инвестиций.

  Следует заметить, что важнейшим элементом  механизма обеспечения экономической  безопасности общества является деятельность государства по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении России. Основные направления этой деятельности следующие:

  - выявление  случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;

  - организация  работы по реализации комплекса  мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности Российской Федерации должен рассматривать концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

  - экспертиза  принимаемых решений по финансовым  и хозяйственным вопросам с  позиции экономической безопасности  Российской Федерации. Законодательные  и иные нормативные правовые  акты обязательно должны проходить  экспертизу на предмет экономической  безопасности Российской Федерации.

Информация о работе Экономическая безопасность страны