Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:59, реферат
Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Но для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.
Объект исследования – экономическая система России.
Предмет исследования – социально–экономические процессы воспроизводства в национальной экономике.
Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.
Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения
1.1 Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны
Глава 2. Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2012 годах
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах
2.2 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах
2.3 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Важнейшим обстоятельством, непосредственно воздействующим на ситуацию на мировом рынке лесных товаров, является дальнейшее углубление мирового финансового и экономического кризиса. Это обстоятельство, связанное с развитием кризисных явлений в мировой экономике, является на сегодняшний день одним из главных факторов, определяющих развитие рынка, причем не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.
Динамика
мирового потребления продовольствия
в значительной степени связана
с темпами экономического роста.
Вызванное финансово-
Обесценивание национальных валют по отношению к основным мировым валютам привело к росту внутренних цен на продовольствие во многих странах и, как следствие, соответствующей корректировке спроса. По той же причине увеличились издержки в отраслях пищевой промышленности, в стоимости продукции которых велика импортная составляющая, что привело к снижению эффективности производства.
В
подавляющем большинстве
В
2009 - 2010 годах можно ожидать
В настоящее время российская экономика, а с нею вместе сельское хозяйство и пищевая промышленность переживают те же последствия кризиса, что и экономики многих других стран – широкомасштабный вывоз капитала (можно исключить), высокий уровень инфляции, увеличение безработицы, заметное снижение объема ВВП.
Как и прежде, сальдо торгового баланса в торговле России со странами СНГ складывается положительным и в январе - июле 2009 г. составило 12,6 млрд. долларов США против 21,2 млрд. долларов США в январе - июле 2008 года.
С
большой долей вероятности
В 2010 году ожидается увеличение товарооборота, которое согласно базовому сценарию может составить 7 процентов. Восстановление положительной динамики позволит ожидать в 2011 - 2012 годах темпов роста 6-7 %, хотя из-за резкого сокращения в 2009 году показатели экспорта и импорта в 2012 году еще будут отставать от высоких значений 2008 года, достигнутых в период высоких темпов экономического развития стран Содружества.
В сфере борьбы с криминализацией экономики необходимо активизировать противодействие организованной преступности, в том числе пресечение деятельности международных преступных группировок. Должны быть приняты меры, обеспечивающие, в первую очередь, отражение угроз экономической преступности, наносящей ущерб социальной стабильности общества, экономике, интересам государства во внешнеэкономической деятельности.
Крупные задачи должны быть решены в области управления экономикой. Совершенствование системы управления экономикой требует четкого определения задач разных уровней и соответствующего разграничения по государственному управлению между федеральными органами исполнительной власти и субъектов Федерации при обеспечении единства системы исполнительной власти.
Для
поддержания экономической
- создание
нормативно-правового
- разработку
механизма разрешения спорных
вопросов и конфликтных
- гармоничное
развитие экономических и
- укрепление государственной власти, повышение доверия к ее институтам, а также рационализацию механизмов выработки и формирования экономической политики.
Для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической безопасности страны - это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы:
- бъективный
и всесторонний мониторинг
- выработку
пороговых, предельно
- деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.
Важнейшим
элементом механизма
Основные направления этой деятельности следующие. Во-первых, выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации. Во-вторых, организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности страны.
Совет безопасности РФ рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства. Правительство координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации необходимых мер, в том числе по подготовке законодательных и иных нормативных актов. В-третьих, экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности.
Реализация
мер по устранению угроз экономической
безопасности Российской Федерации требует
организации системы контроля за их исполнением.
Следует отметить, что в условиях многоукладной
рыночной экономики, когда государство
не может директивными методами направлять
деятельность всех хозяйствующих субъектов,
необходимо государственное регулирование
экономики, в частности, путем воздействия
государства на макроэкономические параметры,
целенаправленного регулирования структурных
преобразований и денежно-финансовых
потоков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономическая безопасность – это состояние защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.
Угрозы
в сфере экономики носят
Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований.
При этом социальная политика должна содействовать консолидации общества на условиях устойчивого экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, наблюдавшийся в росте среднемесячных денежных доходов населения в течение последнего времени, имел место на фоне значительных задержек денежных выплат, усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов.
Основным направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции российской экономики. При проведении эффективной инвестиционной политики должны соблюдаться следующие основные принципы:
- последовательная децентрализация инвестиционного процесса;
- повышение
роли неинфляционных
- значительное
расширение практики
- использование
части централизованных (кредитных)
инвестиционных средств на
- стимулирование
привлечения иностранных
Следует
заметить, что важнейшим элементом
механизма обеспечения
- выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;
- организация
работы по реализации
- экспертиза
принимаемых решений по