Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:59, реферат
Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Но для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.
Объект исследования – экономическая система России.
Предмет исследования – социально–экономические процессы воспроизводства в национальной экономике.
Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.
Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения
1.1 Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны
Глава 2. Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2012 годах
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах
2.2 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах
2.3 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Сегодня различными международными и российскими организациями для изучения социальных процессов в обществе используются разные методические схемы и комплексные показатели, которые позволяют с той или иной степенью объективности оценить безопасность России в свете европейских интеграционных процессов. Известны мировые фондовые индексы, характеризующие экономическую активность фондовых рынков различных стран, индексы деловой активности, индекс экономической свободы и экономического благосостояния и многие другие. Все они с разной объективностью и точностью описывают различные экономические и социально-политические процессы, но, и это главное, дают возможность осуществлять мониторинг их динамики.
В качестве субъектов безопасности в обществе выступают отдельные граждане (индивиды), социальные группы, общественные, хозяйственные организации, которые осознают угрозы и опасности обществу, государству и призваны осуществлять определенную деятельность по их профилактике и преодолению. В той или иной мере каждая личность, социальная группа, этническая и национальная общности занимаются обеспечением своей безопасности.
В Законе РФ «О безопасности» подчеркивается: граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенций в данной сфере.
Эффективность деятельности людей в сфере безопасности во многом повышается, если они объединены в соответствующие организации, учреждения и институты.
Наиболее сильной подготовленной формой организации, призванной обеспечить национальную безопасность, является государство. Государство осуществляет деятельность по обеспечению всех видов национальной безопасности: политической, экономической, социальной, экологической и оборонной.
Государство направляет усилия всех граждан общества, независимо от их национальной принадлежности, на создание условий, способствующих защите их национальных интересов и интересов самого государства. Государство через систему своих органов принимает законы и другие нормативные акты и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными. Государству принадлежит монополия на законотворчество и принуждение при его реализации.
Государство
представляет объединяемое им общество
людей в качестве целостности
во взаимоотношениях с другими странами
и народами. Через систему государственных
механизмов устанавливаются и
Посредством разработки общенациональной стратегии и целеполагания государство привносит в общество, интегрированное сознательное начало, на осуществлении которого сосредоточиваются усилия всех социальных слоев и групп общества. Осуществляется системный подход к обеспечению всех составляющих национальную безопасность видов, в том числе экономической безопасности.
Государство обладает значительными материальными и финансовыми ресурсами, формирует в обществе определенную экономическую мотивацию, поощряя и развивая одни виды деятельности и ограничивая другие.
Фактически
вопросами обеспечения
Но
поскольку это направление
Совет безопасности — это конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз.
В Законе «О безопасности» сформулированы следующие основные задачи Совета безопасности:
1.
определение жизненно важных
интересов государства,
2.
разработка основных
3. подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций в стране;
4.
разработка предложений по
При рассмотрении вопросов об обеспечении безопасности территорий субъектов Российской Федерации для участия в работе Совета безопасности, как правило, привлекаются их полномочные представители и руководители федеральных органов исполнительной власти. Секретарь Совета безопасности подчиняется непосредственно Президенту РФ.
Законом «О безопасности» установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет безопасности может создавать специальные межведомственные комиссии.
Кроме
государственных органов и
Взять,
например, деятельность такой массовой
негосударственной организации
как профсоюзы. Они последовательно
проводят в жизнь политику защиты
экономических интересов
Значительна
роль профсоюзов в осуществлении
института социального
Экономическая безопасность России тесно связана с активизацией поддержки бизнеса. Учитывая опыт развитых стран, необходимо обеспечить рыночную ориентацию всей управленческой деятельности администрации предприятий[18, с.24].
Уходит в прошлое стиль управления, базирующийся на жесткой административной иерархии. На первый план выходят инициатива снизу, доверие к рядовому и среднему персоналу.
Итак, в управлении по обеспечению экономической безопасности страны ведущую роль играет государство и его институты экономического управления, особенно такой конституционный орган как Совет безопасности. С формированием гражданского общества в России все большую роль в обеспечении экономической безопасности будут играть неформальные организации, предприниматели и бизнесмены, работники частных и государственных предприятий.
На
рис. 1.2 представлена возможная система
управления экономической безопасностью
страны.
Рис. 1.2.- Система управления экономической безопасностью страны
Немаловажную роль в рамках исследования экономической безопасности в экономической науке играет установление основных критериев и основных индикаторов. Под критерием экономической безопасности, как правило, понимается оценка состояния экономики с точки зрения обеспечения экономической безопасности, а именно оценка:
- ресурсного потенциала и возможностей его развития;
- уровня эффективности использования факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов);
- конкурентоспособности
экономики; целостности
- экономического суверенитета, независимости; социальной стабильности.
Как
правило, в систему основных индикаторов
экономической безопасности (ИЭБ) ученые
включают: уровень и качество жизни; темпы
инфляции; норму безработицы; экономический
рост; государственный долг; вовлеченность
в мировую экономику; состояние золотовалютных
резервов; деятельность теневой экономики;
состояние экологии.
1.2
Макроэкономические показатели
экономической безопасности
Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.
Система макроэкономических показателей позволяет определить степень экономической безопасности государства. Кроме того, с помощью макроэкономических показателей можно провести оценку макроэкономических результатов и осуществить анализ предпосылок их получения. С помощью обобщающих показателей, таких как, чистое экономическое благосостояние можно определить благосостояние граждан. Значимость макроэкономических показателей очевидна, так как они играют весомую роль в экономике страны.
В
научной экономической
Все эти показатели можно разделить на внутренние и внешние.
По степени значимости показатели экономической безопасности можно разделить на общие, базовые и частные.
По масштабам характеризуемого объекта безопасности можно выделить:
1) микроэкономические показатели, определяющие состояние предприятия, фирмы, учреждения, а также семьи и личности;
2) мезоэкономические показатели, характеризующие регион или отрасль;
3) макроэкономические показатели, отражающие состояние экономики страны в целом[39, с.83].
К
наиболее значимым из них следует
отнести макроэкономические показатели.
Тема макроэкономических показателей
будет актуальна в любое время,
так как, именно с помощью этих
показателей оценивается
В состав этой группы входят следующие показатели:
1.
Уровня и качества жизни