Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:59, реферат
Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Но для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.
Объект исследования – экономическая система России.
Предмет исследования – социально–экономические процессы воспроизводства в национальной экономике.
Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.
Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения
1.1 Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны
Глава 2. Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2012 годах
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах
2.2 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах
2.3 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Положительный вклад в динамику ВВП вносит чистый экспорт товаров и услуг. С апреля по август цены на нефть выросли почти в 1,5 раза. При этом физические объемы экспорта также начали восстанавливаться к середине 2009 года. Реализация антикризисных мер Правительства Российской Федерации способствовала стабилизации социально-экономической ситуации в стране и переходу к положительным темпам экономического роста. В результате в июне - июле 2009 г. произошел перелом в экономической динамике и наблюдался рост ВВП (с учетом исключения сезонного и календарного факторов). В целом ожидается, что переход к положительной экономической динамике уменьшит спад ВВП во II полугодии и в целом по итогам года он составит 8,5 процентов (Приложение 2).
Основным фактором восстановления ВВП во II полугодии 2009 г. является рост промышленного производства, связанный, прежде всего, с увеличением объемов экспорта и постепенным восстановлением производственных запасов.
Индекс промышленного производства за январь - август 2009 г. сократился на 14 % к соответствующему периоду предыдущего года. В большей степени падение затронуло обрабатывающие отрасли промышленности – за период с начала года сокращение составило 19,8 %, охватив как экспортеров (особенно металлургию), так и машиностроительный комплекс и промышленность строительных материалов. Наиболее сложным был I квартал 2009 г., а в последующие месяцы восстановление мировых рынков сырья привело к улучшению конъюнктуры в отраслях, ориентированных на экспорт (металлургия, химия, производство нефтепродуктов). В июне - августе оживление внутреннего спроса и процессы импортозамещения способствовали началу восстановления выпуска в большинстве производств, ориентированных на внутренний рынок. Ожидается, что динамика промышленного производства продолжит поступательный рост в результате позитивных импульсов как со стороны запасов, так и внешнего спроса[20, с.35]. В 2009 году в целом прогнозируется спад промышленного производства на 11,4 %, в том числе в обрабатывающих производствах на 15,5 процента.
В отличие от промышленности сельское хозяйство продемонстрировало высокую устойчивость к кризисным явлениям. В январе - августе производство в сельскохозяйственном секторе экономики снизилось на 3,7 % и в целом по итогам года ожидается, что производство сельскохозяйственной продукции останется на уровне 2008 года.
В январе - августе 2009 г. инвестиции в основной капитал сократились на 18,9 % по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. В условиях неопределенности развития экономической ситуации и сложностей с кредитованием активного восстановления инвестиций во II полугодии 2009 г. не ожидается, сокращение инвестиций в основной капитал по итогам года оценивается на уровне 20 процентов (Приложение 2).
До настоящего времени не прекратился спад в строительном комплексе. Объем работ по виду деятельности «Строительство» за январь - август 2009 г. сократился на 18,5 % к соответствующему периоду предыдущего года.
Вместе с тем в жилищном строительстве в указанный период наблюдался рост объемов ввода жилья, который поддерживался вводом объектов индивидуального домостроения, осуществляемого населением за счет собственных и заемных средств (прирост данного показателя за I полугодие 2009 г. составил 6,2 % к соответствующему периоду предыдущего года). Хотя в январе - июне ввод жилья за счет средств федерального бюджета сократился на 25,6 %, принятые Правительством Российской Федерации меры по поддержке ипотечного рынка, региональных жилищных программ стали важным фактором, обеспечившим продолжение позитивной динамики ввода жилья. В целом за восемь месяцев текущего года было введено 29,7 млн. кв.м. общей площади жилых домов, что на 1,2 % больше, чем за соответствующий период предыдущего года. По итогам года ожидается объем ввода жилья на уровне 52-55 млн. квадратных метров.
Объемы потребительского спроса снизились за первые восемь месяцев 2009 г. значительно меньше, чем другие компоненты валового внутреннего продукта. Оборот розничной торговли уменьшился на 4,7 %, объем платных услуг населению – на 3,5 процента. Ожидается, что продолжающееся сокращение потребительского кредитования и неопределенность на рынке труда приведут к стагнации потребительских расходов до конца года. В целом в 2009 году оборот розничной торговли будет на 6 % ниже, чем в 2008 году.
Под влиянием экономического спада и роста безработицы реальная заработная плата в январе - августе 2009 г. сократилась на 3,3 процента. Снижение реальных располагаемых денежных доходов населения составило 0,7 % к соответствующему периоду 2008 года. Сказалось повышение пенсий и социальных выплат, а также эффект увеличения покупки населением валюты в начальный период кризиса. В целом за 2009 год, по оценке Минэкономразвития России, реальная заработная плата снизится по сравнению с предыдущим годом на 4,6 %, снижение реальных располагаемых денежных доходов населения составит 4,1 процента (Приложение 3).
За январь - август 2009 г. индекс потребительских цен составил 108,1 %, что на 1,6 процентных пункта ниже соответствующего показателя за тот же период предыдущего года. По состоянию на август 2009 г. оценка инфляции в годовом выражении снизилась до 11,6 % против 12 % в июле. Такое изменение обусловлено, прежде всего, нарастающими спросовыми ограничениями населения, а также достаточно жесткой денежной политикой. Таким образом, во II полугодии 2009 г. инфляция может быть на уровне 3-3,3 %, что ниже чем годом ранее (4,2 %) и в целом за год она не превысит 11-12 процентов (Приложении 3).
Экспорт товаров в январе - августе 2009 г. составил 180,9 млрд. долларов США (54,9 % к соответствующему периоду прошлого года). Снижение стоимостных объемов связано не только с драматическим падением экспортных цен, но также с существенным уменьшением физических объемов поставок по сравнению с 2008 годом. При этом физические объемы экспорта начали восстанавливаться к середине 2009 г., что обеспечило общее оживление экономики. Во II полугодии ожидается увеличение объемов экспорта, как за счет положительной ценовой динамики (несмотря на прогнозируемое снижение нефтяных цен), так и за счет дальнейшего наращивания физических поставок сырья. Таким образом, в целом за год экспорт составит 285 млрд. долларов США (что на 39,6 % ниже 2008 года), при этом снижение физических объемов не превысит 5 % (в I полугодии – 11,3 процента) [7, с.24].
Сокращение внутреннего спроса в первой половине года в наибольшей степени было связано со снижением спроса на импортные товары. Импорт товаров в январе - августе составил 114 млрд. долларов США и сократился на 40,4 % по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Во II полугодии ожидается достаточно быстрое увеличение спроса на импорт, прежде всего, в результате возобновления роста производственных запасов. В целом за год импорт товаров составит 190,3 млрд. долларов США (снижение к 2008 году на 34,8 процента).
Таким образом, внутренние и внешние факторы благоприятствуют переходу российской экономики от спада к оживлению, однако, из-за слабости инвестиционного и потребительского спроса, накопленных финансовых дисбалансов и высокого уровня безработицы, он не набрал необходимой устойчивости.
2.2
Факторы и условия социально-
Последние
данные о динамике ВВП крупнейших
стран Европы, существенное замедление
спада американской экономики и
постепенное формирование тенденции
восстановления промышленности ведущих
стран значительно повысили оптимизм
экспертов и международных
Все заметнее начал проявляться эффект от стимулирующих фискальных и монетарных мер, направленных на оживление спроса и поддержку реального сектора, в том числе за счет поддержки автомобильной, авиастроительной и судостроительной промышленности. Масштабная государственная помощь финансовому сектору, вплоть до национализации крупнейших банков, позволила приостановить обвальное сокращение кредитования промышленности. На американском рынке жилья произошел разворот, во многих странах появляются первые признаки восстановления уровня потребления. Фондовые и сырьевые рынки значительно выросли с начала года.
Однако глубина спада и масштабы диспропорций создают вероятность реализации сценария второй волны кризиса или существенного замедления темпов восстановления.
В 2010 году темпы роста инфляции по-прежнему будут сдерживаться низким уровнем потребительского спроса. Доходы населения в 2010 году в реальном выражении сохранятся на уровне прошлого года, в связи с чем потребительский спрос будет расти очень медленно (табл. 2.2). Сдерживающее влияние на инфляцию также окажет прогнозируемое снижение мировых цен на зерно урожая 2009 года и ряд других продовольственных товаров. В связи с этим прогнозируется, что в 2010 году рост потребительских цен снизится не менее чем до 9-10 процентов.
Таблица 2.2
Структура
роста потребительских цен
Прирост цен за период, % | |||||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | |
Продовольственные товары | 16,6 | 8,9-9,2 | 11,1-11,5 | 8,4-8,6 | 6,5-6,6 |
из
них,
без учета плодоовощной продукции |
17,5 | 8,8-9,1 | 11,4-11,8 | 8,5-8,7 | 6,6-6,8 |
Непродовольственные товары | 8 | 10,6-10,8 | 7,3-7,6 | 5,8 | 5,8 |
Платные услуги населению | 15,7 | 13,5-13,8 | 11,4-11,7 | 10,6 | 9,8 |
услуги организаций ЖКХ | 16,2 | 20-21 | 13-14 | 11-12 | 9-10 |
прочие услуги | 15,5 | 10,5-11 | 9,5-10 | 9,5-10 | 9,5-10 |
К 2012 году ожидается снижение инфляции до 5-7 процентов. В условиях сохранения умеренного роста цен на сырье на мировых рынках, снижению инфляции будет способствовать значительное замедление роста денежной массы и потребительских расходов по сравнению с докризисным ростом. Также ожидается возобновление тренда на снижение скорости обращения денежной массы по мере повышения доверия к рублю и склонности населения к сбережению (в том числе в форме банковских депозитов).
Для сдерживания роста издержек и цен тарифная политика в отношении естественных монополий в 2010 - 2012 годах будет ужесточена по сравнению с намеченной в докризисный период. Продолжится работа по развитию конкурентной среды и инфраструктуры торговли, особенно на локальных монополизированных рынках, и повышению эффективности производителей товаров и услуг, особенно в сельском хозяйстве, в соответствии с намеченными ранее антиинфляционными мерами.
Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий период предполагают два качественно различных этапа ее реализации.
Первый этап – до конца 2010 года, характеризующийся постепенным переходом острой фазы кризиса к стадии смягчения кризисных явлений и появлением признаков оздоровления экономики.
На
этом этапе таможенно-тарифная политика
реализуется как неотъемлемая часть
антикризисной экономической
В целях поддержки ключевых, системообразующих отраслей российской экономики (металлургия, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, транспорт, аграрный и лесной секторы) предусматривается принятие следующих мер: оперативное применение инструментов таможенно-тарифной политики за счет повышения уровня ставок ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные готовые товары с целью защиты наиболее уязвимых товарных рынков и отечественных производителей; поддержка производства за счет снижения ввозных таможенных пошлин на комплектующие и сырье, не имеющие отечественных аналогов; применение ставок таможенных пошлин с фискальной целью, максимально учитывая при этом интересы производителей и потребителей; гибкое реагирование на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на внутренних рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, предоставления тарифных льгот и отсрочек по уплате таможенных платежей; применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; мониторинг внешнеторговой деятельности и проведение оценки принимаемых мер оперативного реагирования на изменения конъюнктуры и цен в целях обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка; использование специальных инструментов для регулирования импорта в аграрном секторе (сезонные пошлины и тарифные квоты); совершенствование мер по комплексной системе поддержки экспорта, в том числе использование таможенно-тарифных инструментов в целях повышения конкурентоспособности отечественного производства как части комплексной поддержки экспорта в увязке с мерами внутренней политики по поддержке отечественных производителей; создание полномасштабной автоматизированной системы внешнеторгового и рыночного мониторинга (мониторинг торговых барьеров, антикризисных мер, применяемых другими государствами, реализация которых может затронуть экономические интересы российских компаний и, возможно, потребует введения ответных мер).