Экономическая безопасность страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:59, реферат

Описание работы

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Но для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.
Объект исследования – экономическая система России.
Предмет исследования – социально–экономические процессы воспроизводства в национальной экономике.
Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения
1.1 Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны
Глава 2. Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2012 годах
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах
2.2 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах
2.3 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

экономическая безопасность.doc

— 488.00 Кб (Скачать)

  - деятельность  государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

  Механизм  обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации реализуется  посредством государственной стратегии, которая должна быть идеологией развития и учитывать стратегические приоритеты, национальные интересы. Поэтому главная цель экономической стратегии состоит в формировании структуры экономики и образовании промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия для внедрения капитала в новое русло развития экономики.

  Одно  из направлений соблюдения стратегических интересов безопасности состоит  в создании системы гибкого регулирования  рыночной экономики. В систему гибкого  государственного регулирования целесообразно  включить следующие основные подсистемы:

  - макроэкономическое  регулирование, устанавливающее  общие правила и параметры  хозяйствования для всех типов  организаций;

  - индикативное  планирование, на основе которого  осуществляется ориентация инвестиционных  процессов на выбранные приоритеты  структурной политики, а также другие типы «тонкой настройки» механизма хозяйствования экономическими методами для всех типов организаций;

  - более  жесткое планирование деятельности  государственных пред приятии,  госзаказов (прежде всего оборонных), а также разработка и осуществление методов управления государственным имуществом.

  Другой  важный аспект стратегии экономической  безопасности – устойчивость национальной валюты. Можно констатировать, что  в рамках монетаристского подхода  в России на сегодняшний день удалось  обеспечить относительную стабильность валюты. Проблема устойчивости национальной валюты приобретает важнейшее значение во всей системе рыночных индикаторов.

  Государственная стратегия в области обеспечения  экономической безопасности разрабатывается  и реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными приоритетами которой являются достижение устойчивости экономического положения личности, социально-экономической стабильности общества, государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законности и законопослушания всех, включая органы государственной власти.

  В этих целях должна быть создана отлаженная и надежная система государственного воздействия на экономику, позволяющая  осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших экономических преобразований, а также способная взять на себя функции управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне. При этом необходимо четко определить границы и критерии или условия государственного вмешательства в экономику, в частности, границы государственного сектора, а также обеспечить развитие эффективных методов государственного регулирования.

  Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией  экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований.

  При этом социальная политика должна содействовать  консолидации общества на условиях устойчивого  экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, наблюдавшийся в  росте среднемесячных денежных доходов населения в течение последнего времени, имел место на фоне значительных задержек денежных выплат, усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов.

  Основным  направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной  среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции российской экономики. При проведении эффективной инвестиционной политики должны соблюдаться следующие основные принципы:

  - последовательная  децентрализация инвестиционного процесса;

  - повышение  роли неинфляционных источников  накопления (внутренних источников  накопления предприятий и сбережений  населения);

  - значительное  расширение практики совместного  (долевого) государственно-коммерческого  финансирования инвестиционных проектов;

  - использование  части централизованных (кредитных)  инвестиционных средств на реализацию  особо эффективных и быстро  окупаемых инвестиционных проектов  и объектов малого бизнеса  независимо от их отраслевой  принадлежности и форм собственности  для ускорения структурно-технологической перестройки производства;

  - стимулирование  привлечения иностранных инвестиций.

  Следует заметить, что важнейшим элементом  механизма обеспечения экономической  безопасности общества является деятельность государства по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении России. Основные направления этой деятельности следующие:

  - выявление  случаев, когда фактические или  прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;

  - организация  работы по реализации комплекса  мер с целью преодоления или  недопущения возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности Российской Федерации должен рассматривать концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

  - экспертиза  принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты обязательно должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации.

  Реализация  мер по устранению угроз экономической  безопасности в условиях глобализации требует организации эффективной  системы контроля за исполнением  этих мер со стороны Совета Безопасности Российской Федерации.

  Для обеспечения экономически безопасной интеграции России в мировую экономику государству, развивая специальные институты, необходимо завершить:

  - формирование  оптимальной структуры экспорта, предполагающей значительное повышение  в нем удельного веса и объемов  товаров с высокой степенью  переработки, высококачественных классных услуг;

  - исходя  из имеющихся конкурентных преимуществ,  выявление и целенаправленное  освоение наиболее перспективных  для российского экспорта товарных  ниш страны на мировом рынке,  концентрацию основных усилий  и средств для достижения рыночного успеха, а также всемерное развитие производственной кооперации, инжиниринга и лизинга;

  - достижение  благоприятного торгового режима  в отношениях с зарубежными  странами и их торгово-экономическими  организациями и союзами;

  - обеспечение доступа российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин, оборудования и технологий, информации и капитала, к транспортным коммуникациям, в том числе на рынках с высокой степенью монополизации или защищенных протекционистскими мерами;

  - долгосрочное  регулирование валютно-финансовых  проблем во взаимоотношениях  как со странами и международными  организациями-кредиторами, так  и с государствами-должниками.

  Многообразная роль системы государственного и  хозяйственного управления в обеспечении экономической безопасности страны в условиях глобализации обусловлена выполнением присущих его механизму функций, в том числе следующих [28, с.46].

  Во-первых, обеспечивать инструментарий для обоснования и принятия стратегических и текущих решений, охватывающих как макро-, так и микроэкономическое регулирующее воздействие и параметры функционирования государства;

  Во-вторых, обеспечивать с помощью экономических  и административных рычагов практическую реализацию стратегии и текущих  программ экономического развития, анализ и оценку достигаемых результатов, корректировку осуществляемых мер и действий в зависимости от складывающихся условий;

  В-третьих, обеспечивать необходимую правовую и политическую защиту экономического суверенитета страны на основе выработки и последовательного проведения в жизнь законодательных и нормативных актов, предусматривающих охранительные, поощрительные и запретительные режимы в системе взаимоотношений с другими странами;

  В-четвертых, формировать устойчивую и надежную систему распределения прав, функций и ответственности, взаимодействия органов и должностных лиц, позволяющую быстро и компетентно реагировать на все возникающие явления и проблемные ситуации в функционировании экономики.

  Таким образом, повышение экономической безопасности России в большой степени зависит от эффективности инструментов защиты национальных интересов на внутренних и внешних рынках. Однако, создавая такие инструменты, необходимо учитывать технологическую отсталость активной части основных производственных фондов, более высокую материалоемкость производимой российской продукции, пока еще слабую нормативную правовую базу и экономическую нестабильность.

  Одним их эффективных механизмов является проведение разумной протекционистской  политики, защищающей национальные интересы отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках, которая предусматривает: борьбу с монополистами; налоговые льготы; льготное кредитование экспорта продукции обрабатывающей промышленности; задействование режима благоприятствования для предпринимателей в различных отраслях производства; особую значимость фактора ресурсосбережения. 
 
 
 

  ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2007-2012 ГОДАХ

  2.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах

  Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое  развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических  условий стало серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение экспорта, отток капитала, что привело к значительному спаду в промышленном производстве, торговле и инвестиционной сфере (Приложение 1).

  Таблица 2.1

  Изменение основных макроэкономических показателей  с исключением сезонного фактора (темп роста, в % к предыдущему периоду) 
 

  2009 г.
I квартал II квартал III квартал IV квартал
1 2 3 4 5
ВВП 93,0 98,8 101,5 102,4
Промышленность 93,6 99,8 102,4 101,2
Инвестиции 92,3 95,6 96,4 94,7
Реальная  заработная плата 97,9 98,2 99,2 99,3
Реальные  располагаемые денежные доходы населения 101,6 101,1 94,9 95,7
Оборот  розничной торговли 95,4 97,3 99,3 99,9

  Снижение  ВВП за январь - август 2009 г. составило 10,2 % по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года. При этом значительно сократился и внутренний спрос, прежде всего, в части валового накопления, как за счет падения инвестиций в основной капитал, так и сокращения запасов (табл. 2.1).

Информация о работе Экономическая безопасность страны