Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:59, реферат
Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Но для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.
Объект исследования – экономическая система России.
Предмет исследования – социально–экономические процессы воспроизводства в национальной экономике.
Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.
Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения
1.1 Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны
Глава 2. Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2012 годах
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах
2.2 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах
2.3 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
- деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.
Механизм
обеспечения экономической
Одно из направлений соблюдения стратегических интересов безопасности состоит в создании системы гибкого регулирования рыночной экономики. В систему гибкого государственного регулирования целесообразно включить следующие основные подсистемы:
- макроэкономическое
регулирование,
- индикативное
планирование, на основе которого
осуществляется ориентация
- более
жесткое планирование
Другой важный аспект стратегии экономической безопасности – устойчивость национальной валюты. Можно констатировать, что в рамках монетаристского подхода в России на сегодняшний день удалось обеспечить относительную стабильность валюты. Проблема устойчивости национальной валюты приобретает важнейшее значение во всей системе рыночных индикаторов.
Государственная
стратегия в области
В
этих целях должна быть создана отлаженная
и надежная система государственного
воздействия на экономику, позволяющая
осуществлять с наименьшими потерями
регулирование важнейших
Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований.
При этом социальная политика должна содействовать консолидации общества на условиях устойчивого экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, наблюдавшийся в росте среднемесячных денежных доходов населения в течение последнего времени, имел место на фоне значительных задержек денежных выплат, усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов.
Основным направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции российской экономики. При проведении эффективной инвестиционной политики должны соблюдаться следующие основные принципы:
- последовательная
децентрализация
- повышение
роли неинфляционных
- значительное
расширение практики
- использование
части централизованных (кредитных)
инвестиционных средств на
- стимулирование
привлечения иностранных
Следует
заметить, что важнейшим элементом
механизма обеспечения
- выявление
случаев, когда фактические
- организация
работы по реализации
- экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты обязательно должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации.
Реализация
мер по устранению угроз экономической
безопасности в условиях глобализации
требует организации
Для обеспечения экономически безопасной интеграции России в мировую экономику государству, развивая специальные институты, необходимо завершить:
- формирование
оптимальной структуры
- исходя
из имеющихся конкурентных
- достижение
благоприятного торгового
- обеспечение доступа российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин, оборудования и технологий, информации и капитала, к транспортным коммуникациям, в том числе на рынках с высокой степенью монополизации или защищенных протекционистскими мерами;
- долгосрочное
регулирование валютно-
Многообразная роль системы государственного и хозяйственного управления в обеспечении экономической безопасности страны в условиях глобализации обусловлена выполнением присущих его механизму функций, в том числе следующих [28, с.46].
Во-первых, обеспечивать инструментарий для обоснования и принятия стратегических и текущих решений, охватывающих как макро-, так и микроэкономическое регулирующее воздействие и параметры функционирования государства;
Во-вторых, обеспечивать с помощью экономических и административных рычагов практическую реализацию стратегии и текущих программ экономического развития, анализ и оценку достигаемых результатов, корректировку осуществляемых мер и действий в зависимости от складывающихся условий;
В-третьих, обеспечивать необходимую правовую и политическую защиту экономического суверенитета страны на основе выработки и последовательного проведения в жизнь законодательных и нормативных актов, предусматривающих охранительные, поощрительные и запретительные режимы в системе взаимоотношений с другими странами;
В-четвертых, формировать устойчивую и надежную систему распределения прав, функций и ответственности, взаимодействия органов и должностных лиц, позволяющую быстро и компетентно реагировать на все возникающие явления и проблемные ситуации в функционировании экономики.
Таким образом, повышение экономической безопасности России в большой степени зависит от эффективности инструментов защиты национальных интересов на внутренних и внешних рынках. Однако, создавая такие инструменты, необходимо учитывать технологическую отсталость активной части основных производственных фондов, более высокую материалоемкость производимой российской продукции, пока еще слабую нормативную правовую базу и экономическую нестабильность.
Одним
их эффективных механизмов является
проведение разумной протекционистской
политики, защищающей национальные интересы
отечественных товаропроизводителей
на внутренних и внешних рынках, которая
предусматривает: борьбу с монополистами;
налоговые льготы; льготное кредитование
экспорта продукции обрабатывающей промышленности;
задействование режима благоприятствования
для предпринимателей в различных отраслях
производства; особую значимость фактора
ресурсосбережения.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2007-2012 ГОДАХ
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах
Мировой
финансовый кризис оказал достаточно
сильное влияние на социально-экономическое
развитие Российской Федерации. Резкое
ухудшение внешнеэкономических
условий стало серьезным
Таблица 2.1
Изменение
основных макроэкономических показателей
с исключением сезонного
2009 г. | ||||
I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ВВП | 93,0 | 98,8 | 101,5 | 102,4 |
Промышленность | 93,6 | 99,8 | 102,4 | 101,2 |
Инвестиции | 92,3 | 95,6 | 96,4 | 94,7 |
Реальная заработная плата | 97,9 | 98,2 | 99,2 | 99,3 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения | 101,6 | 101,1 | 94,9 | 95,7 |
Оборот розничной торговли | 95,4 | 97,3 | 99,3 | 99,9 |
Снижение ВВП за январь - август 2009 г. составило 10,2 % по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. При этом значительно сократился и внутренний спрос, прежде всего, в части валового накопления, как за счет падения инвестиций в основной капитал, так и сокращения запасов (табл. 2.1).