Экономическая безопасность страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:59, реферат

Описание работы

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Но для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.
Объект исследования – экономическая система России.
Предмет исследования – социально–экономические процессы воспроизводства в национальной экономике.
Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения
1.1 Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны
Глава 2. Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2012 годах
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах
2.2 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах
2.3 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

экономическая безопасность.doc

— 488.00 Кб (Скачать)

  Вместе  с тем принимаемые меры не должны противоречить долгосрочным задачам в сфере таможенно-тарифного регулирования, направленным на содействие диверсификации российской экономики и переходу ее на инновационный путь развития, формирование новой, посткризисной внешнеэкономической специализации, обеспечение доступа отечественных компаний к передовым технологиям и высокотехнологичному оборудованию. Их последовательная реализация будет расширяться по мере завершения активной фазы кризиса и преодоления его негативных последствий[11, с.15].

  Второй этап – 2011 - 2012 годы.

  Основные  задачи этого этапа состоят в  восстановлении равновесия между протекционистской  и регулятивной функцией таможенной тарифной политики, формировании потенциала устойчивого экономического развития и переходе к полномасштабной, последовательной реализации приоритетных направлений.

  С 2010 года таможенное тарифное регулирование будет осуществляться в новых условиях таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Это означает передачу функций применения инструментов регулирования внешней торговли от национальных органов государств-участников органам управления таможенного союза.

  Таможенная  тарифная политика в 2010 - 2012 годах будет определяться ситуацией в мировой и российской экономике в этот период, задачами хозяйственного развития, реализацией планов по формированию таможенного союза, статусом России в ВТО, международными обязательствами России во внешнеэкономической сфере.

  Реализация  намеченных приоритетов таможенной тарифной политики в среднесрочной перспективе будет содействовать решению стратегических задач социально-экономической политики государства по переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике.

  2.3 Пути совершенствования экономической  безопасности и экономического  развития России

  Стратегической  целью обеспечения экономической  безопасности является создание приемлемых условий для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

  Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности России должна быть ориентирована, прежде всего, на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений, что способно вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями. Эта стратегия должна осуществляться, прежде всего, через систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации и объединения.

  Государственная стратегия экономической безопасности должна быть привязана к реальному  времени (ближайшие 15-20 лет) и стать  ориентиром при принятии важнейших политических и хозяйственных решений. В связи с этим некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.

  Наиболее  важными задачами в обеспечении  экономической безопасности, должны стать:

  1. регулирование развития внешней  торговли при соблюдении экономических  интересов России и обеспечение  ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство;

  2. дальнейшее развитие экспортного  потенциала, в первую очередь,  за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров, проведение политики импортозамещения;

  3. поддержка интересов отечественных  экспортеров на внешних рынках  в целях восстановления и сохранения  их позиций на товарных мировых  рынках;

  4. проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;

  5. обеспечение наиболее благоприятных  для России условий погашения  внешнего долга и его обслуживания;

  6. достижение стабилизации курса  рубля по отношению к свободно  конвертируемым валютам; 

  7. обеспечение бесперебойной работы  транспортных магистралей, соединяющих  Россию с внешними рынками  (железнодорожный и автомобильный  транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач и т. д.).

  Главная цель экономической стратегии состоит  в восстановлении в России экономического роста. Разумеется, восстановление должно происходить на новой основе и  с помощью новых институтов рыночной экономики. Это означает формирование принципиально иной структуры экономики и образование промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия для перелива капитала в новое русло развития экономики[25, с.41].

  Приоритетами экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2010 - 2012 годы) станет реализация антикризисных мер, а также мер, ориентированных на решение долгосрочных задач модернизации и повышения конкурентоспособности экономики страны.

  К основным приоритетам следует отнести  выполнение социальных обязательств государства  перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего  спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

  Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции.

  Одновременно будут активизированы действия, обеспечивающие переход экономики на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. К ним относятся развитие человеческого капитала, модернизация системы образования, здравоохранения и пенсионной системы, развитие национальной инновационной системы, развитие технологической, транспортной и энергетической инфраструктуры.

  Последовательно будет обеспечиваться развитие рыночных институтов, реализация мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, развитие конкуренции, совершенствование  корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования экономической деятельности.

  Экономическое развитие России в предстоящий период будет формироваться под влиянием следующих факторов:

  – скорость выхода мировой экономики  из кризиса и динамика цен на основные сырьевые ресурсы;

  – степень адаптации российских компаний и банков к кризису и повышение  их конкурентоспособности, а также  динамика инвестиционных программ инфраструктурных компаний;

  – эффективность реализации мер государственной  антикризисной политики, а также  мероприятий по модернизации экономики.

  При сохранении умеренно низкой динамики цен на нефть в пределах 58-60 долларов США за баррель рост ВВП в 2010 году прогнозируется на уровне 0,9-1,6 %, в 2011 году – 1,1-3 %, в 2012 году – 3,1-4,3 процента. Достижение верхней границы соответствует варианту 2а прогноза и предполагает высокую результативность мер государственной экономической политики, а также повышение эффективности функционирования российских компаний.

  В прогнозный период произойдут значительные изменения в факторах, определяющих рост экономики.

  Фактор  внешнеэкономической конъюнктуры, выражающийся в росте доходов  от экспорта и в значительной степени  определявший высокие темпы роста российской экономики в 2004 - 2007 годах, будет иметь меньшее значение для восстановления после кризиса.

  В 2010 - 2012 годах, с учетом восстановления положительной динамики роста цен  на нефть и физических объемов  экспорта, данный фактор будет определять лишь 0,7-0,9 процентных пункта прироста ВВП.

  Ослабление  влияния внешних факторов отражает тенденцию замедления темпов прироста физических объемов экспорта от 1% до 3 % в прогнозный период при относительно стабильных мировых ценах на нефть (в реальном выражении в базовом бюджетном варианте). Таким образом, в отличие от прошлых лет рост экономики будет опережать динамику экспорта за счет увеличения вклада внутренних факторов.

  Внутренние  факторы, начиная с 2011 года, все в  большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно возрастает роль инвестиционного климата и государственной экономической политики.

  В варианте 1а жесткие внешнеэкономические  условия не компенсируются соответствующим улучшением качества экономического роста, требующего существенного повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, а также усиления инвестиционной составляющей.

  Умеренно-оптимистичный  сценарий (вариант 2а) в отличие от варианта 1а предполагает:

  Первое  – более активная реализация компаниями мероприятий по повышению конкурентоспособности  своей продукции, снижению издержек, внедрению эффективных технологий, завоеванию рынков и участию в  совместных с государством инновационных  и структурных проектах. При этом повышение конкурентоспособности будет выражаться в более высоких темпах роста частных инвестиций, более динамичном наращивании экспорта, особенно обрабатывающей продукции, и относительно более успешном импортозамещении.

  Второе  – формирование элементов национальной инновационной системы и повышение инвестиций в развитие человеческого капитала.

  Третье  – проведение более активной социальной политики (в том числе в бюджетном  секторе) в 2011 - 2012 годах, что будет  сдерживать увеличение дифференциации доходов.

  Четвертое – повышение эффективности использования  государственных инвестиций для  развития энергетической и транспортной инфраструктуры, реализации высокоэффективных  инновационных проектов и приоритетных отраслевых стратегий и программ.

  В целом, общий рост инвестиций (в том  числе в развитие инфраструктуры) обеспечит 0,5 процентных пункта дополнительного  прироста ВВП в 2010 году и до 1,1 процентных пункта в 2011 году.

  Определенный  вклад в повышение спроса окажет и более высокий рост доходов населения, прогнозируемый по варианту 2а. За счет этого и других социальных факторов активизации роста экономики будет обеспечено 0,1-0,2 процентных пункта прироста ВВП в 2011 - 2012 годах(Приложение 4).

  Важнейшим условием повышения эффективности  функционирования экономики является увеличение вложений в развитие инновационной системы России и в человеческий капитал.

  Объем инвестиций в инновационный сектор экономики 

  в 2002 - 2008 годах увеличился к предшествующему  семилетнему периоду (1995 - 2001 годы) в 1,75 раза. Вместе с тем, с 2008 года темп роста инвестиций в инновационный сектор резко замедлился. В результате вклад инновационного сектора в экономический рост, достигший максимума в 2007 - 2008 годах (1-1,1 процентных пункта ВВП), в 2009 году составил только 0,6 процентных пункта валового внутреннего продукта[25, с.46].

  Таким образом, за счет повышения эффективности  экономики в результате внедрения  инноваций и технологий, а также  роста инвестиций в инновационный  сектор может быть дополнительно  обеспечено 0,5-0,6 процентных пункта прироста ВВП в 2011 - 2012 годах по сравнению с 2009 годом.

  Одним из основных условий реализации варианта 2а является повышение доступности  кредитных ресурсов и рост реальных объемов кредитования. В 2010 году прогнозируется увеличение кредитования нефинансовых организаций и населения не менее чем на 13 %, в 2011 году – на 15-17 %, в 2012 году – на 25-27 процентов. Рост банковского кредитования будет зависеть не только от увеличения ресурсной базы банков (депозитов населения, дополнительной капитализации и внешних заимствований), но и от снижения рисков кредитования за счет предоставления государственных гарантий и точечной расчистки «плохих долгов» (особенно в авиакосмическом секторе, оборонном комплексе и автомобилестроении). Расширение активности банковского сектора и снижение процентных ставок является одним из важнейших факторов восстановления инвестиционной активности.

Информация о работе Экономическая безопасность страны