Экономическая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности государства, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
- рассмотреть механизм обеспечения экономической безопасности страны;
- проанализировать основные показатели экономической безопасности России;
- рассмотреть пути совершенствования экономического развития и экономической безопасности России.

Содержание

Введение 2
1.Теоретические основы экономической безопасности России 3
1.1 Нормативно-правовые основы экономической безопасности России 3
1.2 Понятие, структура и критерии экономической безопасности государства 3
1.3 Классификация угроз экономической безопасности 6
2. Анализ основных показателей экономической безопасности России 7
2.1 Анализ показателей внутреннего валового продукта 7
2.2 Анализ демографических показателей и инвестиций 8
2.3 Анализ устойчивости финансовой системы 9
2.4 Дифференциация социально-экономической ситуации в регионах России 9
3. Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России 11
Заключение 14

Работа содержит 1 файл

экономическая безопасность россии .docx

— 1.00 Мб (Скачать)

Наряду с положительными тенденциями – рост инвестиций в  основной капитал и рост собираемости налогов существуют и настораживающие  явления. Отметим два из них. Уровень монетизации экономики – отношение ВВП к денежному агрегату М2, резко выросший с началом проведения реформ, после кризиса 2008 г. остается практически на одном и том же уровне (см. рис 2.6).

 

 

Рис. 2.6 - Монетизация экономики17

 

Уровень монетизации экономики  имеет размерность 1/год и определяет собой скорость обращения денег  – агрегата М2. При анализе динамики этого показателя надо исходить из того, что ВВП имеет смысл только в годовом исчислении, так что  принимать во внимание следует только значения монетизации на конец года. В рассматриваемом периоде уровень  монетизации колеблется в пределах 6 – 7, и, таким образом, время обращения М2 составляет 1.7 – 2 месяца. Это свидетельствует о том, что деньги все же не идут в производственные инвестиции, поскольку время обращения денег в процессе производственных инвестиций существенно больше. Действительно, в процессе производственных инвестиций нужно ввести основные производственные фонды, иметь необходимые оборотные средства, наладить выпуск реальной продукции. Для этого требуется существенно большее время, чем 2 месяца. Пороговое значение этого показателя по данным ИЭ РАН составляет для сегодняшней ситуации 2.4 месяца. В развитых странах этот показатель лежит в пределах от 6 месяцев (США) до 1 года (Япония).

2.4 Дифференциация  социально-экономической ситуации  в регионах России

 

Нарастающая дифференциация региональной обстановки рассматривается как одна из серьезнейших угроз национальной и экономической безопасности. Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Россия представляет собой государство, уникальное по пространственной протяженности и степени региональной дифференциации. Для России характерны беспрецедентные контрасты между равноправными субъектами Федерации.

По уровню урбанизированности территории - от нулевого Усть-Ордынский Бурятский автономный округ – до 100% сельского населения и Москва – 100% городского населения. По площади территории в 388 раз - (Республика Саха и Северная Осетия–Алания). По численности населения – в 376 раз - (Москва и Эвенкийский автономный округ).

Крайне и неравномерно распределение ресурсов в регионах России. В Таблице 2.1 приведено распределение ресурсно-сырьевого потенциала некоторых регионов России.

Таблица 2.1 Распределение ресурсно-сырьевого потенциала регионов России18

Имеют место резкие контрасты  в специализации промышленности и сельского хозяйства регионов. При этом не всегда развитие производства коррелировано с имеющимися природными ресурсами.

Приведем несколько цифр, характеризующих глубину региональной социально-экономической дифференциации. Так, например, по такому показателю, как  просроченная кредиторская задолженность  на душу населения различия между  лидерами и аутсайдерами таковы: республика Дагестан – 874 руб. и Тюменская область  –50211 руб. (среднее по России – 11800 руб. среднеквадратическое отклонение – 9700 руб.). По показателю «доля убыточных  предприятий» лучше всего ситуация в Москве – 22%, хуже всего – ситуация в Читинской области (среднее  – 38%, среднеквадратическое отклонение – 8.4%). По показателю «отношение заработной платы к стоимости к стоимости  минимального набора продуктов питания» лучше всего выглядит Тюменская  область – 845%, хуже всего – республика Дагестан – 160% (среднее по России – 395%, среднеквадратическое отклонение – 96.5%).19

Такие же колоссальные различия наблюдаются по многим другим социально-экономическим  показателям. Такие резкие различия в экономике и социальной сфере  регионов затрудняют, а иногда и  делают невозможным проведение единой государственной экономической  политики – политики, которая была бы хотя бы сходна по эффективности  для территорий.

Специфика регионального  развития требует от региональных властей  проведения собственной социально-экономической  политики, что может привести к  утрате единства экономического и, в  пессимистическом сценарии, политического  пространства.

На Рис. 3.1. представлена динамика преступности в России с января 2010 г. по сентябрь 2011 г. Преступность определяется как число зарегистрированных преступлений на 100000 жителей. Видно, что показатель преступности ведет себя стабильно, так же, как и среднеквадратической значение показателя. Среднеквадратическое значение определяет разброс значений этого показателя по регионам России. Видно также, что значение среднеквадратического отклонения составляет почти одну треть от среднего значения. Это свидетельство большой дифференциации регионов и по этому показателю.

 

Рис. 2.7 - Динамика преступности20

 

Развитые регионы вследствие лучшего состояния инфраструктуры, более высокой оплаты труда, низкой социальной напряженности и других факторов начинают все более интенсивно привлекать капиталы и наиболее мобильные, молодые, профессионально подготовленные контингенты рабочей силы из регионов с низким уровнем социально-экономического развития. Как следствие, экономическая  ситуация на территории последних ухудшается, и, таким образом, возникает петля положительной обратной связи. Чем больше уровень дифференциации, тем больше скорость ее нарастания. Таким образом, проявляется характерные эффекты «внутрироссийской глобализации».

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что заметен существенный рост ВВП по сравнению с «провальным» 2008 г. – 2800 млрд. руб. При анализе ВВП следует также иметь в виду, что он определяется в текущих ценах, так что рост ВВП следует скорректировать на его индекс – дефлятор. После кризиса 2008 г. имел место существенный прирост, который в дальнейшем стал замедляться. Это можно объяснить тем, что импульс роста, приданный развитию экономики начал терять свое влияние. Можно утверждать, что начавшееся осенью 2011 г. падение мировых цен на нефть может существенно изменить поведение рассмотренных показателей – в зависимости от складывающейся экономической конъюнктуры и экономической политики Правительства. Если в 2000 г. регистрировался нулевой естественный прирост населения, то теперь прирост отрицательный, порядка 6 – 7 промилле в месяц. Предоставляем читателю самостоятельно выполнить прогноз численности населения России (без учета миграции) на ближайшие 10 лет с учетом сложившейся динамики, по существу, депопуляции нашей страны. Если на конец 2009 г. объем инвестиций составлял 700 млрд. руб., то в конце 2010 г. он превысил 1150 млрд. руб., или 17% ВВП. Такая динамика инвестиций внушает надежды на дальнейший экономический рост – при сохранении существующих макроэкономических тенденций. По сравнению с концом 2009 г. до конца 2010г. рост собираемости налогов составил (без учета инфляции) почти 100%. Это весьма благоприятная тенденция, причем есть надежда на то, что с учетом принятия нового налогового кодекса эта тенденция сохранится. Очевидно, такое явление является необходимым, хотя и недостаточным условием устойчивости финансовой системы. Нарастающая дифференциация региональной обстановки рассматривается как одна из серьезнейших угроз национальной и экономической безопасности. Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Россия представляет собой государство, уникальное по пространственной протяженности и степени региональной дифференциации. Для России характерны беспрецедентные контрасты между равноправными субъектами Федерации.

По уровню урбанизированности территории - от нулевого Усть-Ордынский Бурятский автономный округ – до 100% сельского населения и Москва – 100% городского населения. По площади территории в 388 раз - (Республика Саха и Северная Осетия–Алания). По численности населения – в 376 раз - (Москва и Эвенкийский автономный округ). Крайне и неравномерно распределение ресурсов в регионах России.

 

3. Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России

 

Стратегической целью  обеспечения экономической безопасности является создание приемлемых условий  для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного  противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Государственная стратегия  в области обеспечения экономической  безопасности России должна быть ориентирована, прежде всего, на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений, что способно вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и  народностями. Эта стратегия должна осуществляться, прежде всего, через  систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и  иные организации и объединения.

Государственная стратегия  экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени (ближайшие 15-20 лет) и стать ориентиром при принятии важнейших политических и хозяйственных решений. В связи  с этим некоторые важные положения  государственной деятельности по обеспечению  экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.

Наиболее важными задачами в обеспечении экономической  безопасности, должны стать:

1. регулирование развития  внешней торговли при соблюдении  экономических интересов России  и обеспечение ее экономической  безопасности, повышение экономической  эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство;

2. дальнейшее развитие  экспортного потенциала, в первую  очередь, за счет расширения  производства машин, оборудования  и других высокотехнологических  товаров, проведение политики  импортозамещения;

3. поддержка интересов  отечественных экспортеров на  внешних рынках в целях восстановления  и сохранения их позиций на  товарных мировых рынках;

4. проведение в рамках  общепринятых процедур политики  разумного протекционизма в отношении  отечественных производителей, не  являющихся монополистами на  внутреннем рынке; 

5. обеспечение наиболее  благоприятных для России условий  погашения внешнего долга и  его обслуживания;

6. достижение стабилизации  курса рубля по отношению к  свободно конвертируемым валютам; 

7. обеспечение бесперебойной  работы транспортных магистралей,  соединяющих Россию с внешними  рынками (железнодорожный и автомобильный  транспорт, магистральные газопроводы  и нефтепроводы, межсистемные и  межрегиональные линии электропередач  и т. д.).

Главная цель экономической  стратегии состоит в восстановлении в России экономического роста. Разумеется, восстановление должно происходить  на новой основе и с помощью  новых институтов рыночной экономики. Это означает формирование принципиально  иной структуры экономики и образование  промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия  для перелива капитала в новое  русло развития экономики.

Приоритетами экономической  политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2012 - 2014 годы) станет реализация антикризисных мер, а также мер, ориентированных на решение долгосрочных задач модернизации и повышения конкурентоспособности экономики страны.

К основным приоритетам следует  отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего  спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться  курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции.

Одновременно будут активизированы действия, обеспечивающие переход экономики  на инновационный тип развития в  соответствии с Концепцией долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и  Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации  на период до 2012 года. К ним относятся  развитие человеческого капитала, модернизация системы образования, здравоохранения  и пенсионной системы, развитие национальной инновационной системы, развитие технологической, транспортной и энергетической инфраструктуры.

Последовательно будет обеспечиваться развитие рыночных институтов, реализация мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, развитие конкуренции, совершенствование корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования  экономической деятельности.

Экономическое развитие России в предстоящий период будет формироваться  под влиянием следующих факторов:

- скорость выхода мировой  экономики из кризиса и динамика  цен на основные сырьевые ресурсы;

- степень адаптации российских  компаний и банков к кризису  и повышение их конкурентоспособности,  а также динамика инвестиционных  программ инфраструктурных компаний;

Информация о работе Экономическая безопасность России